Разработка урока истории в 5 классе по теме "Религия Древнего Египта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Агапкина Елена Викторовна

Урок  соответствует требованиям ФГОС ООО и основан на принципах системно-деятельностного подхода: деятельность, вариативность, принцип минимакса, творчество, психологическая комфортность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Разработала: Агапкина Е. В.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Центр образования № 4»

        Урок истории в 5 классе по теме «Религия древних египтян»

Цели: 

образовательные: охарактеризовать особенности религии древних египтян; сформировать у учащихся представление о главных богах египетского пантеона, а также о представлении египтян о загробной жизни;

воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к религиозным чувствам людей; воспитывать интерес к истории и культуре других народов;

развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация, фотография).

Формируемые УУД:

предметные: раскрывать характерные, существенные черты религиозных верований древних египтян; осуществлять поиск исторической информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего Египта;

регулятивные: самостоятельно определять цели, формулировать и ставить перед собой учебные задачи; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

познавательные: определять понятия, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре (находить общее решение и разрешать конфликты); формулировать, аргументировать и корректно отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «История Древнего мира. 5 класс» под ред. А. А. Вигасина, Г. И. Годера («Просвещение», 2015), настенная карта «Древний Восток», ноутбук с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, электронная презентация «Религия древних египтян», раздаточный материал (карточки с индивид. заданиями), разноцветные пирамидки из картона.

Оформление доски: настенная карта «Древний Восток», эпиграф, напечатанный на листах (листы прикреплены к доске магнитиками обратной стороной к учащимся до тех пор, пока учитель не развёрнёт их в ходе урока).

Египтяне – самые богобоязненные из всех людей.

Геродот, древнегреческий историк

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места. Рада видеть вас на своём уроке. Сегодня мы продолжим путешествовать по страницам истории Древнего Египта и открывать его тайны. Давайте проверим, все ли необходимые для нашего путешествия вещи мы взяли с собой?

Открывает 1-й слайд презентации, на котором поочерёдно высвечиваются слова: тетрадь, ручка, учебник,  дневник.

Ребята, прочитайте первые буквы в этих словах и сложите их вместе (слайд 2). Какое слово у нас получилось?

Правильно! Сегодня на уроке нам предстоит хорошенько потрудиться, ведь, как известно, знание и труд в тесной дружбе живут. 

Приветствуют учителя.

 

Читая заглавные буквы, выделенные красным цветом, составляют и называют слово «труд».

Проверка дом. задания

(6-8 мин.)

Наш урок мы начнём с проверки домашнего задания.

Нескольким учащимся раздаются карточки с заданиями (приложение 1), с остальными детьми организует опрос по следующим вопросам:

- Какие цели преследовал фараон, совершая военные походы?

- В какие страны фараоны отправляли свои войска? (с показом на карте)

- Из каких частей состояло египетское войско? В каком порядке они вступали в бой?

- Какой фараон совершил самые крупные завоевания и когда? (с показом на карте)

- Каковы были последствия военных походов для командиров и рядовых воинов?

По окончании опроса просит учащегося, выполнявшего индивидуальное задание на карточке № 2,  прочитать его вслух и озвучить свой ответ (задание выводится на слайд 3 презентации). Если в ответе допущены неточности и ошибки, просит других учащихся их исправить.

Трое учащихся выполняют индивидуальные задания, остальные отвечают на вопросы учителя, дополняют и исправляют ответы товарищей.

Актуализация новых знаний

(2 мин.)

Ребята, а теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку, записанный на доске. Кому принадлежат эти слова? Как мы с вами называем этого человека? Геродот сделал такой вывод после того, как побывал в государстве на берегах Нила и своими глазами увидел жизнь египтян. Давайте вспомним, что такое религия? Почему первобытные люди верили в существование сверхъестественных сил?

Глядя на эпиграф, подумайте, какое значение имела религия в жизни древних египтян?

Попробуем сформулировать тему нашего урока. О чём мы будем говорить? Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо изучить сегодня?

Сегодня на уроке мы узнаем о том, каким богам поклонялись древние египтяне и каким образом они это делали. Запишем тему урока в свои тетради (слайд 4): Религия древних египтян.

Вспоминают, что Геродот – это древнегреческий историк, «отец истории», автор первого сочинения по истории.

