урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_obobshchenie.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс. История
Урок – обобщение по теме «Феодальная раздробленность Киевской Руси»
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой.
2. Развивать историческое мышление, точно отвечать на поставленные вопросы.
3. Способствовать формированию нравственных чувств, познавательного интереса к истории.
Эпиграф: «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько новых зерен – княжеств» (Рыбаков Б.А.)
Учитель: Сомова Е.В.
План урока (на доске)
- Основные периоды феодального строя.
- Основные черты феодального строя.
- Город – важнейший элемент феодального общества.
- Последствия феодальной раздробленности.
Ход урока
I Организация класса.
II Работа над темой урока.
Доска: I Таблица «Периоды развития феодального строя»
I Раннефеодальное гос-во IX-XII вв.
II Феодальная раздробленность XII-XV вв.
III Централизованное гос-во XV-XVII вв.
IV Разложение феодальных отношений и зарождение капиталистических отношений XVII-XIX вв.
Вопросы: 1) Какой период в истории Киевской Руси мы уже изучили?
2) Какой период феодального строя изучаем?
3) Какая из предложенных карт соответствует I период?
4) Какая карта соответствует периоду?
Работа с картой «Раннефеодальное гос-во Киевской Руси в IX-XII вв.
Вопросы: 1. Показать границы реннефеодального гос-ва Киевской Руси?
2. Походы князя Святослава.
3. Путь из «варяг в греки».
Работа с картой «Борьба Киевской Руси с иноземными завоевателями в XIII В.
Вопросы: 1) На какие княжества распалась Киевская Русь?
2) Место вторжения немецких и шведских феодалов.
3) Битва на реке Калке.
4) I и II походы хана Батыя на Русь.
Проблемное задание: Что общего между Киевской Русью и империей Карла Великого?
- Периоды Развития государства.
- Формы правления
- Завоевательские походы.
Много сделали киевские князья для укрепления государственной власти, роста международного авторитета и укрепления обороноспособности страны. Вам уже известны многие их имена.
Проблемное задание: Прослушайте рассказы о князьях (без указания имени). Попробуйте узнать о каком князе идет речь в рассказе.
- Князь Игорь
- Владимир Мономах
- Александр невский
(рассказы представлены учениками)
II Отличительные черты феодального строя.
Вопросы: 1) Назовите отличительные черты феодального строя (ученики зачитывают в тетради слова, выписанные из учебника дома характеризующие черты феодального строя) 3-4 ученика.
Обобщаем:
1. Класс феодалов и зависимых крестьян.
2. Феодальная собственность на землю.
3. Личная зависимость крестьян.
4. Феодальные повинности.
5. Господство натурального хозяйства.
6. Усобицы.
7. Господство религии.
Вопрос: Почему феодальный строй более прогрессивен по сравнению с предыдущим строем? (отвечают 3-4 ученика)
Обобщаем: 1) Труд зависимых крестьян более производителен.
2) Более совершенны орудия труда.
3) Имеются узлы прочности – феодальные вотчины.
Вопрос: Каковы причины феодальной раздробленности (2-3 ученика называют).
Обобщаем: 1) Слабые экономические связи.
2) Господство натурального хозяйства.
3) Стремление бояр отсидеться в вотчинах.
4) Дальнейшее развитие феодальных отношений.
5) Рост и развитие городов.
III Задание: Докажите, что город стал важнейшим элементом феодального общества? (рассказывает 1 ученик)
Проблемное задание: Прослушайте рассказ без названия о древних городах. Укажите и назовите их.
- Киев
- Козельск
- Новгород
(рассказы представляют 3 ученика. Это их творческая работа, рассказы оформлены на альбомных листах).
Пока класс отгадывает город, у доски 1 ученик составляет таблицу.
IV «Последствия феодальной раздробленности К. Руси в XII-XIII вв.»
Положительные | Отрицательные |
Расцвет хозяйственной жизни | Усобицы |
Расцвет городов | Конфликты князей и бояр |
Расцвет культуры | Дробление княжеств между наследниками |
Сохранение единого языка. | Ослабление обороны |
Легче наводить и управлять порядком. | Нарушение политического единства страны |
Вопросы:
- Проверьте, правильно ли заполнена таблица?
- У кого есть дополнения, исправления?
- Подумайте, препятствовал ли период феодальной раздробленности до нашествия м-т. историческому процессу?
- Объясните содержание эпиграфа к уроку
- Давайте сделаем окончательный вывод о роли феодальной раздробленности на исторический процесс?
- Проверьте правильность своего вывода. (учебник параграф 13 с. 63-64)
V Итоги:
- Заключительное слово учителя.
- Оценки отвечающим.
- Д/з параграф 19 п. 1 план вопроса «Последствия монголо-татарского нашествия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме"Феодальная раздробленность на Руси"
Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по истории России - тема "Феодальная раздробленность на Руси", урок-путешествие, н6асущенный разнообразными заданиями...
Тест по истории. 10 класс. Тема:"Феодальная раздробленность на Руси"
Основные даты, понятия по теме....
Тест по истории "Феодальная раздробленность на Руси", 6 класс
Пояснительная запискаТест составлен на основе:Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. /Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2012.История России. 6 класс: контрольно-измерите...
Тест по истории "Феодальная раздробленность на Руси" 10 кл
Тест можно использовать для текущего контроля знаний в 10 классе при прохождении темы "Феодальная раздробленность на Руси"...
контрольная работа по истории "Феодальная раздробленность на Руси"
Материалы для проведения контрольной работы (2 варианта)...
Презентация - Причины феодальной раздробленности Древней Руси. 6 класс. История.
В этой презентации содержится информация о социально - политических и экономических процессах, происходивших в Древней Руси в 11 - 12 веках....
Урок - игра истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность на Руси".
Урок - игра истории в 6-м классе...