Разработка урока "Древнее Двуречье"
методическая разработка по истории (5 класс)
Сегодня мы познакомимся с новой страной. Она лежит между двумя большими реками Тигром и Евфратом. Отсюда и ее название – Двуречье или Междуречье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 55.5 КБ |
testy_i_krossvord.doc | 40 КБ |
opornye_slova.doc | 21.5 КБ |
vavilon.doc | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
Разработка урока по истории Древнего мира
Тема: «Древнее Двуречье»
Учитель истории:
Огальцова Р.Н.
г. Павловский Посад
2016-2017 учебный год
ТЕМА УРОКА: | Древнее Двуречье. |
ЦЕЛИ УРОКА: | 1. образовательная |
а) дать описание местоположения Древнего Двуречья и природных условий этой страны; | |
б) способствовать умению работы с картами и схемами. | |
2. воспитательная | |
а) сформировать у учащихся представление о добре и зле, нравственные понятия. | |
ОБОРУДОВАНИЕ: | 1. учебник; |
2. карта «Древний Восток»; | |
3. настольные атласы; | |
4. контурные карты; | |
5. кроссворд; | |
6. тест – повторение; | |
7. пластилин; | |
8. палочки для выдавливания текста; | |
9. тест – закрепление; | |
10. основные термины; | |
11. опорные понятия; | |
12. словарная мозаика; | |
13. карточки; | |
14. рабочая тетрадь; | |
15. цветные таблицы. |
ПЛАН УРОКА:
- Опрос.
- Местоположение и природа Древнего Двуречья.
- Образование городов-государств в Двуречье.
- Письменность.
- Закрепление.
а) тесты;
б) «Миф о потопе».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Индивидуальный опрос – заполнение кроссворда.
- Фронтальный опрос – повторение.
а) На чем писали древние египтяне?
б) Как изготавливали папирус?
в) Почему мы говорим «писать с красной строки»?
г) Как назывались значки, которыми египтяне пользовались для письма?
д) Где находились школы и кто учил детей?
е) Могли ли дети бедняков научиться грамоте?
- Заполнение теста.
НОВАЯ ТЕМА:
Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с новой страной. Она лежит между двумя большими реками Тигром и Евфратом. Отсюда и ее название – Двуречье или Междуречье.
Работа с картой.
Слово учителя: Почвы в Двуречье очень плодородны. Реки, так же как и Нил в Египте, дарили жизнь и процветание этой стране. Но разливы рек проходили очень бурно: потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося всё на своем пути. Чтобы уберечься от наводнений приходилось строить насыпи на берегах. Для орошения садов и полей рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в Египте – более пяти тысяч лет назад.
Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры.
Запись в тетради.
Слово учителя: Города шумеров обычно стояли на берегу реки или канала. Самыми крупными были Ур, Урук, Вавилон, Лагаш.
Работа с картой.
Слово учителя: Жители этих городов плавали на суденышках, сплетенных из гибких веток и обтянутых кожей.
В Двуречье нет гор и лесов, а значит, строить дома не могли из камня или дерева. Дворцы, храмы, жилые дома строили из больших глиняных кирпичей. Дерево стоило очень дорого – только в богатых домах были деревянные двери, а бедняки закрывали вход в дома циновкой. Кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Они были непрочными, легко крошились, поэтому оборонительные стены вокруг города были такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.
Просмотр презентации.
Слово учителя: Дома в городах были невысокие, но над городскими постройками возвышались ступенчатые башни – зиккураты. Ступени были раскрашены в разные цвета. Это был храм Бога – покровителя города. В каждом городе были разные покровители, разные боги. В одном – бог солнца Шамаш, в другом – бог луны Син. Все почитали бога воды Эа, и все люди Двуречья обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей к богине плодородия Иштар.
С опережающим заданием выступает ученик, который подготовил рисунки, изображающие шумерских богов.
Работа с классом (выступление учащихся, получивших опережающее задание):
- Как вы думаете, кому было позволено подниматься на вершину башни? (только жрецам было позволено подниматься на вершину башни - в святилище, остальные люди верили, что жрецы там беседуют с богами)
- Чем занимались жрецы на этих башнях? (жрецы вели наблюдение за движением небесных богов – Солнца и Луны, они составляли календарь и предсказывали людям судьбу)
- Какими открытиями шумерских жрецов мы пользуемся сегодня? (ученые жрецы занимались и математикой, число 60 они считали священным, мы до сих пор делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов)
Слово учителя:
Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены концом специальной заостренной палочки на глиняных табличках. Чтобы сохранить эти таблички их обжигали в специальной печке. Эти значки – особое письмо Двуречья – клинопись (запись в тетради).
