Рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс)
Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих авторских программ: она дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl_novyk_fgos.docx | 66.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № _____ от «___»___ 2022 г.
Врио директора____________С.А.Решетникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
(предмет)
______5_______
(класс)
базовый
(уровень)
Составитель:
Цвилёва Анна Леонидовна
(ФИО полностью)
Учитель истории, первая кв/категория, высшее обр.
(должность, кв/категория или разряд, образование)
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №____от________ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ____________О.М.Куттина | ПРИНЯТО педагогическим Советом Протокол №___от________ |
с. Стечна
2022 - 2023 учебный год
Примерная рабочая программа по истории на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учетом Примерной программы воспитания.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих авторских программ: она дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека.История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта.Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной само-идентификации в окружающем мире;
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным планом: в 5—9 классах по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях.
- Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
- в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
- в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
——в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
——в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
——в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
——в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
——в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
- В сфере универсальных учебных познавательных действий:
- владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
- владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
- работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; вы-сказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
- В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
- общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
- В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
- владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
- владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
- В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
- выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
- регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
- ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Во ФГОС ООО 2021 г. установлено, что предметные результаты по учебному предмету «История» должны обеспечивать:
- 1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов;
- 2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
- 3) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и практических задач;
- 4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;
- 5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов;
- 6) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в.(Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.); характеризовать итоги и историческое значение событий;
- 7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы в различные исторические эпохи;
- 8) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
- 9) умение различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные;
- 10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информацией из дру¬гих источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
- 11) умение читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из других источников;
- 12) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, диаграмм;
- 13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации в справочной литературе, Интернете для решения познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации;
- 14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов России
- (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.№ 287.С.87—88).
- Указанные положения ФГОС ООО развернуты и структурированы в программе в виде планируемых результатов, относящихся к ключевым компонентам познавательной деятельности школьников при изучении истории, от работы с хронологией и историческими фактами до применения знаний в общении, социальной практике.
- Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой истории;
- базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умение работать: а) с основными видами современных источников исторической информации (учебник, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.), оценивая их информационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода; б) с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками — извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; определять информационную ценность и значимость источника;
- способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
- владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
- способность применять исторические знания в школьном и внешкольном общении как основу диалога в поликультурной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры,
- национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества;
- ——осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
- ——умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в.
- Достижение последнего из указанных предметных результатов может быть обеспечено введением отдельного учебного модуля «Введение в Новейшую историю России»1, предваряющего систематическое изучение отечественной истории XX—XXI вв.в 10—11 классах. Изучение данного модуля призвано сформировать базу для овладения знаниями об основных этапах и ключевых событиях истории России Новейшего времени (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война 1941—1945 гг., распад СССР, сложные 1990 е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.).
- Названные результаты носят комплексный характер, в них органично сочетаются познавательно-исторические, мировоззренческие и метапредметные компоненты.
- Предметные результаты проявляются в освоенных учащимися знаниях и видах деятельности. Они представлены в следующих основных группах:
- 1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- 3. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т.д.): читать историческую карту с опорой на легенду; находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и др.
- 4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников)1: проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника.
- 5. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п.
- 6. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- 7. Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно составленному плану).
- 8. Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении в школе и внешкольной жизни, как основу диалога в поликультур-ной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры.
- Приведенный перечень служит ориентиром: а) для планирования и организации познавательной деятельности школьников при изучении истории (в том числе — разработки системы познавательных задач); б) при измерении и оценке достигнутых учащимися результатов.
- 5 КЛАСС
- 1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
- называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
- определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
- 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
- группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
- 3. Работа с исторической картой:
- находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
- устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
- 4. Работа с историческими источниками:
- называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
- различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры; извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
- 5. Историческое описание (реконструкция):
- характеризовать условия жизни людей в древности;
- рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
- рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических со¬бытиях);
- давать краткое описание памятников культуры эпохи перво¬бытности и древнейших цивилизаций.
- 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
- раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
- сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
- иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
- объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
- 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
- излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
- высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
- 8. Применение исторических знаний:
- раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
- выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации.
- Содержание учебного предмета
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч)
Введение (2 ч).Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ (4 ч)
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР (62 ч)
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток (20 ч)
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет (7 ч)
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы .Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).Письменность (иероглифы, папирус).Открытие Ж.Ф.Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии (4 ч)
Природные условия Месопотамии (Междуречья).Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности (2 ч)
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава (2 ч)
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.
Древняя Индия (2 ч)
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай (3 ч)
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм (20 ч)
Древнейшая Греция (4 ч)
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы (10 ч)
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона .Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции (3 ч)
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания).Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм (3 ч)
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская.
Древний Рим (20 ч)
Возникновение Римского государства (3 ч)
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч)
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны (5 ч)
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи (6 ч)
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима (3 ч)
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение (2 ч).Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
Контрольные работы
№п/п | Название темы |
1 | «Древний Египет» |
2 | «Древняя Греция. Эллинизм». |
3 | Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира» |
- Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы учебного предмета.
