Конспект урока истории в 6 классе по теме «Политическая раздробленность на Руси»
план-конспект урока по истории (6 класс)

Зотова Надежда Анатольевна

Цель урока:  раскрыть причины и последствия политической раздробленности на Руси.

Планируемые результаты:

Предметные:

определить хронологические рамки периода раздробленности Руси

-  анализ причин и  последствий политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси ;

-  ознакомиться  и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для  характеристики последствий раздробленности на Руси

Личностные:

-  развивать  коммуникативную  компетенцию через умение высказываться и  участвовать в дискуссиях;     

-  формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Киевской Руси периода политической раздробленности;

-  формирование устойчивого познавательного интереса к истории своей страны

Метапредметные:

-  способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

-  выработка умений работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам;

-  готовность к сотрудничеству со своими одноклассниками;

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологии – технология проблемного обучения.

Оборудование: учебник История России. 6 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова-М: Просвещение,2017; раздаточный материал, рабочие листы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 6 классе по теме  «Политическая раздробленность на Руси»

                                        Учитель МБОУ Сувинская СОШ: Зотова Н.А.

Цель урока:  раскрыть причины и последствия политической раздробленности на Руси.

Планируемые результаты:

Предметные:

-  определить хронологические рамки периода раздробленности Руси

-  анализ причин и  последствий политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси ;

-  ознакомиться  и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для  характеристики последствий раздробленности на Руси

Личностные:

-  развивать  коммуникативную  компетенцию через умение высказываться и  участвовать в дискуссиях;     

-  формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Киевской Руси периода политической раздробленности;

-  формирование устойчивого познавательного интереса к истории своей страны

Метапредметные:

-  способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

-  выработка умений работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам;

-  готовность к сотрудничеству со своими одноклассниками;

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологии – технология проблемного обучения.

Оборудование: учебник История России. 6 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова-М: Просвещение,2017; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; раздаточный материал, рабочие листы

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

II. Актуализация опорных знаний

III. Мотивация и постановка проблемы.

IV. Изучение новой темы.

V. Рефлексия по содержанию урока

VI.. Комментирование домашнего задания.

I. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Для того чтобы перейти к работе на сегодняшнем уроке нам нужно немножко расшевелить свой мозг. Заставить его думать, работать т. к. нам нужны все ваши знания. Проведем зарядку для ума.

II. Актуализация опорных знаний

1 ряд. Задания. Назовите имена Киевских князей в хронологической последовательности (запись на доске)

2 ряд. Задания. Выберите из предложенных дат, те которые мы выучили. Назовите события (запись на доске).

- Молодцы  ребята! Во время ответов каждое княжество (ряд учащихся) получали фишки за правильный ответ

III. Мотивация и постановка проблемы.

-  История нашей страны  насчитывает  более 11 веков. Россия сильное, могущественное государство. Но были в жизни русского народа сложные тяжёлые времена: войны, набеги кочевников, пожары. Сегодня на уроке мы обратимся к историческим событиям Древнерусского государства. И так начнем работать. За работу в парах вы будете получать фишки.

- При Ярославе Мудром Древнерусское государство было единым. Перед смертью Ярослав оставил своим сыновьям и внукам завещание. Но что же он завещал?

-  У вас на столе документ. Ознакомьтесь с ним, пожалуйте, и ответьте на вопрос в конце текста. Работаем в парах. Время работы 1,5 минуты:

Работа с историческим документом «завещание Ярослава Мудрого».

«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваши.…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».

Вопрос к документу:

- От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

Дети: от распрей и междоусобиц

- Что являлось главным в наказе Ярославе? (жить в мире и согласие, слушать брат брата)

-Но сыновья забыли о заветах отца. Давайте посмотрим к чему это привело. Посмотрите на доску, перед вами две картинки.  В чём их различие?

Дети: первая картинка единая, а вторая нет

- А что символизируют данные картинки? (Русь единую и раздробленную)

- Совершенно верно,

- И вот пришло  время узнать тему нашего сегодняшнего урока? Посмотрите на картинку №2. Она поможет сформулировать вам тему урока.

-А тема нашего сегодняшнего урока: Политическая раздробленность  Древнерусского государства.