Формулируют определение слова «религия», вспоминают, что вера первобытных людей в сверхъестественные силы обусловлена их желанием объяснить различные природные явления.

Высказывают предположение, что религия занимала в жизни египтян очень значительное место.

Совместно с учителем формулируют тему урока – «Религия древних египтян», записывают её в тетрадь.

Совместно формулируют учебные задачи урока.

Изучение нового материала

(25 мин.)

Физкультминутка

(1 мин.)

Давайте вспомним, какое из занятий древних египтян было основным? 

Дожди в Египте – явление крайне редкое, однако земля каждый год дарила древним египтянам богатый урожай. Благодаря чему это было возможно?

Кто сможет показать Нил на карте? Где берёт своё начало река? Куда она впадает?

Ребята, а из-за чего происходят разливы рек? Да, сейчас мы понимаем, что разливы рек – совершенно обычное явление, но древние египтяне, не обладавшие обширными научными знаниями, видели в этом что-то сверхъестественное. Чтобы объяснить ежегодный разлив Нила, они придумали миф, с которым мы сейчас познакомимся. Открываем наши учебники на стр. 53.

По окончании чтения мифа задаёт учащимся вопросы: Имена каких богов встретились нам в тексте? Чему или кому покровительствовали эти боги?

Показывает слайды презентации 5-6, на которых изображены Осирис, Сет, Исида, Гор. С помощью наводящих вопросов (например, что может означать зелёная кожа Осириса?) подводит учащихся к выводу о том, кому или чему покровительствовали эти боги.

Физкультминутка проводится под музыку Э. Грига «Утро» (слайд 7).

Ребята, давайте «оживим» древнеегипетскую хвалебную песню Солнцу. Повторяйте за мной!

Когда ты восходишь на востоке -

вся земля торжествует.

Ноги  расставить на ширине плеч, потянуться вверх.

От лучей твоих оживают растения на полях.

Руками показывать «фонарики» (сжимать и разжимать пальцы).

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Руками изображать взмахи крыльев.

Сияние твоё проникает в глубины вод,

Наклонить корпус вниз, распрямить спину.

И на поверхности воды плещутся рыбы.

Вытянутыми перед грудью руками изобразить движение рыб.

Люди просыпаются и тянутся к тебе.

Поднять руки вверх, потянуться, опустить руки и сесть на свои места.

Ребята, если судить по этой песне, как египтяне относились к Солнцу?

Как вы уже догадались, самым главным богом у египтян был бог Солнца по имени Ра, Амон или Амон-Ра (слайд 8). Изображали Ра с головой сокола, на которой возвышался солнечный диск. Египтяне верили, что каждое утро Ра появляется на Востоке, и пока длится день, медленно и величественно плывёт по небу в своей ладье. На западном краю неба ладья Ра входит в ворота  поземного царства. Здесь бог Солнца вступает в ожесточённый бой с богом тьмы змеем Апопом. Схватка длится всю ночь, но каждый раз Ра выходит из неё победителем и вновь отправляется в своё плавание по небу, возвещая солнечным светом людям о начале нового дня.

Одним из самых почитаемых богов у древних египтян был Анубис. Изображался он в виде человека с головой шакала (слайд 9). Именно он, согласно мифу, и помог Исиде воскресить своего супруга. Как вы думаете, кому или чему в мог покровительствовать Анубис? Верно, этот бог покровительствовал мёртвым, именно он был их проводником  в загробный мир.

Особым уважением пользовался у египтян бог мудрости Тот, который когда-то научил людей читать и писать. Этого бога легко узнать на древнеегипетских рисунках – у него голова птицы ибиса с длинным клювом, а в руках неизменно папирусный свиток (слайд 10).

У Тота была супруга по имени Маат – богиня правды. Мудрость и правда – чудесная пара, верно, ребята? Изображали её в виде прекрасной женщины, иногда крылатой, но обязательно со страусиным пером в волосах (слайд 11).

Почиталась жителями Древнего Египта и богиня Бастет (слайд 12) - покровительница женщин, их красоты, а также домашнего очага. Изображалась она в виде грациозной кошки или женщины с кошачьей головой.

Как мы видим, древние египтяне верили во множество богов.  Они старались угодить им, задобрить, потому что понимали, что от их милости зависит урожай, погода, да и вообще вся жизнь. Как, вы думаете, они это делали?

