«Россия при Павле I»
план-конспект урока по истории (11 класс)
Предварительный просмотр:
Урок истории в 11 классе на тему «Россия при Павле I»
Цель урока: познакомить учащихся с личностью императора, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла I, выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его сущность.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить учащихся с личностью Павла I;
- сформировать представление о характере внутренней и внешней политики Павла I.
Развивающие:
- расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы;
- развивать умение анализировать факты и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма: проблемно-исследовательская.
Оборудование:
- карта «Российская империя в 18 веке»,
- компьютер, проектор,
- презентация.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Подготовка к работе с новой темой.
(слайд 1) Тема урока: «Россия при Павле I».
(слайд 2) План урока.
Вводное слово учителя. В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории. В исторических исследованиях нет единства в оценке личности Павла I. А.С. Пушкин назвал Павла I «романтическим императором», А.И. Герцен – «коронованным Гамлетом». Современники отмечали его высокие душевные качества и называли его тираном, неуравновешенным деспотом на троне. Ходили легенды о том, как он ссылал в Сибирь целыми полками, а солдаты любили его, и герой Отечественной войны генерал А. П. Ермолов утверждал, что «у покойного императора были великие черты, и исторический его характер еще не определен у нас». В настоящее время к правлению Павла возрос большой интерес. Обращаясь к событиям давно минувших дней, исследователи пытаются найти ответы на вопросы современности. Деспотизм и демократия, благо государства и благо личности, ответственность правителей перед народом, диктатура закона и диктатура сердца - эти проблемы столь же злободневны сейчас, как и двести лет назад. Может быть, поэтому именно в конце XX века столь пристальное внимание привлекают события конца XVIII столетия - царствование Павла I. В 21 веке снят фильм «Бедный, бедный Павел!», где главную роль играет наш земляк В.И. Сухоруков (родился в г. Орехово-Зуево). Новейшие исследования позволяют предположить, что Павел как личность намного глубже, чем принято считать.
Задание на урок: «Каким же был на самом деле Павел?? Дать оценку его правлению».
III. Работа с новым материалом.
1. Рождение, образование и воспитание.
(слайд 3). Будущий император Павел I родился в 1754 году в Петербурге, в Летнем дворце Елизаветы Петровны. Родители были полностью отстранены от воспитания сына. Павел был лишён любви близких ему людей. Это отразилось на психике ребёнка и на его восприятии мира. Но следует отдать должное императрице Елизавете Петровне, она приказала окружить его лучшими, по её представлениям, учителями.
(слайд 4). Обучение началось с 4 лет. Первым воспитателем стал дипломат Ф.Д. Бехтеев, который был одержим духом всяческих уставов, четких приказаний, военной дисциплиной. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков.
(слайд 5) Затем он стал печатать для великого князя особые ведомости, где под рубрикой «Из Петербурга» сообщалось обо всех поступках и погрешностях Павла Петровича, причем уверял его, что эти ведомости рассылаются по всей Европе, так что он должен читать их, если желает знать, что о нем говорят.
(слайд 6) С 1760 г. главным воспитателем Павла был назначен Н.И. Панин. Сторонник Просвещения Панин искренне привязался к великому князю и старался воспитать из него идеального монарха. Павел получил хорошее образование и, по свидетельствам современников, был способным, стремящимся к знаниям, романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости.
(слайд 7) Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. Таким образом, мы можем заметить, что в детские, отроческие и юношеские годы Павел получил блестящее образование, имел широкий кругозор и уже тогда пришёл к рыцарским идеалам, свято уверовал в Бога.
(слайд 8) Елизавета Петровна собиралась объявить Павла наследником престола вместо его отца Петра Федоровича (будущего императора Петра III).
(слайд 9) В 1773 г. Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской. Юноша без памяти влюбился в молодую жену, но счастье было недолгим - спустя три года она умерла при родах. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской (Марии Федоровне).
(слайд 10) У Павла Петровича и Марии Федоровны было 10 детей.
2. Отношения с матерью.
(слайд 11) Когда Павлу было 7 лет, его отец Петр III был свергнут с престола. Екатерина старалась внушить сыну, что его отец был пустым и никчемным человеком. Но Павел любил отца таким, каким он был. В 1771 г. Павел стал совершеннолетним и стал ждать, что мать передаст ему престол.