- Запишите, пожалуйста, тему урока в рабочие листы.

- Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. В этих государствах вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство. Державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства. Не миновала периода раздробленности и Русь. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время? Каковы были последствия раздробленности Руси? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке

- Как вы думаете, что мы сегодня с вами   должны узнать,  чтобы раскрыть тему урока?

(Учащиеся отвечают)

-Должны узнать, что такое политическая раздробленность?

- узнать  время политической раздробленности в Европе;

- Причины  распада единого Древнерусского государства?

-Какие последствия имела раздробленность Руси?

IV. Изучение новой темы.

План изучения новой темы

1. Причины политической раздробленности в Европе и Руси.

2.  Последствия раздробленности Руси.

- Но для начала необходимо будет  выяснить, что такое раздробленность. Скажите, какие ассоциации у вас возникают с понятием раздробленности (политической раздробленности), что вам уже известно об этом явлении. Давайте составим кластер:

(кластер на доске: центральное понятие урока «Раздробленность Древнерусского государства», а вокруг него записываем ассоциации учащихся – смысловые единицы.)

-Необходимо по одному выходить и записывать слова к доске, а остальные заполняют в рабочих листах схему:

- А сейчас давайте определим дату начала  политической раздробленности. Задание будет не совсем обычное. Вам необходимо будет вместо словесной характеристики  события подставить дату и выполнить математическое действие,  Х есть дата начала феодальной раздробленности.

(Второе восстание в Киеве + 1-й поход общерусской рати против половцев + съезд в Любече + 75) : 3 = Х.

(1113+1111+1097+75) : 3 = 1132. (на доске) Молодцы!

- А сейчас я предлагаю разбиться на пары:

1пара учащихся - работая с текстом с. 100, определяет причины раздробленности в Европе.

-Какие важные события происходили в ХI — ХII вв. в Германии, Франции, Англии? (земли феодалов делились, отсутствовали хозяйственные связи между районами, усиливались экономические и политические роли отдельных территорий)

-Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?( князья в своих княжествах чеканили монеты, становились независимыми от короля, даже могли быть богаче его)

-Какие экономические и политические причины, способствовали распаду средневековых государств? (господство натурального хозяйства, политическая независимость князей)

-К каким последствиям это приводило?        

(-к усобицам, войнам, + расцвету культуры)

2 пара учащихся - работая с текстом учебника с.101 и раздаточным материалом, определяют причины раздробленности на Руси.

Выделяет экономические и политические причины.  (приложение 1)

Правильный ответ выводится на доску, чтобы учащиеся его запомнили.

1. Постоянные междоусобицы между князьями. П

2.Сложившийся в Древней Руси порядок управления в волостях. П

3. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя. П

4.Не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола. П

5.Удельные князья стремились закрепить свою власть на определённой территории и передавать её по наследству своим сыновьям. П

6.Русские князья обращались за помощью к половцам в борьбе друг с другом, что порождало ненависть между родственниками. П

7.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов. Э

8. Росли новые городские центры. Э

9.Киевский престол стал малопривлекательным. П

10.Упадок торгового пути «из варяг в греки». Поиск новых путей обогащения. Э

11.Изменения в хозяйственной жизни. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины. Э    

- А что из причин политической раздробленности было отрицательным? А что положительным? Давайте поставим слева «+» где положительные последствия и «-« где отрицательные.

3 пара учащихся -  работа  с документом отрывком из «Слово о полку Игореве»  и  текстом на с.103отвечает на вопросы:

-Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»? (пришли половцы, разгромили русские земли)

-Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении? (объединению князей, освобождении земли русской)

- Что препятствовало полному распаду Руси? (принадлежность к одной земле, единая вера, единый язык, за единство выступала православная церковь,

Время работы: 7 мин.

Физкультминутка для учащихся «Богатыри в дозоре»

Учитель подводит итог работы в парах

- В середине XII века на территории бывшего древнерусского государства образовалось 15 княжеств, к началу XIII века – 50, в XIV веке –  250) .

-  А как вы думаете, почему Русь XI-XII веков называют удельной?

Давайте обратимся к тексту с.104 заполним смеху в рабочих листах и тогда вы сможете ответить и  на мой вопрос.

