Урок истории 5 класс тема «Жизнь египетского вельможи»
методическая разработка по истории (5 класс)

Цели урока: 

  1. познакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;
  2. продолжить формирование умений анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп; формировать чувство верности и преданности делу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_ug.docx66.11 КБ
Файл drevniy_egipet.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе «Жизнь египетского вельможи»

Цели урока: 

  1. познакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;
  2. продолжить формирование умений анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;
  3. формировать чувство верности и преданности делу.

Задачи:

  1. формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
  2.  метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты и обосновывать выводы;
  3.  предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания – фараон, вельможа, гробница

ХОД УРОКА

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Вспомните, пожалуйста, что такое государство? Какие признаки государства мы с вами выделяли? О каком государстве мы начали говорить пару уроков назад? 

СЛАЙД 1. Посмотрите на слайд и выполните задание. Впишите недостающие слова.

А теперь тоже самое расскажите по карте.

В связи с какими обстоятельствами столицей Египта стал город Мемфис?

Расскажите, почему египтяне так восхваляли Нил? С какими занятиями египтян мы познакомились на прошлом уроке?

Существовала ли торговля в Египте? А что существовало вместо торговли? Вспомните, на какие слои делилось население Египта?

Кто такие фараоны? Вельможи? Писцы?

Кто из них является слугой фараона?

А вельможа? А у меня другая информация из достоверных источников, что не только писцы, но и вельможи были слугами фараона.

Исходя из этого, попробуйте определить какую проблему мы должны поставить на урок? На какой вопрос ответить?

СЛАЙД 2. Являлся ли вельможа слугой фараона? 

А что бы вы хотели узнать о вельможе?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. 

СЛАЙД 3. Жизнь египетского вельможи

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

Скажите, пожалуйста, а откуда мы можем узнать о жизни египетского вельможи?

Что такое исторический источник?

Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени, их могилы занесены песком. Гораздо больше мы знаем, как жили вельможи. И о жизни вельможи мы узнаем из гробниц. А кто из вас уже знает, что такое гробница? СЛАЙД 4.

Какому виду исторических источников мы ее отнесем?

Еще при жизни вельможи для него строили каменную гробницу, стены которой украшали росписями и рельефами. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому, как вы думаете, кого приказывал изображать вельможа на стенах гробницы? Самого себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше.

Сегодня мы почувствуем себя в роли настоящих исследователей. Давайте познакомимся с образом жизни вельможи. Задание: внимательно прочитать 2 пункт в учебнике. Когда будем готовы, поднимаем глазки на меня

Выполните задание, заполните пропуски.

СЛАЙД 5

У (вельможи) был красивый дом. Рядом с домом росли …. (фруктовые деревья, цветы), был… (пруд). Одежда вельможи (из тонких льняных тканей). Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…( золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столах … (вельможи) было вкусная еда (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво). Развлекали…. ( музыканты, красивые танцовщицы). Носили (вельможу) в … (специальном кресле с навесом).

Какой вывод мы можем сделать? Жизнь вельможи отличалась от образа жизни земледельцев и ремесленников. Можем ли мы ответить на вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой фараона?

Посмотрите на название 3 пункта. Как он называется? Служба вельмож. Значит все-таки вельможи являются слугами?

Прочитайте 2 абзац 3 пункта и найдите в учебнике доказательства того, что вельможа действительно был на службе у фараона, поработайте в парах и свой ответ составьте в виде схемы. Какую работу выполнял вельможа?

Схема: СЛАЙД 6.

Можем мы уже ответить на главный вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой у фараона?

Но нам предстоит выяснить как сам фараон относился к вельможе.

Об этом вы узнаете из учебника. Ваша задача будет  состоять не только в том, чтобы прочитать о взаимоотношениях фараона и вельможи, но и учиться составлять вопросы по тексту. Итак, читаем пункт и составляем вопросы  к этому пункту. Такие, чтобы класс смог ответить.

Исходя из того, что мы узнали о взаимоотношениях фараона и вельможи, какой окончательный вывод мы можем сделать по проблеме нашего урока? СЛАЙД 7.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

Для того, чтобы закрепить материал, я вам предлагаю небольшую самостоятельную работу. Я вам буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставим плюсик, если нет, то минус.

