"Путешествие в Древний Египет"
учебно-методический материал по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Класс -5
Дата проведения-04.04.2017 года
Тема урока: «Путешествие в Древний Египет»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Цели урока:
Образовательная:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы «Древний Египет»;
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по данной теме.
Развивающая:
- содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с картой, историческими источниками, самостоятельно делать выводы, выделять главное, высказать своё мнение, оперировать понятиями и терминами, логически мыслить, умение работать в группе.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию культуры общения, умению выслушать собеседника.
Оборудование: | Компьютер, компьютерная презентация, карточки с заданиями |
Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер и И. С. Свенцицкая «История Древнего мира».
План урока:
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
2.Актуализация субъективного опыта и совместная постановка целей урока.
3.Обобщение и систематизация знаний учащихся.
4.Физкультминутка.
5.Организация контроля и самоконтроля.
6.Подведение итогов урока.
7.Информация о домашнем задании. Рефлексия
Ход урока:
1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех здоровыми, добрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе.
- Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Вы должны быть готовы прийти на помощь друг другу.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с историей Древнего государства.
- Как называется это государство? (Древний Египет.) (Слайд №1)
- А что сегодня нам предстоит сделать на уроке? (Повторить.)
- Верно! Сегодня нам нужно повторить, закрепить наши знания по истории, а может узнать что-то новое и тем самым продвинуться на шаг вперед в развитии. (Слайд №2)
- Я предлагаю всем продолжить путешествие в историю Древнего мира.
- Все готовы к путешествию? (Да.)
- Мы сможем переместиться в Древнее государство Египет, только если правильно сделаем вычисления. Нам нужно узнать, насколько лет назад надо переместиться.
- Какие даты нам нужно вспомнить? (3000г. до н.э. + 2015г.)
- Возьмите, пожалуйста, листки-папирусы и произведите расчет. Один человек работает у доски. (5014 лет.)
- Верно! На 5014 лет назад нам нужно переместиться. Отправляемся в путь!
3. Обобщение и систематизация знаний.
- Нашими спутниками в пути будут египетские боги. Но боги могут не только помогать, но и сильно наказывать. Как задабривали египтяне своих богов? (Главный жрец заходил в храм, где жил бог. Он натирал статую бога душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусные угощения, а затем удалялся, пятясь назад, чтобы не повернуться к богу спиной.) Мы с вами постараемся задобрить их своими знаниями, а они их оценят.
- Первый бог, который нас встречает. Как египтяне называли его?
(Амон-Ра - бог Солнца) (Слайд № 4)
- Он благословляет нас в добрый путь.
- Эта страна полна тайн и загадок. И вот первая тайна - тайна старинной рукописи. Рукопись очень старая и некоторые части текста уже стерты. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим ее текст.
Восстановить текст: Эта страна называется (Египет.)
Она расположена вдоль полноводной реки (Нил),
которая впадает в (Средиземное море.)
Люди этой страны занимаются (земледелием.)
Чтобы попасть в эту страну, воспользуйтесь картой
Схема путешествия по станциям:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
- Чтобы пройти все эти станции, надо приложить все ваши знания, умения, навыки – всё то, что мы изучали, чему научились за это время.
Станция 1 «Географическая» (Слайд № 5)
Подготовить развёрнутый ответ на вопрос:
| Всем известно и не ново: Карта – важная основа. Битвы, действия и страны Вам укажет неустанно. Если есть у вас желанье, Приступаем. Всем внимание! |
- На первой станции «Географическая» вам предстоит выбрать карту Древнего Египта из нескольких карт.
- Как вы ее опознали? (По Северо-восточной Африке несет свои воды одна из самых больших рек в мире –Нил. Течение встречало на своем пути множество порогов. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море она разделялась на несколько руковов, образуя огромный треугольник-дельту. На берегах Нила, от первого порога до Средиземного моря и располагается страна Египет, )
- Мы перемещаемся на следующую станцию - «Реставрация». На которой вам предстоит показать свои умения и знания. Я называю признаки предметов, а вы должны сказать, что это за предмет.
