Россия при Павле I
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Дамзина Ирина Анатольевна

урок усвоения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_pri_pavle.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Россия при Павле I».

Задачи урока:

Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний об основных направлениях внутренней и внешней политики Павла I и выяснение причинно – следственных связей между политикой проводимой императором и мотивами его убийства.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны, формирование толерантного отношения к личности.

Развивающая: закрепить у учащихся умения работать с учебником и историческими документами; доказывать, обосновывать свою точку зрения, основываясь на текст учебника, исторический документ, объяснение учителя.

Оборудование урока: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI – XVIII век», 7 класс, М. «Просвещение» 2010 г. ПК, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Изучение нового материала.

3.Закрепление изученного материала и подведение итогов урока.

1. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

2. План изучения нового материала.

А ) Павел I.

Б ) Основные направления внутренней политики Павла I.

В ) Внешняя политика России в период правления Павла I.

А ) Учащиеся, получившие опережающее задание выступают с краткими сообщениями о Павле I.

Б ) В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота погиб император Павел I. Существуют разные версии и описания убийства императора. Вот как описал убийство Павла I швейцарский историк и писатель Анри Валлотон: «Ледяная ночь! Прямо – таки декорация для драмы! Сыплет снег. Не для того ли, чтобы набросить белый саван на тела мёртвых?.. Итак, пока Пален тянет время и сознательно задерживается, люди из другой группы заговорщиков подходят к дворцу, поднимаются по узкой служебной лестнице, ведущей к покоям царя. Проникнув в прихожую, они сталкиваются с двумя лакеями, ранят того, который оказал сопротивление, и врываются в комнату государя. Внезапно разбуженный Павел вскочил и спрятался за ширму. Напрасно! Со шпагой в руке Беннигсен подошёл к нему и сказал, что он арестован. Завязался спор, подоспевший Платон Зубов предложил государю «для высшего блага России» подписать акт об отречении, который один из офицеров положил на стол. … Несмотря на охвативший его ужас, Павел отказался подписать акт и стал звать на помощь. Тогда заговорщики бросились на него и сбили с ног. Пронзительно крича, раненый император из последних сил поднялся, но один из офицеров стянул ему шею своим шарфом и задушил. Но этого показалось мало! На труп набросились, пинали ногами, кололи шпагами и кинжалами».

Говорили, что последними словами императора были: «Что я сделал?»

Проблемное задание для учащихся: оцените деятельность императора Павла и определите мотивы его убийства.

Учащимся необходимо заполнить таблицу, используя в работе второй пункт параграфа.

Внутренняя политика Павла I

Проблемы

Решения

Последствия

Изменение порядка престолонаследия, введённого Петром I

В 1797 г. принят закон о порядке престолонаследия (документ в учебнике на стр. 212)

Власть передаётся от отца к сыну

Стремление найти опору в высших дворянских кругах и желание улучшить работу аппарата высших государственных органов

Уволил чиновников  Екатерины II и назначил 35 новых сенаторов и 500 сенатских чиновников

Работа высших государственных органов улучшилась; чиновники получили за службу 600 тыс. государственных крестьян

Тяжёлое положение крестьян

Крестьянам разрешено жаловаться на хозяев; государственные крестьяне получили наделы в 15 десятин; хлебную подать заменили денежным оброком; сняли недоимки общей стоимостью 7 млн. руб.; барщину ограничили тремя днями; дворовых людей и крестьян запрещено продавать без земли; за жестокое обращение с крестьянами виновных отправлять в монастырь

Улучшение положения крестьян; недовольство дворян ограничением барщины

Дорогое продовольствие

Продавать продовольствие из казённых запасов по сниженным ценам; снизили цену на соль; ограничивали цену на продовольствие в частных магазинах

Продовольствие становится для населения доступнее

Чрезмерное расширение дворянских привилегий

Переход из армейской службы в гражданскую возможен по специальному разрешению Сената и утверждению царя; обложены налогами на содержание местной администрации; ограничена свобода дворянских собраний; обращение к императору возможно после разрешения губернатора; возобновлены телесные наказания для крестьян

Дворяне недовольны принятыми законами; власти преследуют недовольных

Тяжёлое положение солдат

Офицерам запрещено жестокое обращение с солдатами

Офицеры ( дворяне ) недовольны принятым запретом

Проанализировав содержание таблицы, учащиеся делают вывод о том, что дворяне убили Павла I, т. к. были недовольны сокращением своих привилегий.