Я утверждаю, что ….

  1. Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  2. Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  3. Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  4. Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)
  5. Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  6. Вельможа носил много украшений. (Да.)
  7. Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

Обменяйтесь листочками.

Слайд 8. Ключ.

Оцените друг друга.

4.РЕФЛЕКСИЯ

И на последок закончите предложения СЛАЙД 9

План-конспект урока по теме «Жизнь египетского вельможи»

Организационный момент

Мотивационно-целевом этап

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Нас к себе в гости пригласил знатный человек, который занимал почетное место в истории Древнего Египта. Он помогал управлять страной египетскому фараону! Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?

Учащиеся выдвигают предположения, о ком может пойти речь на уроке.

Учитель: А для того, чтобы узнать с кем мы сегодня познакомимся на уроке для этого необходимо выполнить задания, которые размещены у вас на столе на карточках.

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно карточку с заданием, которая лежит перед вами. На каточках имеются задания, которые направлены на работу с историческими терминами. Давайте поможем им найти свои законные места.

Слова и термины для исторического диктанта

Раскрытие слов и определений

Шадуф

Средиземное море

Налоги

Гробница

Фараон

Дельта

Мемфис

Государство

Каналы

Вельможа

Правитель Египта

Специальные приспособления для поднятия воды

Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками и т.д.

Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько рукавов

Столица Египта

Водоем, в который впадает река Нил

Специальные канавы, по которым вода поступает на поля

Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну

Место захоронения знатных египтян

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

6

8

9

1

4

5

3

7

?

Критерии оценивания:

 

«5» - 9 правильных ответов;

«4» - 7-8 правильных ответов;

«3» - 5-6 правильных ответов;

«2» - 1-4 правильных ответа.

Учащиеся расставляют верную последовательность терминов и их соотношения.

Учитель: Ребята, давайте проверим, как должны были быть расставить термины и соотнести их раскрытие. Затем поставим оценки за выполнение этого задания.

Учащиеся меняются листами с заданиями и проверяют друг у друга выполненные задания на карточках, а затем ставят оценки.

Учитель (задает детям вопрос): Итак, как вы думаете, о ком сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?

Учащиеся: О египетском вельможе.

Учитель: Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему, связанную с жизнью египетского вельможи. Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: «Жизнь египетского вельможи».

Учитель: Запишите название темы в тетрадь.

Учащиеся записывают тему в тетради.

Учитель: Итак, сегодня нам предстоит узнать о жизни египетского вельможи. Его жизнь была насыщенной, и он помогал управлять государством египетским фараонам. У него были свои обязанности и полномочия. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?

Учащиеся (предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):

Как жил вельможа.

Чем занимались вельможи.

Как фараон относился к вельможам.

Учитель записывает предложенные вопросы школьников на доске.

Ориентировочный этап

Учитель задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий.

Учитель: Ребята, где мы можем найти ответ на интересующие нас вопросы?

Учащиеся называют известные им источники поиска информации.

Поисково-исследовательский этап

Учитель предлагает обучающимся школьникам обратиться для ответа на первый вопрос к тексту учебника. Прочитать пункты «О чем нам могут рассказать гробницы вельмож» и «В усадьбе вельможи». Подумать как жил египетский вельможа на основе прочитанного текста.

1 пара: прочитать п.1 «О чем нам могут рассказать гробницы вельможи» на стр. 42-43. Ответить на вопрос – О чем могут рассказать гробницы вельможи.

2 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43. Ответить на вопрос, – В каком доме жил вельможа.

3 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43. Ответить на вопрос – Какую одежду носил вельможа.

4 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43. Ответить на вопрос – Какую пищу ел вельможа.

5 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43-44. Ответить на вопрос – Кто развлекал вельможу, и какие обязанности выполняли слуги, рабы и работники.

Учащиеся знакомятся с материалом учебника. Читают текст «О чем нам могут рассказать гробницы вельмож» и «В усадьбе вельможи». Определяют последовательность действий и находят ответ на первый вопрос.

Учитель (задает вопрос): Ребята, как вы считаете, какой жизнью жил египетский вельможа? В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались?

Учащиеся выдвигают свои предположения и подводят итог прочитанного текста после его осмысления.

Учитель (задает вопрос): Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?