№ п/п | Тема урока | Кол- часов | ЭОР | Дата проведения | |
по плану | Фактич | ||||
1 | Введение Что изучает наука история. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7519/start/310298/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7520/start/253250/ | ||
Раздел I. Жизнь первобытных людей | 7 | ||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 | ||||
2 | Древнейшие люди. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7519/start/310298/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7520/start/253250/ | ||
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/start/310329 | ||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/start/253219/ | ||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | 3 | ||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/start/253219/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/start/310329 | ||
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/start/310329 | ||
7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей» | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/start/253219/ | ||
Тема 3. Счет лет в истории | 1 | ||||
8 | Измерение времени по годам | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/start/310329 | ||
Раздел II. Древний Восток | 20 | ||||
Тема 4. Древний Египет | 8 | ||||
9 | Государство на берегах Нила. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/start/310360/ | ||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7525/start/310391/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/start/310422/ | ||
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/start/310422/ | ||
12 | Военные походы фараонов | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7525/start/310391/ | ||
13 | Религия древних египтян. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/start/310422/ | ||
14 | Искусство Древнего Египта. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/start/310422/ | ||
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/start/310360/ | ||
16 | Контрольная работа по теме «Древний Египет» | 1 | |||
Тема 5. Западная Азия в древности | 7 | ||||
17 | Древнее Двуречье. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7526/start/252227/ | ||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7526/start/252227/ | ||
19 | Финикийские мореплаватели. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7527/start/310453/ | ||
20 | Библейские сказания. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7528/start/253095/ | ||
21 | Древнееврейское царство. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7527/start/310453/ | ||
22 | Ассирийская держава. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7528/start/253095/ | ||
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7529/start/252754/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7530/start/252723/ | ||
Тема 6. Индия и Китай в древности | 5 | ||||
24 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/start/253064/ | ||
25 | Индийские касты. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/start/253064/ | ||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/start/310484/ | ||
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/start/310484/ | ||
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древние государства Передней Азии, Индии и Китая». | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/start/310484/ | ||
Раздел III. Древняя Греция | 21 | ||||
Тема 7. Древнейшая Греция | 5 | ||||
29 | Греки и критяне. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7533/start/252661/ | ||
30 | Микены и Троя. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/start/310515/ | ||
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7535/start/310546/ | ||
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7535/start/310546/ | ||
33 | Религия древних греков. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/start/310515/ | ||
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | ||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7533/start/252661/ | ||
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7535/start/310546/ | ||
36 | Древняя Спарта. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7537/start/252940/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7539/start/252537/ | ||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7538/start/288851/ | ||
38 | Олимпийские игры в древности. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/start/310515/ | ||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7535/start/310546/ | ||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/start/310515/ | ||
Тема 9. Возвышение Афин в V в. До н.э. и расцвет демократии | 5 | ||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/ | ||
42 | В городе богини Афины | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/ | ||
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/ | ||
44 | В афинском театре. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/ | ||
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/ | ||
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. | 4 | ||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/ | ||
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7541/start/252878/ | ||
48 | В Александрии Египетской. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7542/start/252847/ | ||
49 | Контрольная работа по теме: «Древняя Греция. Эллинизм». | 1 | |||
Раздел IV. Древнейший Рим | 17 | ||||
Тема 11. Рим от возникновения до установления господства над Италией | 3 | ||||
50 | Древнейший Рим. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/start/296170/ | ||
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7544/start/252816/ | ||
52 | Устройство Римской республики. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/start/296170/ | ||
Тема 12. Рим-сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | ||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7545/start/310608/ | ||
54 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/ | ||
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7547/start/310670/ | ||
Тема 13. Гражданские войны в Риме | 4 | ||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/ | ||
57 | Восстание Спартака. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/ / | ||
58 | Единовластие Цезаря. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/ | ||
59 | Установление империи. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639 | ||
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры | 5 | ||||
60 | Соседи Римской империи. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7548/start/296232/ | ||
61 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7549/start/310701/ | ||
62 | Первые христиане и их учение. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7549/start/310701/ | ||
63 | Расцвет Римской империи во II в. н. э. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7548/start/296232/ | ||
64 | Вечный город и его жители. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7549/start/310701/ | ||
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 2 | ||||
65 | Римская империя при Константине. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7550/start/311469/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7551/start/325120/ | ||
66 | Взятие Рима варварами. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7552/start/311500/ | ||
Итоговое повторение | 4 | ||||
67 | Повторительно-обобщающий урок «Признаки цивилизации Древней Греции» | 1 | https://edsoo.ru/constructor/2226700/# | ||
68 | Повторительно-обобщающий урок «Признаки цивилизации Древнего Рима» | 1 | https://edsoo.ru/constructor/2226700/# | ||
69 | Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира» | 1 | |||
70 | Заключительный урок Итоговое повторение по курсу «Древний мир». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...