Урок истории в 7 классе по теме "Россия при Павле Первом"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Разработка урока и презентация к уроку истории в 7 классе по теме: "Россия при Павле Первом" (базовый общеобразовательныйй уровень).
План урока:
- «Романтический император».
- Внутренняя политика ПавлаI.
- Внешняя политика ПавлаI;
- Заговор 11 марта 1801 года.
Оборудование: карта «Россия в 1760-1800гг.»,мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку.
Основные понятия: коалиция, блокада, оборонительная война, захватническая война, эскадра, Акт о престолонаследии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_pri_pavle_1.doc | 60.5 КБ |
pavel_pervyy_001.pptx | 534.49 КБ |
pavel_pervyy_002.pptx | 203.39 КБ |
pavel_pervyy_003.pptx | 469.11 КБ |
pavel_pervyy_004.pptx | 446.87 КБ |
pavel_pervyy_005.pptx | 1.39 МБ |
pavel_pervyy_006.pptx | 777.2 КБ |
pavel_pervyy_007.pptx | 475.96 КБ |
pavel_pervyy_008.pptx | 729.12 КБ |
pavel_pervyy_009.pptx | 363.39 КБ |
pavel_pervyy_010.pptx | 606.52 КБ |
pavel_pervyy_011.pptx | 1023.86 КБ |
pavel_pervyy_012.pptx | 600.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
Методическая разработка
урока истории в 7 классе
по теме:
«Россия при Павле I»
Подготовила и провела:
учитель истории и
обществознания
Лукьянчикова Е.В., ВКК
2010-2011 учебный год
Урок истории в 7 классе
На тему: «Россия при Павле I».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- образовательные:
- Определить факторы, повлиявшие на формирование характера и взглядов будущего императора Павла I;
- Проследить основные направления внутренней политики Павла I;
- Познакомить с особенностями внешней политики императора; выявить причины смены внешнеполитического курса России на рубеже XVIII-XIX веков;
- Определить роль и место российской армии и российского флота в антифранцузской коалиции;
- Охарактеризовать личные качества и воинские таланты российских полководцев – А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова;
- Выявить причины дворцового переворота 11 марта 1801 года;
- развивающие:
- Продолжить формирование основных умений: анализировать исторические факты, их систематизировать и обобщать, формулировать собственную точку зрения на исторические события и историческую личность, выступать перед аудиторией;
- воспитательные:
- Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества на примере А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова;
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к прошлому своей страны.
План урока:
- «Романтический император».
- Внутренняя политика Павла I.
- Внешняя политика Павла I;
- Заговор 11 марта 1801 года.
Оборудование: карта «Россия в 1760-1800гг.», мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку.
Основные понятия: коалиция, блокада, оборонительная война, захватническая война, эскадра, Акт о престолонаследии.
Попран Христос и скиптр царей;
Европа вся полна разбоев;
Цареубийц святят в героев:
Ты, Павел, будь спаситель ей!
Г.Р.Державин
Ход урока:
- Проверка домашнего задания.
А) письменные задания
- установите последовательность исторических событий: а) «Жалованная грамота дворянству»; б) Кючук-Кайнарджийский мир; в) 3-й раздел Польши; г) «Пугачевский бунт»; д) взятие Измаила; е) Уложенная комиссия; ж) начало правления Екатерины II.
- объясните понятия: а) Русская Америка; б) буферное государство; в) нейтралитет; г) коалиция.
Б) работа по карте.
- покажите по карте: города Херсон, Одессу, Николаев, Севастополь, остров Кадьяк.
- подумайте: что объединяет эти географические пункты?
В) беседа по вопросам к § 28
II. Актуализация познавательного интереса к изучению нового материала. (слайд 1)
- Вступительное слово учителя. Пожалуй, ни одно другое правление не вызывает у историков столько споров, как недолгое царствование этого императора. Уже при жизни в дворянской среде его называли капризным, деспотичным, страдающим манией преследования, упрекали, что он превратил страну в казарму. Его правление обросло множеством анекдотов и мифов. О ком идет речь?
- Прием «Ассоциации». Учитель вместе с учащимися выполняет задание: на отдельном листе выписать слова, явления, факты – все, что у вас возникает в памяти при упоминании имени Павла I.
- Подведение итогов работы.
Между тем историк В.О.Ключевский писал о времени царствования Павла I: «Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования; напрасно считают его каким-то случайным эпизодом нашей истории, печальным капризом недоброжелательной к нам судьбы…» (слайд 2)
В конце урока мы должны будем ответить на вопросы (слайд 3):
- Как бы вы оценили время правления императора Павла I?
- В чем вы видите причины дворцового переворота 11 марта 1801 года?