Учащиеся (отвечают на вопрос учителя): Да! Вельможа жил богатой жизнью. Он жил в большом и красивом доме. Дом стоял среди цветов и фруктовых деревьев. Одежда вельможи была сшита из льняной ткани. Носил золотые браслеты, кольца и ожерелья. В доме была резная мебель из слоновой кости. В качестве пищи вельможа употреблял разные яства: хлеб, печенье, жареная птица, мясо, фрукты и сладости. В доме его развлекали музыканты и слуги.

Учитель: А теперь давайте с вами обратимся к тексту учебника, прочитаем пункт «Служба вельмож». И найдем ответ на вопрос: чем занимались вельможи. А после этого заполним схему, которая будет отражать обязанности вельможи.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u145711/t1509550509aa.png

Учащиеся читают текст учебника, а затем совместно с учителем заполняют схему «Обязанности вельможи».

Физкультминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Учитель: Теперь мы с вами обратимся к пункту учебника «Вельможа во дворе фараона» и узнаем, как фараон относился к вельможам.

Учащиеся читают текст учебника и находят ответ на вопрос: Как фараон относился к вельможам?

Практический этап

Учитель: Ребята у вас на столе предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради. Вам необходимо ответить на вопросы «Да» или «Нет».

Учащиеся выполняют тест «Жизнь египетского вельможи».

Тест «Жизнь египетского вельможи»

Вельмож хоронили в гробницах.

Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы.

Фараон мог приказать побить вельможу палками.

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз.

Вельможа пахал землю у себя на участке.

Вельможа не работал.

Вельможа носил много украшений.

Фараон считал вельмож своими слугами.

Одежда вельможи была из тонких льняных тканей.

Вельможа жил в доме из глины.

Простой египтянин мог подойти к фараону.

Вельможа распоряжался работами в каменоломнях.

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

да

нет

да

да

нет

нет

да

да

да

нет

нет

да

Учитель называет правильные ответы.

Учащиеся меняются тетрадями для дальнейшей проверки.

Учитель называет критерия оценивания тестовых заданий:

«5» - 10-12 правильных ответов;

«4» - 8-9 правильных ответов;

«3» - 6-7 правильных ответов;

«2» - 3-5 правильных ответа.

Учащиеся проверяют работы друг друга и выставляют отметки за тест.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель (задает вопросы учащимся): Скажите, ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока? Что мы можем сказать о жизни египетского вельможи, какой она была? Для этого начните свои мысли со следующих фраз:

Больше всего меня заинтересовало …

Меня удивили сведения о …

Мне захотелось больше узнать о …

Учащиеся делают выводы о достижении целей урока, поставленных в начале занятия. Обучающиеся школьники обмениваются впечатлениями по содержанию материала урока.

Домашнее задание: § 8. Выполнить задания в рабочей тетради № 24-26.

Опубликовано 01.11.17 в 18:35

Урок в 5-м классе "Жизнь египетского вельможи"

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: знатные египтяне, земледельцы, ремесленники, вельможи


Цели и задачи урока:

  1. Выяснить условия жизни знатных египтян.
  2. Определить отношение фараона к вельможам.
  3. Учить детей приемам самостоятельной работы.

Оборудование:

  • учебник «История древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И.Годер;
  • раздаточный материал на карточках: дополнительное задание, сводная таблица.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока.

2 этап. Проверка домашнего задания.

Цель: актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древний Египет».

Устный опрос «Да – Нет».

Учитель: Я утверждаю, что ...

  • Одежда земледельца была из тонких льняных тканей. (Нет.)
  • Простой египтянин жил в доме из камня. (Нет.)
  • Ткачей хоронили в гробницах. (Нет.)
  • Обед земледельца состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Да.)
  • Простой египтянин мог подойти к фараону. (Нет.)
  • Земледельцы обмолачивают зерно руками. (Нет.)
  • Писец пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  • Земледельцы поливали поля при помощи шадуфов. (Да.)
  • Ремесленник носил много амулетов. (Да.)
  • Земледельцы платили налоги. (Да.)

3 этап. Изучение новой темы (попытка формулировки цели урока учащимися – уточнение цели учителем).

Цель: выяснение условий жизни знатных египтян.

Вы неплохо поработали и показали, что уже знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. Мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Кроме них в государстве жили еще...? (Вельможи.)

