Национальная политика Александра III
план-конспект урока по истории (9 класс)
Конспект урока на тему "Национальная политика Александра III"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnaya_politika_a3.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сибикин Александр Андреевич, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии
№ 505 Красносельского района Санкт-Петербурга
Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных автором на уроке: История России, 9 класс. Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций.
/Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. под ред. А.В. Торкунова – М.: Просвещение, 2016.
Тема: «Национальная и религиозная политика Александра III»
Класс: 9
Место урока: Раздел IV. Россия в 1880 – 1890-е гг. Урок 44
Тип урока: Комбинированный урок.
Используемые педагогические технологии:
технология развития критического мышления (в части работы с информацией);
технология проблемного обучения (в части формулировки исследовательской проблемы);
технология группового обучения (в части организации группового взаимодействия);
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, материалы для самостоятельной работы (карта, исторический источник, рабочие листы)
Цель урока: способствовать формированию представления об особенностях национальной политики Александра III
Задачи:
обеспечить актуализацию обучающимися имеющихся знаний о национальной политике императоров Николая I и Александра II;
продолжить формирование представления о приоритетах национальной политики Российской империи в 1880-е гг.;
выяснить особенности национальной политики Александра III в различных регионах Российской империи.
.
В контексте сформулированной цели и задач предполагается формирование следующих компетенций:
Формирование предметных компетенций | умение самостоятельно анализировать источниковую базу по изучаемому историческому периоду; |
Формирование метапредметных компетенций | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; | |
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; | |
Формирование личностных компетенций | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. |
Формы и методы диагностики основных компетенций (подробно представлены в технологической карте урока): предметные – оцениваются учителем при анализе правильности выполнения заданий на этапе актуализации и систематизации изученных знаний; метапредметные - при анализе выполнения продуктивных заданий на всех этапах уроках, в том числе и при работе в парах, работе с критериями оценки сочинений; личностные – в ходе наблюдения учителем за работой обучающихся в течение урока.
Этапы учебного занятия.
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель этапа: создать условия для самостоятельной актуализации обучающимися имеющихся знаний об изучаемом периоде
Оформление классной доски:
Основные понятия и термины (национальная политика, черта оседлости, просветительская политика, христианизация, воинствующий национализм, русификация)
Учитель: приветствует обучающихся и проверяет готовность к уроку
Учитель: на предыдущих уроках мы приступили к изучению эпохи Александра III. Нами были рассмотрены и выявлены особенности его внутренней политики. Политика императора не была лишена противоречий и определенного отрицания предшествующей эпохи.
Перед тем как мы начнем, хочу обратить ваше внимание на то, как организована наша работа, посмотрите на свои номера в группе и номер самой группы, в конце урока нам предстоит подвести итог нашей деятельности и выставить отметки с помощью рефлексивной карты.
Сейчас возвращаемся к року.
Прошу вас вспомнить особенности внутренней политики Александра III, для этой цели мы выполним задание.
На экране слайд: Прочитайте приведенные ниже предложения, некоторые из них относятся к особенностям внутренней политики Александра III, выберите подходящие утверждения.
- Время правления Александра III называют временем «Контрреформ»
- В целом внутренняя Политика Александра III представляла собой попытку сохранить и укрепить существующий строй.
- Экономическая политика Александра III позволила укрепить финансовое положение страны, дала новый толчок росту промышленности
- В эпоху Александра III завершается процесс христианизации нерусских народов.
- Во время царствования Александра III появляются первые русские марксистские организации
- Внутренняя политика Александра III полностью продолжала политический курс Александра II
Ученики: выбирают ответы: 1,2,3,5, но не указывают ответ 4
Учитель: обращает внимание на правильность выбранных ответов и отмечает, что верно и утверждение №4. Учитель предлагает сформулировать тему урока.
Ученики формулируют тему.
На экране слайд: тема урока «Национальная и религиозная политика Александра III»
Учитель предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель и задачи урока.
Ученики формулируют цель и задачи урока.
II. Систематизация изученного материала.
Цель этапа: организовать процесс систематизации актуализированных на первом этапе сведений об изучаемом периоде.
Учитель обращает внимание учеников на слайд и просит назвать отмеченные на карте регионы империи.
На экране слайд: карта Российской империи. Задание: какие регионы традиционно были под пристальным вниманием российского правительства?
Ученики формулируют примерные ответы (Прибалтика, Финляндия, Украина, Белоруссия, Кавказ, Поволжье, Сибирь)
Учитель просит сформулировать ответ на вопрос. Почему в России национальная политика является одним из приоритетных направлений политики.
Ученики формулируют примерные ответы
Учитель обращает внимание на карту и просит учеников вспомнить какую политику проводили предшественники Александра III.
Ученики вспоминают политику императоров Николая I и Александра II, сравнивают с политикой Александра III.
Учитель подводит итог и совместно с учениками формулирует проблемный вопрос: «Воинствующий национализм и русификация окраин. Благо или причина будущих потрясений»
III. Организация групповой работы.
Цель этапа: создание условий для выявления основных особенностей национальной политики в Российской империи в 1880-е гг.
