Тема: История России с древнейших времен до конца XVI века» - тест в форме ЕГЭ
тест по истории (10 класс) по теме

Куликова Светлана Витальевна

Данная работа представляет собой тематическую подборку материалов для подготовки к ЕГЭ по истории. Работу можно использовать в 10 классе при изучении курса "История России" и при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Она выполнена в соответствии с требованиями ФИПИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_po_tipu_ege.docx754.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: История России с древнейших времен до конца XVI века» -

тест в форме ЕГЭ

Часть А.

  1. Какое из указанных событий произошло раньше других?

1) Невская битва,

2) разорение Рязани Батыем,

3) основание Московского княжества,

4) начало ордынского ига.

  1. Ярослав Мудрый являлся сыном

1) Владимира Мономаха                     2) Святослава

3) Владимира Святого                      4)        Ярополка

  1. Что из названного относится к последствиям принятия христианства Русью?

1) учреждение патриаршества

2) появление письменности

3) формирование общерусского самосознания

4) подписание первых договоров с Византией

  1. Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань?

           1) полюдье,             2) оброк,           3) выход,                    4) ясак

  1. Прочтите отрывок из источника и укажите имя киевского князя, о котором идет речь

«Когда князь вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых, ходя легко, как барс, вел он многие войны… [Перед началом похода] он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вас».

1) Олег Вещий                                     2)        Игорь

3) Святослав                                       4)        Владимир Святой

  1. Какое событие произошло в 941 году?

1) поход Олега на Константинополь,

2) поход Игоря на Византию,

3) поход Святослава в Болгарию,

4) поход Святослава против хазар.

  1. Первые усобицы на Руси начались после смерти

1) Святослава                                     2)        Владимира I

3) Ярослава Мудрого                          4)        Владимира Мономаха

  1. Что из названного относится к последствиям раздробления Древнерусского государства?

1) кризис в развитии культуры,

2) усиление межкняжеских усобиц.

3) застой в развитии экономики,

4) укрепление обороноспособности Руси.

  1. В отрывке из сочинения современного историка: «Все русские дружины оказались между правым и левым крыльями монголо-татар, перед лицом железного строя главных лиц. Удар был крепок. Половцы бежали, Даниилова дружина была почти полностью уничтожена», - говорится о битве:

1) Невской                                               2) на реке Калке

3) Куликовской             4)        на Чудском озере

  1. В каком году произошло событие, вызвавшее «радость великую», но и «печаль большую по убитым от Мамая на Дону»?

1) 1068                       2) 1380                  3) 1242                       4) 1471

  1. В чем значение восстания в Твери в 1327 году?

1) введение баскачества на Руси,

2) вхождение Твери в состав Московского княжества,

3) закрепление за Москвой ярлыка на великое княжение,

4) падение татаро-монгольского ига.

  1. В отрывке из документа: «С тех пор татары называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов…», - речь идет о городе:

1) Владимире,          2) Галиче              3) Рязани,                4) Козельске

  1. Прочитайте отрывок из произведения древнерусской литературы и ответьте на вопрос.

«Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».

Как называется произведение древнерусской литературы, в котором содержались приведенные сведения?

1) Поучение детям                           2) Апостол

3) Русская правда                            4) Повесть временных лет

  1. Древнерусское государство образовалось в результате объединения политических центров восточных славян

1) Киева и Смоленска                      2) Владимира и Киева

3) Киева и Новгорода                     4) Киева и Твери

  1. Крещение Руси привело к:

1) усилению языческих обычаев,

2) полному искоренению язычества,

3) введению патриаршества,

4) укреплению государственности.

  1. К кому из названных лиц относятся слова Н.М.Карамзина: «Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских устоев»?

1) Олегу Вещему,                                2) Юрию Долгорукому,

3) Ярославу Мудрому,                      4) Александру Невскому.

  1. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и ответьте на вопрос.

«Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, все его воины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным, так сядем, братья, на своих коней и поглядим за синий Дон…

… Что мне шумит, что мне звенит из далека рано перед зорями? Игорь полки оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы…»

В каком веке происходил события, описанные в произведении?

1) IX                       2) XII                     3) XV                   4) X

  1. Кто из киевских князей впервые получил титул «Великий князь киевский»?

1) Владимир I                                       2)        Ярослав Мудрый

3) Владимир Мономах                        4)        Мстислав Великий

  1. Что из названного относится к одной из причин возвышения в XIV веке Московского княжества?

1) союз московских и тверских князей против Золотой Орды,

2) союз Москвы с Великим Новгородом,

3) союз Москвы с Великим княжеством Литовским,

4) выгодное географическое положение.

  1. Какое событие произошло в княжение Юрия Долгорукого?

1) перенос столицы княжества из Суздаля во Владимир,

2) основание Москвы,

3) битва на реке Калке,

4) создание Повести временных лет.

  1. Позднее других произошло событие:

1) первое упоминание о Москве в летописи

2) съезд князей в Любече

3) битва на Калке

4) восстание древлян

 

Часть В

  1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а)

объединение Галицкого и Волынского княжеств,

б)

избрание Темучина Чингисханом,

в)

разорение Киева Андреем Боголюбским,

г)

княжение Мстислава Великого.

1

2

3

4

г

в

а

б

  1. Какие три понятия из перечисленных ниже относятся к процессу закрепощения крестьян в XV-XVI вв.? Обведите цифры, под которыми эти понятия указаны.

   1) урочные лета,

   2) выкупные платежи,

   3) Юрьев день,

   4) ярлык,

   5) заповедные лета,

   6) подушная подать.

Запишите полученные цифры в порядке возрастания.

  1. Установите соответствие между именами князей и событиями:

1)

Владимир Мономах

а)

разгром половцев

2)

Владимир Святославович

б)

объединение Киева и Новгорода

3)

Ярослав Мудрый

в)

восстание древлян

4)

Игорь Старый

г)

крещение Руси

д)

принятие Русской Правды

1

2

3

4

а

г

д

в

  1. Ниже приведен ряд государственных деятелей. Все они кроме одного относятся кXVII веку. Филарет, царь Алексей Михайлович, царь Федор Иванович, Аввакум, Иосиф Волоцкий.    

Напишите имя, не относящееся к этому веку.

Ответ: царь Федор Иванович.

  1. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).

 Порядок назначения на должности в соответствии с заслугами рода, называется –местничество.

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Правитель

Событие

В каком году произошло

А)

Начало присоединения к Московскому княжеству Коломны

1300 г.

Иван Калита

Б)

1327 г.

В)

Куликовская битва

Г)

Иван III

Д)

Е)

1.Даниил Александрович

2.Дмитрий Донской

3.1380 г.

4.участие вместе с ордынским войском в военном походе против Твери.

5. «стояние на реке Угре».

6. 1382 год

7. Симеон Гордый.

8. Василий II Темный

9. 1480 г.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

1

4

2

3

5

9

7.Прочитайте отрывок из летописи.

«Заложил (князь ) город великий, у того же града Золотые ворота, заложил и церковь Святой Софии, митрополию…

И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы (монахи) стали умножаться и монастыри появляться… И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество; ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещение просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей…»

Используя отрывок выберите  в приведенном списке три верных суждения:

  1. Князь, о котором идет речь в тексте – Ярослав Мудрый
  2. В годы правления этого князя произошла битва при Калке
  3. Это князь написал поучение детям
  4. Этот князь составил «Русскую правду»
  5. Его современник - митрополит Илларион
  6. При этом князе окончательно были разбиты половцы.

Ответ:

 Рассмотрите схему и выполните задания

B8–B11.

 8. Напишите имя князя, осуществившего походы, обозначенные на схеме стрелками.