Как вы думаете, о ком мы сегодня поведем речь? (О вельможах.)

Предположите, на какие вопросы мы с вами сможем ответить в конце урока.

(Вопросы в тетради о жизни египтян.)

Дети говорят, учитель подводит итог: Итак, вы можете сегодня узнать (записывает на доске):

  • В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались?
  • Чем занимались вельможи?
  • Как фараон относился к вельможам?

Каждый из вас будет работать с определенным пунктом параграфа и вести поиск ответов на поставленные вопросы.

Открываем учебники §8 (с. 40).

Ребята находят ответы на поставленные вопросы и обсуждают в группе.

4 этап. Закрепление.

Цель: проверить усвоение учебного материала.

Учитель: Итак, вы узнали, в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались и даже, как они развлекались. Давайте проверим, сможете ли вы ответить на вопросы.

Игра «Да» или «Нет».

Учитель: Я утверждаю, что…

  • Одежда вельможи была из тонких льняных тканей. (Да.)
  • Вельможа жил в доме из глины. (Нет.)
  • Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  • Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  • Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  • Простой египтянин мог подойти к фараону. (Нет.)
  • Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз. (Да.)
  • Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  • Вельможа распоряжался работами в каменоломнях. (Да.)
  • Вельможа носил много украшений. (Да.)
  • Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

5 этап. Итоги урока. Домашнее задание.

Цель: систематизация полученных знаний, повторение изученного материала.

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Домашнее задание §7, 8 учебника. Заполнить сводную таблицу:

Вопросы для сравнения

Земледельцы

Ремесленники

Вельможи

В каких домах жили

 

 

 

Чем питались

 

 

 

Как одевались

 

 

 

Чем занимались

 

 

 

Как относился фараон

 

 

 

Дополнительное задание (при наличии времени до конца урока обсудить в группе):

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо в низ, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником... И тогда в твоем доме будет богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности». Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это – обогащение.

Планируемые результаты

Учащиеся научатся определять понятия: гробница, фараон, вельможа, писцы, войны.

Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста, иллюстративного материала учебника и презентаций, использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

УУД:

Познавательные: выявляют особенности жизни древнеегипетского вельможи, приводят примеры в качестве доказательства.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, всю группу, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с группой.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Этапы урока:

I.Микромодуль интригующего образа.

Учитель: «Ребята, какие вы знаете жесты руками? Что они обозначают? Какой самый распространённый? (Дети показывают знакомые им жесты.)

«Сейчас я вам покажу очень древний жест и вы должны предположить, что он может обозначать. (Учитель показывает детям вверх поднятые руки.)

Как вы думаете, что он означал раньше? Для того чтобы отгадать эту загадку, необходимо в течение всего урока пользоваться одним жестом – поднятая рука для ответа. И сейчас давайте попробуем ответить на вопросы, используя этот жест».

II. Микромодуль мышления на основе «воспоминания».

Этап актуализации и пробного учебного действия: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

На доске вам представлены слова: фараон, вельможа, писцы, войны, ремесленники и крестьяне

– скажите, что их объединяет? (жители Египта)

 – о ком из жителей Египта мы говорили? (крестьяне и ремесленники)

 - о ком хотелось бы вам узнать? (вельможа)

 - как назовём нашу тему урока?

 - как бы вы сформулировали тему нашего урока. (Тема нашего урока «Жизнь египетского вельможи») - Пишу на доске название темы.

Творческая лаборатория:

Детям предлагается перевоплотиться в египетского земледельца.

Здание: «Придумайте выступление от имени земледельца. Расскажите, как вы провели день?» - Отвечают по домашнему заданию.

III. Концентр – на доске появляется слово ВЕЛЬМОЖА.

Логические части:

1. Гробницы вельмож, усадьбы – параграф 8, пункт 1.

Актуальное: «Ребята, с помощью чего мы можем запечатлеть какой - то исторический момент? Конечно, это фотоаппарат. А как люди могли обходиться без него раньше? С помощью чего?» (Дети отвечают и дают правильный ответ – с помощью рисунков). «Действительно – это рисунки.»

Историческое: Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились о времени. Их имена забыты и могилы занесены песком. Гораздо лучше мы знаем, как жили вельможи.