Египтяне строили для богов жилища – храмы, которые отличались красотой и величием. Один из самых древних и крупных храмов Египта находится в Карнаке (раньше здесь располагалась древнеегипетская столица – город Фивы). Любой турист, отдыхающий в Египте, считает своим долгом посетить это удивительное место. Думаю, когда-нибудь и мы с вами там побываем. А пока полюбуемся фотографиями из Интернета.

Показывает фотографии Карнакского храма (слайд 13), задаёт детям вопрос: Как вы думаете, какому богу мог быть посвящён такой огромный храм? 

При храмах находились особенные люди, которые, по мнению древних египтян, умели общаться с богами, - жрецы (слайд 14). Запишем это определение в свои тетради.

Перед вами древнеегипетское изображение жреца. Скажите, в храме какого бога он служил? Как мы догадались?

Ребята, вернёмся к мифу об Осирисе и Исиде. Что подарил Сет своему брату? Как вы думаете, почему гостей на пиру не удивил подарок Сета?

Верно, в Древнем Египте гроб был столь же привычным подарком, как, например, мягкая игрушка для нас с вами. Потому что уже при жизни египтяне готовились к смерти. Вернее, к жизни после смерти в «царстве мёртвых».

В мифе об Осирисе и Исиде нашли отражение представления древних египтян о загробной жизни: после смерти человек отправляется в подземное царство, где правит Осирис. Судьба умершего египтянина решалась на суде.

Посмотрим на изображение сцены суда в подземном царстве, которое историки обнаружили в одном из папирусных свитков. Представим себя на месте этих учёных и, работая с историческим источником, ответим на вопрос: Как происходил суд Осириса?

Демонстрирует слайд 15 с изображением сцены суда Осириса и задаёт вопросы: Кто играет роль судьи? Кто является секретарём и записывает показания египтянина? Каким образом вершится суд? 

Египтянин произносит клятву: «Я не делал зла. Я не убивал. Я не сквернословил. Я не лгал. Я не был причиною слёз. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, чист, чист!» На одну чашу весов Анубис кладёт сердце египтянина, а на другую – перо Маат. Что могло означать равновесие?

В этом случае египтянин отправляется в «царство мёртвых», где продолжит свою обычную жизнь, но без лишений и горестей. Если человек солгал, его ждёт немедленная смерть в пасти чудовища Амат – смеси крокодила, льва и гиппопотама. Найдём его изображение на рисунке.

Древние египтяне тщательно готовились к загробной жизни. Для существования в «царстве мёртвых» человеку нужно было тело. Поэтому египтяне старались сохранить тело умершего: его высушивали,  пропитывали смолой, обматывали тонкими бинтами -  превращали его в мумию (слайд 16). Кстати говоря, мумифицировали не только тела людей, но и кошек, крокодилов, быков – животных, считавшихся священными.

Мумию укладывали в гроб, украшенный многочисленными рисунками и надписями, - саркофаг (слайд 17). Запишем этот термин в свои тетради. Саркофаг находился в гробнице.

Посмотрите на экран. Как вы думаете, кому мог принадлежать подобный саркофаг?

Верно, молодцы! На фотографии – саркофаг фараона Тутанхомона, гробницу которого обнаружил английский археолог Говард Картер в 1922 году. А вот и сам Картер за работой (слайд 18).

А сейчас я предлагаю совершить виртуальную экскурсию в прошлое: представьте, что вы – участники  экспедиции Говарда Картера. Наконец-то свершилось то, к чему вы готовились всю свою жизнь – вы обнаружили гробницу древнеегипетского царя. Вы добрались до неё первыми, о чём свидетельствует нетронутая печать на дверях (слайд 19). Какие чувства вы испытываете, глядя на неё?

Зайдя в гробницу, вы оказываетесь в одной из комнат, в которой сложены различные вещи (слайд 20). Что мы можем здесь увидеть?

Как вы думаете, зачем египтяне помещали все эти предметы внутрь гробницы?

Повернём направо! (слайд 20.1) Что мы видим перед собой? Зачем эти статуи здесь?

Египтяне верили, что изображения или фигурки слуг, охранников волшебным образом оживают в «царстве мёртвых». В некоторых  гробницах находили десятки фигурок рабов, коров, а также макеты домов, хлевов и других сооружений.

Проходим в следующую комнату, вход в которую охраняет бог (слайд 21). Узнали его? Правильно, это Анубис. Как вы думаете, что может находиться в этой комнате?

