урок на тему "Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем и как?"
план-конспект урока по истории (11 класс)
Тема урока: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? зачем и как? Урок организации подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории. урок формирования умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке ЕГЭ по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_abasheevoy.docx | 297.31 КБ |
prezentatsiya11_klass_urok.pptx | 2.03 МБ |
istoricheskiy_tekst_s_oshibkami.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
2021 год Учитель: Абашеева И Г
Урок истории 11 класс
Тема урока: (Организация подготовки учащихся к итоговой аттестации )
( Слайд 1) Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? зачем и как?
Цель урока: актуализация знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам
содержания курса.
Задачи урока:
Образовательные: помочь школьникам обобщить, систематизировать содержание курса отечественной истории по основным его разделам; дать рекомендации по выполнению заданий различных типов;
Развивающие: на основе опыта проведения ЕГЭ в предшествующие годы привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса; развивать логическое мышление школьников, их аналитические способности: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные: мотивация положительного отношения к знаниям.
Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах;
Коммуникативные
излагать свое мнение, аргументируя его.
Регулятивные:
выдвигать свои версии, работать по плану.
Вид урока: практическая работа.( работа в парах)
Оборудование: индивидуальные карточки-задания, компьютер, презентация,
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Урок – практикум сегодня мы посвятим актуализации знаний по проверяемым в рамках ЕГЭ вопросам заданий повышенного и высокого уровня сложности и выполнению тренировочных заданий по 1разделу курса. Напоминаю, что содержание материала по истории России представлено в экзаменационной работе по разделам, определённым на основе принятой периодизации и с учётом хронологических рамок курсов. Это: 1) 882 – 1600 г.г.; 2) 1601 – 1800 г.г.; 3) 1801 – 1900г.г.; 4) 1900 – 1916г.г.; 5) 1917 – 1945гг.; 6) 1945 – 1991гг.; 7) 1991 – 2021. В рамках ЕГЭ по каждой из этих эпох проверяются компоненты, отражающие весь состав исторических знаний: даты, факты, понятия, соотношение фактов и понятий, причинно – следственные связи. Вместе с тем объем проверяемых компонентов для каждой темы различен и во многом обусловлен количество часов, отводимых на ее изучение.
2. Основная часть урока. Использование презентации- ( 1 разбор заданий на презентации)
- задания направлены на поверку знаний исторических фактов.
К этой группе относятся задания, в которых проверяются знания тех или иных событий, их участников, мест, где они проходили.
Задания: исторический текст с ошибками
Россия в период правления Ивана IV Грозного
Великий князь московский Василий III умер в I533 году, регентшей при трехлетнем сыне Иване стала его мать Софья Палеолог. Однако правила мать Ивана всего год. После ее смерти наступил период боярского правления, который был назван Смутным временем. Разгул и притеснения бояр вызывали всеобщее недовольство. Народ связывал надежды на прекращение Смуты с коронацией Ивана IV Васильевича.
Молодой царь решительно взялся за наведение порядка и укрепление государственной власти. С этой целью он созвал Земский собор, принявший новый Судебник. Статьи законов были разделены на 100 глав, поэтому собор вошел в историю как “Стоглавый”. По новому Судебнику ограничивались злоупотребления наместников, усилилась зависимость крестьян от землевладельцев. Создавались новые центральные органы управления – приказы. Была проведена военная реформа: отменялось местничество, создавалось опричное и стрелецкое войско.
Благодаря этим реформам появилась возможность проведения более активной внешней политики и захвата Поволжья и Прибалтики. В 50-е годы XVI века в состав России вошли Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Началась длительная война с Ливонским орденом, завершившаяся в 1584 году присоединением к России части польской Ливонии. Во время войны некоторые бояре, в том числе князь Андрей Курбский, бежали в Литву, так как опасались необузданного царского гнева и подозрительности.
В 1565 году болезненно подозрительный Иван IV ввел опричнину, жертвами которой стали не только бояре, но и близкие царю люди. В 1581 году в припадке гнева царь убил своего сына и наследника престола царевича Ивана. В 1584 году скончался Иван Грозный, династия Рюриковичей по мужской линии пресеклась.
\
Работа с исторической картой
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, ввёл опричнину.
2) В том же веке, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, произошло присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «2».
3) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, был сыном Ивана III.
4) Государство, обозначенное на схеме цифрой «3», было одним из «осколков» Золотой Орды.
5) К тому же веку, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, относится Северная война.
6) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», на протяжении всего столетия, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, было союзником Российского государства
- В экзаменационной работы есть и более сложные задания на группировку, систематизацию фактов, понятий. Рассмотрим эти задания на установление соответствия между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Страна раздвоилась: в одном стане <…> обособленные от земли люди, т. е. вся служилая, в сущности правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста, отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были, к тому же, обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».
Б) «Резкое недовольство политикой царского правительства начинала проявлять даже часть дворянства, убедившаяся в неспособности России одержать победу над своими противниками и напуганная ростом крестьянского движения. Отражая эти настроения, известные русские общественные деятели того времени, вроде М. П. Погодина, Ю. Ф. Самарина, П. А. Валуева и др., в своих записках, расходившихся в рукописях по всей
России, критиковали политику правительства, обвиняли его в неумении отстаивать интересы государства. "Зачем завязали мы дело, не рассчитав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим
последствиям? — спрашивал, например, Валуев. — Зачем встретили войну без винтовых кораблей и штуцеров? Зачем ввели горсть людей в Княжества и оставили горсть людей в Крыму? Зачем заняли Княжества, чтобы их очистить, перешли Дунай, чтобы из-за него вернуться, осаждали Силистрию, чтобы снять осаду, объявляли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая, и прочая, и прочая". "А каких друзей приготовила нам прежняя политика и дипломатика? — вторил ему Погодин. — Никаких. Помощи нам ожидать неоткуда. Друзья нас предали".
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Реформы проведенные данным императором позволили России закрепиться на Балтийском море.
2) Этот император правил в духе просвещенного абсолютизма.
3) Современниками описываемых в отрывке событий были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.
4) Упоминаемая в отрывке война началась в годы правления императора Александра II.
5) Военное поражение, о котором идёт речь в отрывке, стало одной из причин проведения масштабных радикальных реформ.
6) одной из реформ, проведённых в этот период, было создание «Табели о рангах»
Наиболее сложная и трудоемкая часть работы, предполагающая развернутые ответы на заданную тему.
Почитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы « Н.С. Хрущев называет наших руководителей «слугами народа», это все равно, что черное назвать белым… Всегда слуга получал плату у хозяина, хозяин ее ему устанавливал. У нас наоборот. Страшно широкий замкнутый круг общегосударственных и местных вождей, считающих себя гениями против руководимой ими черни, сами себе установили огромные оклады, бояться разрешить самому народу думать об установлении оплаты руководителям, о выборе руководителей… Опубликуйте, кто из руководителей и сколько получил «за» и «против» (персонально), зачем закрывать это от избирателей?
Доверяйте людям, приобщайте к руководству страной, решению общегосударственных дел... Поводите референдумы. Люди хотят снижения цен. Его нет несколько лет… Нужно, чтобы хотя бы по внешнему виду наши руководители были похожи на трудящихся, чем на буржуев… По радио и в газетах меньше восхвалять сегодняшний день, а больше звать к завтрашнему. Культ личности был не только Сталина и не по его только вине, а большинства руководителей, по их вине. А они в седле».
С 1. Как назывался период, когда было написано это письмо? Что было отличительной чертой этого периода?
С 2. Какие проблемы жизни советского общества волнуют автора? Укажите не менее трех проблем. Какие пути решения проблем он предлагает? Укажите не менее 2 путей решения.
С 3. На основе текста и знаний по истории укажите не менее 2 причин существовавших проблем, названных автором.
3. Заключительная часть урока.
Рефлексия
Поведение итогов урока. Анализ работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: продолжить работу с текстом.
Комментирование оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. 1 ) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, ввёл опричнину. 2) В том же веке, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, произошло присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «2». 3) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, был сыном Ивана III. 4) Государство, обозначенное на схеме цифрой «3», было одним из «осколков» Золотой Орды. 5) К тому же веку, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, относится Северная война. 6) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», на протяжении всего столетия, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, было союзником Российского государства.