Еще при жизни вельможа строил себе каменную гробницу, стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами. Египтяне верили, что всё нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому вельможа приказывал изображать на стенах гробниц себя, жену, детей и всё имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше. (Обращаемся к учебнику для того, чтобы на странице 43 дети рассмотрели изображение усадьбы вельможи.)

Учитель: Ребята, давайте по рисунку попытаемся оживить дом вельможи, что мы видим?» (Дети начинают отвечать, я корректирую их ответы и дополняю.)

Вопрос: «Ребята, что строил при жизни вельможа? И для чего? (Дети отвечают.)

Интересное: «Вельможам даже не нужно было ходить пешком за пределы дома. Рабы носили его на специальном кресле. (Смотрим на иллюстрацию в учебнике на с. 43 .)

1. В усадьбе вельможи. Группа №2 Потрясаева Глеба получала опережающее задание (готовили сами, конечно, помощь родителей не исключалась) Смотрим небольшую сценку, которая завершается фрагментом танца.

2. Служба вельмож. Группа № 3 Борзенкова Игоря с показом слайдов рассказывает о службе фараона.

Актуальное: Ребята, а что нужно делать, чтобы жить счастливо? (Дети свои предположения.)

Историческое: «Вельможи в Египте в надписях на стенах гробниц рассказывали даже о том, чем они занимались при жизни и какими милостями были осыпаны при жизни. Они надеялись, что «в стране мёртвых» сохранят своё высокое положение и будут жить счастливо.

Фараон давал вельможам различные поручения. Один распоряжался рабами в царских каменоломнях, откуда привозили строительный камень. Другой вершил суд и расправу, разбирая дело и заговоре тайных врагов фараона во дворце. Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну. Четвёртый возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии.

Когда вельможи выполняли волю своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооружённых воинов, стражники, а также писцы, которые вели учёт добыли или налогов.

Вопрос: Как проходила служба у вельмож?

3. Вельможа во дворце фараона. Читаем п. 4 параграфа 8.

Историческое: «В Египте тоже был самый главный человек – его называли фараоном. Во время торжественного приёма он восседал на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных.

К правителю Египта подходили и вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить.

Все почести, которыми правитель одаривал вельможу, тот приказывал перечислить в надписи на стене своей гробницы. Мало кому выпадала честь находиться перед самим фараоном. Бывало, при виде его у вельможи от волнения подкашивались ноги, он терял дар речи, не понимая, жив он или мёртв.

Вопрос: Кем считал фараон вельмож? « Ничтожными людишками» - с. 45, учебник

Интересное: «А вы знаете, что в знак особой милости вельможу могли назначить «носителем царских сандалий ?». Читаем последние 2 абзаца в учебнике, с. 46.

Интересное: Рассказ о приключении Синухета на странице 41учебника.

Слово группе Волковой Эллины №6. Ребята отчитываются, как выполнили свое опережающее задание: показывают слайды-презентацию о приключениях одного из вельмож фараона Синухете и сами делают вывод о жизни и службе всех вельмож в Египте.

Актуальное: Пятый класс, как вы считаете, кто в школе главный?


IV. Микромодуль действенного закрепления

С какой целью египтяне на стенах гробниц изображали самого вельможу, его семью, слуг?

Как жили и чем занимались вельможи?

Зачем им были нужны писцы и стражники?

V. Раскрытие интриги

Учитель: «К правителю Египта приближались, подняв руки вверх в знак обожания.

Я тоже, дети, вас обожаю и давайте договоримся, если вам понравится урок, вы будете поднимать руки , и я буду знать, что вы довольны и наоборот.

А оценки вам нужны? Мои помощники, консультанты, в листках контроля оценят вашу работу как при подготовке к уроку, так и во время урока.

Вопросы у вас есть? Урок окончен. Все свободны.»

 «жизнь египетского вельможи»

Цели урока:

1.Дидактические: формирование представлений о повседневной жизни египтян.

2. Развивающие: развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, формирование у учащихся умений реализации новых способов действий.

3. Воспитательные: воспитывать эстетические чувства на примерах росписи стен гробниц

Задачи урока:

1) расширить знания о жизни разных слоёв населения Древнего Египта, быте и основных занятиях египтян;

2) развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией; развитие умений и навыков работы с историческими источниками (наглядными, текстовыми); развивать умения построения новых способов действий и формирование умений его применения при решении задачи, вызвавших затруднения.

