Программа по истории 7-9
рабочая программа по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа
по предмету «История России. Всеобщая история»
Уровень образования
Основное общее образование 7-9 классы
Количество часов в неделю: 2 часа (всего часов 204)
Составитель: Кулизина Элена Дмитриевна
Ленинский ГО, р.п. Измайлово
2022 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая История» для 7-9 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования», с историко – культурным стандартом, разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 21.05.2012г. №пр. – 1334.
Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» для 5-9 классов составлена на основе авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова (рабочая программа и тематическое планирование курса «История России»).
Рабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии с программой «Всеобщая история» для 5-9 классов предметной линии учебников А.А. Вигасина, А.О. Сороко – Цюпы, А.Я.Юдовская, Москва, издательство «Просвещение» 2020г., основного общего образования.
Реализация рабочей программы может осуществляться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Электронное обучение подразумевает организацию образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, информационно – телекоммуникационных сетей. Дистанционные образовательные технологии включают в себя применение информационно – телекоммуникационных сетей при взаимодействии ученик – учитель.
- Планируемые результаты освоения курса «История России. Всеобщая История».
Личностные результаты:
Ученик:
- имеет представление о видах идентичности, актуальных для становления человечности и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- сознает приобщение к истокам культурно – исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- понимает гуманистические традиции и ценности: уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- имеет опыт эмоционально – ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, изучения и охраны.
- сознает освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко – культурных традиций;
- выражает уважение к другим народам России и мира и принятие их: межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- выражает эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- проявляет уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
- испытывает гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и ее достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
- выражает устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
- сознает уважение к личности и ее достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- внимательно относится к ценностям семьи, осознает ее роли в истории страны;
- развивает эмпатии как осознанное понимание и сопереживание чувствам других , формирует чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
- имеет опыт формирования коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- понимает первичную социальную идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительно принимает свою этническую идентичность;
- использует изложение своей точки зрения, ее аргументацию в соответствии с возрастными возможностями;
- понимает уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- использует навыки осмысления социально – нравственного опыта предшествующих поколений;
- следует этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирует коммуникативные компетенции;
- обсуждает и оценивает свои достижения, а также достижения других обучающихся под руководством педагога;
- расширяет опыт конструктивного взаимодействия в социальном общении
- формулирует ценностные суждения и/или свою позицию по изучаемой проблеме;
- соотносит свои взгляды и принципы с исторически возникавшими мировоззренческими системами;
- уважает прошлое своего народа, его культурное и историческое наследие, понимает исторические обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части реализации программы воспитания МБОУ «Бутовская СОШ №1»
- Гражданское воспитание включает:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
- Патриотическое воспитание предусматривает:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- формирование умения ориентироваться в современных общественнополитических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
- Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
- Эстетическое воспитание предполагает:
- приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
- Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает:
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
- Трудовое воспитание реализуется посредством:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
- Экологическое воспитание включает:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
- Ценности научного познания подразумевает:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества
Также, программа обеспечивает формирование метапредметных и предметных результатов.
7 класс
Метапредметные результаты:
Ученик:
- осуществляет постановку учебной задачи;
- планирует пути достижения образовательных целей, выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивает правильность выполнения действий;
- соотносит свои действия с планируемым результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивает правильность решения учебной задачи;
- работает с дополнительной информацией, анализирует графическую, художественную, текстовую, аудио информацию, обобщает факты, составляет план, тезисы, формулирует и обосновывает выводы;
- критически оценивает достоверность информации, собирает и фиксирует информацию, выделяя главную и второстепенную;
- использует в учебной деятельности современные источники информации, находит информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и интернете;
- привлекает ранее изученный материал при решении познавательных задач;
- ставит репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
- определяет понятия, устанавливает аналогии, классифицирует явления, с помощью учителя выбирает основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строит рассуждения, выстраивает ответы в соответствии с заданиями, целью;
- применяет начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решает творческие задачи, представляет результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
- использует ИКТ – технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планирует этапы выполнения проектной работы, распределяет обязанности, отслеживает продвижение в выполнении задания и контролирует качество выполнения работы;
- организовывает учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работает индивидуально и в группе;
- определяет свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- выявляет позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения заданий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные и существенные черты экономического и социального развития России и других стран Нового времени, эволюции политического строя, развития общественных движений, представлений о мире и общественных ценностях, художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий м/у народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории;
- применять основные хронологические понятия и термины;
- устанавливать связи истории России и стран Европы и Азии в 16 – 17вв.;
- составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
- определять и использовать исторические понятия и термины;
- использовать сведения из исторической карты как источника информации;
- иметь представление об историческом пути России в 16 – 17вв. и судьбах населяющих ее народов;
- описывать условия существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
- использовать знания о месте и роли России во всем мирно – историческом процессе в изучаемый период;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Нового времени, выявлять общие черты и особенности (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.), понимать взаимосвязи м/у социальными явлениями и процессами, их влияние на жизнь народов России;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
- находить информацию в источниках различного типа и вида;
- анализировать информацию о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявлять в них общие черты и особенности;
- использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
- раскрывать характерные существенные черты экономических и социальны отношений и политического строя в России и других государствах, ценностей, господствовавших в период Нового времени, религиозных взглядов, представлений человека Нового времени о мире;
- понимать историческую обусловленность и мотивацию поступков людей эпохи Нового времени, оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
- сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;
- определять и аргументировать собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого
- систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представление ее результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- искать и оформлять материалы древней истории своего края, региона, применять краеведческие знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
- расширение опыта применения историко – культурного, историко – антропологичского, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников культуры России Нового времени и других стран, рассуждение об их художественном значении и достоинстве;
- понимать культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Ученик получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально – экономическое, политическое развитие России и других государств Нового времени;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (принадлежность, достоверность, позиция автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран Нового времени, объяснять общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города и края и т.д.
