Национальная политика Александра III
план-конспект урока по истории (9 класс)

Сибикин Александр Андреевич

 Конспект урока на тему "Национальная политика Александра III"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natsionalnaya_politika_a3.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Сибикин Александр Андреевич, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии
№ 505 Красносельского района Санкт-Петербурга

Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных автором на уроке: История России, 9 класс. Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций.
/Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. под ред. А.В. Торкунова – М.: Просвещение, 2016.

Тема: «Национальная и религиозная политика Александра III»

Класс: 9

Место урока: Раздел IV. Россия в 1880 – 1890-е гг. Урок 44

Тип урока: Комбинированный урок.

Используемые педагогические технологии:

технология развития критического мышления (в части работы с информацией);

технология проблемного обучения (в части формулировки исследовательской проблемы);

технология группового обучения (в части организации группового взаимодействия);

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, материалы для самостоятельной работы (карта, исторический источник, рабочие листы)

Цель урока: способствовать формированию представления об особенностях национальной политики Александра III

Задачи:

обеспечить актуализацию обучающимися имеющихся знаний о национальной политике императоров Николая I и Александра II;

продолжить формирование представления о приоритетах национальной политики Российской империи в 1880-е гг.;

выяснить особенности национальной политики Александра III в различных регионах Российской империи.

.

В контексте сформулированной цели и задач предполагается формирование следующих компетенций:

Формирование предметных компетенций

умение самостоятельно анализировать источниковую базу по изучаемому историческому периоду;

Формирование метапредметных компетенций

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Формирование личностных компетенций

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Формы и методы диагностики основных компетенций (подробно представлены в технологической карте урока): предметные – оцениваются учителем при анализе правильности выполнения заданий на этапе актуализации и систематизации изученных знаний; метапредметные - при анализе выполнения продуктивных заданий на всех этапах уроках, в том числе и при работе в парах, работе с критериями оценки сочинений; личностные – в ходе наблюдения учителем за работой обучающихся в течение урока. 

Этапы учебного занятия.

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель этапа: создать условия для самостоятельной актуализации обучающимися имеющихся знаний об изучаемом периоде

Оформление классной доски:

Основные понятия и термины (национальная политика, черта оседлости, просветительская политика, христианизация, воинствующий национализм, русификация)

Учитель: приветствует обучающихся и проверяет готовность к уроку

Учитель: на предыдущих уроках мы приступили к изучению эпохи Александра III. Нами были рассмотрены и выявлены особенности его внутренней политики. Политика императора не была лишена противоречий и определенного отрицания предшествующей эпохи.

Перед тем как мы начнем, хочу обратить ваше внимание на то, как организована наша работа, посмотрите на свои номера в группе и номер самой группы, в конце урока нам предстоит подвести итог нашей деятельности и выставить отметки с помощью рефлексивной карты.

Сейчас возвращаемся к року.

Прошу вас вспомнить особенности внутренней политики Александра III, для этой цели мы выполним задание.

На экране слайд: Прочитайте приведенные ниже предложения, некоторые из них относятся к особенностям внутренней политики Александра III, выберите подходящие утверждения.

  1. Время правления Александра III называют временем «Контрреформ»
  2. В целом внутренняя Политика Александра III представляла собой попытку сохранить и укрепить существующий строй.
  3. Экономическая политика Александра III позволила укрепить финансовое положение страны, дала новый толчок росту промышленности
  4. В эпоху Александра III завершается процесс христианизации нерусских народов.
  5. Во время царствования Александра III появляются первые русские марксистские организации
  6. Внутренняя политика Александра III полностью продолжала политический курс Александра II

Ученики: выбирают ответы: 1,2,3,5, но не указывают ответ 4

Учитель: обращает внимание на правильность выбранных ответов и отмечает, что верно и утверждение №4. Учитель предлагает сформулировать тему урока.

         Ученики формулируют тему.

         На экране слайд: тема урока «Национальная и религиозная политика Александра III»

         Учитель предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель и задачи урока.

         Ученики формулируют цель и задачи урока.

II. Систематизация изученного материала.

          Цель этапа: организовать процесс систематизации актуализированных на первом этапе сведений об изучаемом периоде.   

Учитель обращает внимание учеников на слайд и просит назвать отмеченные на карте регионы империи.

               На экране слайд: карта Российской империи. Задание: какие регионы традиционно были под пристальным вниманием российского правительства?

Ученики формулируют примерные ответы (Прибалтика, Финляндия, Украина, Белоруссия, Кавказ, Поволжье, Сибирь)

Учитель просит сформулировать ответ на вопрос. Почему в России национальная политика является одним из приоритетных направлений политики.

Ученики формулируют примерные ответы

Учитель обращает внимание на карту и просит учеников вспомнить какую политику проводили предшественники Александра III.

Ученики вспоминают политику императоров Николая I и Александра II, сравнивают с политикой Александра III.

Учитель подводит итог и совместно с учениками формулирует проблемный вопрос: «Воинствующий национализм и русификация окраин. Благо или причина будущих потрясений»

    III. Организация групповой работы.

          Цель этапа: создание условий для выявления основных особенностей национальной политики в Российской империи в 1880-е гг.