3) сформировать у учащихся знания о иерархии власти
в Древнем Египте, так же о жизни вельмож, их гробницах, повседневной жизни.\

Ожидаемые результаты:

В результате занятия учащиеся смогут:

  1. Предметные: научатся определять понятия – налог, писец иерархия;

Получат возможность узнать условия жизни вельмож. Уметь работать с историческими документами, картинами. Уметь давать оценку историческим событиям.

  1. Метапредметные:

Познавательные: выявлять особенности жизни древних египтян, приводить примеры в качестве доказательства, уметь работать с различными источниками информации, делать выводы на основе полученной информации.



Коммуникативные: уметь воспринимать устную и письменную информацию, работать в группах, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: уметь организовывать выполнение заданий учителя, развивать навыки самооценки и самоанализа, удерживать цель деятельности до получения её результата.

Личностные: понимать важность исторических источников, применять правила делового сотрудничества, уметь соблюдать дисциплину, сохранять мотивацию к учебной деятельности, выражать положительное отношение к процессу познания.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Педагогическая
цель

Содействовать ознакомлению с образом жизни сельских жителей и горожан Древнего Египта, семейным укладом, воспитанием и образованием детей

Тип и вид урока

урок открытия новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

Личностные
результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные
результаты

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент.

Целепола-гание.

Формулирование личностных задач.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Здравствуйте, ребята.

Мы продолжаем изучать Древний Египет.

Прослушайте музыку, обратите внимание на оформление доски, на оборудование урока.

Сформулируйте тему занятия, запишите

ее.

-определите свои задачи на урок:

УЗНАЮ:

НАУЧУСЬ:

ЗАПОМНЮ:

Хорошо. Молодцы.

Проверка д.з

«Один день из жизни ремесленника»


оцениваю

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

должны сформулиривать

«Жизнь

вельможи в Египте», записывают

озвучивают

читают, комментируют

Быстрое включение в деловой ритм

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

2.

Повтор и закрепление по прошлой теме.

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа

«Ребята, вы верите в чудеса? Говорят, что в Древне Египте существовало необыкновенное животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто же это мог быть?

«Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, работать плодотворно получит это «счастье», изображение которого я предусмотрительно запечатала в конверт.

В конце урока вы распечатаете конверты и посмотрите, кто это.

Поэтому предлагаю вам начать «погоню за счастьем» и ответить на мои вопросы

работа по карточкам

-№1 – карта

Географическое положение Древнего Египта, основные занятия людей»

-№2- тест

раздаю конверты

.

Дети высказывают свои предположение

Наумов Д.

пары

взаимопроверка

Регулятивные: оценивают уровень владения учебным материалом.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Беседа по вопросам, задания в рабочей тетради, карта,

3.

Усвоение новых знаний и способов действий.

1,Жилье.

2.Одежда

3.Занятия

Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, работа с документом

работа в парах:

Сегодня мы опять с вами будем исследователями. Будем производить анализ текста.

(стр.43-44)

Каждой группе нужно будет найти информацию по плану, подчеркнуть тексте предложения и выступить перед нами.

1 группа:

1) Жилье.

2) Одежда

3) Чем питались вельможи

2 группа

1) Занятия

раздаю конверты

работа с текстом,

выступление перед классом

Познавательные: структурируют знания.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других

4.Почему египтяне делали надписи на стенах гробниц.

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с аппликацией (слайдами), иллюстрациями, беседа

Ребята, с помощью чего мы можем запечатлеть какой-то исторический момент? Конечно, это фотоаппарат, видеокамера. А как люди могли обходиться без них раньше? С помощью чего?»

Показ презентации и комментарии

Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени. Их имена забыты, а могилы занесены песком.

Гораздо лучше мы знаем, как жили вельможи.

Вопросы по слайдам презентации


.

формировать умение

«слушать» и «слышать»

давать оценку

Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам

4. Закрепление знаний
и способов действий

Словесный. Работа с терминами,

Закрепление (раздаточный материал)

Тест на соответсвие

Коммуникативные: умеют задавать вопросы

6.Рефлексия.