8 класс
Метапредметные результаты:
Ученик:
- осуществляет постановку учебной задачи;
- планирует пути достижения образовательных целей, выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивает правильность выполнения действий;
- соотносит свои действия с планируемым результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивает правильность решения учебной задачи;
- работает с дополнительной информацией, анализирует графическую, художественную, текстовую, аудио информацию, обобщает факты, составляет план, тезисы, формулирует и обосновывает выводы;
- критически оценивает достоверность информации, собирает и фиксирует информацию, выделяя главную и второстепенную;
- использует в учебной деятельности современные источники информации, находит информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и интернете;
- привлекает ранее изученный материал при решении познавательных задач;
- ставит репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
- определяет понятия, устанавливает аналогии, классифицирует явления, с помощью учителя выбирает основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строит рассуждения, выстраивает ответы в соответствии с заданиями, целью;
- применяет начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решает творческие задачи, представляет результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
- использует ИКТ – технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планирует этапы выполнения проектной работы, распределяет обязанности, отслеживает продвижение в выполнении задания и контролирует качество выполнения работы;
- организовывает учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работает индивидуально и в группе;
- определяет свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- выявляет позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнение задания.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- локализовать во времени исторические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории Нового времени;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств Нового времени, об основных процессах социально – экономического развития, о местах важнейших событий, направлений значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в указанный период, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные и существенные черты экономического и социального развития России и других стран (эволюции политического строя – монархия, самодержавие, абсолютизм и др., развития общественного строя – консерватизм, либерализм, социализм, представления о мире и общественных ценностях, художественной культуры Нового времени);
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движениях, реформ и революций, взаимодействий м/у народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- овладеет целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
- применять понятийный аппарат исторического знания;
- изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
- расширит опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
- понимать основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца 17 – 18вв., имена выдающихся деятелей, важнейшие факты их биографии;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе и сочинений), отчетах об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различи сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Ученик получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально – экономическое, политическое развитие России и других государств Нового времени;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (принадлежность, достоверность, позиция автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран Нового времени, объяснять общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города и края и т.д.
9 класс
Метапредметные результаты:
Ученик:
- самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учета обозначенных учителем ориентиров при работе с новыми учебными материалами;
- планирует пути достижения целей, устанавливает целевые приоритеты, адекватно оценивает свои возможности, условия и средства достижения целей;
- самостоятельно контролирует свое время и управляет им;
- адекватно самостоятельно оценивает правильность выполнения действий и вносит необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- понимает относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций путем сотрудничества;
- работает в группе – устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации, интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует свою позицию и координирует ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- выявляет разные точки зрения и сравнивает их, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- осуществляет взаимный контроль и оказывает необходимую взаимопомощь путем сотрудничества;
- адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеет устной и письменной речью, строит контекстные высказывания;
- организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели и функции участников, способы взаимодействия;
- осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умеет убеждать;
- оказывает поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передает партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществляет расширенный поиск информации с использованием библиотек и интернета;
- проводит сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- выявляет проблему, аргументирует ее актуальность;
- выдвигает гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводит исследование ее объективности (с помощью учителя);
- делает умозаключения и выводы на основе аргументации;
- структурирует тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий;
Предметные результаты:
Ученик научится:
- используя историческую карту, характеризовать социально – экономическое и политическое развитие России, других государств в Новейшее время;
- использовать элемента анализа и з источников при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.)
- сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описания исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;
- сопоставлять социально – экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории 19в;
- иметь представление о территории России и ее границах, об их изменениях на протяжении 19в.;
- знать историю и географию края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
- иметь представление о социально – политическом устройстве Российской Империи в 19в.;
- ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
- иметь представление о социальной стратификации и ее эволюции на протяжении 19в.;
- определять основные течения общественного движения 19в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации) их отличительные черты и особенности;
- устанавливать взаимосвязи м/у общественными движениями и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
- определять и использовать основные исторические понятия периода;
- устанавливать причинно – следственные связи, объяснять исторические явления;
- устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы, Америки и Азии в 19в.;
- составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
- находить в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информацию о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
- анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках 19в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.)