(слайд 12) Екатерина II опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот начал критически оценивать политику матери.
3. Павел в Гатчине.
(слайд 13) В 1781-1782 гг. Павел Петрович и Мария Федоровна совершили путешествие по Европе, во время которого Павел критиковал политику матери, о чем ей стало вскоре известно. По возвращении великокняжеской четы в Россию императрица подарила им мызу (усадьбу) Хотчино (стала именоваться на немецкий манер Гатчиной), куда отныне переместился «малый» двор, и где Павел, унаследовавший от отца страсть ко всему военному на прусский манер, создал свою небольшую армию, проводя бесконечные маневры и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным.
(слайд 14) Здесь Павел завёл обычаи, резко отличные от петербургских. С утра до вечера вахтпарады сменяли плац-парады, разводы караулов чередовались экзекуциями. Гатчинские строгие порядки в корне отличались от царившей в русском офицерстве барственности и вседозволенности, того, что сам Павел метко окрестил «потёмкинский дух».
(слайд 15) Павел сосредоточил все свои усилия на создании «гатчинской армии»: нескольких батальонов, отданных под его командование. Офицеры в полной форме, парики, тесные мундиры, безупречный строй, наказания шпицрутенами за малейшие упущения и запрет штатских привычек. По примеру Петра I Павел завел свои «потешные полки». Для них была изготовлена форма по прусскому образцу и обучение они проходили по особому уставу.
(слайд 16) Начались работы по перестройке дворца, отделке апартаментов, украшению садов. Павел Петрович заботился и о гатчинских крестьянах: облегчил повинности, давал ссуды, увеличивал участки малоземельных. Он создал госпиталь для солдат и крестьян, их дети обучались в гатчинском училище и сиротском доме. Были построены православная, лютеранская и католическая церкви, открыты стеклянный и фарфоровый заводы, суконная фабрика. Великокняжеская чета часто устраивала званные вечера и домашние спектакли.
(слайд 17) 5 ноября 1796 год умерла Екатерина II. В конце жизни Екатерина составила завещание, согласно которому престол после ее смерти должен был перейти не к сыну, а к старшему внуку Александру Павловичу. Когда Павел сжигал в камине документ об отстранении его от престола, императрица еще дышала. Тайное завещание было уничтожено, а ничего не знавший двор присягнул императору Павлу.
4. Внутренняя политика Павла 1.
(слайд 18) 1796 год – указ, гласивший: «Собственную нашу мызу Гатчину переменовать городом повелеваем».
(слайд 19-20) Первым делом Павел извлек прах своего отца Петра III из могилы, одел в императорские одежды, короновал, затем гроб отца поставил рядом с гробом матери для прощания. Через месяц в соответствии с придворным церемониалом Павел I захоронил Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров.
Для оказания почестей праху Петра III выбрали именно тех людей, которые подготовили его смерть; царский жезл, скипетр и корону несли граф А. Орлов, князь П.Б. Барятинский и П.Б. Пассек – участники убийства императора.
1. Вопрос: Зачем Павел I через 34 года перезахоронил прах своего отца?
Ответ: Одни утверждали, что все это было проделано, для того, чтобы опровергнуть слухи о том, что Павел - не сын Петра III. Другие видели в этой церемонии стремление унизить и оскорбить память Екатерины II, ненавидевшей своего мужа. Павел заставил убийц Петра III нести императорские регалии, тем самым, выставив этих людей на публичное осмеяние.
(слайд 21) На гробницах ненавистных супругов указали одну и ту же дату погребения. По этому поводу Н.И. Греч сказал: «Подумаешь, что они провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день».
(слайд 22) Работа с документом (Приложение 1). Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 г.
2. Вопрос. Какой порядок наследования престола устанавливал Павел I?
Теперь права на престол должны были принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии.
(слайд 23) Уже первые шаги Павла-императора продемонстрировали его намерение действовать во всем наперекор политике матери. Затем Павел I щедро вознаградил своих сподвижников, деливших с ним долгие годы затворничества в Гатчине: А.А. Аракчеева, графа П.А. Палена, И.П. Кутайсова. На ключевые должности были назначены доверенные лица Павла I и смещены фавориты и ставленники Екатерины II.
