Разработка урока "Древнее Двуречье"
методическая разработка по истории (5 класс)

Огальцова Римма Николаевна

Сегодня мы познакомимся с новой страной. Она лежит между двумя большими реками Тигром и Евфратом. Отсюда и ее название – Двуречье или Междуречье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon testy_i_krossvord.doc40 КБ
Microsoft Office document icon opornye_slova.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon vavilon.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

школа-интернат для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Разработка урока по истории Древнего мира

Тема: «Древнее Двуречье»

Учитель истории:

Огальцова Р.Н.

г. Павловский Посад

2016-2017 учебный год

ТЕМА УРОКА:

Древнее Двуречье.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. образовательная

а)  дать описание местоположения Древнего Двуречья и природных условий этой страны;

б)  способствовать умению работы с картами и схемами.

2. воспитательная

а) сформировать у учащихся представление о добре и зле, нравственные понятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. учебник;

2. карта «Древний Восток»;

3. настольные атласы;

4. контурные карты;

5. кроссворд;

6. тест – повторение;

7. пластилин;

8. палочки для выдавливания текста;

9. тест – закрепление;

10. основные термины;

11. опорные понятия;

12. словарная мозаика;

13. карточки;

14. рабочая тетрадь;

15. цветные таблицы.

ПЛАН  УРОКА:

  1. Опрос.
  2. Местоположение и природа Древнего Двуречья.
  3. Образование городов-государств в Двуречье.
  4. Письменность.
  5. Закрепление.

а) тесты;

б) «Миф о потопе».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Индивидуальный опрос – заполнение кроссворда.

  1. Фронтальный опрос – повторение.

а)    На чем писали древние египтяне?

б)    Как изготавливали папирус?

в)    Почему мы говорим «писать с красной строки»?

г) Как назывались значки, которыми египтяне пользовались для письма?

д)    Где находились школы и кто учил детей?

е)    Могли ли дети бедняков научиться грамоте?

  1. Заполнение теста.

НОВАЯ ТЕМА:

        Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с новой страной. Она лежит между двумя большими реками Тигром и Евфратом. Отсюда и ее название – Двуречье или Междуречье.

Работа с картой. 

Слово учителя: Почвы в Двуречье очень плодородны. Реки, так же как и Нил в Египте, дарили жизнь и процветание этой стране. Но разливы рек проходили очень бурно: потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося всё на своем пути. Чтобы уберечься от наводнений приходилось строить насыпи на берегах. Для орошения садов и полей рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в Египте – более пяти тысяч лет назад.

Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры.

Запись в тетради.

Слово учителя: Города шумеров обычно стояли на берегу реки или канала. Самыми крупными были Ур, Урук, Вавилон, Лагаш.

Работа с картой.

Слово учителя: Жители этих городов плавали на суденышках, сплетенных из гибких веток и обтянутых кожей.

В Двуречье нет гор и лесов, а значит, строить дома не могли из камня или дерева. Дворцы, храмы, жилые дома строили из больших глиняных кирпичей. Дерево стоило очень дорого – только в богатых домах были деревянные двери, а бедняки закрывали вход в дома циновкой. Кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Они были непрочными, легко крошились, поэтому оборонительные стены вокруг города были такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

Просмотр презентации.

Слово учителя: Дома в городах были невысокие, но над городскими постройками возвышались ступенчатые башни – зиккураты. Ступени были раскрашены в разные цвета. Это был храм Бога – покровителя города. В каждом городе были разные покровители, разные боги. В одном – бог солнца Шамаш, в другом – бог луны Син. Все почитали бога воды Эа, и все люди Двуречья обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей к богине плодородия Иштар.

С опережающим заданием выступает ученик, который подготовил рисунки, изображающие шумерских богов.

Работа с классом (выступление учащихся, получивших опережающее задание):

  1. Как вы думаете, кому было позволено подниматься на вершину башни? (только жрецам было позволено подниматься на вершину башни  - в святилище, остальные люди верили, что жрецы там беседуют с богами)
  2. Чем занимались жрецы на этих башнях? (жрецы вели наблюдение за движением небесных богов – Солнца и Луны, они составляли календарь и предсказывали людям судьбу)
  3. Какими открытиями шумерских жрецов мы пользуемся сегодня? (ученые жрецы занимались и математикой, число 60 они считали священным, мы до сих пор делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов)

Слово учителя:

        Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены концом специальной заостренной палочки на глиняных табличках. Чтобы сохранить эти таблички их обжигали в специальной печке. Эти значки – особое письмо Двуречья – клинопись (запись в тетради).