Тело фараона Тутанхамона покоилось в пяти гробах, которые были помещены друг в друга по принципу матрёшки. Первый, похожий на ящик, был изготовлен из дерева и обит золотом, покрыт ритуальными рисунками и надписями.  Внутри него  находился каменный саркофаг, а в нём - ещё три гроба. Два внешних гроба были деревянными, а третий, самый маленький, оказался выполнен из чистого золота. В нём-то и покоилась мумия Тутанхамона.

Многие экспонаты из гробницы царя, в т. ч. и золотой гроб, можно увидеть в музее в Каире – современной столице Египта. Однако чтобы увидеть настоящую мумию или саркофаг, необязательно ехать так далеко: они есть и в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.  

Вспоминают, что основным занятием большинства египтян было земледелие.

Используя знания, полученные ранее, делают вывод о том, что богатый урожай был возможен, благодаря ежегодным разливам реки Нил.

Один из учеников показывает на исторической карте Нил, его исток, Средиземное море.

Используя свои знания, полученные на уроках окружающего мира, делают вывод о том, что реки разливаются из-за обильных дождей, таяния снегов.

По очереди читают вслух миф об Осирисе и Исиде.

Анализируя прочитанный текст, называют имена богов, указанных в нём, а также области жизни людей, которым они покровительствовали. Делают соответствующие записи в тетрадь:

Осирис – бог плодородия, царь в загробном мире.

Сет – бог пустыни, песчаных бурь.

Исида – супруга Осириса, покровительница жён и матерей.

Гор – покровитель фараонов.

Анализируя текст песни, приходят к выводу о том, что древние египтяне очень любили и чтили Солнце, видели в нём источник жизни на земле и отождествляли с божеством.

Записывают в тетради: Ра – бог Солнца.

Записывают в тетради: Анубис – проводник мёртвых в загробный мир.

Записывают в тетради: Тот – бог мудрости.

Записывают в тетради: Маат – богиня правды.

Записывают в тетради:  

Бастет – покровительница женщин, домашнего очага.

Применяя знания, полученные ранее, а также жизненный опыт, делают предположения: строили храмы, молились, приносили жертвы и т. д.

Анализируя фотографии храма, делают вывод, что столь величественное сооружение могло быть посвящено главному богу египтян – Ра.

Записывают в тетрадях: Жрецы – служители богов.

Анализируя изображение, делают вывод, что данный жрец служил богу Ра. Обосновывают свой выбор тем, что рядом со жрецом изображён сам Ра (голова птицы, на голове – солнечный диск).

Вспоминают, что Сет подарил Осирису гроб. Высказывают предположение о том, что подарок не удивил гостей, потому что у египтян такие подарки были привычными и абсолютно естественными.

 

 

Записывают в тетради: Саркофаг – гроб, в который помещалась мумия.

 

Высказывают предположение о том, что саркофаг мог принадлежать фараону, т. к. очень красив, богато украшен, присутствуют символы царской власти – кнут и посох.

Работают с изображением на слайде, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Рассматривая фотографию на слайде, делают вывод о том, что в гробницу помещали предметы мебели (кровать, сундуки, стул и т. д.), посуду различные припасы.

Высказывают предположение о том, что все эти предметы могли пригодиться умершему в загробной жизни.

Высказывают предположения о том, что статуи «охраняют» гробницу, тело фараона.

Высказывают предположение, что в этой комнате находится саркофаг с телом фараона, т. к. Анубис является проводником человека в мир мёртвых.

Закрепление

(5 мин.)

А теперь давайте закрепим в своей памяти знания, полученные на уроке с помощью небольшого теста, который вы будете в паре со своим соседом по парте.

На каждую парту раздаётся тест и бланк с ответами.

Ребята, внимательно посмотрите на таблицу. Верхний ряд цифр – это номера вопросов по порядку, а нижний – варианты ответов. Предупреждаю: для каждого вопроса существует только один правильный ответ! Клеточку с правильным ответом вы зарисовываете ручкой.

По окончании тестирования задаёт вопрос: на что похожа фигура, которая у вас получилась?

Вспомните, какое отношение этот предмет имеет к нашей сегодняшней теме?

Выполняют тест и зарисовывают клеточки с правильными ответами в своих бланках. По окончании тестирования приходят к выводу о том, что фигура похожа на лодку – ладью, в которой бог Ра плыл по небу.

