Конспект урока истории в 6 классе по теме «Политическая раздробленность на Руси»
план-конспект урока по истории (6 класс)
Цель урока: раскрыть причины и последствия политической раздробленности на Руси.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определить хронологические рамки периода раздробленности Руси
- анализ причин и последствий политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси ;
- ознакомиться и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для характеристики последствий раздробленности на Руси
Личностные:
- развивать коммуникативную компетенцию через умение высказываться и участвовать в дискуссиях;
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Киевской Руси периода политической раздробленности;
- формирование устойчивого познавательного интереса к истории своей страны
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам;
- готовность к сотрудничеству со своими одноклассниками;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии – технология проблемного обучения.
Оборудование: учебник История России. 6 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова-М: Просвещение,2017; раздаточный материал, рабочие листы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока истории в 6 классе по теме «Политическая раздробленность на Руси» | 115.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 6 классе по теме «Политическая раздробленность на Руси»
Учитель МБОУ Сувинская СОШ: Зотова Н.А.
Цель урока: раскрыть причины и последствия политической раздробленности на Руси.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определить хронологические рамки периода раздробленности Руси
- анализ причин и последствий политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси ;
- ознакомиться и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для характеристики последствий раздробленности на Руси
Личностные:
- развивать коммуникативную компетенцию через умение высказываться и участвовать в дискуссиях;
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Киевской Руси периода политической раздробленности;
- формирование устойчивого познавательного интереса к истории своей страны
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам;
- готовность к сотрудничеству со своими одноклассниками;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии – технология проблемного обучения.
Оборудование: учебник История России. 6 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова-М: Просвещение,2017; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; раздаточный материал, рабочие листы
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
II. Актуализация опорных знаний
III. Мотивация и постановка проблемы.
IV. Изучение новой темы.
V. Рефлексия по содержанию урока
VI.. Комментирование домашнего задания.
I. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Для того чтобы перейти к работе на сегодняшнем уроке нам нужно немножко расшевелить свой мозг. Заставить его думать, работать т. к. нам нужны все ваши знания. Проведем зарядку для ума.
II. Актуализация опорных знаний
1 ряд. Задания. Назовите имена Киевских князей в хронологической последовательности (запись на доске)
2 ряд. Задания. Выберите из предложенных дат, те которые мы выучили. Назовите события (запись на доске).
- Молодцы ребята! Во время ответов каждое княжество (ряд учащихся) получали фишки за правильный ответ
III. Мотивация и постановка проблемы.
- История нашей страны насчитывает более 11 веков. Россия сильное, могущественное государство. Но были в жизни русского народа сложные тяжёлые времена: войны, набеги кочевников, пожары. Сегодня на уроке мы обратимся к историческим событиям Древнерусского государства. И так начнем работать. За работу в парах вы будете получать фишки.
- При Ярославе Мудром Древнерусское государство было единым. Перед смертью Ярослав оставил своим сыновьям и внукам завещание. Но что же он завещал?
- У вас на столе документ. Ознакомьтесь с ним, пожалуйте, и ответьте на вопрос в конце текста. Работаем в парах. Время работы 1,5 минуты:
Работа с историческим документом «завещание Ярослава Мудрого».
«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваши.…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».
Вопрос к документу:
- От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
Дети: от распрей и междоусобиц
- Что являлось главным в наказе Ярославе? (жить в мире и согласие, слушать брат брата)
-Но сыновья забыли о заветах отца. Давайте посмотрим к чему это привело. Посмотрите на доску, перед вами две картинки. В чём их различие?
Дети: первая картинка единая, а вторая нет
- А что символизируют данные картинки? (Русь единую и раздробленную)
- Совершенно верно,
- И вот пришло время узнать тему нашего сегодняшнего урока? Посмотрите на картинку №2. Она поможет сформулировать вам тему урока.
-А тема нашего сегодняшнего урока: Политическая раздробленность Древнерусского государства.
- Запишите, пожалуйста, тему урока в рабочие листы.
- Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. В этих государствах вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство. Державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства. Не миновала периода раздробленности и Русь. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время? Каковы были последствия раздробленности Руси? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке
- Как вы думаете, что мы сегодня с вами должны узнать, чтобы раскрыть тему урока?
(Учащиеся отвечают)
-Должны узнать, что такое политическая раздробленность?
- узнать время политической раздробленности в Европе;
- Причины распада единого Древнерусского государства?
-Какие последствия имела раздробленность Руси?
IV. Изучение новой темы.
План изучения новой темы
1. Причины политической раздробленности в Европе и Руси.
2. Последствия раздробленности Руси.
- Но для начала необходимо будет выяснить, что такое раздробленность. Скажите, какие ассоциации у вас возникают с понятием раздробленности (политической раздробленности), что вам уже известно об этом явлении. Давайте составим кластер:
(кластер на доске: центральное понятие урока «Раздробленность Древнерусского государства», а вокруг него записываем ассоциации учащихся – смысловые единицы.)
-Необходимо по одному выходить и записывать слова к доске, а остальные заполняют в рабочих листах схему:
- А сейчас давайте определим дату начала политической раздробленности. Задание будет не совсем обычное. Вам необходимо будет вместо словесной характеристики события подставить дату и выполнить математическое действие, Х есть дата начала феодальной раздробленности.
(Второе восстание в Киеве + 1-й поход общерусской рати против половцев + съезд в Любече + 75) : 3 = Х.
(1113+1111+1097+75) : 3 = 1132. (на доске) Молодцы!
- А сейчас я предлагаю разбиться на пары:
1пара учащихся - работая с текстом с. 100, определяет причины раздробленности в Европе.
-Какие важные события происходили в ХI — ХII вв. в Германии, Франции, Англии? (земли феодалов делились, отсутствовали хозяйственные связи между районами, усиливались экономические и политические роли отдельных территорий)
-Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?( князья в своих княжествах чеканили монеты, становились независимыми от короля, даже могли быть богаче его)
-Какие экономические и политические причины, способствовали распаду средневековых государств? (господство натурального хозяйства, политическая независимость князей)
-К каким последствиям это приводило?
(-к усобицам, войнам, + расцвету культуры)
2 пара учащихся - работая с текстом учебника с.101 и раздаточным материалом, определяют причины раздробленности на Руси.
Выделяет экономические и политические причины. (приложение 1)
Правильный ответ выводится на доску, чтобы учащиеся его запомнили.
1. Постоянные междоусобицы между князьями. П
2.Сложившийся в Древней Руси порядок управления в волостях. П
3. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя. П
4.Не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола. П
5.Удельные князья стремились закрепить свою власть на определённой территории и передавать её по наследству своим сыновьям. П
6.Русские князья обращались за помощью к половцам в борьбе друг с другом, что порождало ненависть между родственниками. П
7.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов. Э
8. Росли новые городские центры. Э
9.Киевский престол стал малопривлекательным. П
10.Упадок торгового пути «из варяг в греки». Поиск новых путей обогащения. Э
11.Изменения в хозяйственной жизни. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины. Э
- А что из причин политической раздробленности было отрицательным? А что положительным? Давайте поставим слева «+» где положительные последствия и «-« где отрицательные.
3 пара учащихся - работа с документом отрывком из «Слово о полку Игореве» и текстом на с.103отвечает на вопросы:
-Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»? (пришли половцы, разгромили русские земли)
-Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении? (объединению князей, освобождении земли русской)
- Что препятствовало полному распаду Руси? (принадлежность к одной земле, единая вера, единый язык, за единство выступала православная церковь,
Время работы: 7 мин.
Физкультминутка для учащихся «Богатыри в дозоре»
Учитель подводит итог работы в парах
- В середине XII века на территории бывшего древнерусского государства образовалось 15 княжеств, к началу XIII века – 50, в XIV веке – 250) .
- А как вы думаете, почему Русь XI-XII веков называют удельной?
Давайте обратимся к тексту с.104 заполним смеху в рабочих листах и тогда вы сможете ответить и на мой вопрос.