        Каждый значок обозначает целое слово. Но многие знаки употреблялись для передачи сочетания звуков или слогов.

Работа с классом (выступление учащихся, получивших опережающее задание):

  1. Как вы думаете, легко ли было научиться грамоте в Двуречье? (научиться читать и писать в Двуречье было так же сложно, как и в Египте, много лет нужно было посещать школу писцов; уроки продолжались с восхода солнца и до заката)
  2. Могли ли дети простых людей учиться в школе? (нет, за обучение нужно было платить, а у небогатых людей денег не было)

Слово учителя:

Посещали школу только мальчики. Девочек учили вести домашнее хозяйство. Во главе школы стоял человек, которого почтительно называли «отец школы». А ученики считались «сыновья школы». Один из работников школы назывался «человек с палкой» - он следил за дисциплиной.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. Словарная мозаика (собрать из кусочков название городов Ур, Урук, Вавилон и Лагаш).
  2. Работа с пластилином (выдавить на табличках свое имя и фамилию).
  3. Тест – закрепление по теме Древнее Двуречье с последующим обсуждением.
  4. «Миф о потопе» (чтение и комментарии).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

§ 13, работа с контурной картой (заштриховать государство Вавилон).



Предварительный просмотр:

ТЕСТ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ

по теме «Древнее Двуречье»

  1. На чём писали в Древнем Двуречье?

а)   на бумаге;

б)   на папирусе;

в)   на глиняных табличках.

  1. Как называются знаки для письма в Древнем Двуречье?

а)   буквы;

б)   иероглифы;

в)   клинопись.

  1. Как называли человека, который стоял во главе школы?

а)   директор;

б)   учитель;

в)   «отец школы».

  1. Как называли учеников в Древнем Двуречье?

а)   дети;

б)   «сыновья школы»;

в)   школьники.

  1. Из какого материала строили дома в Древнем Двуречье?

а)   мрамор;

б)   дерево;

в)   глиняные кирпичи.

  1. Кто занимался науками в Древнем Двуречье?

а)   крестьяне;

б)   жрецы;

в)   строители.

  1. Богиня плодородия и любви у жителей Древнего Двуречья называлась:

а)   Исида;

б)   Афродита;

в)   Иштар.

ТЕСТ - ПОВТОРЕНИЕ

по теме «Древний Египет»

  1. Как называли повелителя Египта?

а)   царь;

б)   король;

в)   фараон.

  1. На чем писали в Древнем Египте?

а)   на бумаге;

б)   на бересте;

в)   на папирусе.

  1. Как назывался служитель Бога в Древнем Египте?

а)   священник;

б)   пастор;

в)   жрец.

  1. Как называлась усыпальница фараонов?

а)   склеп;

б)   пирамида;

в)   часовня.

  1. Кто охранял гробницу фараона?

а)   лев;

б)   сфинкс;

в)   медведь.

  1. Как называлось жилище богов в Древнем Египте?

а)   храм;

б)   церковь;

в)   собор.

  1. Как в Древнем Египте назывался знак для письма?

а)   иероглиф;

б)   буква;

в)   звук.         

К Р О С С В О Р Д

по  теме  «Древний Египет»

1.

2.

3.

4.

  1. Основное удобрение на полях Древнего Египта.

  1. Жилище богов.

  1. Высеченные из скалы существа с головой человека и телом льва.

  1. Знак для письма в Древнем Египте.


Предварительный просмотр:

ШАМАШ – бог  солнца

СИН – бог  луны

ИШТАР – богиня плодородия и любви

КЛИНОПИСЬ – особое  письмо  Двуречья

ЭА – бог  воды

Шумеры – народ, проживающий на территории Двуречья



Предварительный просмотр:

ВА

ВИ

ЛОН

УР  УР

УК

ЛА

ГАШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"

Древнее Двуречье  урок №1 в разделе «Западная Азия  в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...

Древнее Двуречье

Презентация создана на основе конспекта урока: Поурочные планы по истории Древнего мира (к учебнику Вигасна)...

Древнее Двуречье

Это урок изучения нового материала.Цель:Познокомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья...

Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".

Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....

Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.Тип урока: комбинированный урок.Форма работы: ф...

Разработка урока "Древнее Двуречье"

Всеобщая история 5 класс....