Ответ: Святослав Игоревич (Храбрый)

 9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: Булгар.

 10. Напишите цифру, которой обозначено государство, созданное кочевым народом,  в политической зависимости от которого находилась часть восточнославянских племенных союзов, но    в ходе предпринятых  киевским  князем походов был  нанес сокрушительный удар: он захватил и разорил главные его города Итиль, Семендер, Самкерц (русс. Тмутаракань) и Саркел, основав на месте последнего крепость Белая Вежа. 

Ответ: 3 Хазарский каганат (Хазария)

11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите  суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. на данной карте стрелками обозначены походы Ярослава Мудрого против половцев;
  2. о первых самостоятельных шагах князя «Повесть временных лет» сообщает с 964 года, когда «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей»: в результате похода вятичи были временно подчинены Киевской Руси;
  3. во время походов князь «смирил» печенегов и заставил их платить дань Киеву»
  4. по сведениям древнерусской летописи, победоносный полководец  вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань и закончив войну против Византийской империи подписанием мира.
  5. в результате ратных походов (964-972), обозначенных на схеме, князь с дружиной победил Хазарию и Волжскую Болгарию, ослабил и устрашил Византийскую Империю, открыл пути для торговли Руси с восточными странами 
  6. балканские завоевания были утрачены, но победы на Волге, на Дону и в Приазовье были закреплены. Это дало возможность взять под контроль Великий Волжский путь, который соединяет Русь, Скандинавию и  Каспий.
  7. в память  о событиях успешных походов, обозначенных на схеме, были выстроены Золотые ворота в Киеве по аналогии с римскими Триумфальными арками.

Ответ: верно 2, 4, 5,6.

Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13

12. Какие суждения об иконописном произведении, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных (в демоверсии ЕГЭ-2013  два  из пяти). Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  это произведение древнерусского искусства было создано в  XIII веке;

2) в настоящее время икона находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга;

3) в настоящий момент «Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки;

4) это икона Святой Троицы  Симона Ушакова;

5) автором  является Андрей Рублев, канонизированный  собором РПЦ в 1988г. в лике преподобного «на основании святости жизни и подвига иконописания»;

6) в иконописном изображении, согласно богословским представлениям, три ангела являются образом единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы и  символизируют единство, согласие.

Ответ:    

3

5

6

13. Какой из памятников, представленных ниже, установлен  мастеру иконописи,  создавшему данный шедевр? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

  1.                                     2)                                3)                                      4)

Ответ: 3.

Часть С.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3.Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Текст .Из сочинения историка В.О. Ключевского.

 «С половины XII века становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. ...В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. ...Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. ...Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII века: из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

С1. Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

Политическая раздробленность (феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная).

Первая половина XII века – конец XV века.

С2. О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

Явления, характерные для данного периода:

  • упадок экономического благосостояния Киевской Руси,
  • массовое переселение населения.

Причины этих явлений (причины раздробленности):

  • господство натурального хозяйства,
  • перемещение мировых торговых путей,
  • независимость местных князей династии Рюриковичей.

С3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?

Колонизация северо-востока, междуречья Оки и Верхней Волги (верхневолжской Руси). Из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси.

С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

Назовите не менее трех последствий монгольского нашествия на Русь в XIII веке.

Последствия монгольского нашествия:

  • опустошение Русских земель монгольскими погромами и систематическое ограбление русского народа ордынскими данями,
  • городское ремесло было подорвано разрушением городов и уводом в плен ремесленников, крестьянское хозяйство разорялось монгольскими «ратями» и тяжелыми выплатами в Орду,
  • экономические связи города с деревней оказались нарушенными, ухудшились условия внешней торговли,
  • господство Орды явилось тормозом для развития производительных сил Руси, находившиеся на более высоком уровне экономического и культурного развития,
  • господство Орды консервировало и усугубляло раздробленность страны.

