КОНСПЕКТ УРОКА истории в 5 классе по теме «Могущество Древнего Египта».
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Мезенцева Майя Владимировна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx122.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Большежировская средняя общеобразовательная школа имени Героя

Советского Союза Лукъянчикова Леонида Васильевича»

Фатежского района Курской области

КОНСПЕКТ УРОКА

истории в 5 классе

по теме «Могущество Древнего Египта».

Составитель: Мезенцева Майя Владимировна

2021 год

Конспект урока истории в 5 классе по теме «Могущество Древнего Египта».

Цель урока:  подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Задачи урока:

 Образовательные задачи:

-  изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего  Египта, изучить состав египетского войска научить распознавать интересы различных общественных групп; сформировать представления об особенностях войска Египта, направлениях походов фараонов и их целях.

Развивающие задачи:

- продолжить формирование умений работать с исторической картой;

сопоставлять, анализировать информацию, делать выводы на основании исторических источников, использовать документы и произведения искусства как исторический источник, продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя;

Воспитательные задачи:  

- показать, что войны несут с собой разрушения, гибель людей и материальные потери; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества, формировать ответственное отношение к учебному труду.

Формируемые компетенции:

Личностные: продолжить формирование умения слушать, излагать свои мысли, делать выводы;

Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

 Познавательные: умение определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; смысловое чтение.

Коммуникативные: Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения,      умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно.  

Основные понятия:  бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско, Тутмос, Нубия, Ливия, Синайский полуостров, Палестина, Сирия, Финикия.

 Методы и формы обучения: работа с картой, работа в тетрадях, работа с учебником, работа с источником, объяснительно – иллюстративный метод.

Формы: индивидуальная,  фронтальная, парная.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», учебник История Древнего мира, авторы: В. И. Уколова, Л. П. Маринович, «Могущество Древнего Египта»

       

                                               Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Давайте настроимся на урок.  Сегодня на уроке у нас присутствуют гости и у вас есть возможность показать свои знания. Я уверена, что сегодняшний урок принесёт нам удовлетворение и будет плодотворным.

  1. Мотивация. Актуализация знаний.

 Учитель. На прошлом уроке вы изучали  очень интересную тему.

Назовите, как называлась тема прошлого урока?

Ответы учащихся. (Мир пирамид)

 Учитель. Много загадок и тайн   связано с Египтом и  пирамидами!

Давайте попытаемся приоткрыть некоторые из них. Для этого вы должны ответить на ряд вопросов.

Учащиеся  отвечают на вопросы.

  1. Что такое пирамида?
  2. Кого древние египтяне считали « живым богом»?
  3. Когда египтяне  начинали строить гробницу – при жизни фараона  или после его смерти?
  4. Какой связующий раствор  применяли при постройке пирамиды?
  5. Кто работал на постройки пирамид?
  6. Назовите фараона, в честь которого была построена самая большая пирамида?
  7. Дайте определение понятиям: сфинкс, мумия, саркофаг.
  8. Имя, какого фараона Древнего Египта  обессмертило открытие гробницы археологом картером в 1922году?
  9.  Как вы  понимаете  выражение "Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо мы дышим воздухом лишь по его милости"?

       Учитель.   Все жители Египта: ремесленники, земледельцы, вельможи - все должны были беспрекословно подчиняться фараону самому могущественному человеку Древнего Египта.

          Наибольшего могущества власть фараонов  достигает  в эпоху Нового царства  в 16 -11 в.в. до н. э. когда центральная  власть окончательно утверждается. Египетские фараоны стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. 

Вопрос классу:

 С помощью кого или чего это можно было сделать? 

Ответы учащихся. (С помощью армии и в результате военных походов.)

Учитель предлагает учащимся  сформулировать   тему урока.

Учитель подводит учащихся к  осознанию темы, предлагая уч-ся самим сформулировать тему урока.

  Итак, тема урока: «Могущество Древнего Египта».