- Изучение новой темы.
- «Романтический император».
Ученическое сообщение по теме «Царевич Павел Петрович (1754-1796)» (слайд 4)
Организация активного восприятия ученического сообщения.
Вопросы для обсуждения (сообщаются учащимся до начала ученического сообщения):
- Какие черты характера были присущи царевичу Павлу?
- Какие события повлияли на характер Павла?
- Как воспитание отразилось на взглядах наследника?
- Спрогнозируйте: какую политику будет проводить царевич Павел, став императором?
Беседа с классом по вопросам для обсуждения.
- Внутренняя политика Павла I. (слайд 5)
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника (стр.206-208).
Задание:
- Прочтите текст учебника (стр.206-208).
- Выпишите основные события, законы, принятые Павлом I.
- Проанализируйте перечисленные события и сгруппируйте их, определив основные направления внутренней политики императора Павла I
Подведение итогов самостоятельной работы (слайд 6). Беседа с классом.
Существуют разные точки зрения на внутреннюю политику императора (слайд 7): «Элемент случайности так же силен был в политике… внутренней:… Павел руководствовался скорее чувством, чем идеей…» - писал историк С.Ф.Платонов.
«Даже если не углубляться в архивы павловской эпохи, а ограничиться только чтением императорских манифестов и указов, обнаружатся вполне логичные, достаточно стройные линии, которые Павел прочерчивал на протяжении всего времени своего правления», - утверждал историк А.М.Песков.
Вопрос для обсуждения:
Выскажите собственное мнение: чье суждение вам кажется наиболее убедительным? Свой ответ аргументируйте.
- Внешняя политика Павла I.
Краткое сообщение учителя о формировании антифранцузской коалиции 1798 года, ее составе и целях сторон (слайд 8).
Ученические сообщения по темам: «Средиземноморский поход Ф.Ф.Ушакова», «Праведный воин Феодор» (слайд 9)
Организация активного восприятия ученического сообщения.
Задание и вопросы для обсуждения (сообщаются учащимся до начала ученического сообщения):
- Проследите по карте исторического атласа маршрут Средиземноморского похода Ф.Ф.Ушакова.
- В чем проявился полководческий талант Ф.Ф.Ушакова в сражении при Корфу?
- Почему в Греции был поставлен памятник русскому флотоводцу?
- Подумайте, почему адмирал Ф.Ф.Ушаков был канонизирован Русской Православной Церковью?
Беседа с классом по вопросам для обсуждения.
Рассказ учителя об Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова и о разрыве Павла I с антифранцузской коалицией (слайд 10).
Задание:
- Проследите по карте исторического атласа маршрут Итальянского и Швейцарского походов А.В.Суворова.
- Подумайте, почему А.В.Суворов, подойдя к границам Франции, направил свои войска в Швейцарию?
- Почему действия А.В.Суворова вошли в военную историю как «самый выдающийся альпийский переход»?
4. Заговор 11 марта 1801 года (слайд 11).
Предварительная беседа с классом: В чем вы видите причины дворцового переворота 11 марта 1801 года?
Чтение текста учебника (стр.210-211)
Работа с документами « Из письма английского посла…» и «Из письма великого князя Александра…» в учебнике (стр.213-214)
Вопросы для обсуждения:
- В чем вы видите причины поздравления английского посла в связи с переворотом 11 марта 1801 года?
- Как Александр I оценивает царствование Павла?
- Чем вы можете объяснить различную реакцию населения на смерть императора Павла I?
- Подведение итогов.
Беседа по проблемным вопросам, обозначенным в начале урока:
- Как бы вы оценили время правления императора Павла I?
- В чем вы видите причины дворцового переворота 11 марта 1801 года?
Д/з: § 29, вопросы к нему.
Используемая литература:
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России XIX век. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010
Т.В. Перевезенцева. История России 7 класс. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2011.
Н.Ю.Колесниченко. История России. Конец XVI-XVIII века. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. Волгоград, «Учитель», 2006.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
- Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".
Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....
Презентация к уроку истории 10 класс по теме "Первые русские князья"
Презентация к уроку по истории для 10 класса. Содержит данные о древней руси, ее первых правителях, внутренней и внешней политики государства в период становления Русского государства....
Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...
Урок истории 10 класс "Усиление Московского княжества в ХIV – первой половине V вв."
Одной из сложных и проблемных тем в курсе истории России в 10 классе является тема «Образование Российского централизованного государства». Тема данного урока является основополагающей для понимания п...
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....
Урок истории 7 класс по теме: "Экономика России в первой четверти XVIII века".
Материал предназначен для использования в средней общеобразовательной школе для учащихся 7 класса....