Учитель напоминает, что одной из задач урока является выявление особенностей национальной политики Александра III в различных регионах Российской империи. Просит каждую группу дать характеристику национальной политике и сформулировать утверждение по теме, представить аргументы в поддержку утверждения.
Регионы империи по группам:
1гр. Финляндия и Прибалтика
2 гр. Украина и Белоруссия
3гр. Кавказ и Средняя Азия
4 гр. Поволжье и Сибирь
Ученики знакомятся с материалами учебника и дополнительными материалами, формулируют тезис и аргументы к нему, затем делают общий вывод.
Учитель предлагает представителю каждой группы озвучить свое утверждение по конкретному региону
- Сформировать представление об особенностях национальной политики Александра III.
Цель этапа: создание условий для формирования представления об особенностях национальной политики в регионах империи
Ученики представляющие группы озвучивают и аргументируют свои утверждения. Оставшиеся представители групп записывают в тетрадь. В след за этим другие представители групп дают характеристики основным терминам и понятиям, записанным на доске.
Учитель предлагает в качестве итога урока рассмотреть памятник императору Александру III открытому в Петербурге в 1909 году.
Через 15 лет после смерти императора последующая эпоха увековечивает предыдущую великолепным модернистским монументом. Ко всеобщему изумлению, проект модного скульптора Паоло Трубецкого выбрала вдова Александра III, императрица-мать Мария Федоровна. Вместо официального памятника монументализированный гротеск. Современники, а еще более, потомки, увидят в памятнике портрет эпохи.
Ученики делают выводы о противоречивости национальной политики и эпохи Александра III
- Домашнее задание.
Учитель просит обучающихся записать домашнее задание.
Технологическая карта урока
Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | Диагностика результатов |
Цель этапа: создать условия для самостоятельной актуализации обучающимися имеющихся представлений об изучаемом периоде | Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. (учитель заранее готовит дополнительные материалы (исторические источники, карты, рабочие листы) Учитель предлагает выполнить задание и самостоятельно сформулировать тему урока. | Обучающиеся приветствуют учителя Обучающиеся предполагают, аргументируют свою точку зрения. | Обучающиеся демонстрируют готовность к обучению. | |
Итого: | ||||
ция изученного материала. Цель этапа: организовать процесс самостоятельной систематизации актуализированных на первом этапе сведений об изучаемом периоде. | Учитель обращает внимание учеников на слайд и просит назвать отмеченные на карте регионы империи. Учитель обобщает ответы, просит дать ответ на вопрос: «Почему в России национальная политика является одним из приоритетных направлений политики» Учитель подводит итог обсуждению, предлагает вспомнить политику императоров Николая I и Александра II | Обучающиеся работают в группах и формулируют примерные ответы Обучающиеся предполагают, аргументируют свою точку зрения. Учитель подводит итог и совместно с учениками формулирует проблемный вопрос: «Воинствующий национализм и русификация окраин. Благо или причина будущих потрясений» | ||
Итого: | ||||
III. Организация групповой работы. Цель этапа: создание условий для выявления основных особенностей национальной политики в Российской империи в 1880-е гг. | Учитель напоминает, что одной из задач урока является выявление особенностей национальной политики Александра III в различных регионах Российской империи. Просит каждую группу дать характеристику национальной политике и сформулировать утверждение по теме, представить аргументы в поддержку утверждения. Учитель предлагает представителю каждой группы озвучить свое утверждение по конкретному региону. | Ученики знакомятся с материалами учебника и дополнительными материалами, формулируют тезис и аргументы к нему, затем делают общий вывод. | ||
Цель этапа: создание условий для формирования представления об особенностях национальной политики в регионах империи | Учитель предлагает в качестве итога урока рассмотреть памятник императору Александру III открытому в Петербурге в 1909 году. | Ученики представляющие группы озвучивают и аргументируют свои утверждения. Оставшиеся представители групп записывают в тетрадь. В след за этим другие представители групп дают характеристики основным терминам и понятиям, записанным на доске. | ||
Итого: 5 минут | ||||
V. Домашнее задание. | Учитель формулирует домашнее задание | Итого: | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "
Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...
Внутренняя политика Александра 1
Урок для учащихся 8 класса...
Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.
План проведения открытого урока...
Интерактивный урок по дисциплине «История» на тему « Внешняя политика Александра I.Отечественная война 1812г.»
Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий, интерактивных методов. Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьюте...
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Проект отмены крепостного права Аракчеева. Проект конституции Николая Николаевича Новосильцева. Польский эксперимент. Военные поселения....
Самостоятельная работа по истории на тему "Экономическое и общественное развитие в годы правления Александра III. Национальная политика Александра III" (8 класс)
Самостоятельная работа имеет 4 части (базовый уровень) Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы. Часть 4. Допишите... В профильном уровне работа представленна т...
Национальная политика Александра I
Национальная политика Александра I...