(слайд 24) Важным направлением внутренней политики стало ограничение дворянских прав и привилегий. В 1799 г. были ограничены дворянские привилегии, предоставленные Жалованной грамотой 1785 г. По существу, серию его актов в этом направлении можно назвать как «Разжалованная грамота дворянству». Являться в полки всем записанным в них с детских лет дворянским детям. Был запрещен свободный переход из военной службы в службу гражданскую. Были введены телесные наказания дворян за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения. Дворяне были обложены налогами на содержание местной администрации.
(слайд 25) Главным направлением во внутренней политике Павла I стало укрепление, возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной. Вначале были реорганизованы высшие учреждения в государстве. В 1796 г. Павел I восстановил его Императорского величества Совет и придал ему статус Высочайшего Государственного. Затем император приступил к реформированию высшего судебного органа - Сената. В 1796 г. было утверждено новое положение о Сенате. К началу 1800 г. Сенат закончил рассмотрение всех нерешенных дел. Павлом была восстановлена система коллегий, предпринимались попытки стабилизировать финансовое положение страны. В сфере финансов Павел считал, что доходы государства принадлежат государству, а не государю лично. Он требовал согласовывать расходы с надобностью государства. Павел приказал переплавить на монеты часть серебряных сервизов Зимнего дворца, уничтожить до двух миллионов рублей ассигнациями для сокращения государственного долга.
(слайд 26) Сообщение 1-ого учащегося (Приложение 2). Крестьянская политика. В интересах крестьянства был подписан указ от 5 апреля 1797 года, запрещающий помещикам заставлять крестьян отрабатывать барщину в праздничные дни и более трех дней в неделю. Кроме этого был введен запрет в 1798 г. на продажу дворовых и безземельных крестьян « с молотка». За жестокое обращение с крестьянами император приказал ссылать виновных в монастырь.
(слайд 27) Были отменены правила, запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев. Павел вывесил у ворот своего дворца в Петербурге желтый ящик для подачи прошений на его имя. Подобные донесения принимались и на почте. Это было для России в новинку. Правда, этим тут же стали пользоваться для ложных доносов, пасквилей и карикатур на самого царя.
3. Задание: Дайте оценку крестьянской политике Павла I.
(слайд 28) Сообщение 2-его учащегося (Приложение 3). Военная реформа.
1797 год. Павел I провел ревизию личного офицерского состава в армии. Всем офицерам было приказано немедленно явиться на службу. В результате все малолетние офицеры, все формально числившиеся на службе, были уволены из армии, была прекращена практика долгосрочных отпусков.
(слайд 29) Была установлена жесткая дисциплина и муштра. За нерадивость и грубое обращение с солдатами император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь. Павел I преследовал воровство генералов и казнокрадство в армии. Уже через три недели после своего воцарения Павел I стал одевать русских солдат в неудобные немецкие мундиры и парики с косами и буклями, которые полагалось, намочив пивом или квасом, обсыпать мукой. По их поводу известна вошедшая в пословицу фраза, приписываемая Суворову: «пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак».
(слайд 30) Впрочем, совершенно бесполезным изобретением такой парик не был: в косице скрывался стальной прут, защищавший шею от сабельного удара сзади.
(слайд 31)
Работа с документом. Мнение историка о военной реформе:
«Боевая практика была несовместима с опереточным обмундированием, которое не выдерживало дождя и ночлега под открытым небом. Военно-балетные па, разучиваемые на плацу, не годились при отражении атак янычар, при штурме крепостных стен, в столкновении с решительной французской пехотой. Павел вместе с водой выплеснул и ребенка».
Вопрос. Согласны ли вы с мнением историка? Свою точку зрения обоснуйте.
(слайд 32).Опасаясь распространения идей Французской революции, Павел I: запретил выезд молодых людей за границу на учебу, запретил импорт книг, вплоть до нот. Закрыл частные типографии. Из русского языка изымались слова «гражданин», «отечество». По указам Павла I в Петербурге было запрещено носить круглые шляпы, фраки, сапоги. Петербург по императорским указам должен был засыпать в 10 часов вечера и просыпаться в 6 утра. Нравственные соображения обусловили запрет вальса, потому как в нём опасно сближаются особы разных полов.