Рефлексия
(2 мин.)

Итак, ребята, наше путешествие по волшебному Египту подходит к концу.  

Из любого путешествия мы привозим не только сувениры и фотографии, но и впечатления, которыми с удовольствием делимся с родными и друзьями. Сейчас прозвенит звонок, и вы пойдёте на перемену. Скажите, какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться с ребятами из других классов? Что произвело на вас самое сильное впечатление?  

Делятся своими впечатлениями и мнениями  об уроке.

Подведение итогов, выставление оценок (1 мин.)

Выставляет в дневник и комментирует отметки за работу на уроке: «5» получает тот, кто собрал за урок целую пирамиду.

Инструктаж по домашнему заданию

(1 мин.)

Открывает слайд 22. Дома каждому из вас необходимо прочитать § 5, выучить новые термины, имена богов, которые встречаются в тексте. Тот, кто рассчитывает получить за домашнее задание «5» должен также составить кроссворд на тему «Религия Древнего Египта» из 7-10 слов.

Записывают домашнее задание в дневники, задают учителю вопросы в случае, если что-то не понятно.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

  1. Главным богом у древних египтян был

а) Осирис

в) Анубис

б) Сет

г) Амон-Ра

2. Жилищами богов в Древнем Египте считались

а) гробницы

в) храмы

б) саркофаги

г) пирамиды

3. Бог, провожавший мёртвых в загробный мир, - это

а) Тот

в) Анубис

б) Осирис

г) Сет

4

4. Верны ли следующие утверждения?

А. Согласно мифу, Гор был сыном Осириса.  

Б. Богиню Бастет обычно изображали в виде кошки.

а) верно только А

в) оба верны

б) верно только Б

г) оба неверны

4

5. Неизменный атрибут богини Маат на изображениях - это

а) папирусный свиток

в) серп

б) плеть

г) страусиное перо

6. Современный художник изобразил одного из египетских богов. Какого?

а) Ра

в) Сет

б) Тот

г) Анубис

http://teammy.com/system/uploads/gallery/282954/feed_Anubis2.jpg

7. Служителями богов в Древнем Египте были

а) писцы

в) жрецы

б) вельможи

г) фараоны

8. Гробницу какого египетского фараона обнаружил Г. Картер в 1922 г.?

а) Тутмоса

в) Тутанхамона

б) Рамзеса

г) Хеопса

9. Какое из животных не считалось священным в Древнем Египте?

а) кошка

в) бык

б) крот

г) скарабей

10. Верны ли следующие утверждения?

А. Древние египтяне клали в гробницу вещи, которые могли бы понадобиться умершему в загробной жизни.

Б. Мумии делались только из человеческих тел.

а) верно только А

в) оба верны

б) верно только Б

г) оба неверны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

г

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

г



Предварительный просмотр:

Когда-то царём в Древнем Египте был бог Осирис. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Очень любили люди своего царя. Был у него брат Сет, бог пустыни и песчаных бурь. Сет завидовал своему Осирису и задумал убить его.

И вот однажды явился Сет на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный надписями и рисунками. «Кому этот драгоценный гроб придётся в пору, - заявил Сет, - тому он и достанется!»

Один за другим гости ложились в гроб, но он оказался велик для каждого из них. Подошла очередь Осириса. Но как только бог лёг в гроб, слуги Сета захлопнули крышку и быстро сбросили его в Нил. Осирис умер.

Горько плакала верная супруга Осириса Исида, оставшаяся одна с маленьким сыном Гором. Безустанно искала она гроб с телом мужа в водах Нила. И, наконец, найдя, чудесным образом оживила Осириса.

Бог воскрес, но не  пожелал возвращаться в мир живых, стал он править в царстве мёртвых. А Гор, возмужав, отомстил убийце отца: он вступил с Сетом в жестокую схватку и одолел его.



Предварительный просмотр:

Обоснование урока истории «Религия древних египтян» в 5 классе

учителя истории и обществознания МБОУ «Центр образования № 4» Агапкиной Елены Викторовны

Урок «Религия древних египтян» в 5 классе является пятым уроком в разделе «Древний Восток». Его содержание напрямую не связано с предыдущими темами, однако косвенным образом перекликается с ними. Например, на уроке «Жизнь египетского вельможи» учащиеся знакомятся с понятием «гробница», узнают о традиции изображать на стенах гробниц родственников и слуг, но более углублённо рассматривают представления египтян о загробной жизни на данном уроке.