Работа с текстом с.104 в парах

-  Объясните, почему Русь XI-XII веков называют удельной? (делилась на уделы)

Удел - надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода.

(уч-ся записывают в рабочий лист)

-  Давайте в виде кластера представим, как раздробилась земля:

(работает один ученик у доски)

C:\Users\1\Desktop\image016.jpg

А теперь, когда мы изучили и усвоили материал сегодняшнего урока, вспомнив ранее полученные знания и получив новую информацию, вернемся к тому кластеру, который мы начали заполнять в начале урока. Но прежде внимательно прочитайте последний абзац текста параграфа (о сохранении объединяющих элементов)

Работа с текстом учебника с.106 – 107. Работаем над кластером (дополняем, если нужно, убираем какие-либо смысловые единицы, корректируем) и получаем:

- Молодцы ребята!

V. Рефлексия по содержанию урока

- Мы выяснили, что раздробленность не означала конец существования Руси. Страна не утратила внутренней целостности,  сохранилось государственное, религиозное и культурное  единство (общими остались язык, вера, культура, законы).

-Наш урок подошел к концу.

Закрепление. Учитель повторяет и закрепляет изученный материал, на уроке.

Задание. Назовите причины феодальной раздробленности.

Игра «Аплодисменты» Учитель называет понятия, даты, слова. Если они касаются темы сегодняшнего урока, дети аплодируют, если нет – сидят тихо.

Итог - Подсчитаем фишки.

- Ребята сегодня мы с вами хорошо поработали. Все поставленные задачи выполнили. Мне с вами было интересно, поэтому я ухожу с урока с прекрасным  настроением. А какое настроение у вас осталось после нашего урока?

Выставление оценок за урок, комментарии учителя.

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр 107, номер 5 письменно, рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем» номер 4 письменно.  

Спасибо за урок.

Приложение 1

Задание для пары №1

Прочитайте текст на стр.100 учебника  и ответьте на вопросы:

-Какие важные события происходили в ХI — ХII вв. в Германии, Франции, Англии?

-Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?

-Какие экономические и политические причины, способствовали распаду средневековых государств?

-К каким последствиям это приводило?

Задание для пары №2

Прочитайте текст на стр.101-102  учебника.

Распределите в два столбика политические  и экономические причины раздробленности Древнерусского государства:

Правильный ответ выводится на доску, чтобы учащиеся его запомнили.

1. Постоянные междоусобицы между князьями.

2.Сложившийся в Древней Руси порядок управления в волостях.

3. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя.

4.Не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола.

5.Удельные князья стремились закрепить свою власть на определённой территории и передавать её по наследству своим сыновьям.

6.Русские князья обращались за помощью к половцам в борьбе друг с другом, что порождало ненависть между родственниками.

7.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов.

8. Росли новые городские центры.

9.Киевский престол стал малопривлекательным.

10.Упадок торгового пути « из варяг в греки». Поиск новых путей обогащения.

11.Изменения в хозяйственной жизни. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины.

Задание для пары №3

Прочитайте текст на стр.103 учебника и  отрывок из произведения «Слово о полку Игореве». ответьте на вопросы:

-Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»?

-Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении?

-Что препятствовало полному распаду Руси?

Работа с историческим документом

«Завещание Ярослава Мудрого» из «Повести временных лет» Нестора

 «… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».

?От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

Рабочий лист урока

Ф.И.учащегося____________________

Тема урока:_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Политическая раздробленность Руси

Политическая раздробленность – это_______________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Удел – это______________________________________________________________

Княжество

Русская земля

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме"Феодальная раздробленность на Руси"

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по истории России  - тема "Феодальная раздробленность на Руси", урок-путешествие, н6асущенный разнообразными заданиями...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Разработка урока для 10 класса по теме" Политическая география"

Данный материал будет полезен учителям при проведении уроков географии в 10 классе...

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность на Руси"

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Феодальная раздробленность на Руси” в результате которого учащиеся должны сделать вывод о “+” и “–” влиянии монголо-татарского нашествия на Русь....

Конспект урока истории в 7-м кл. по теме: "Крещение Руси при князе Владимире"

Знакомство с  князем Владимиром, введшего христианскую веру на Руси....

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....