Учитель напоминает, что одной из задач урока является выявление особенностей национальной политики Александра III в различных регионах Российской империи. Просит каждую группу дать характеристику национальной политике и сформулировать утверждение по теме, представить аргументы в поддержку утверждения.

Регионы империи по группам:

1гр. Финляндия и Прибалтика

2 гр. Украина и Белоруссия

3гр. Кавказ и Средняя Азия

4 гр. Поволжье и Сибирь

Ученики знакомятся с материалами учебника и дополнительными материалами, формулируют тезис и аргументы к нему, затем делают общий вывод.

Учитель предлагает представителю каждой группы озвучить свое утверждение по конкретному региону

  1. Сформировать представление об особенностях национальной политики Александра III.        

Цель этапа: создание условий для формирования представления об особенностях национальной политики в регионах империи

Ученики представляющие группы озвучивают и аргументируют свои утверждения. Оставшиеся представители групп записывают в тетрадь. В след за этим другие представители групп дают характеристики основным терминам и понятиям, записанным на доске.

Учитель предлагает в качестве итога урока рассмотреть памятник императору Александру III открытому в Петербурге в 1909 году.

 Через 15 лет после смерти императора последующая эпоха увековечивает предыдущую великолепным модернистским монументом. Ко всеобщему изумлению, проект модного скульптора Паоло Трубецкого выбрала вдова Александра III, императрица-мать Мария Федоровна. Вместо официального памятника монументализированный гротеск. Современники, а еще более, потомки, увидят в памятнике портрет эпохи.

Ученики делают выводы о противоречивости национальной политики и эпохи Александра III

  1. Домашнее задание.

Учитель просит обучающихся записать домашнее задание.

Технологическая карта урока

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Диагностика результатов

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель этапа: создать условия для самостоятельной актуализации обучающимися имеющихся представлений об изучаемом периоде

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. (учитель заранее готовит дополнительные материалы (исторические источники, карты, рабочие листы)  

Учитель предлагает выполнить задание и самостоятельно сформулировать тему урока.

Обучающиеся приветствуют учителя

Обучающиеся предполагают, аргументируют свою точку зрения.

Обучающиеся демонстрируют готовность к обучению.

                                                                                                                                                                                  Итого: 

  1. Систематиза

ция изученного материала.

Цель этапа: организовать процесс самостоятельной систематизации актуализированных на первом этапе сведений об изучаемом периоде.

Учитель обращает внимание учеников на слайд и просит назвать отмеченные на карте регионы империи.

Учитель обобщает ответы, просит дать ответ на вопрос: «Почему в России национальная политика является одним из приоритетных направлений политики»

Учитель подводит итог обсуждению, предлагает вспомнить политику императоров Николая I и Александра II

Обучающиеся работают в группах и формулируют примерные ответы

Обучающиеся предполагают, аргументируют свою точку зрения. 

Учитель подводит итог и совместно с учениками формулирует проблемный вопрос: «Воинствующий национализм и русификация окраин. Благо или причина будущих потрясений»

                                                                                                                                                                                 Итого:

III. Организация групповой работы.

Цель этапа: создание условий для выявления основных особенностей национальной политики в Российской империи в 1880-е гг.

Учитель напоминает, что одной из задач урока является выявление особенностей национальной политики Александра III в различных регионах Российской империи. Просит каждую группу дать характеристику национальной политике и сформулировать утверждение по теме, представить аргументы в поддержку утверждения.

Учитель предлагает представителю каждой группы озвучить свое утверждение по конкретному региону.

Ученики знакомятся с материалами учебника и дополнительными материалами, формулируют тезис и аргументы к нему, затем делают общий вывод.

  1. Сформировать представление об особенностях национальной политики Александра III 

Цель этапа: создание условий для формирования представления об особенностях национальной политики в регионах империи

Учитель предлагает в качестве итога урока рассмотреть памятник императору Александру III открытому в Петербурге в 1909 году.

Ученики представляющие группы озвучивают и аргументируют свои утверждения. Оставшиеся представители групп записывают в тетрадь. В след за этим другие представители групп дают характеристики основным терминам и понятиям, записанным на доске.

                                                                                                                                                                                  Итого: 5 минут

V. Домашнее задание.

Учитель формулирует домашнее задание

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

Внутренняя политика Александра 1

Урок для учащихся 8 класса...

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

План проведения открытого урока...

Интерактивный урок по дисциплине «История» на тему « Внешняя политика Александра I.Отечественная война 1812г.»

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий, интерактивных методов. Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьюте...

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Проект отмены крепостного права Аракчеева. Проект конституции  Николая Николаевича Новосильцева. Польский эксперимент. Военные поселения....

Самостоятельная работа по истории на тему "Экономическое и общественное развитие в годы правления Александра III. Национальная политика Александра III" (8 класс)

Самостоятельная работа имеет 4 части (базовый уровень) Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы. Часть 4. Допишите... В профильном уровне работа представленна т...

Национальная политика Александра I

Национальная политика Александра I...