- Давайте посчитаем ваши конверты со «счастьем» и посмотрим, что там за животное.

Подводят итоги

Рефлексия

УЗНАЛ:

НАУЧУЛСЯ:

ЗАПОМНИЛ:

Жук- скарабей

5. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

прочитать пар.8

найти информацию о священных животных Египта

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

термины, задание в рабочей тетради


На начало урока

На конец урока

узнаю:

узнал:

научусь:

научился:

запомню:

запомнил:



На начало урока

На конец урока

узнаю:

узнал:

научусь:

научился:

запомню:

запомнил:


Установи соответствие:

А- египетский земледелец                    Б- египетский вельможа

1) носил одежду из тонкой льняной ткани, надевал браслеты, ожерелья

2) платил налоги, выполнял повинности

3) назначался судьёй , начальником областей

4) строил каналы, насыпал дамбы

5) жил в доме из глины, в котором почти не было мебели

6) носил простую одежду, любил украшения

7) жил в доме из сырцевого кирпича с садом и прудом

8) при жизни строил себе каменную гробницу

9) за неуплату налогов подвергался наказаниям

ОТВЕТ:

А - 1,3,7,8

Б – 2,4,5,6,9

1) Придумайте заголовок к следующей группе слов: ( ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ)

Горшечники, ювелиры, кожевники, ткачи, столяры, кораблестроители, плотники.

2) Как бы Вы могли озаглавить такое изображение: ( дать определение)

«Женщина сидит на корточках. Перед нею лежат головки лука. Напротив нее стоят двое мужчин. Один протягивает веер, другой – бусы»

3) По древнеегипетским рельефам и росписям на стенах гробниц ученые узнали, что вельможи фараона:

А) жили в больших красивых домах,

Б) в усадьбе имели большие тенистые сады,

В) имели музыкантов и танцовщиц для развлечения,

Г) изображались одного роста со своими фараонами.

4) Кто в Древнем Египте платил налоги:

А) вельможи

б) воины

в) земледельцы

г) рабы.

5) Что простые крестьяне ежедневно употребляли в пищу:

А) мясо

б) вяленую рыбу

в) лепешки

г) финики.

н

и

л

н

о

ь

л

е

д

а

т

а

и

л

р

в

ь

м

а

а

е

л

о

ж

ф

Найдите в тексте на стр.43 ответы на вопросы

1)Вельможи жили в :

2) Они одевались:

3) Питались вельможи:

Найдите в тексте на стр.43 ответы на вопросы

1) Занятия вельможи состояли в том:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Египет

Слайд 2

Перечень тем А) шумерские города-государства Б) Древняя Индия В ) Древний Египет Г) Древняя Греция Задание №5 ВПР 5 класс Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.

Слайд 6

Тест 1 Вариант Ответы: 1-в; 2-а; 3-а; 4-б; 5-а. 2 Вариант Ответы : 1-а; 2-а; 3-б; 4-в; 5-а. 0-5; 1-4; 2-3; более 2-2

Слайд 8

«Жизнь египетского вельможи»

Слайд 10

Служба вельмож. - распоряжается работой в царских каменоломнях - вершит суд и расправу в тайном заговоре против фараона - следить за тем, что бы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона - возглавлял военный поход.

Слайд 11

Поклонение фараону

Слайд 12

Домашнее задание. Параграф №8 , ( оценка 3) - прочитать , ответить на вопросы в конце параграфа , + (оценка 4)-пересказ текста «Приключение Синухета ». + (оценка5) Индивидуальное задание: составить рассказ от 1 лица о жизни: 1 : от имени крестьянина Древнего Египта 2 : от имени вельможи Древнего Египта 3 : от имени фараона Древнего Египта.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока и презентация на тему "Жизнь египетского вельможи"

Конспект предназначен для изучения  темы "Жизнь египетского вельможи" в 5 классе, который сопровождается презентацией...

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Жизнь египетского вельможи". 5 класс

Технологическая карта урока истории в 5 классе. Тема урока: "Жизнь египетского вельможи"....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 15 Жизнь египетского вельможи

Цель урока: знакомство с образом жизни и службы вельмож...

Конспект урока по теме "Жизнь египетского вельможи".

Конспект урока по истории Древнего мира "Жизнь египетского вельможи". В конспекте рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей службы вельмож и их быта....