Урок истории в 7 классе по теме "Россия при Павле Первом"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Разработка урока и презентация к уроку истории в 7 классе по теме: "Россия при Павле Первом" (базовый общеобразовательныйй уровень).

План урока:

  1. «Романтический император».
  2. Внутренняя политика ПавлаI.
  3. Внешняя политика ПавлаI;
  4. Заговор 11 марта 1801 года.

Оборудование: карта «Россия в 1760-1800гг.»,мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку.

Основные понятия: коалиция, блокада, оборонительная война, захватническая война, эскадра, Акт о престолонаследии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Методическая разработка

урока истории в 7 классе

по теме:

«Россия при Павле I»

 Подготовила и провела:

учитель истории и

обществознания

Лукьянчикова Е.В., ВКК

 

2010-2011 учебный год

Урок истории в 7 классе

На тему: «Россия при Павле I».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

- образовательные:

  1. Определить факторы, повлиявшие на формирование характера и взглядов будущего императора Павла I;
  2. Проследить основные направления внутренней политики Павла I;
  3. Познакомить с особенностями внешней политики императора; выявить причины смены внешнеполитического курса России на рубеже XVIII-XIX веков;
  4. Определить роль и место российской армии и российского флота в антифранцузской коалиции;
  5. Охарактеризовать личные качества и воинские таланты российских полководцев – А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова;
  6. Выявить причины дворцового переворота 11 марта 1801 года;

- развивающие:

  1. Продолжить формирование основных умений: анализировать исторические факты, их систематизировать и обобщать, формулировать собственную точку зрения на исторические события и историческую личность, выступать перед аудиторией;

- воспитательные:

  1. Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества на примере А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова;
  2. Способствовать воспитанию уважительного отношения к прошлому своей страны.

План урока:

  1. «Романтический император».
  2. Внутренняя политика Павла I.
  3. Внешняя политика Павла I;
  4. Заговор 11 марта 1801 года.

Оборудование: карта «Россия в 1760-1800гг.», мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку.

Основные понятия: коалиция, блокада, оборонительная война, захватническая война, эскадра, Акт о престолонаследии.

Попран Христос и скиптр царей;

Европа вся полна разбоев;

Цареубийц святят в героев:

Ты, Павел, будь спаситель ей!

Г.Р.Державин

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

А) письменные задания

- установите последовательность исторических событий: а) «Жалованная грамота дворянству»; б) Кючук-Кайнарджийский мир; в) 3-й раздел Польши; г) «Пугачевский бунт»;  д) взятие Измаила; е) Уложенная комиссия; ж) начало правления Екатерины II.

- объясните понятия:  а) Русская Америка; б) буферное государство; в) нейтралитет; г) коалиция.

Б) работа по карте.

- покажите по карте: города Херсон, Одессу, Николаев, Севастополь, остров Кадьяк.

- подумайте: что объединяет эти географические пункты?

В) беседа по вопросам к § 28

    II.      Актуализация познавательного интереса к изучению нового материала. (слайд 1)

  1. Вступительное слово учителя. Пожалуй, ни одно другое правление не вызывает у историков столько споров, как недолгое царствование этого императора. Уже при жизни в дворянской среде его называли капризным, деспотичным, страдающим манией преследования, упрекали, что он превратил страну в казарму. Его правление обросло множеством анекдотов и мифов. О ком идет речь?
  2. Прием «Ассоциации». Учитель вместе с учащимися выполняет задание: на отдельном листе выписать слова, явления, факты – все, что у вас возникает в памяти при упоминании имени Павла I.
  3. Подведение итогов работы.

Между тем историк  В.О.Ключевский писал о времени царствования Павла I: «Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования; напрасно считают его каким-то случайным эпизодом нашей истории, печальным капризом недоброжелательной к нам судьбы…» (слайд 2)

В конце урока мы должны будем ответить на вопросы (слайд 3):

  1. Как бы вы оценили время правления императора Павла I?
  2. В чем вы видите причины дворцового переворота 11 марта 1801 года?
  1. Изучение новой темы.
  1. «Романтический император».