(слайд 33) Опала и гонения. Павел I говорил: «В России велик лишь тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю». За 34 года правления Екатерины II через Тайную канцелярию прошло 862 дела, то за 4 года правления Павла I – 721. (в 7 раз больше). С другой стороны, из заключения был освобожден Н.И. Новиков, а А.Н. Радищеву было разрешено вернуться из сибирской ссылки в свое имение.
1. Вопрос: Почему был освобожден Новиков и Радищев?
13 апреля 1792 года Прозоровскому послан был указ расследовать, не печатает ли Новиков, в противность закону, книг церковной печати. 22 апреля В спальню Новикова ворвались гусары и учинили обыск невзирая на то, что хозяин был болен. Императрица Екатерина повелела искать книги, письма — хоть что-нибудь, что может показаться подозрительным, но придраться юридически было не к чему. Ещё до окончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 года повелела тайно перевезти Новикова в Шлиссельбургскую крепость, где новые допросы делал ему сам Шешковский.
Однако следствие смогло предъявить обвинения, основанные лишь на подозрениях, которые были столь неубедительными, что суд устраивать было просто неприлично. Наконец, 1 августа 1792 года императрица подписала указ о заключении Новикова без суда в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.
Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах, хотя заключение его самоотверженно разделял доктор Багрянский. В тюрьме ему отвели камеру № 9, в которой ранее содержался бывший император Иван Антонович.
Из 15 лет Новиков просидел только 4 года — императрица умерла, а новый император Павел Первый в первый же день своего царствования приказал освободить Новикова за отсутствием вины.
Освобождение Радищева
В мае 1790 года Александр Николаевич Радищев напечатал своё главное сочинение – «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга стала быстро раскупаться. Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие» и которая назвала Радищева — «бунтовщик, хуже Пугачева».
Радищев был арестован, дело его было перепоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберёг детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь. Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.
(слайд 34) Павел I и церковь. Были открыты духовные академии в Петербурге и Казани. В 1800 г. издан Указ «О дозволении старообрядцам строить церкви. Синод распорядился не чинить оппонентам ни «малейшего притеснения или озлобления». Обязали старообрядцам вернуть изъятые у них книги.
В 1798 году появился манифест Павла «Об установлении ордена Св. Иоанна Иерусалимского». Павел I хотел «прорубить духовное окно в Европу», соединив две ветви христианства. 12 июня 1798 года Мальта была без боя взята французами. Рыцари заподозрили в измене великого магистра и лишили его сана. На этот пост был избран Павел I. Павлом рисовался образ рыцарского союза, в котором в противовес идеям французской революции процветали бы принципы ордена: строгое христианское благочестие, безусловное послушание старшим.
5. Внешняя политика Павла I.
(слайд 35) Поначалу Павел старался воплотить в жизнь свою мечту о ведении войн «лишь оборонительных». В то же время он оставался непримиримым противником французских революционных идей. 1797-1800 гг. – борьба России за ослабление Франции. В 1798 г. образовалась вторая антифранцузская коалиция: Россия, Австрия, Англия, Османская империя, Неаполь.
(слайд 36) 1798–1800 – Средиземноморский поход Ф.Ф. Ушакова. Во время похода Ф. Ушаков проявил себя как политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Были освобождены Ионические острова, русские войска овладели о. Корфу, Неаполем и Римом. За 2,5 года эскадра не потеряла ни одного корабля, лишившись 400 человек.
(слайд 37) Карта Средиземноморского похода.
Задание: Проследите по карте поход Ф.Ф. Ушакова.
(слайд 38) 1799 год – Итальянский поход А.В. Суворова. Это боевые действия русско-австрийской армии во главе с А.В.Суворовым против французских войск. Победы российских войск (на реках Адда и Треббия и при Нови). За 5 недель пройдено 400 км, в результате чего вся Ломбардия была очищена от французов.
(слайд 39) 1799 год – Швейцарский поход А.В. Суворова. Цель похода – разгром французских войск в Швейцарии – достигнута не была. В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чертов мост и совершила переход в Мутенскую долину, где попала в окружение.
(слайд 40) Выйдя из окружения, русская армия совершила переход через заснеженный перевал Паникс. «Неудачная эта кампания принесла русскому войску более чести, чем самая блистательная победа» (Д. Милютин).
Задание: Покажите на карте походы А.В. Суворова. Сообщение о переходе А.В. Суворова через Альпы (Приложение 4).