Рассмотрите изображение и выполните задания Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа
Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период жизни исторического деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, который руководил созданием данного памятника архитектуры
Фрагмент А Фрагмент Б Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «Страна раздвоилась: в одном стане <…> обособленные от земли люди, т. е. вся служилая, в сущности правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста, отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были, к тому же, обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду». Б) «Резкое недовольство политикой царского правительства начинала проявлять даже часть дворянства, убедившаяся в неспособности России одержать победу над своими противниками и напуганная ростом крестьянского движения. Отражая эти настроения, известные русские общественные деятели того времени, вроде М. П. Погодина, Ю. Ф. Самарина, П. А. Валуева и др., в своих записках, расходившихся в рукописях по всей России, критиковали политику правительства, обвиняли его в неумении отстаивать интересы государства. "Зачем завязали мы дело, не рассчитав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим последствиям? — спрашивал, например, Валуев. — Зачем встретили войну без винтовых кораблей и штуцеров? Зачем ввели горсть людей в Княжества и оставили горсть людей в Крыму? Зачем заняли Княжества, чтобы их очистить, перешли Дунай, чтобы из-за него вернуться, осаждали Силистрию , чтобы снять осаду, объявляли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая, и прочая, и прочая". "А каких друзей приготовила нам прежняя политика и дипломатика? — вторил ему Погодин. — Никаких. Помощи нам ожидать неоткуда. Друзья нас предали". ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Реформы проведенные данным императором позволили России закрепиться на Балтийском море. 2) Этот император правил в духе просвещенного абсолютизма. 3) Современниками описываемых в отрывке событий были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов. 4) Упоминаемая в отрывке война началась в годы правления императора Александра II. 5) Военное поражение, о котором идёт речь в отрывке, стало одной из причин проведения масштабных радикальных реформ. 6) одной из реформ, проведённых в этот период, было создание «Табели о рангах»
Молодцы!!!
Предварительный просмотр:
Исторический текст с ошибками
Реформы Петра Великого
Во время правления Петра I были проведены реформы, преобразившие Россию. Целью этих реформ было превращение страны в великую европейскую державу. Для достижения этой цели необходимо было получить выход к морям, а значит, требовались сильная армия, флот и деньги.
Первым делом Петр I ликвидировал стрелецкие полки и полки иноземного строя. Началось формирование регулярных полков на основе рекрутской повинности. Образцом для других полков служили Преображенский и Семеновский полки.
Служба государю была поставлена выше знатного происхождения. Введя в 1714 году “Табель о рангах”, Петр I разделил всех служилых людей на 14 рангов или чинов. Всякий получивший чин шестого класса становился потомственным дворянином.
Для обеспечения регулярного поступления денег в казну Петр I провел перепись населения. Вместо прежней подушной подати все население платило единую подворную подать.
Вместо Боярской Думы в 1708 году был учрежден совет высших чиновников, получивший название Правительствующего Сената. Московские приказы Петр I заменил коллегиями. Президенты коллегий решали дела по своему усмотрению и подчинялись только императору. Для усиления местного аппарата власти страна была разделена на 50 губерний, которые в свою очередь делились на провинции.
Были приняты меры к ограничению прав духовенства и изъятию части церковных доходов. После смерти патриарха Никона царь не назначил ему преемника, а учредил Духовную Коллегию или Адмиралтейство, подчинив церковь самодержавной власти царя. Таким образом, при Петре I в России оформился абсолютизм.
Исторический текст с ошибками
Северная война
Чтобы вывести Россию в ранг европейских держав, необходимо было получить выход к незамерзающим морям. Для этого Россия должна была вступить в борьбу с сильными противниками: либо с Турцией, либо со Швецией. Азовские походы против Турции продемонстрировали неподготовленность России к войне. Попытка закрепиться на берегах Черного моря оказалась неудачной.
Для поиска союзников в войне со Швецией в 1699 году в Европу было отправлено Великое посольство. В ходе переговоров был заключен Северный союз против Швеции. Петр заручился поддержкой Пруссии, Дании и Австрии.
Северная война началась неудачно для союзников. Первое сражение под Нарвой в 1700 году из-за численного превосходства войск шведского короля Карла XII было проиграно русской армией. Однако неудачи не сломили Петра I. Воспользовавшись тем, что Карл XII был занят борьбой с Пруссией и Австрией, русский царь восстановил боеспособность войск с помощью рекрутских наборов, переплавил колокола на пушки и уже через несколько лет праздновал первую победу, одержанную под Санкт-Петербургом.
Разделавшись с союзниками, Карл XII двинулся на Украину на соединение с войсками гетмана Мазепы. Шведы осадили Полтаву, где было много боеприпасов и провианта. 27 июня 1708 года произошла Полтавская битва, которая закончилась полной победой русского оружия, а Карл XII чуть не попал в плен.
Турецкий султан оказал поддержку шведскому королю и объявил России войну. Однако русская армия осуществила блестящий Прутский поход и вынудила турецкого султана подписать перемирие.