Ученики записывают тему в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

Цели урока:

установить:

 цели, походов;

что собой представляло египетское войско;

определить:

основные направления военных походов;

 значение великих военных походов;

совершенствовать навыки работы с историческими документами, умению делать выводы на основе полученных знаний, а также устанавливать причинно-следственные связи.

2. Изучение нового материала.

                                      План урока:

  1. Зачем правители Египта совершали военные походы?
  2.  Армия фараона.
  3. Завоевательные походы египетских фараонов.
  4. Как военные походы фараонов повлияли на развитие Египта?
  5. Слава, запечатленная в иероглифах.

Давайте мы с вами попытаемся ответить на вопрос:

Зачем правители Египта совершали военные походы?

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Прочитайте о встрече вельможи
с новым правителем Египта и, может быть, вы найдете ответ на поставленный вопрос.

Во дворце фараона…

Читаем отрывок из повести в лицах!

Кто будет читать поднимите руки?

Фараон

Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов
и умелых рабов…

Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурд

Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему
огромному войску…

Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду.

Фараон

Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!
Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурд

Сын Гора, жизнь, здоровье, сила… я только хотел сказать, что мир так велик...

Фараон

ты посмел меня, бога и владыку мира, сравнить с презренными вождями презренных далеких племен?

 Иди домой. Завтра утром созовешь своих спутников и передашь им мое запрещение рассказывать сказки о твоем путешествии. Всякого, кто нарушит приказ, постигнет кара.  И ты сам запомни мои слова...

Итак, ответьте

О чем были помыслы нового  правителя Египта?

Запоминаем:

Цели военных походов фараонов:

  1. Расширение владений Египта
  2. Захват новых богатств
  3. Приобретение рабов

Запишите в тетради.

2. Египетская армия

Армия – это организованные и обученные   вооруженные силы государства.

Опишите снаряжение египетских воинов.

Военачальник                                    

Дротик

Шит с пластинами из металла

Защитные доспехи из  кожи и металла

Боевой топор

 Рядовой воин  

Копье

Деревянный щит

Боевой топор

Основную часть войска составляли пешие воины.

Другим видом войск были боевые колесницы.

Пехота

Боевые колесницы

3. Завоевательные походы египетских фараонов

Тутмос III считается  первым известным завоевателем и военным гением в мировой истории.  

Тутмос III правил в Египте около 1500 г. до н. э.

Рамсес II считается самым могущественным фараоном Нового царства. При Рамсесе II Египет достиг своих максимальных границ.

Рамсес II правил в Египте около 1300 г.

Египет_1

Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?

Как проходили военные походы египтян?

Я предлагаю найти ответна этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника!

Это письменное свидетельство было обнаружено в древней  гробнице.

1. Определим название источника, его вид, автора, место и время создания.

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

Войско вернулось благополучно,   разорив страну бедуинов,   снеся ее крепости,  срубив ее смоковницы и виноградники,  сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,   захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

 Надпись на гробнице.

 Египет. XXVI век до н. э.

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

Надпись на гробнице

Египет. XXVI век до н. э.

Название источника: «Песня военачальника»

Автор песни:  неизвестен

Место создания: Древний Египет

Время создания: XXVI век до н. э., III тыс. до н. э.

2. Читаем текст, выделяем  незнакомые слова и названия
и выясняем их значение.

Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей, захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Значение незнакомых слов и названий.

Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта.
Смоковница – то же, что инжир.
Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.

3. Формулируем основную идею всего текста (о чем идет речь в тексте).

Войско вернулось благополучно,  разорив страну бедуинов,   снеся ее крепости,  срубив ее смоковницы и виноградники,   сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,   захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Основная идея текста – повествование о военном  походе египтян в соседнюю страну.

4. Выделяем главные мысли текста.

