Проверка Д/З
| Что самое главное в путешествии? Не заблудиться и знать хорошо карту. 1.Показать на карте Древнюю Грецию 2. Описать ее географическое положение. Где находится Древняя Греция? 3. Показать и назвать части на которые делится Греция. Молодцы! А на сколько вы сообразительны ? Отгадайте мои загадки. 1. Он написал про Илион и Одиссея, И греки его чтят, любя. Но до сих пор гадают, где, когда Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер) 2. Как в Греции звать Простой народ? Не зовет его знать Страной управлять. (Демос) 3. Для всех свободных афинян – И не только для крестьян – В государстве есть удел – Для решенья важных дел. Должны вместе все прийти, Решенье общее найти. (Народное собрание) 4. Как называли власть такую, Когда народ на должность избирал, А тот, кого он выбирал, Перед людьми отчет держал? (Демократия) 5. Знать совет свой создала, Управляла всем всегда И судом неправедным В историю вошла. Как же звали тот совет – Выдай правильный ответ. (Ареопаг) 6. Что за камень появился На земле крестьянина? Долг у него получился – Зерно не отдано сполна. (Долговой камень) 7. Он уваженье всех снискал За то, что был умен и честен. А славы он и не искал. В Афинах всем служил он честно. Он рабство грекам отменил, Драконовы законы заменил, Писал стихи, всю жизнь учился. Но всем он все ж не угодил. (Солон) У вас еще одно испытание на сообразительность. Умеете ли вы разгадывать анаграммы? Что здесь зашифровано?
Следующее задание Словарная работа: заменить одним словом: Город-государство (полис). Вечнозеленые деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями (оливковое дерево) Совет знати (ареопаг)
Расшифруйте фразу и назовите автора
«ьтидогумесв еж узарсхаледхикилев в ондурт» (Чтение наоборот: справа налево. «Трудно в великих делах сразу же всем угодить») Кто автор этих слов?(Солон)
| - Работа с картой.
- в южной части Балканского п-ва, -Северную, среднюю и южную части
- Отгадываем загадки
- Решение анаграмм
- лонсо -солон
- катита - аттика
- ваоли - олива
- лиспо - полис
- пагарео -ареопаг
- хонтар - архонт
4.Даем определение понятиям: полис, оливковое дерево, ареопаг
5. (Чтение наоборот: справа налево. «Трудно в великих делах сразу же всем угодить») Кто автор этих слов?(Солон) |
Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в группах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать. Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом
Проведение физкультминутки
| Мало знаем. Давайте обратимся к документу, т.к. изучение истории предполагает обращение к письменным источникам. Читаем и выделяем знаком плюс всю информацию, которая явилась для вас новой.
Давайте выясним, что же вы узнали о Спарте нового, чего не знали раньше.
На доске появляется схема
На начало урока На конец урока Создатель государства- Ликург Жили сообща Не принадлежали себе Доблесть Честь Жестокость Община Хватит ли нам нынешних знаний о Спарте, чтобы качественно выполнить задание, написать заметку в журнал? Для того чтобы написать содержательную заметку о Древней Спарте мы, как добросовестные журналисты должны собрать как можно больше материала, поэтому отправляемся в виртуальное путешествие по Древней Греции, на территории которой и находился данный полис. Я приготовила вам Листы Путешественника, в которые вы будете заносить необходимую для написания заметки в журнал информацию. И запомните, наше путешествие длится всего один урок, поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.
Обратите внимание на 1-й раздел вашего Листа путешественника. Как он называется? А почему первый раздел посвящен – Географическому положению? (Географическое положение влияет на род занятий, образ жизни, формирование взаимоотношений с другими государствами) Итак, обращаемся к Документу №2, прочтите его и найдите нужную для нас информацию. Документ №2 Читаем вслух. Текст документа у детей. Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику, где и основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов- илотов.Спустя некоторое время спартанцы завоевали близлежащую территорию Мессении.
Теперь, когда вы узнали о географическом положении Спарты, давайте занесем эту информацию в наши Листы Путешественника. Раздел 1. Лист путешественника. Географическое положение. (заполни пропуски в предложениях) - Спарта расположена на полуострове …(Пелопоннес)
- В какой части Греции расположен этот полуостров… (Южная Греция)
- Во..(2 тыс.) до н.э. дорийцы завоевали территории ______ и _______ (Лаконику и Мессению)
Ребята, кто из вас готов показать на карте месторасположение Спартанского государства?
Учитель организует проведение физкультминутки Давайте мы свами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и, нарисуйте эти линии глазами.
Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Конфуций, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.
Итак, движемся дальше. Пора познакомиться с населением Спарты. Но, чтобы не терять времени и собрать как можно больше информации будем работать в парах и по рядам. Вспомните из уже прочитанного вами документа, как стали называть себя дорийцы (спартанцы), как называли покоренное население (илоты). Была в Спарте еще одна категория населения – это периэки. Итак, 1-й ряд – спартанцы, 2-й ряд – илоты, 3-й ряд – периэки. Ваша задача, прочитать текст документа и узнать какое положение занимала каждая из групп населения, и чем они занимались?
Тексты документов. (Используя текст, заполните таблицу) Спартанцы. Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали. Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанцы презирали роскошь, привыкли обходиться лишь самым необходимым. Были мужественны и доблестны. Должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично.
Илоты. Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.