Ученическое сообщение по теме «Царевич Павел Петрович (1754-1796)» (слайд 4)

Организация активного восприятия ученического сообщения.

Вопросы для обсуждения (сообщаются учащимся до начала ученического сообщения):

  1. Какие черты характера были присущи царевичу Павлу?
  2. Какие события повлияли на характер Павла?
  3. Как воспитание отразилось на взглядах наследника?
  4. Спрогнозируйте: какую политику будет проводить царевич Павел, став императором?

Беседа с классом по вопросам для обсуждения.

  1. Внутренняя политика Павла I. (слайд 5)

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника (стр.206-208).

Задание:

  1. Прочтите текст учебника (стр.206-208).
  2. Выпишите основные события, законы, принятые  Павлом I.
  3. Проанализируйте перечисленные события и сгруппируйте их, определив основные направления внутренней политики императора Павла I

Подведение итогов самостоятельной работы (слайд 6). Беседа с классом.

Существуют разные точки зрения на внутреннюю политику императора (слайд 7): «Элемент случайности так же силен был в политике… внутренней:… Павел руководствовался скорее чувством, чем идеей…» - писал историк С.Ф.Платонов.

«Даже если не углубляться в архивы павловской эпохи, а ограничиться только чтением императорских манифестов и указов, обнаружатся вполне логичные, достаточно стройные линии, которые Павел прочерчивал на протяжении всего времени своего правления», - утверждал историк А.М.Песков.

Вопрос для обсуждения:

Выскажите собственное мнение: чье суждение вам кажется наиболее убедительным? Свой ответ аргументируйте.

  1. Внешняя политика Павла I.

Краткое сообщение учителя о формировании антифранцузской коалиции 1798 года, ее составе и целях сторон (слайд 8).

Ученические сообщения по темам: «Средиземноморский поход Ф.Ф.Ушакова», «Праведный воин Феодор» (слайд 9)

Организация активного восприятия ученического сообщения.

Задание и вопросы для обсуждения (сообщаются учащимся до начала ученического сообщения):

  1. Проследите по карте исторического атласа маршрут Средиземноморского похода Ф.Ф.Ушакова.
  2. В чем проявился полководческий талант Ф.Ф.Ушакова в сражении при Корфу?
  3. Почему в Греции был поставлен памятник русскому флотоводцу?
  4. Подумайте, почему адмирал Ф.Ф.Ушаков был канонизирован Русской Православной Церковью?

Беседа с классом по вопросам для обсуждения.

Рассказ учителя об Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова и о разрыве Павла I с антифранцузской коалицией (слайд 10).

Задание:

  1. Проследите по карте исторического атласа маршрут Итальянского и Швейцарского походов  А.В.Суворова.
  2. Подумайте, почему А.В.Суворов, подойдя к границам Франции, направил свои войска в Швейцарию?
  3. Почему действия А.В.Суворова вошли в военную историю как «самый выдающийся альпийский переход»?

4. Заговор 11 марта 1801 года (слайд 11).

 Предварительная беседа с классом: В чем вы видите причины дворцового переворота 11 марта 1801 года?

Чтение текста учебника (стр.210-211)

Работа с документами « Из письма английского посла…» и «Из письма великого князя Александра…»  в учебнике (стр.213-214)

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем вы видите причины поздравления английского посла в связи с переворотом 11 марта 1801 года?
  2. Как Александр I оценивает царствование Павла?
  3. Чем вы можете объяснить различную реакцию населения на смерть императора Павла I?

  1. Подведение итогов.

Беседа по проблемным вопросам, обозначенным в начале урока:

  1. Как бы вы оценили время правления императора Павла I?
  2. В чем вы видите причины дворцового переворота 11 марта 1801 года?

Д/з: § 29, вопросы к нему.

Используемая литература:

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России XIX век. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010

Т.В. Перевезенцева. История России 7 класс. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2011.

