Урок-игра "Когда? Зачем? Почему?"
план-конспект по истории по теме

Толкачева Елена Владимировна

игра позволяет повторить изученный материал, обогатить и углубить знания по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_igry_po_istorii_kogda_zachem_pochemu.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО Сосенский радиотехнический техникум

Разработка урока истории

Урок – игра  «Когда? Зачем? Почему?»

Преподаватель истории                          

Е.В. Толкачева

2011

Цель:  повторить изученный материал первого семестра.

Задачи: образовательная: повторение изученного материала первого семестра, обогащение и углубление знаний по предмету;

              развивающая: совершенствование навыков умственной деятельности в условиях ограниченного времени, а также в режиме «мозгового штурма», развитие умений работать в группе;

            воспитательная: воспитание культуры межличностного общения, чувства патриотизма, уважения к истории родной страны.

Тип урока: урок – игра  «Когда? Зачем? Почему?»

Оборудование урока: мел, доска (начертить таблицу из 4 столбцов и 9 строк), карточки, вопросник, чистые листы бумаги.

Название раунда

Название команды

1 раунд – «Визитная карточка»

2 раунд – «Вопрос – ответ»

3 раунд – «Словарик»

4 раунд – «Историческое лото»

5 раунд – «Вопрос сопернику»

6 раунд – «Отгадай историческую личность»

7 раунд – «Занимательные моменты истории»

Итог

Ход урока

1.Оргмомент (10 мин.):

  1. приветствие,
  2. сообщение целей и замысла урока,
  3. биение группы на команды (обычно 3команды по 6-7 чел.)
  4. организация пространства класса (расстановка столов),
  5. сообщение правил игры.

     2.Проведение игры:  

1 раунд – «Визитная карточка» - 5 мин. Команды выбирают капитана, называют команду, придумывают девиз. Конкурс оценивается в 3 балла.

Ведущий (преподаватель) заполняет таблицу на доске; вписывает название команд, проставляет результаты каждого конкурса.

2 раунд – «Вопрос – ответ» - 5 мин. Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Правильный ответ приносит 1 балл команде.

Примерные вопросы:

  1. Когда было создано единое древнерусское государство?
  2. Когда Русь приняла православие?
  3. Когда Никон провел церковную реформу?
  4. Когда началась династия Романовых в России?
  5. Когда Россия стала империей?
  6. Когда на русском престоле был самозванец?
  7. Когда в России было бесцарствие?
  8. Когда состоялась Куликовская Битва?

3 раунд – «Словарик» -5 мин. Каждой команде предлагается в течение 5 минут на листе написать максимальное количество словарных слов по изученным темам. Команда, написавшая большее количество слов получает 3 балла, остальные по убывающей.

4 раунд – «Историческое лото» -7 мин. Команды получают конверт с карточками, из которых необходимо составить «исторический ряд». Правильно составленная цепочка приносит 1 балл.

1240 - Александр Ярославович – р. Нева – Шведы;

1380 - Дмитрий Иванович – р. Дон – Мамай;

1240 – Батый – Иго – Киев;

1612 – Минин, Пожарский – Н. Новгород – Москва;

1605-1606 – Лжедмитрий – Польша – Престол;

1630-1640 – Анна Иоановна – Бироновщина – Курляндия;

1653 – Никон – Реформа – Старообрядцы.

В это время ведущий проверяет слова предыдущего конкурса и проставляет результаты в таблицу на доске.

5 раунд – «Вопрос сопернику» - 10 мин. Команды  в течение 5 минут придумывают 3 вопроса, которые затем по очереди задают другой команде. Ответ оценивается в 1 балл.

Пока команды думают над вопросами, ведущий проверяет исторические ряды и выставляет баллы в таблицу на доске.

6 раунд – «Отгадай историческую личность» -5 мин. Ведущий (преподаватель) загадывает историческую личность, команды по очереди задают вопросы. Ведущий может отвечать только «да» или «нет». Задача команды отгадать задуманного деятеля. Ответ оценивается в 3 балла.

7 раунд – «Занимательные моменты истории» - 15мин. Вопросы задаются командам по очереди, если команда не дает ответ, то право ответа переходит к соперникам. Правильный ответ приносит 1 балл.

  1. В старину на Руси это считалось символом мудрости. «Русская правда» сурово осуждала за порчу этого. А в начале 18 века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что это такое? (Борода)
  2. У Парижа – ладья, у Лондона – крест и меч, у Пскова – рысь. А что у Москвы? (Герб Москвы – всадник Георгий Победоносец)
  3. Солдат какого вида войск в России называли пионерами? (Саперов)
  4. Раньше купеческие союзы назывались гильдиями, а как называли в России купца, изгнанного из гильдии? (Разгильдяй)
  5. Четыре тысячи лет назад одним из любимых блюд китайских императоров было кушанье, которое готовилось по следующему рецепту: растирали рис, смешивали его со взбитым молоком, затем проделывали третью несложную операцию – и  вкуснейшее блюдо готово. Как это блюдо называется сейчас? (Мороженое)
  6. В начале 18 века Александр Селкирк  рассорился с командой пиратского корабля и был высажен на необитаемом острове. Под каким именем он стал позднее известен всему миру? (Робинзон Крузо. Именно так назвал героя своего произведения знаменитый писатель Д. Дефо)
  7. В феврале в Рейнской области Германии проводится народный праздник «Бабий бунт». В этот день женщины выходят из дома с ножницами, которыми срезают символ немецкого мужского достоинства. Что же делают женщины? (Срезают галстуки)
  8. Его ввез в Россию Петр Великий. Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Что это? (Картофель)
  9. Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка? (Большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и часто общались на нем)
  10. Сначала в Древней Греции монет чеканилось мало, даже самые мелкие из них (размером с рыбью чешуйку) ценились очень высоко. А где предпочитали хранить эти мелкие монеты греки, отправляясь за покупками? (Во рту, так как боялись потерять)
  11. В 1500 году на берегу Южной Африки один из участников морской экспедиции, не надеясь на успех возвращения на родину, описал свое путешествие, положил послание в башмак и повесил его на прибрежное дерево. В какое полезное приспособление превратились со временем подобные «башмаки»? (почтовые ящики)
  12. В 19 веке московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Москвичи стали называть их словом, позднее широко распространившимся в России. Как называли посетителей этого заведения? (Лодыри).

8 раунд – Создать рекламный проспект урока истории – 15 мин.

     3. Подведение итогов и выставление оценок – 3 мин.

Урок – игра «Когда? Зачем? Почему?»

2007-08 учебный год