(слайд 41) 1800 год – изменение внешнеполитического курса: переориентация на союз с Францией. Победами над Францией в итоге сумели воспользоваться лишь союзники России.
4. Вопрос. Ребята, что повлияло на Павла, что он так круто изменил направление во внешней политике?
Ответ: это действия Австрии, именно австрийские войска оставили в одиночестве корпус Римского-Корсакова сражаться с французами. Кроме того, австрийцы не обеспечили войска А.В. Суворова продовольствием, чем усложнили переход через Альпы. А также и действия Англии, которая не проявила должной заботы о русском вспомогательном корпусе, который находился в Голландии и действовал против французов. Итак, Россия заключает мир с Францией, вступает в новые союзы с Пруссией против Австрии и одновременно с Пруссией, Швецией и Данией против Англии.
Павел пошел на сближение с Францией. Конечной целью этого союза были изоляция не только Британской, но и Османской империи. В 1801 г. он объявляет о прекращении всяческой торговли с Англией. Это решение ударило бы по экономическим интересам России.
6. Дворцовый переворот 1801 г.
5.Вопрос. В чем причины дворцового переворота?
(слайд 42) Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. и его причины: а) внутренние причины (курс Павла I на ликвидацию дворянских привилегий; его крайний деспотизм и непредсказуемость);
б) внешние причины (разрыв с Англией, угроза потери Англией Индии, что поставило бы ее на грань катастрофы). Экспорт хлеба у нас осуществлялся в основном в Англию, как, впрочем, и остальных видов сырья, будь то лес, пенька, кожа, парусина и т. д. Русские помещики наживались на экспорте русского хлеба, и эта торговля приостановилась.
(слайд 43) Михайловский замок. За несколько месяцев до смерти императора появилась юродивая, которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами дворца. В афоризме: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» 47 символов. Императора убили на 47 году.
(слайд 44) Душой и организатором заговора стал петербургский генерал-губернатор П.А. Пален. «Заговорщики спрашивали Палена, как поступить им с императором. На это отвечал он им французской поговоркой: «Когда готовят омлет, разбивают яйца». По одной версии, Павел был убит Н. Зубовым (зять Суворова), который ударил его массивной золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок». Пален явился во дворец только тогда, когда всё было кончено. Замысел Палена был таков - если бы убийство императора не удалось, он выступил бы в роли его спасителя, арестовав князя Александра. Характеристика графа Ростопчина была абсолютно верна: «Пален был настоящий сын Макиавелли и настоящий демон интриги».
(слайд 45) Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые навалились на императора. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: «Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?» Это были его последние слова.
7. Оценка деятельности императора.
(слайд 46) Точка зрения Н.М. Карамзина: «Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного... Он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти: считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг… Россияне смотрели на сего монарха, считая минуты и с нетерпением ожидая последствий».
(слайд 47) Точка зрения Родерик Мак-Грю: «Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в местной системе управления».
(слайд 48) Вопрос. В чем вы видите причины столь разных позиций к оценке царствования Павла I? Какова ваша позиция? Кем же был для страны Павел I – неудавшимся реформатором или деспотом?
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание. §29 сообщение «Отношение Павла I к А.В. Суворову».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок истории в 7 классе "Россия при Павле Первом"
Урок истории в 7 класе"Россия при Павле Первом" с применением технологии критического мышленияи презентации...
презентация к уроку "Россия при Павле Первом"
Презентация к уроку "Россия при Павле Первом" для 7- ого класса...
Россия при Павле I
урок усвоения и первичного закрепления новых знаний...
Урок истории в 7 классе по теме "Россия при Павле Первом"
Разработка урока и презентация к уроку истории в 7 классе по теме: "Россия при Павле Первом" (базовый общеобразовательныйй уровень).План урока:«Романтический император».Внутренняя политика ПавлаI.Внеш...
урок истории "Россия при Павле 1"
урок истории России в 7 классе...
Россия при Павле I.
Дать представление о большом влиянии личных понятий и пристрастий монарха в России на всю внутреннюю и внешнюю политику....
Методическая разработка урока в 7 классе "Россия при Павле I".
Урок посвящён периоду правления Павла I, при котором произошли значительные изменения ка во внутренней жизни, так и внешнеполитической. Урок сопровождается презентацией "Внутренняя и внешняя политика ...