Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике поэтов о Великой Отечественной войне».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цель урока - познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_kl._konspekt_uroka.doc | 126 КБ |
prezentatsiya_u_voyny_ne_detskoe_litso.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Челсменская основная общеобразовательная школа
Галичского муниципального района
Конспект урока
литературы в 5 классе
на тему:
«У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике поэтов
о Великой Отечественной войне».
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Посыпкина Елена
Юрьевна
2015 год
Предмет: | Литература |
Место урока в системе уроков | Четвертый урок (внеклассное чтение) в разделе «Великая Отечественная война в лирике поэтов 20 века» |
Тема урока: | «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне. |
Цель урока: | познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев) |
Задачи урока: | 1. Образовательные: формирование знаний у учащихся детях-героях войны, о русских поэтах, писавших о подвигах неизвестных детей; знакомство с лирическими произведениями о детях на войне. 2. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения, патриотизм. 3. Развивающие: развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация); активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению |
Тип урока: | урок художественного восприятия произведений. |
Формы и методы работы: | фронтальная, индивидуальная; вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; выразительное чтение), практические (словарная работа, анализ произведения по плану), творческая работа (домашнее задание) |
Приемы: | «Ассоциативный ряд», «Синквейн», «Письмо в прошлое» |
Оборудование: |
|
ХОД УРОКА:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике поэтов о Великой Отечественной войне Посыпкина Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ Чёлсменской ООШ
Его я узнала не из книжки – Жестокое слово – ВОЙНА! Прожектором яростной вспышки К нам в детство врывалась она. В те дни мы войну не играли – Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)
Возвращение домой из лесов
Юный артиллерист
В концлагере
Пионеры – Герои Советского Союза Валя Котик Марат Казей Лёня Голиков Зина Портнова
Мы, конечно, в атаки не шли, И фашистов, увы, не бомбили, Но и мы свою лепту внесли В дело славной победы над ними. Кто-то стал тогда сыном полка, Не в последних рядах воевал, А другой, потерявший отца, Младших братьев, сестер опекал. У станка засыпал мальчуган, Просыпался, глаза протирал, И работу свою продолжал... (Татьяна Шишова) Сын полка
Поэты Великой Отечественной войны К.Симонов О.Берггольц С.Михалков А.Твардовский Ю.Друнина Муса Джалиль С.Гудзенко Б.Слуцкий
Примерный план анализа стихотворения: Название стихотворения и его автор. Ведущая тема. (О чем стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?) Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали. Какие слова в стихотворении вы считаете самыми важными?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
Герои минувших немеркнущих лет, Мы их не забудем – девчонок, мальчишек, Чья жизнь молодая за нас отдана. Мы в сердце своём, как на знамени пишем Простые и гордые их имена.
Синквейн 1 строка – ключевое слово. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола 4 строка – предложение, раскрывающее суть темы. 5 строка – синоним ключевого слова. Например: Война Беспощадная, жестокая Губит, уничтожает, убивает. Война и дети несовместимы. Зло.
Литература и интернет-ресурсы: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98684031 видеоролик «Дети войны», http://stranakids.ru/deti-voiny - с тихотворения Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и других патриотических праздников: автор – составитель М.В. Видянин. – Волгоград: Учитель, 2006. Черенкова И.В., Косенко А.В. я родом не из детства – из войны // журнал «Классный руководитель», - №8, 2004, - с. 73, Литература. Учебник – хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2 / Автор – составитель В.Я Коровина и другие. – М.: Просвещение, 2013.
Интернет - ресурсы Цветы: https:// img-fotki.yandex.ru/get/5603/svetlera.281/0_5b47a_b332fb11_orig Гвоздика: http:// parnasse.ru/upload/comments/baf57dd83272cb49a33dbe0121279ba5.jpg Георгиевская ленточка – 1: http:// www.coollady.ru/pic/0004/067/080.jpg Георгиевская ленточка – 2 http://srpskikod.com/wp-content/uploads/2014/06/georg_lenta1-1728x800_c.png Пилотка, патронташ: http://www.georg-sputnik.ru/sites/default/files/0_7d662_86da34c8_xl.png Надпись «1941 – 1945»: http://img-fotki.yandex.ru/get/6302/64562208.6e2/0_9d8f7_d5c9a6ef_XL
Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"....
Методическая разработка " Песни Великой Отечественной Войны- музыкальная летопись героического подвига народа"
В данной методической разработке рассказывается о роли песни,, музыки во время Великой Отечественной войны. Приведены примеры истории возникновения песен. Использованы стихи Советских поэтов. Разработ...
урок истории в 9 класс "Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны"
Это двухчасовой урок - семинар. Используется опережающее задание для каждого ученика, подготовить сообщение на заданную тему. Используется индивидуальная работа и работа в группе....
Методическая разработка классного часа на тему: "Планета Зоя" о подвиге Зои Космодемьянской во время Великой отечественной войны
Методическая разработка классного часа на тему: «Планета Зоя»Номинация: «Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истори...
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.
Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...
авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...
Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.
Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...