Станция «Реставрация»
(Слайд № 6)
- это огромное здание
- в нем никто не жил...
- оно построено вручную из огромных блоков известняка (Пирамида.)
- это сельскохозяйственное приспособление
- оно напоминает наш колодец-журавль
- при помощи него поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива реки... (Шадуф.)
- это высокое растение
- из него изготавливали материал для письма...
- на нем писали тонкой тростинкой (Папирус.)
- это быстроходная повозка в Египте...
- она используется как движущая сила скаковых животных...
- использовали ее в сражениях и в Олимпийских играх (Колесница.)
- Прежде чем отправиться на станцию «Задачкино», давайте немного отдохнем.
Физкультминутка | 1 упражнение: показать, как плывет лодка бога-Ра по небосклону; 2 упражнение: показать необходимое положение весов на суде Осириса; 3 упражнение: показать, как управляет боевой колесницей воин; 4 упражнение: показать обязательное движение, которое жрец делает в конце обряда, выходя из храма |
- Динамическая пауза закончена, приведем себя в порядок и продолжим наше путешествие.
- На станции «Задачкино» нас встречает бог с головой птицы ибиса.
- Как называли его древние египтяне? (Тот-бог Мудрости.)
- Чему он научил египтян? (читать и писать)
Станция 3 «Задачкино» (Слайд № 6)
Решение познавательных задач:
1 задача: В Древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аментис. В переводе это слово означает «Запад». Чем объяснить подобное название? (Египтяне видели, как солнце садится на западе. Они думали, что оно умирает, а значит там находится «страна мертвых».)
2 задача: У многих народов издавна значительную роль играли собаки. В Египте же священным животным считалась кошка, из умерших кошек делали мумии, хоронили на специальных кладбищах. К собакам такого отношения не было. Почему? (В Египте люди занимались земледелием. Надо было защищать собранное зерно от грызунов. Кошки сберегали зерно от мышей.)
3 задача: Не всегда считается приличным надеть два головных убора на одну голову. Один Египтянин именно так и поступил. Чем был вызван этот поступок? Кем был этот египтянин? (Речь идет о фараоне, с чьим именем связано объединение Северного и Южного Египта и создание двойной короны.)(В дельте Нила располагался Северный Египет, а выше по течению- Южный. Царь Южного носил белую корону, как шлем, а Северного- красную, высокую сзади. Примерно 3000 лет до нашей эры царь Южного Е. подчинил Северный и объединил всю страну. Он стал носить двойную корону, как бы одна вставлена в другую.)
4 группа: Говорят, на вкус и цвет товарища нет. А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий был для них плохим. Какие это цвета и почему? (Любимые-черный и зеленый. Это цвета плодородной земли и оазиса; нелюбимый цвет-желтый. Это цвет пустыни, песка.)
- Мы отправляемся дальше на станцию «Термины». Здесь поджидает нас очень красивая богиня.
- Почему именно такой представляли ее древние египтяне? ( Бастет - гибкая кошка, покровительница женщин и красоты.)
- Бастет поручает вам поработать с терминами и выполнить задания на соответствие.
| Много терминов мы знаем, Ключи быстро подбираем! |
Станция 4 «Терминово» (Слайд № 7)
О каком термине идёт речь? Найти соответствие.
Работа в группах.
1. Выпуклое изображение на камне. А. Саркофаг
2. Каменистые преграды по течению реки. Б. Рельеф
3. Сплав меди и олова. В. Пороги
4. Самые грамотные жители Египта. Г. Вельможи
5. Гроб, в который клали мумию. Д. Бронза
6. Островки зелени в пустыне . Е. Жрецы
7. Служители богов и хранители знаний. Ж. Писцы
8. Знаки-рисунки. З. Налоги
9. Сбор в пользу государства. И. Иероглифы
10. Наиболее богатые и знатные люди. К. Оазисы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Организация контроля самоконтроля знаний.
- Наше путешествие подходит к концу, и на последней станции нас встречает бог.
Он является сторожем загадочной дверцы.