Каждый значок обозначает целое слово. Но многие знаки употреблялись для передачи сочетания звуков или слогов.
Работа с классом (выступление учащихся, получивших опережающее задание):
- Как вы думаете, легко ли было научиться грамоте в Двуречье? (научиться читать и писать в Двуречье было так же сложно, как и в Египте, много лет нужно было посещать школу писцов; уроки продолжались с восхода солнца и до заката)
- Могли ли дети простых людей учиться в школе? (нет, за обучение нужно было платить, а у небогатых людей денег не было)
Слово учителя:
Посещали школу только мальчики. Девочек учили вести домашнее хозяйство. Во главе школы стоял человек, которого почтительно называли «отец школы». А ученики считались «сыновья школы». Один из работников школы назывался «человек с палкой» - он следил за дисциплиной.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Словарная мозаика (собрать из кусочков название городов Ур, Урук, Вавилон и Лагаш).
- Работа с пластилином (выдавить на табличках свое имя и фамилию).
- Тест – закрепление по теме Древнее Двуречье с последующим обсуждением.
- «Миф о потопе» (чтение и комментарии).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
§ 13, работа с контурной картой (заштриховать государство Вавилон).
Предварительный просмотр:
ТЕСТ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ
по теме «Древнее Двуречье»
- На чём писали в Древнем Двуречье?
а) на бумаге;
б) на папирусе;
в) на глиняных табличках.
- Как называются знаки для письма в Древнем Двуречье?
а) буквы;
б) иероглифы;
в) клинопись.
- Как называли человека, который стоял во главе школы?
а) директор;
б) учитель;
в) «отец школы».
- Как называли учеников в Древнем Двуречье?
а) дети;
б) «сыновья школы»;
в) школьники.
- Из какого материала строили дома в Древнем Двуречье?
а) мрамор;
б) дерево;
в) глиняные кирпичи.
- Кто занимался науками в Древнем Двуречье?
а) крестьяне;
б) жрецы;
в) строители.
- Богиня плодородия и любви у жителей Древнего Двуречья называлась:
а) Исида;
б) Афродита;
в) Иштар.
ТЕСТ - ПОВТОРЕНИЕ
по теме «Древний Египет»
- Как называли повелителя Египта?
а) царь;
б) король;
в) фараон.
- На чем писали в Древнем Египте?
а) на бумаге;
б) на бересте;
в) на папирусе.
- Как назывался служитель Бога в Древнем Египте?
а) священник;
б) пастор;
в) жрец.
- Как называлась усыпальница фараонов?
а) склеп;
б) пирамида;
в) часовня.
- Кто охранял гробницу фараона?
а) лев;
б) сфинкс;
в) медведь.
- Как называлось жилище богов в Древнем Египте?
а) храм;
б) церковь;
в) собор.
- Как в Древнем Египте назывался знак для письма?
а) иероглиф;
б) буква;
в) звук.
К Р О С С В О Р Д
по теме «Древний Египет»
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. |
- Основное удобрение на полях Древнего Египта.
- Жилище богов.
- Высеченные из скалы существа с головой человека и телом льва.
- Знак для письма в Древнем Египте.
Предварительный просмотр:
ШАМАШ – бог солнца
СИН – бог луны
ИШТАР – богиня плодородия и любви
КЛИНОПИСЬ – особое письмо Двуречья
ЭА – бог воды
Шумеры – народ, проживающий на территории Двуречья
Предварительный просмотр:
ВА
ВИ
ЛОН
УР УР
УК
ЛА
ГАШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"
Древнее Двуречье урок №1 в разделе «Западная Азия в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...
Древнее Двуречье
Презентация создана на основе конспекта урока: Поурочные планы по истории Древнего мира (к учебнику Вигасна)...
Древнее Двуречье
Это урок изучения нового материала.Цель:Познокомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья...
Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".
Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....
Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.Тип урока: комбинированный урок.Форма работы: ф...
Разработка урока "Древнее Двуречье"
Всеобщая история 5 класс....