Урок разработан для учащихся 5 класса с учётом их возрастных особенностей и познавательных возможностей на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Среди задач урока особое место занимает формирование у учащихся умения осуществлять поиск исторической информации в материальных памятниках Древнего Египта. На уроке используется презентация, в которую включены изображения произведений древнеегипетского искусства (рисунков на папирусе, фресок, статуй), а также фотографии храма в Карнаке и гробницы фараона Тутанхомона. Презентация, с одной стороны, иллюстрирует содержание новой темы, обеспечивает принцип наглядности, с другой (даже в большей мере) – служит источником извлечения новых исторических знаний. На данном уроке ребята получили возможность попробовать себя в роли историков – анализируя изображение суда в подземном царстве и фотографии предметов, найденных археологами в гробнице фараона, делают выводы о представлениях египтян о загробной жизни.

Весь урок построен в форме беспрерывного диалога учителя и учащихся. Мотивацией к активной работе служит не только интересный материал, но и некоторая состязательность – по ходу урока ребята зарабатывают баллы, собирают пирамидку (целая пирамидка равняется отметке «5» за работу на уроке).

Тип урока – комбинированный, из чего следует его структура. Урок состоит из классических этапов: организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация новых знаний, изучение нового материала, первичное закрепление, подведение уроков, рефлексия.

При проверке домашнего задания был применён принцип вариативности – помимо устного опроса использованы карточки с индивидуальными заданиями разной степени сложности.

На этапе актуализации новых знаний учащиеся отрабатывают умение определять понятия, устанавливать аналогии. Ребята вспоминают значение понятия «религия», изученного на уроках из раздела «Первобытность», устанавливают аналогии между укладом жизни первобытных людей и древних египтян, осознают сходства и различия в них, предполагают, о чём пойдёт речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.

Изучение нового материала на данном уроке строится на принципе деятельности: пятиклассники являются активными участниками образовательных отношений. Работая с изображениями древнеегипетских фресок, статуй, папирусных рисунков и фотографиями монументальных памятников Древнего Египта, ребята сами извлекают новые знания, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. На данном этапе урока учитель выполняет роль дирижёра, дополняет и раскрывает их ответы.

На уроке использованы здоровьесберегающие технологии – принцип психологической комфортности, физкультминутка, которая не просто органично включена в ход урока, но также является источником исторической информации.

Первичное закрепление изученного материала осуществляется в форме тестирования, которое проводится в парах. Таким образом, у пятиклассников помимо закрепления новых знаний формируется умение находить общее решение, формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Домашнее задание к следующему уроку основывается на принципе вариативности – учащимся, желающим получить отметку «5», помимо прочтения параграфа, предлагается составить кроссворд по теме «Религия древних египтян», состоящий из 7-10 слов. На следующем уроке некоторые ребята смогут «обменяться» своими кроссвордами и проверить не только свои знания, но и своих товарищей.

 Таким образом, данный урок соответствует требованиям ФГОС ООО и основан на принципах системно-деятельностного подхода: деятельность, вариативность, принцип минимакса, творчество, психологическая комфортность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку МХК 10 класс "Памятники культуры Древнего Египта. Архитектура."

В презентации представлены особенности Египетской архитектуры, различные виды пирамид, храмовые комплексы и сооружения не связанные с загробным культом (пилоны и обелиски)...

Разработка урока в 6 классе по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Данный материал содержит планеруемые цели и задачи по ФГОС,наглядную схему....

Разработка урока ИЗО 6 класс "Священное животное Древнего Египта"

«СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В УКРАШЕНИЯХ И ПРЕДМЕТАХ БЫТА»....

Разработка урока для 5 класса на тему "Древний Рим"

Разработка урока для учащихся 5 класса по теме "Древний Рим"...

разработка урока истории 5 класс. Религия Древних греков.

Урок истории в 5 классе с презентацией....

презентация к уроку истории 5 класс Религия в Древнем Египте

презентация к уроку истории 5 класс Религия в Древнем Египте...

Разработка урока для 5 класса "Путешествие по Древнему миру"

Урок "Путешествие по древнему миру" поможет повторить учебный материал в игровой соревновательной форме...