Н.Ю.Колесниченко. История России. Конец XVI-XVIII века. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. Волгоград, «Учитель», 2006.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
  2. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия при Павле I . Урок истории в 7 классе Учитель: Лукьянчикова Елена Васильевна МОУ «Нижнемамонская СОШ №2» Текст слайда, Пункты плана Попран Христос и скиптр царей; Европа вся полна разбоев; Цареубийц святят в героев: Ты, Павел, будь спаситель ей! Г.Р.Державин

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

http://sl2.btv.ru/ORossii/SovremennajaRossija/Knigi/Angel%20Suvorov/r-angel-suvorov.html http://www.topwar.ru/1050-predannaya-rossiya.html http://www.tanais.info/art/surikov4more.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%E2%E5%EB_I http://www.fotocollag.ru/img/pict/man/m0120.jpg http://en.gallerix.ru/pics/Hermitage-10/image/glrx-235516357.JPGhttp://www.peterlife.ru/travel/gatchina/internet%20gallery%20photo%20gatchina%2007.jpg http://pedsovet.su/ - шаблон (автор – Глазунова Г.Б.) Источники:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Романтический император». Внутренняя политика Павла I . Внешняя политика Павла I ; Заговор 11 марта 1801 года План урока:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание на урок Как бы вы оценили время правления императора Павла I ? В чем вы видите причины дворцового переворота 11 марта 1801 года?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Царевич Павел Петрович (1754-1796) По отзывам современников, маленький Павел был умным и отзывчивым ребёнком, быстро научился писать и читать, проявляя особые успехи в математике. В 1760 году, когда Павлу не было и шести лет, Елизавета Петровна назначает воспитателем будущего наследника престола Никиту Ивановича Панина. Он был сторонником просвещения. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение юного Павла.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия и права на престол. Замена чиновников в высших государственных органах власти. «Разжалованная грамота дворянству». Крестьянский вопрос: Каждый государственный крестьянин получил надел в 15 десятин Были отменены правила ,запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев Ограничение барщину тремя днями в неделю и запретил привлекать крестьян к работам в выходные и праздничные дни; Был введён запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. Был введён запрет на жестокое обращение офицера с солдатами

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заговор 11 марта 1801 года Н.П.Панин П.А.Пален П.А.Зубов Л.Л. Беннигсен Также подозревается финансирование Великобританией, недовольной разрывом отношений с Россией, и ее союзом с Наполеоном. Причины Непредсказуемость царя Недовольство со стороны господствующих слоёв России Оскорбления и опала , которые были подвергнуты многие из людей и под которую могли попасть остальные-то есть желание сменить на более «покладистого»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внешняя политика Павла I. Вторая антифранцузская коалиция Россия Австрия Османская империя Англия Неаполитанское королевство. Символическое изображение второй антифранцузской коалиции

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Историки о внутренней политике Павла I : «Даже если не углубляться в архивы Павловской эпохи, а ограничиться только чтением императорских манифестов и указов, обнаружатся вполне логичные, достаточно стройные линии, которые Павел прочерчивал на протяжении всего времени своего правления», - утверждал историк А.М.Песков. «Элемент случайности так же силен был в политике… внутренней:… Павел руководствовался скорее чувством, чем идеей…» - писал историк С.Ф.Платонов .

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внешняя политика Павла I. Средиземноморский поход Ф.Ф.Ушакова

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова Внешняя политика Павла I.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Император Павел I : «В России велик лишь тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю» «В стране нет вторых, только первый – и все остальные»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".

Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....

Презентация к уроку истории 10 класс по теме "Первые русские князья"

Презентация к уроку по истории для 10 класса. Содержит данные о древней руси, ее первых правителях, внутренней и внешней политики государства  в период становления Русского государства....

Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...

Урок истории 10 класс "Усиление Московского княжества в ХIV – первой половине V вв."

Одной из сложных и проблемных тем в курсе истории России в 10 классе является тема «Образование Российского централизованного государства». Тема данного урока является основополагающей для понимания п...

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

Презентация к  уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

Урок истории 7 класс по теме: "Экономика России в первой четверти XVIII века".

Материал предназначен для использования в средней общеобразовательной школе для учащихся 7 класса....