Периэки. Жители гористых территорий Лаконики и Мессении сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали называть их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так, как спартанцам запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную обувь, одежду, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением. Изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции. Теперь, когда вы пообщались с местными жителями и узнали, кто из них к какой категории относится, давайте занесем информацию во 2-й раздел наших Листов путешественника. Учащиеся по рядам проговаривают и заполняют информацию в таблицу.
| 1 группа Спартанцы | 2 группа Илоты | 3 группа Периэки | Какое положение занимали в обществе? | Дорийцы, граждане | Греки, рабы | Ахейцы, свободные соседи | Чем занимались? | Военное дело | Земледелие | Ремесло |
Ребята, пока вы общались с местными жителями и узнавали о них, ко мне подошел путешественник, побывавший в Спарте, и передал вот этот пергамент. Он сказал, что прочитав этот текст, мы узнаем больше о жизни спартанцев. Но перед тем, как читать этот документ, мы сейчас посмотрим небольшой видеофрагмент. Обратите внимание на 3-й раздел наших Листов путешественника, во время чтения документа одновременно можно заполнять схему, вписывая нужные сведения. Учитель читает текст Спартанцы гордятся, что их город, единственный в Элладе не имеет стен, ибо стены его мужество юношей – воинов. Дома напоминают казармы. Отсутствуют красивые здания, статуи, театр. На улицах отряды марширующих воинов, так как основа войска – пехота, не знающая, что такое усталость. В Спарте никто не живет так, как хочет. Ручной труд презирается. Среди спартанцев нет искусных строителей, художников, писателей. Спартанцы, даже самые знатные, ходят в простой одежде. Золотые и серебряные монеты отсутствуют, расплачиваться приходится громоздкими железными прутьями. Жителям Спарты запрещается ездить за границу, чтобы они не стали подражать чужой жизни. Строго наблюдают за тем, чтобы роскоши не было: питаются в складчину, и позором считают отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основные блюда: черная похлебка, которую остальные греки считают несъедобной, овощи, сыр, рыба и дичь. За соблюдением всех правил зорко следит Совет старейшин, состоящий из самых достойных граждан. Народное собрание выбирает старейшин и ведает решением важных государственных вопросов. Войском командуют два царя. Дети воспитываются в строгости. Мальчиков с 7 лет отбирают у родителей и воспитывают в военных лагерях. Спят они на подстилках из колючего тростника, ходят босиком. Раз в год выдают плащ, который носится на голом теле. Волосы стригут наголо. Взрослые следят за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закаляли характер. Юных спартанцев учат совершать длительные походы без пищи и воды. Кормят плохо, так обучают стойко переносить лишения и голод. Поощряется воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радуются «Молодец, сумеешь себя прокормить во время военного похода!» Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не жалуются, тот тоже изобьет за то, что попались. В конце обучения устраивается «экзамен». Юноши вооружаются короткими мечами и идут в деревни к илотам, убивают, кого вздумается. Если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его «Ты не спартанец, ты жалкий трус!» Схема Образ жизни спартанцев
Спарта как город | Обычаи и традиции, воспитание | Управление | Нет городских стен Жилища – казармы Нет театра, статуй | Суровая жизнь Отсутствие роскоши Соблюдение законов Жесткость Дисциплина Патриотизм | Совет старейшин Народное собрание Два царя Ликург
|
| Читают вслух. Документ №1
Отвечают на поставленные вопросы
Отвечают на поставленные вопросы
Ученики читают Документ №2 вслух.
Ученики заполняют пропуски в предложениях
Учащиеся работают с картой, показывают территорию Спарты.
Ученики выполняют физкультминутку
Ученики читают тексты и заполняют таблицу
Учащиеся просматривают видеофрагмент
Работа с документом «Образ жизни спартанцев», заполнение схемы
|
Включение нового знания в систему знаний; Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание Создание ситуации успеха | Давайте вернемся к нашей схеме, с которой мы работали в начале урока. И закончим ее заполнение обратившись к Листу Путешественника. Итак, вот что вам было известно о Спарте в начале занятия, а теперь? Месторасположение Спарты? Категории населения? Организация управления полисом?
На доске продолжается схема
На начало урока На конец урока Создатель государства- Ликург Месторасположение Пелопоннес Жили сообща Население – спартанцы, илоты, периэки Не принадлежали себе Патриотизм Доблесть Выносливость Честь Дисциплина Жестокость Народное собрание Совет старейшин Законы Ликурга Ребята, а хотели бы вы оказаться на самом деле в Древней Спарте? (учащиеся выделяют положительные и отрицательные стороны жизни) Как и любая цивилизация Древняя Спарта оставила свой след в истории человечества, мы отметили ее положительный и отрицательный опыт. Но мы, люди 21 века должны с уважением и пониманием относиться к наследию человечества, каким бы оно ни было, ведь это был выбор этих людей.(Лаконизм, спартанское воспитание, спартанские условия жизни) Итак, ребята наше путешествие подошло к концу. Мы успели заполнить наши Листы Путешественника и теперь у вас достаточно материала для того, чтобы написать заметку в журнал.
Учитель предлагает произвести самооценку работы на уроке, ответить на рефлексивные вопросы ученики прикрепляют к доске смайлики:
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал;
-усвоил материал, но есть над чем поработать;
-усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы
Вот посмотрите, какая картинка у нас получилась – позитивная, из нее следует, что большинство учеников усвоили материал.
Учитель организует комментирование работы учеников за урок, выставление оценок | Целостное осмысление, обобщение полученной информации
Учащиеся отвечают на вопросы Заполняют схему на доске
Ученики отвечают на вопросы
Ученики прикрепляют смайлики к доске
-зеленые
-желтые
-розовые |