Урок в 7 классе на тему: "Тридцатилетняя война".
учебно-методический материал по истории (7 класс)

Медведева Мария Леонидовна

Урок в 7 классе на тему: "Тридцатилетняя война".  (ФГОС ООО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok.zip1.06 МБ

Предварительный просмотр:

1 группа «Коалиции в Тридцатилетней войны».

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте текст.  На основе текста заполните таблицу на отдельном листе. Укажите в таблице названия коалиций, страны, которые в них вступили и почему они это сделали. Попробуйте составить резюме в одном предложении. Для этого соедините в ОДНО предложение ответы на КАЖДЫЙ вопрос, который вы дали в каждом столбце таблицы.  В столбце «как назывались» укажите названия коалиций, в столбце «кто» - страны, входящие в них, а в столбце «почему» найдите ответ на вопрос, почему они вступили в эту коалицию.

Сделайте вывод, можно ли считать Тридцатилетнюю войну масштабным, общеевропейским конфликтом?

Текст «Коалиции в Тридцатилетней войны».

        Первая общеевропейская война. Так историки называют Тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.), поскольку она была войной НЕ двух-трех держав, а почти всех стран Европы, объединенных в две мощные коалиции.

        Тридцатилетняя война стала отражением противоречия между укреплением национальных государств и стремлением Габсбургов, «Священной Римской империи» к созданию в Европе единой католической империи. Эта идея столкнулась с интересами других европейских государств и протестантского движения. Габсбургскую коалицию в Тридцатилетней войне представляли Испания, Австрия, Папа Римский, католические князья Германии и Речи Посполитой. Они также стремились искоренить протестантизм.

        Антигабсбургскую коалицию в разное время составляли Франция, которая хотела не допустить усиления позиций Габсбургов в соседних с ней немецких княжествах, Швеция, Дания, Республика Соединенных провинций (Голландия), а также Англия и Россия.

        Военные действия в основном шли на территории Германии, но время от времени переходили на земли Франции, Испании, Италии, Польши, Нидерландов.

КОАЛИЦИИ В ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЕ

КАК НАЗЫВАЛИСЬ?

КТО?

ПОЧЕМУ?

РЕЗЮМЕ В ОДНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ:

2 группа «Причины Тридцатилетней войны»

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте текст. Выделите основные причины Тридцатилетней войны. На отдельном листе составьте карту понятий (схему), используя имеющиеся на отдельных листочках слова и стрелки.

Сделайте вывод, почему  Тридцатилетнюю войну считают в первую очередь религиозным конфликтом.

Текст «Причины Тридцатилетней войны»

        В Тридцатилетней войне можно выделить несколько групп причин. В первую очередь, это религиозные причины.

        Взаимоотношения католиков и протестантов в Священной римской империи сильно изменились в связи с приходом к власти Фердинанда ІІ. Он был ярым католиком и совсем не считался с интересами протестантов. Фердинанд ІІ оказывал различные привилегии католикам, всячески ограничивая права протестантов. Ко всем имеющимся государственным должностям были привлечены католики, при этом  протестанты стали преследоваться. Ограничилась свобода вероисповедания, более того, вследствие насилия многие протестанты были вынуждены перейти к католикам.

        Некоторые причины связаны с политикой европейских государств.

        Война, начавшаяся вследствие религиозных причин, стала приобретать с течением времени чисто политический характер. Дания и Швеция, которые должны были защищать интересы протестантов, посредством войны преследовали цель исправить свое социально-экономическое положение и укрепить свой политический авторитет. Наряду с этим, одержав победу над Габсбургами, они нацеливались обрести крупную политическую мощь в Центральной Европе. Католическая Франция, которая боялась чрезмерного усиления политического авторитета Габсбургов, перешла на сторону протестантов.

        Кроме этого, можно выделить и экономические причины.

        Династия Габсбургов, не считавшаяся с интересами протестантов, были главой Священной римской империи, а империя, расположенная в Центральной Европе, обладала несколькими стратегически значимыми территориями. В случае если династия Габсбургов стала предводителем Европы, то обязательно вели бы борьбу за владения на Балтийском побережье. Поэтому Дания и Швеция воспрепятствовали такой  политике, так как ставили выше всего интересы на Балтийском побережье. Наряду с этим, природные и другие богатства государства порождали огромный интерес зарубежных стран, более того, они искали выгоду с этой войны. С помощью ограбления богатства империи полководцы пополняли государственную казну.

3 группа «Основные события Тридцатилетней войны»

ЗАДАНИЕ:

ЗАДАНИЕ:  Прочитайте текст. Выделите основные события Тридцатилетней войны. Укажите их на ленте времени в хронологической последовательности. Сверху ленты времени разместите даты, а внизу – события. Также рядом с каждым событием наклейте портрет командующего армией и короля или императора, участвующей в войне страны (если есть информация в тексте).

Текст «События Тридцатилетней войны»

        Поводом к началу Тридцатилетней войны послужили попытки германского императора Фердинанда II восстановить в подвластной ему Чехии католицизм. В ответ в 1618 г. произошло восстание в Праге, Во время которого из окон пражской ратуши были выкинуты несколько имперских чиновников. Это восстание было подавлено. Основные силы восставших разгромлены в сражении на Белой Горе в 1620 г. 