После одержанных русским флотом побед на Балтийском море Карл XII был вынужден подписать в 1725 году Ништадтский мир, по которому Россия получила огромную контрибуцию и обширное побережье Балтийского моря от Выборга до Риги. Завершение Северной войны было отмечено пышными празднествами, а Петр I был провозглашен императором.
Исторический текст с ошибками
Россия в период дворцовых переворотов
Петр I, изменив порядок престолонаследия, умер в 1725 году, не успев назначить преемника. При поддержке гвардии и сподвижников Петра на престол взошла его вторая жена Екатерина I. При императрице государством фактически управлял А.Меншиков. Однако правление Екатерины длилось недолго, всего пять лет. После ее смерти для решения вопроса о престолонаследии был создан Верховный тайный совет, который пригласил на российский трон курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, племянницу Петра I.
Во время ее правления в стране господствовали иностранцы. В стране процветали казнокрадство, произвол, свирепствовала тайная полиция. Дворяне и гвардия попытались отстранить от государственных дел всесильного фаворита Бирона и ограничить власть императрицы, вручив ей секретные кондиции. Однако попытка оказалась неудачной.
После смерти императрицы, согласно ее завещанию, российский престол заняла дочь Петра I Елизавета. Она правила 25 лет. Елизавета Петровна стремилась продолжать политику, начатую ее великим отцом. Высшие государственные должности при ней занимали русские, среди которых было немало талантливых, образованных людей. При Елизавете Петровне была отменена смертная казнь, расширялись привилегии дворянства, был открыт Московский университет.
В 1756 году Россия в союзе с Францией и Англией вступила в войну с Пруссией и Австрией. Позже она получила название Семилетней войны. Прусская армия Августа II потерпела поражение в сражениях при Гросс-Егерсдорфе и Кунерсдорфе, что позволило русским войскам захватить Берлин. Положение Пруссии становилось безнадежным, но смерть Елизаветы и вступление на русский престол в 1762 году императора Петра II изменили ход войны. Петр II возвратил Пруссии все завоеванные территории и заключил союз с прусским королем против вчерашних союзников России.
Исторический текст с ошибками
Россия в период правления Екатерины Великой
После смерти Елизаветы Петровны в 1761 году российской императрицей стала Екатерина II. Властная и энергичная императрица окружила себя талантливыми дипломатами и полководцами, сосредоточила в своих руках все нити управления страной. В течение первых лет царствования возле нее находился всесильный фаворит Г.Орлов, о котором А.С.Пушкин писал: “Ему мы обязаны Черным морем”.
Екатерина II проводила активную внешнюю политику. В ее правление произошли три русско-турецких войны, в результате которых были присоединены Молдавия, Валахия, Крым, часть Польши. Одним из лучших русских полководцев был фельдмаршал А.В.Суворов, который за взятие Крыма получил титул графа Таврического. К концу правления Екатерины II Россия значительно расширила свои владения и превратилась в великую мировую державу. Канцлер А.Безбородко говорил: “…при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела”.
Внутренняя политика Екатерины II была отмечена расширением прав и свобод подданных, заботой о благосостоянии и просвещении народа. Императрица проводила политику “просвещенного абсолютизма” и руководствовалась идеями французских просветителей. В 1775 году ею была издана “Жалованная грамота дворянству”, через пять лет - “Жалованная грамота городам” и “Жалованная грамота крестьянам”. Вслед за просветителями Екатерина II критиковала роль православной церкви в государстве и хотела лишить ее права активно вмешиваться в политику. С этой целью она издала указ о секуляризации церковных земель.
Впервые в истории Екатерина II привлекла к разработке нового свода законов выборных депутатов от разных сословий и даже сама составила “Наказ” Уложенной комиссии, в котором использовала идеи французских просветителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"
Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...
Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?
Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...
открытый урок "Мы зачаем не скучаем"
Мировая и рссийская история возникновения чая. закрепления нового материала конурсной игрой......
Урок-игра "Когда? Зачем? Почему?"
игра позволяет повторить изученный материал, обогатить и углубить знания по предмету...
Разработка урока по экономике 8 класс на тему "Зачем нужна биржа"
Урок - объяснение нового материала с использование ИКТ (презентации) На уроке дается обще вредставление о бирже и их видах....
Разработка урока обществознания в 5 классе по теме: «Зачем человеку семья?»
Разработка урока обществознания в 5 классе по теме: «Зачем человеку семья?»...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме : " Введение. Зачем нам география и как мы будем её изучать" с презентацией
Технологическая карта урока в 5 классе по теме : " Введение. Зачем нам география и как мы будем её изучать" с презентацией....