Методическая разработка дистанционного урока для 6 класса по Всеобщей истории Феодальная раздробленность
методическая разработка по истории (6 класс)
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме « Феодальная раздробленность» предназначен для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Методическая разработка предусматривает индивидуальный подход в рамках дистанционного преподавания предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
feodalnaya_razdroblennost.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
для 6 класса по Всеобщей истории
Феодальная раздробленность
учителя истории
Тарасовой Светланы Анатольевны
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме
« Феодальная раздробленность».
Цели:
Образовательная – помочь осознать причины установления феодальной раздробленности в Европе и усвоить основные понятия и события этого периода.
Развивающая-
– продолжить работу над развитием познавательного интереса к истории
- умение определять проблему и находить пути ее решения,
-анализировать документы, комментировать источники, формулировать выводы
-работать с картой
-самостоятельно искать ответы в тексте учебника
Воспитательная – содействовать воспитанию у учащихся нравственных качеств, этических норм, дисциплинированности, ответственного отношения к учебному труду.
Коррекционная-
-анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления
-понимать причинно-следственные зависимости
-развитие абстрактного мышления и воображения
Тип урока: комбинированный
Метод: проблемный.
Форма организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа над проблемой
Приёмы: опережающие задания, беседа, работа с картой, работа с историческим документом, тестом учебника.
Оборудование: презентация, учебный комплекс « Российская и Всеобщая история», компьютер, учебник, карта.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
Разминка:
Учитель | Ученик |
феодальная | лестница |
Хлодвиг из династии | Меровингов |
Карл Великий стал импертором в | 800 году |
Часть урожая, которая отдавалась сеньору | оброк |
" Нет человека без…." | господина |
вассал герцога | барон |
даровые работа крестьянина в усадьбе своего сеньора | барщина |
2. Постановка проблемы
Учитель: Что сегодня мы будем изучать на уроке?
Постановка проблемы: выслушать отрывки из источников, проанализировать и помочь ученики сформулировать проблему.
«Жалоба о разделе империи» Флора Лионского, сер. XIвека
Справочные сведения
Учитель: Какой возникает вопрос? Нет ли противоречия в этих сведениях?
Проблема урока: Почему период с IX по XV век называют раздробленным в IX веке, если империя была уже восстановлена в X веке?
Учитель: План урока:
Презентация: слайд 2
1. Раздробленность империи
2. Причины феодальной раздробленности.
3. Образование « Священной империи»
3. Подготовка к изучению новой темы
Учитель: Мы уже знаем, что произошло в 843 году?
Ученик: империя Карла Великого была разделена между 3 его внуками в городе Вердене.
Презентация: слайд 3
Учитель: Почему это произошло?
Ученик: - империя состояла из разных народностей и все они стремились освободиться от завоевателей
-в империи не было единого войска и феодалам по одиночки приходилась справляться с набегами варварских племен
- не было согласия и между наследниками Карла Великого
Уч. комплекс - модуль 1
Учитель: Посмотри внимательно на дату и высчитай правильно век
Запиши хронологические рамки периода Феодальной раздробленности Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках.
Учитель: Мы знаем, что на месте империи Карла Великого образовалось 3 королевства, какие?
Ученик:
Западно- Франкская империя- Франция
Восточно-Франкская империя- Германия
Королевство Лотаря- Италия
Презентация: слайд 3
4. Изучение нового материала
В тот период произошла государственная раздробленность, но остальные сферы жизни раздробленность не затронула. Жители этих государств продолжали считать себя единым целым
Учитель: Опираясь на текст учебника( стр. 49), докажи
Ученик: в церквах богослужение велось на едином латинском языке.
Физкультминутка
Презентация: слайд 9
Презентация: слайд 4
Прочитай черты, которые характеризуют государственную раздробленность, а теперь познакомимся с чертами феодальной раздробленности
Учитель: Что такое феодальная раздробленность?
Во времена феодальной раздробленности владение любого крупного феодала стало как бы государством в государстве.
Учитель: Почему это произошло? В чем причины раздробленности?
Учитель: Давай, вспомним, что мог делать феодал в своём владении?
Работа с учебником стр.51
Ученик: 1) собирал налоги с подвластной ему территории
2) судил население
3) объявлял войну и заключал мир с соседями
Учитель: К чему могла привести такая самостоятельность?
Учебник стр. 51
Учитель: а правило « Вассал моего вассала – не мой вассал» действовало в интересах короля?
Ученик: нет, так как вышедший из повиновения герцог, мог и не слушаться короля, а король не мог призвать баронов и рыцарей, так как они не были его вассалами.
Учитель: Итак, почему наступила феодальная раздробленность?
Презентация: слайд 7
Ученик: Феодальное землевладение и усиление власти крупных феодалов
Презентация: слайд 6
Учитель: В чем еще причина раздробленности?
Учеб. комплекс: файл 2
Учитель: Какое хозяйство здесь показано?