        Победа императора вызвала тревогу в протестантских государствах Европы и Франции. Датский король Кристиан IV, заключив договоры с Англией и Голландией, в 1625 г. собрал на деньги союзников большую армию и приступил к активным боевым действиям на севере Германии. Поначалу его действия были успешны. Но после того, как во главе имперских войск был поставлен Альбрехт Валленштейн, датчане начали терпеть поражение. Один из секретов успеха Валленштейна заключался в создании большой армии (50 – 100 тыс. чел.). Эта армия состояла из наемников, а обеспечивала себя по принципу “война кормит войну”. Наемники получали своё жалованье из военной добычи или, если её не было, сами добывали пропитание и средства к существованию. Валленштейн разбил основные силы датчан. Но поддержка Валленштейном абсолютистских устремлений Фердинанда II сделала его непопулярным среди католических немецких князей, в 1630 г. его отправили в отставку.

        В этом же году шведский король Густав II Адольф стремился захватить южное побережье Балтики и ослабить влияние католицизма (лютеранин). В 1630 г. его регулярная, хорошо обученная армия высадилась в Германии. Положение Фердинанда II стало катастрофическим, в 1632 г. к командованию вернулся Валленштейн и начал одерживать победы . В ноябре 1632 г. в битве при Лютцене шведы разгромили Валленштейна, но в сражении погиб Густав II Адольф. Оставшиеся после его смерти в Германии войска, пополнявшиеся наемника, превратились в такие же банды грабителей, как и войска Валленштейна. Позже войну вступила Франция. К 1648 г. французы одержали ряд важных побед, что вынудило нового германского императора, Фердинанда III, пойти на заключение мира.

         

4 группа «Вестфальский мирный договор и его условия».

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте текст. Назовите ИТОГИ  войны и ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ Вестфальского мирного договора, заполнив текст с пропусками.

Сделайте вывод

1) можно ли считать Тридцатилетнюю войну кровопролитным и жестоким конфликтом?

2) почему  подписание Вестфальского мирного договора считается началом складывания новой системы международных отношений? Что появилось нового?

Текст «Итоги войны и Вестфальский мир».

        Тридцатилетняя война явилась одним из самых разрушительных событий до Первой и Второй мировых войн  в западной истории. Число погибших, по оценкам различных исследователей, варьировалось в пределах 5–8 миллионов. Священная Римская империя потеряла около 20–45 процентов от общего числа населения. Примерно 40 процентов сельского и третья часть городского населения Германии погибли вследствие эпидемий, голода и боевых действий.

        Вестфальский мир 1648 г. заложил основы новых отношений между государствами Европы. Самые крупные территориальные изменения произошли в Северной Германии, где Швеция получила обширные земли в устьях крупнейших рек, впадающих в Балтийское и Северное моря – Одера, Эльбы и Везера. Франция добилась некоторого расширения своих владений на левом берегу Рейна, присоединила небольшие территории в Эльзасе. Ряд протестантских княжеств Германии  увеличил свои владения за счет конфискованных у католической церкви. Республика Соединенных провинций (Голландия) добилась официального признания своей независимости от Испании.

        Вестфальский мир  - важный этап становления международного права. Наличие общепринятых норм и правил отношений между государствами облегчало в дальнейшем поиск мира. Независимые государи Европы были уравнены в правах с германским императором, ранее считавшимся главным среди монархов. В результате сложилось определенное равновесие в силах между крупнейшими государствами того времени.

        Вестфальский мир положил конец вражде католиков и протестантов. Он принцип “чья страна – того и вера”. Был провозглашен принцип веротерпимости, в соответствии с которым христиане любого вероисповедания могли свободно отправлять свой культ в любой части империи

        Основные принципы вестфальской системы международных отношений, описанной в мирном договоре — взаимное признание государствами национального государственного суверенитета друг друга, равноправие государств между собой и принцип нерушимости границ — применяются и по сей день.

Текст с пропусками:

        Тридцатилетняя война явилась одним из самых разрушительных событий своего времени. Число погибших в этой войне насчитывается _________человек. Многие города и деревни были либо полностью разорены, либо сожжены.

        Вестфальский мир был принят в ________году. В результате подписания мирного договора ___________получила обширные земли в устьях крупных рек – Одера и Эльбы. Франция присоединила небольшие территории в ___________. _____________ добилась независимости от ____________________.

        Вестфальский мир положил конец вражде __________________________и __________________.

Был     провозглашен принцип___________________ , а принцип ________________________был отменен. Б        Была упразднена иерархическая модель взаимодействия между европейскими главами, где  главная роль принадлежала ____________императору. На смену ей пришел принцип __________________государства, что означало ______________________государств между собой и принцип___________________________.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с презентацией по истории для 9 класса "На заключительном этапе войны Великой Отечественной войны"

Разработка урока с презентацией по истории для 9 класса на тему  "На заключительном этапе войны Великой Отечественной войны".  Тема урока относится к разделу "Великая Отечественная война". К...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике поэтов о Великой Отечественной войне».

Цель урока - познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев)....

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г."

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г." Презентация соотвествует аналогичному названию параграфа в учебни...

Урок внеклассного чтения в 8 классе «Детство, опалённое огнём войны» по отрывку из романа Риты Гуенко «Дети войны»

Цель:  знакомство  обучающихся с новым писательским именем,  текстом его произведения и осознание проблемы детских страданий в годы войны, расширение знаний о Великой Отечественной войн...

Технологическая карта урока 8 класс «Победа в Северной войне»

Технологическая карта урока 8 класс «Победа в Северной войне» по учебнику .А. Соловьева, А.П. Шевырева"...