В ) Известно, что моральную и материальную поддержку заговорщикам оказывал английский посол в России лорд Уитворт.

Проблемный вопрос для учащихся: как вы объясните заинтересованность английского посла в свержении Павла I ?

Работая с третьим пунктом параграфа составить схему.

Внешняя политика Павла I

Франция                                                                        Англия

Нейтралитет, но неприятие    Сближение и Пруссией,        Формирование второй

революционных идей                                                               антифранцузской коалиции

                                                    Данией и Швецией

                                                                                                       

Сближение в 1801 году                                                             Борьба за независимость

                                                                                                     Голландии; освобождение                                                                                                             Ионических островов и Мальты

                                                                                                     

                                                                                                     Победами воспользовались

                                                                                                     только союзники  

                                                                                                    Разрыв политических и

                                                                                                    экономических отношений  

 

Для ответа на проблемный вопрос используется текст третьего пункта параграфа и документ в конце параграфа (стр. 213 )

Дополняя ответы учащихся на проблемный вопрос учитель отмечает, что многие дворяне активно участвовали в торговле с Англией и были возмущены переменами во внешнеполитическом курсе Павла I.

3. При закреплении изученного материала проводится игра «Блеф – клуб».

1.Верите ли вы, что причиной убийства Павла I было желание его старшего сына занять престол?

2.Верите ли вы, что в отношениях между Екатериной II Павлом I существовало отчуждение?

3.Верите ли вы, что работа аппарата высших государственных органов осталась на прежнем уровне?

4.Верите ли вы, что крепостные крестьяне обрели свободу?

5.Верите ли вы, что император оставил без изменений дворянские привилегии?

6.Верите ли вы, что при Павле I началась новая волна наказаний?

7.Верите ли вы, что Россия сумела воспользоваться военными победами над Францией?

8.Верите ли вы, что Павел I был противником революционных идей?

9.Верите ли вы, что Павел I сочувственно относился к крестьянам?

10Верите ли вы, что Россия сохранила дружественные отношения с Англией в конце правления Павла I?

Ответы учащихся должны быть односложными «да» или «нет».

Домашнее задание: параграф 29, ответить на вопросы после параграфа; составить кроссворд по теме «Россия при Павле I».                                                                                                                                                                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 7 классе "Россия при Павле Первом"

Урок истории в 7 класе"Россия при Павле Первом" с применением технологии критического мышленияи презентации...

презентация к уроку "Россия при Павле Первом"

Презентация к уроку "Россия при Павле Первом" для 7- ого класса...

Урок истории в 7 классе по теме "Россия при Павле Первом"

Разработка урока и презентация к уроку истории в 7 классе по теме: "Россия при Павле Первом" (базовый общеобразовательныйй уровень).План урока:«Романтический император».Внутренняя политика ПавлаI.Внеш...

урок истории "Россия при Павле 1"

урок истории России в 7 классе...

Россия при Павле I.

Дать представление о большом влиянии личных понятий и пристрастий монарха в России на всю внутреннюю и внешнюю политику....

Методическая разработка урока в 7 классе "Россия при Павле I".

Урок посвящён периоду правления Павла I, при котором произошли значительные изменения ка во внутренней жизни, так и внешнеполитической. Урок сопровождается презентацией "Внутренняя и внешняя политика ...

Конспект урока по истории 7 класс. Россия при Павле. Крестьянская и казачья колонизация

Конспект урока по истории 7 класс. Россия при Павле. Крестьянская и казачья колонизация...