Разработка урока "Древнее Двуречье"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Всеобщая история 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_istorii_dlya_5_klassa_drevnee_dvureche_wecompress.com_.docx | 504.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по истории для 5 класса
«Древнее Двуречье»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: Создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о природных и климатических условиях Древнего Двуречья, занятиях его жителей.
Задачи урока:
Дидактическая: формирование представления обучающихся о государстве Древнее Двуречье;
Развивающая: формировать умения анализировать прочитанный текст, работать с текстом учебника, делать выводы; формирование умений и навыков работы с историческими источниками, картами, текстом учебника;
Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, самовоспитанию и самоконтролю.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь описывать климатические условия Древнего Двурчья, занятия жителей, их культуру. Работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные. Устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением государства и образом жизни жителей, экономическим развитием.
Личностные: осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Уважать культуру других народов.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.
Коммуникативные: владеть навыками монологической и диалогической речи.
Познавательные: находить информацию в разных источниках, анализировать информацию с выделением существенных и несущественных признаков. Представлять результат своей деятельности в различных формах.
Формы работы: парная, групповая.
Оборудование: мультимедийная установка; ПК; учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» (А.А. Вигасин и др.).
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный (2 минуты) | Приветствие. Проверка отсутствующих. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, староста называет фамилии отсутствующих и причину их отсутствия. |
Мотивационно – целевой этап. Стадия вызова. (10 – 13 минут) Актуализация знаний Прогнозирование темы урока Целеполагание. | Предлагает вспомнить, где возникли первые государства. Задает вопрос: с каким государством мы познакомились на прошлых уроках? Давайте кратко вспомним, что мы узнали о Древнем Египте? (слайд 1: появляются изображения, отражающие историю Древнего Египта) - Сегодня мы познакомимся, с еще одним государством, возникшим приблизительно в то же время, что и Древний Египет. Давайте посмотрим на карту. Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземному морю, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат. (слайд 2) Какая река располагается рядом? Где берут своё начало эти реки? Куда впадают Евфрат и Тигр? Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? Давайте определим и запишем тему урока. (слайд 3) Давайте вспомним, что необходимо знать для характеристики государства. Организует обсуждение. (слайд 4) | Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии. Древний Египет. В Египте строили пирамиды, писали иероглифами, правителем Древнего Египта был фараон, и т.д. Работа в парах с картой в учебнике (стр. 33). Один ученик показывает на карте у доски. Тигр. На севере, в горах. Персидский залив. Двуречье или Междуречье. Древнее Двуречье. Записывают в тетрадь. Вспоминают основные характеристики. Примерные ответы: территория, культура, природные условия и т.д. Составляют кластер в тетради. Один ученик выполнять работу на доске. |
Изучение новой темы. (20 -25 минут) Работа с историческим источником. | (слайд 5) Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». По внешнему виду их трудно спутать с другими народами. Приземистые фигуры, смуглая кожа, длинные, прямые носы, темные прямые или курчавые волосы. Земля, на которой жили шумеры, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом. Дожди выпадали редко. А в период разлива рек бурные потоки воды обрушивались на поселки и пастбища, сносили жилища, посевы и загоны для скота. Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот. (слайд 6) Вопросы к документу:
А теперь давайте сравним природные условия Древнего Египта и Древнего Двуречья. (слайд 7: строки таблицы заполняются после ответов). Основным материалом в Двуречья является глина. Из нее научились делать кирпичи, строить дома, дворцы и храмы (слайд 8). Вспомните, что такое храм? В Древнем Двуречье храмы называли зиккураты. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? Жрецы в Древнем Двуречье также занимались наукой. На вершине башни они наблюдали за движением небесных тел, составляли календари, предсказывали судьбу по звездам. Как же ученые смогли узнать столько о Древнем Двуречье? Давайте вспомним, какие исторические источники вы знаете? Давайте посмотрим как писали в Древнем Двуречье (слайд 9: отрывок мультфильма, в котором рассказывается о письменности и о школах в Древнем Двуречье) Отличалась ли письменность Двуречья от письменности Древнего Египта? (слайд 10). | Запись в тетрадь: древний народ - шумеры(«черноголовые»). Древнее Двуречье – более 5 тыс. лет назад. Читают, определяют тему, главную мысль. Примерные ответы: Плодородная Пшеницу, ячмень, просо, сезам масленичное растение, финиковые пальмы. Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб. Устно заполняют таблицу, дополняют кластер в тетради. Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов. Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье. Храм – это жилище Богов. Записывают в тетрадь определение зиккурат. Жрецы. Письменные, устные, вещественные, произведения искусства. Да, отличается: писали на глиняных табличках, палочками. Письменность в Древнем Двуречье называлась клинопись. Записывают что такое клинопись. |
Рефлексия (5 -7 минут) | На стадии рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям на доске (кластеру)и в тетрадях. (Слайд 11). (Слайд 12) Наследниками культуры шумеров станут народы нескольких государств Двуречья, каких мы узнаем на следующем уроке. | Заполняют кластер. Тигр и Евфрат Жарким, засушливым Персидский залив Скотоводство, земледелие, ремесло Языческой |
Итоги урока (3 минуты) | Подведение итогов, выставление оценок, запись домашнего задания. (слайд 13). | Записывают домашнее задание. |
Усова Ольга Игоревна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"
Древнее Двуречье урок №1 в разделе «Западная Азия в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...
Древнее Двуречье
Презентация создана на основе конспекта урока: Поурочные планы по истории Древнего мира (к учебнику Вигасна)...
Древнее Двуречье
Это урок изучения нового материала.Цель:Познокомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья...
Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".
Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....
Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....
Разработка урока "Древнее Двуречье"
Сегодня мы познакомимся с новой страной. Она лежит между двумя большими реками Тигром и Евфратом. Отсюда и ее название – Двуречье или Междуречье....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.Тип урока: комбинированный урок.Форма работы: ф...