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

Ряд историков резко негативно оценивают последствия политической раздробленности Руси в XII – начале XIII века. Какую другую точку зрения по вопросу о последствиях политической раздробленности Руси вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Историки дают раздробленности на Руси как негативную, так и позитивную оценку. Все они сходятся во мнении, что раздробленность была явлением неизбежным.

Негативные последствия:

  • ослабла обороноспособность Руси перед внешними угрозами,
  • ослабление центральной власти,
  • утрачено единство русских земель,
  • усилились междоусобицы и княжеские распри,
  • русские князья не смогли договориться о совместных действиях даже в канун нашествия Батыя, что привело к установлению двухсотлетнего ордынского ига.

Альтернативная точка зрения:

  • способствовала росту городов (каждый князь благоустраивает и укрепляет свою столицу),
  • быстро развивалась экономика отдельных княжеств и земель (развитие ремесла и торговли),
  • достигла расцвета культура русских княжеств и земель,
  • распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал: формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской правды, в народном сознании вплоть до XIII-XIV веков жили представления о единстве земель, входивших в состав Древней Руси.

С6. Ниже названы четыре исторических деятеля разных эпох. Выберите одного из них и выполните задания.

  1. Андрей Рублев
  2. Иван III
  3. А.Адашев
  4. Юстиниан

Укажите время жизни исторического деятеля ( с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

 Иван III Васильевич — великий князь Московский (1462— 1505 гг.), старший сын Василия II Васильевича Темного.

Основные направления и результаты деятельности:

1) В княжение Ивана III начинает складываться централизованный аппарат власти: зарождается приказная система управления, был составлен Судебник 1497 года. Получило развитие поместное землевладение и возросло политическое значение дворянства.        

  1. Иван III боролся с сепаратизмом удельных князей и значительно ограничил их права. К концу правления Ивана III многие уделы были ликвидированы.
  2. Важнейшим достижением стало свержение татаро-монгольского ига. При широкой поддержке всего русского населения Иван III организовал прочную оборону против нашествия хана Ахмата (стояние на р. Угре в 1480 г.).
  3. В княжение Ивана III вырос международный авторитет Русского государства, установились дипломатические связи с папской курией, Германской империей, Венгрией, Молдавией, Турцией, Ираном, Крымом.
  4. При Иване III началось оформление полного титула великого князя «всея Руси» (в некоторых документах он именуется уже царем). Вторично Иван III был женат на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора.
  5. В годы правления Ивана III развернулось большое строительство в Москве (Кремль, его соборы, Грановитая палата); построены каменные крепости в Коломне, Туле, Ивангороде.
  6. При Иване III сложилось территориальное ядро Русского централизованного государства: к Московскому княжеству были присоединены Ярославское (1463), Ростовское (1474) княжества, Новгородская республика (1478), Тверское княжество (1485), Вятская (1489), Пермская и большая часть Рязанской земель. Было усилено влияние на Псков и на Рязанское княжество.
  7. После войн 1487-1494 и 1500-1503 гг. с Литовским великим княжеством к Москве отошел ряд западных русских земель: Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск. После войны 1501—1503 гг. Иван III вынудил Ливонский орден платить дань (за Юрьев).

Таким образом, Ивана III можно назвать выдающимся государственным деятелем, который проявил незаурядные военные и дипломатические способности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России с древнейших времен до конца 16 века

Тематические тесты к учебнику Данилова...

Дидактический материал: тренинг (история России с древнейших времен до конца 16 века)

Тренинг окажет помощь в повторении и закреплении учебного материала по пройденным темам....

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»

Данная программа предполагает изучение истории  России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьют...

Итоговый тест по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс»

Данный тест разработан для итогового повторения по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века", 6 класс...

Тесты "История России с древнейших времен до конца 16 века"

Тесты ко всем темам курса.Здесь же даны ключи....

Тест по теме "История России с древнейших времен до конца XV века"

Тест предназначен для проверки качества усвоения материала по истории России учащимися 6 класса....