- Как древние жители Египта называли этого бога? (Анубис – помощник Осириса)
- Он обещает нам открыть потайную дверцу, если мы выполним тестовую работу.
| Раз хлопок-два хлопок, тест мы знаем назубок. |
Станция «Тестирование» (Слайд № 8)
Задача учащихся выбрать 2 самых сильных игрока. Один отвечает, другой ему помогает.
- А сейчас, ребята, каждый из вас решит тест, и кто будет первым, у кого все будет правильно, тот и получит первое чудо света –пирамидку- подставку для ручек.
Тест по теме «Древний Египет» (5 класс)
1. Где находится Египет?
а) в северо-восточной части Африки; б) в Центральной Азии; в) в Центральной Африке.
2. Приспособление для полива садов и огородов в Египте
а) рельеф; б) оазис; в) шадуф.
3. Что ввозили торговцы в Древний Египет?
а) папирус; б) древесину; в) хлеб.
4. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
а) объединение Южного и Северного царств; б) союз богов неба и земли; в) царство мертвых и царство живых.
5. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
а) из шкур животных; б) из пальмовых листьев; в) из тростника.
6. Как называлась первая столица египетского государства?
а) Мемфис; б) Фивы; в) Атон.
7. Как назывался древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающий за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывающий доходы, идущие в казну?
а) жрец б) вельможа в) писец
8. Сплав меди и олова, из которого изготавливали наконечники копий, лезвия топориков и клинки:
а) мельхиор б) бронза в) лазурит
9. Египетский фараон, совершивший самые крупные завоевательные походы:
а) Хеопс б) Тутанхамон в) Тутмос
10. Самая высокая пирамида в Древнем Египте была воздвигнута в честь фараона:
а) Хеопса б) Тутанхамона в) Тутмоса
11. Как египтяне называли своего бога Солнца:
а) Ра б) Амон в) Амон-Ра г) употреблялись оба названия
12. Кто из богов, по верованиям древних египтян, вершил суд в царстве мертвых:
а) Анубис б) Гор в) Осирис
5. Подведение итогов урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось или понравилось в истории Древнего государства? (Ответы учащихся.)
- Верно! Путешествуя по Древнему Египту мы повторили географическое положение страны, основные занятия египтян, религию, культуру Древнего Египта.
- Вот теперь мы можем открыть эту загадочную дверцу. (Слайд № 9)
- Вы видите надпись: «Добро пожаловать в Древнее Двуречье», историю которого мы начнём изучать на следующем уроке. Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать. (выставление оценок с обоснованием).
6. Информация о домашнем задании. Рефлексия
- Домашнее задание: выполнить задания в тетради
- (Слайд -памятка № 10) Если еще раз захочется вернуться в Древний Египет.
- Ребята, поднимите тот смайлик, который описывает ваше настроение в конце проведенного урока:)
- Урок закончен, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МАТЕМАТИКА - История» Тема урока «Деление натуральных чисел – Путешествие в Древний Египет»
В ходе совершенствования навыков выполнения действия деления натуральных чисел, и навыков решения текстовых задач, привести учащихся к пониманию роли и значения математических знаний в становлен...
Методическая разработка. Проект для учеников 5 класса «Путешествие в Древний Египет»
Проектная деятельность является одним из методов развития познавательного интереса учащихся во внеурочное время. В условиях, когда необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы шк...
Методическая разработка. Проект для учеников 5 класса «Путешествие в Древний Египет»
Проектная деятельность является одним из методов развития познавательного интереса учащихся во внеурочное время. В условиях, когда необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы шк...
Урок "Путешествие в Древний Египет"
Повторительно-обобщительный урок по Древнему Египту....
Игра-Лото. "Путешествие в Древний Египет"
Дорогой друг! Ты держишь в руках занимательную и познаватлельную игру "Путешествие в Древний Египет». Путешествуя вместе с одноклассниками и друзьями, ты сможешь не тольк...
урок-путешествие в Древний Египет
laquo;Действия с натуральными числами» (урок – путешествие)...