Войско вернулось благополучно,  разорив страну бедуинов,   снеся ее крепости,  срубив ее смоковницы и виноградники,   сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,   захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Главные мысли текста

Войско вернулось благополучно,  разорив страну бедуинов,

Второстепенные мысли,  поясняющие главные

снеся ее крепости,  срубив ее смоковницы и виноградники,   сжигая ее поселки,  перебив в ней десятки тысяч людей,   захватив в ней множество пленных.

Главные мысли текста

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

5.Извлекаем последовательно  из текста информацию.

Что, где и когда происходило?

Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей, захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

В песне рассказывается о походе египтян, совершенном в XXVI веке до н. э. в страну бедуинов.

6.Извлекаем последовательно  из текста информацию.

Какие цели преследовали египтяне?

Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей,  захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Цели похода египтян:

– завоевание других народов,

– захват рабов.

7.Извлекаем последовательно из текста информацию.

Что представляла собой страна бедуинов?

Чем занимались ее жители?

Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,  сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей,  захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Страна бедуинов имела свое войско, свои укрепленные крепостями границы.

Ее жители занимались земледелием.

8Извлекаемпоследовательно из текста информацию.

Как проходил поход египтян и чем он закончился?

Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Бедуины оказали сопротивление врагам. Египтяне разгромили местные  войска. Завоеватели действовали жестоко
по отношению к населению страны.
Египет одержал победу.

9.  Извлекаем последовательно из текста информацию.

Какие сведения из повести И. Ефремова подтверждаются текстом первоисточника?

Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей,  захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Цели похода египтян:

– завоевание других народов,

– захват рабов.

Запомните!

Сведения, которые подтверждаются текстами первоисточников, делают

художественные исторические произведения более достоверными, убедительными!

Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,  сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей,  захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

4. Как военные походы фараонов повлияли на развитие Египта?

Определите, что получал Египет от завоеванных территорий?

Работа с учебником

Страница 66 пункт 2, последний абзац.

Стада коз, овец, коров

Медь

Золото

Рабы

5. Значение военных походов

Завоеванные территории

Расширение   границ государства

Доходы  от налогов    

Доход от торговли

Рабы

Подъем хозяйства

Военное превосходство

Рост могущества Древнего Египта

Возникновение письменности

Иероглифы–древние рисуночные знаки для письма.

Возникновение письменности в Египте 4 тыс. лет до н. э.

В чем главное значение  изобретения письменности?

Минули века и люди утратили секреты египетской письменности.

Только в XIX веке французский ученый Франсуа Шампольон разгадал тайну иероглифов.

Франсуа Шампольон Розеттский камень
с текстами на греческом и древнеегипетском языках.

Расшифровка иероглифов открыла для ученых огромные возможности узнавать из древних текстов о выдающихся достижениях жителей Египта,  о многих страницах истории этой страны.

Игра « Морской бой»

IV. Результаты и вопросы для закрепления.

V. Подведение итогов, комментарии оценок, домашнее задание.

  период расцвета древнеегипетской государственности и создания крупного египетского мирового государства, припадающий на время правления трёх манефоновских династий египетских фараонов – XVIII, XIX и X


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока в 5 классе по теме: «БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Урок построен на основе технологии личностно-ориентированного развивающего обучение, которая позволяет  развивать индивидуальные познавательные способности у каждого ребенка, дающая возможность к...

Презентация по истории Древнего мира 5 класс на тему "Расцвет Древнего Египта"

Презентация для урока по истории Древнего мира за 5 класс на тему "Расцвет Древнего Египта"...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».Тип урока: урок открытия новых знаний1.      Цели  урока:- деятельностная цель:  формирование у уч...

Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока:  выяснить,  какую роль в борьбе  с западными  завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Религия Древнего Египта"

Урок  соответствует требованиям ФГОС ООО и основан на принципах системно-деятельностного подхода: деятельность, вариативность, принцип минимакса, творчество, психологическая комфортность....

Технологическая карта урока по истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта»

Способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда            Древнего Египта, ролью пирамид в системе миров...