Работа с текстом с.104 в парах
- Объясните, почему Русь XI-XII веков называют удельной? (делилась на уделы)
Удел - надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода.
(уч-ся записывают в рабочий лист)
- Давайте в виде кластера представим, как раздробилась земля:
(работает один ученик у доски)
А теперь, когда мы изучили и усвоили материал сегодняшнего урока, вспомнив ранее полученные знания и получив новую информацию, вернемся к тому кластеру, который мы начали заполнять в начале урока. Но прежде внимательно прочитайте последний абзац текста параграфа (о сохранении объединяющих элементов)
Работа с текстом учебника с.106 – 107. Работаем над кластером (дополняем, если нужно, убираем какие-либо смысловые единицы, корректируем) и получаем:
- Молодцы ребята!
V. Рефлексия по содержанию урока
- Мы выяснили, что раздробленность не означала конец существования Руси. Страна не утратила внутренней целостности, сохранилось государственное, религиозное и культурное единство (общими остались язык, вера, культура, законы).
-Наш урок подошел к концу.
Закрепление. Учитель повторяет и закрепляет изученный материал, на уроке.
Задание. Назовите причины феодальной раздробленности.
Игра «Аплодисменты» Учитель называет понятия, даты, слова. Если они касаются темы сегодняшнего урока, дети аплодируют, если нет – сидят тихо.
Итог - Подсчитаем фишки.
- Ребята сегодня мы с вами хорошо поработали. Все поставленные задачи выполнили. Мне с вами было интересно, поэтому я ухожу с урока с прекрасным настроением. А какое настроение у вас осталось после нашего урока?
Выставление оценок за урок, комментарии учителя.
Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр 107, номер 5 письменно, рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем» номер 4 письменно.
Спасибо за урок.
Приложение 1
Задание для пары №1
Прочитайте текст на стр.100 учебника и ответьте на вопросы:
-Какие важные события происходили в ХI — ХII вв. в Германии, Франции, Англии?
-Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?
-Какие экономические и политические причины, способствовали распаду средневековых государств?
-К каким последствиям это приводило?
Задание для пары №2
Прочитайте текст на стр.101-102 учебника.
Распределите в два столбика политические и экономические причины раздробленности Древнерусского государства:
Правильный ответ выводится на доску, чтобы учащиеся его запомнили.
1. Постоянные междоусобицы между князьями.
2.Сложившийся в Древней Руси порядок управления в волостях.
3. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя.
4.Не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола.
5.Удельные князья стремились закрепить свою власть на определённой территории и передавать её по наследству своим сыновьям.
6.Русские князья обращались за помощью к половцам в борьбе друг с другом, что порождало ненависть между родственниками.
7.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов.
8. Росли новые городские центры.
9.Киевский престол стал малопривлекательным.
10.Упадок торгового пути « из варяг в греки». Поиск новых путей обогащения.
11.Изменения в хозяйственной жизни. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины.
Задание для пары №3
Прочитайте текст на стр.103 учебника и отрывок из произведения «Слово о полку Игореве». ответьте на вопросы:
-Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»?
-Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении?
-Что препятствовало полному распаду Руси?
Работа с историческим документом
«Завещание Ярослава Мудрого» из «Повести временных лет» Нестора
«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».
?От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
Рабочий лист урока
Ф.И.учащегося____________________
Тема урока:_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Политическая раздробленность Руси
Политическая раздробленность – это_______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Удел – это______________________________________________________________
Княжество
Русская земля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме"Феодальная раздробленность на Руси"
Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по истории России - тема "Феодальная раздробленность на Руси", урок-путешествие, н6асущенный разнообразными заданиями...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Разработка урока для 10 класса по теме" Политическая география"
Данный материал будет полезен учителям при проведении уроков географии в 10 классе...
Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность на Руси"
Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Феодальная раздробленность на Руси” в результате которого учащиеся должны сделать вывод о “+” и “–” влиянии монголо-татарского нашествия на Русь....
Конспект урока истории в 7-м кл. по теме: "Крещение Руси при князе Владимире"
Знакомство с князем Владимиром, введшего христианскую веру на Руси....
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....