- анализировать и давать историческую оценку действиям исторических личностей и принимаемых ими решений;
- сопоставлять различные версии и оценки действиям исторических личностей и событий;
- определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
- систематизировать информацию по ходу проектной деятельности, представлять ее результаты в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
- приобретение опыта историко – культурного, историко – антропологического, цивилизационного подходов оценке социальных явлений;
- представление о культурном пространстве России в 19в, осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Ученик получит возможность научиться:
- применять элементы анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.);
- проводить работу по поиску и оформлению материалов истории семьи, города, края в 19в.
2.Содержание учебного предмета. «История России. Всеобщая история».
Всеобщая история.
7 класс
. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в 16 – 17вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Лондон Тюдоров и Стюартов. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. С/Р «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация». Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики соединенных провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в 16 – 17вв. С/Р «Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях».
Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка. Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Индия, Китай, Япония: Начало европейской колонизации. С/Р Традиционное общество Востока. Начало европейской колонизации»
8 класс
Введение. Мир на рубеже 17 – 18вв. Европейское общество в раннее в начале 18в. Эпоха Просвещения. Время Преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америки. Война за независимость. Создание США. Франция в 18в. Причины и начало великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобитской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в 18в. Традиционные общества Востока. Начало Европейской колонизации. Международные отношения в 18в. От традиционного общества к обществу индустриальному. С/Р «Эпоха Просвещения.. Время преобразований. Страны Востока 18в. Международные отношения в 18в.»
9 класс
Введение. Мир на рубеже 18 – 19вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция.: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должной быть общество и государство.Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром Империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. К политическому кризису. Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце 19в. Успехи и проблемы Индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро – Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в 19в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже 19 – 20вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале 20в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале 20в. С/Р «Мир на рубеже 18-19вв. Страны Европы и Америка 19в. Рубеж 19 – 20вв.»
История России.
7 класс
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале 16в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети 16в. Начало правления Ивана 4. Реформы Избранной Рады. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине 16в. Внешняя политика России во второй половине 16в. Российское общество 16в.: «служилые» и «тяглые». Народы России во 2-ой половине 16в. Опричнина. Россия в конце 16в. Церковь и государство в 16в. Культура и повседневная жизнь народов России в 16в. С/Р «Россия 16в.» Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце 16 — начале 17 в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. С/Р «Смута и окончание смуты в Российском государстве.» Экономическое развитие России в 17в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в 17в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в 17в. Реформа патриарха Никона и раскол. Народы России в 17в. Русские путешественники и первопроходцы 17в. Культура народов России в 17в. Cословный быт и картина мира русского человека в 17в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17в. С/Р «История 17в.»
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце 17в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. С/Р «Россия при Петре I» Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины 18в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. С/Р «Правление Екатерины Великой» Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в 18в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в 18в. Российская наука и техника в 18в. Русская архитектура 18в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в 18в. Перемены в повседневной жизни российских сословий. С/Р «Россия при Павле I. Культурное пространство России 18в.»
9 класс
Россия в первой четверти 19в. Россия и мир на рубеже 18—19вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти 19в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. С/Р «Россия при Александре I» Россия во второй четверти 19в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти 19в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине 19в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. С/Р «Россия при Александре II»
Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине 19в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в 19в. Россия в начале 20в. Россия и мир на рубеже 19—20вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19—20вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры. С/Р «Россия в начале 20в. Правление Николая II».
3. Тематическое планирование История России. Всеобщая История. С учетом программы воспитания МБОУ «Бутовская СОШ №1»
7 класс
№ п/п | Содержание | Основные направления воспитательной деятельности. | Количество часов |
1 | Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 19 |
2 | Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 6 |
3 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 4 |
4 | Россия в 16 в. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 16 |
5 | Смутное время. Россия при первых Романовых | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 23 |
Итого | 68 |
8 класс
№ п/п | Содержание | Основные направления воспитательной деятельности. | Количество часов |
1 | Рождение Нового мира | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 7 |
2 | Европа в век Просвещения | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 6 |
3 | Эпоха революций | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 5 |
4 | Традиционные общества Востока в XVIII вв. Международные отношения в 18 в. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 6 |
5 | Россия в эпоху преобразований Петра I | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 13 |
6 | Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 5 |
7 | Российская империя при Екатерине II | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 10 |
8 | Россия при Павле I. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 2 |
9 | Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 14 |
Итого | 68 |
9 класс
№ п/п | Содержание | Основные направления воспитательной деятельности. | Количество часов |
1 | Начало индустриальной эпохи | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 8 |
2 | Страны Европы и США в первой половине 19 в. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 8 |
3 | Азия, Африка и Латинская Америка в 19в.-начале 20г. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 3 |
4 | Страны Европы и США во второй половине 19- начала 20в. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 7 |
5 | Россия в первой четверти 19в. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 10 |
6 | Россия во второй четверти 19в. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 8 |
7 | Россия в эпоху Великих реформ | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 7 |
8 | Россия в 1880—1890-е гг. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 8 |
9 | Россия в начале 20в. | 1.1; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 3.1; 4.1; 4.3; 4.4; 4.6; 5.3; 6.1; 7.1. | 9 |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...