Ученик: натуральное хозяйство, при котором жители сами обеспечивали себя всем необходимым для жизни, а значит не нуждались в торговых связях и могли прожить самостоятельно, отделившись в отдельное государство
Учитель: Кроме того, такая независимость способствовала частым междоусобным войнам, что также ослабляла эти государства
Учитель: Являлись ли королевства Франция, Италия и Германия едиными и централизованными?
Работа с картой стр. 53 учебник
Ученик: нет, так они состояли из множества раздробленных герцогств и графств
Презентация: слайд 10
Учитель: Во Франции королем был избран один из графов, Гуго Капета. Королю принадлежали лишь Париж и Орлеан, но и там он не был полным хозяином. Король зависел от вассалов, а они раздирали страну на части.
Презентация: слайд 11
В Италии многочисленные герцогства и графства вели постоянные междоусобные войны
Германия состояла из множества герцогств образованных на территории бывших племенных объединений, поэтому были различия между ними в языке и обычаях. Феодальная раздробленность в соседней Германии началась позже. У германского государства было много врагов, особо опасными были венгры. Их конница держала в страхе всю Европу.
В начале X века в Восточно-Франкском королевстве умер последний король из династии Каролингов и корону, в результате борьбы, получил герцог Саксонии, Генрих I, по прозвищу Птицелов. Он смог объединить под своей властью многие германские герцогства, а сын его Оттон I решил возродить державу Карла Великого.
В 962 году он вторгся в Италию, обещая Папе Римскому навести порядок, он добился коронации императорской короной.
Физкультминутка: гимнастика для глаз
Презентация: слайд 15
Презентация: слайд 12
Учитель: Какие территории империи Карла Великого не вошли в состав империи Оттона I ?
Карта стр. 53
Ученик: Франция, Южная Италия
Учитель: Можно ли было империю Оттона I, Священную Римскую империю считать единым имперским государством ?
Работа по учебнику стр.55
Ученик: нет, потому что
- отсутствовала единая армия(герцоги и графы отказывались приводить свои дружины в имперское войско)
- отсутствовали единые законы и деньги( сами издавали законы и чеканили монеты)
- в Германии и Италии отсутствовала единая столица и правительство
Учитель: Давай сделаем выводы и ответим на проблемный вопрос
С распадом империи Карла Великого Западная Европа раздробилась на королевства.
Европейские королевства охватила феодальная раздробленность.
Священная Римская империя не была единым государством –внутри ее сохранялась феодальная раздробленность.
Учеб. Комплекс: модуль!
5. Рефлексия
Вставьте в правильном порядке причины и следствия в процессе развития феодальных отношений
Учеб. комплекс: модуль ?
6. Домашнее задание:
Параграф 3 , записи.
Работа с документом.
Письмо Одона, графа Блуасского, королю Франции.
«Удивляешь ты меня, государь мой, как столь поспешно, не разобрав дела, присудил ты меня недостойным феода твоего. Ведь родовитость у меня есть. Если дело касается исполнения службы, то хорошо тебе ведомо, что, пока я был у тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, Ежели потом, когда данный мне феод решил ты отобрать, я, обороняя себя и свой феод, нанёс тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздражённый несправедливостью и вынужденный необходимостью. Ибо как же я смогу не оборонять своего феода? Бога и душу свою ставлю, что лучше предпочту умереть на своём феоде, нежели жить без феода».
Вопросы к документу:
– Из-за чего произошла ссора между сеньором и вассалом?
– Почему в период феодальной раздробленности могли появиться подобные письма?
– Как граф оправдывает свои действия?
– Вынесите справедливое решение по этому письму. На чьей стороне будут герцоги и графы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»
Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой....
Тест по истории "Феодальная раздробленность на Руси", 6 класс
Пояснительная запискаТест составлен на основе:Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. /Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2012.История России. 6 класс: контрольно-измерите...
тест по истории .Феодальная раздробленность. Татаро-монгольское нашествие
Тест предназначен для 10 классов...
Методическая разработка для 4 класса "Читаем последнюю историю о лете".
Урок рассматривает новые грамматические конструкции и новый лексический материал. В ходе урока используются информационно-коммуникативные технологии: презентация Power Point, которая включает тео...
Тест по истории "Феодальная раздробленность на Руси" 10 кл
Тест можно использовать для текущего контроля знаний в 10 классе при прохождении темы "Феодальная раздробленность на Руси"...
Методическая разработка раздела образовательной программы по всеобщей истории в 5 классе «Эпоха первобытных людей» и «Древний Восток» (в контексте УУД)
Представленный материал нацелен на применение на уроках всеобщей истории 5 класс.Представляет собой сочетание теоретического материала и некоторых практических методов и приемов работы с учащимися....
контрольная работа по истории "Феодальная раздробленность на Руси"
Материалы для проведения контрольной работы (2 варианта)...