Разработка урока истории в 5 классе по теме "Религия Древнего Египта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок соответствует требованиям ФГОС ООО и основан на принципах системно-деятельностного подхода: деятельность, вариативность, принцип минимакса, творчество, психологическая комфортность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_religiya_drevnego_egipta.pdf | 2.6 МБ |
urok_religiya_drevnih_egiptyan.docx | 32.89 КБ |
prilozhenie_1.pdf | 434.96 КБ |
prilozhenie_2.docx | 105.87 КБ |
mif_ob_osirise_i_iside.docx | 11.7 КБ |
obosnovanie_uroka.docx | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Разработала: Агапкина Е. В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Центр образования № 4»
Урок истории в 5 классе по теме «Религия древних египтян»
Цели:
образовательные: охарактеризовать особенности религии древних египтян; сформировать у учащихся представление о главных богах египетского пантеона, а также о представлении египтян о загробной жизни;
воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к религиозным чувствам людей; воспитывать интерес к истории и культуре других народов;
развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация, фотография).
Формируемые УУД:
предметные: раскрывать характерные, существенные черты религиозных верований древних египтян; осуществлять поиск исторической информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего Египта;
регулятивные: самостоятельно определять цели, формулировать и ставить перед собой учебные задачи; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
познавательные: определять понятия, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре (находить общее решение и разрешать конфликты); формулировать, аргументировать и корректно отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: учебник «История Древнего мира. 5 класс» под ред. А. А. Вигасина, Г. И. Годера («Просвещение», 2015), настенная карта «Древний Восток», ноутбук с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, электронная презентация «Религия древних египтян», раздаточный материал (карточки с индивид. заданиями), разноцветные пирамидки из картона.
Оформление доски: настенная карта «Древний Восток», эпиграф, напечатанный на листах (листы прикреплены к доске магнитиками обратной стороной к учащимся до тех пор, пока учитель не развёрнёт их в ходе урока).
Египтяне – самые богобоязненные из всех людей.
Геродот, древнегреческий историк
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 2
- Главным богом у древних египтян был
а) Осирис | в) Анубис |
б) Сет | г) Амон-Ра |
2. Жилищами богов в Древнем Египте считались
а) гробницы | в) храмы |
б) саркофаги | г) пирамиды |
3. Бог, провожавший мёртвых в загробный мир, - это
а) Тот | в) Анубис |
б) Осирис | г) Сет 4 |
4. Верны ли следующие утверждения?
А. Согласно мифу, Гор был сыном Осириса.
Б. Богиню Бастет обычно изображали в виде кошки.
а) верно только А | в) оба верны |
б) верно только Б | г) оба неверны 4 |
5. Неизменный атрибут богини Маат на изображениях - это
а) папирусный свиток | в) серп |
б) плеть | г) страусиное перо |
6. Современный художник изобразил одного из египетских богов. Какого?
а) Ра | в) Сет |
б) Тот | г) Анубис |
7. Служителями богов в Древнем Египте были
а) писцы | в) жрецы |
б) вельможи | г) фараоны |
8. Гробницу какого египетского фараона обнаружил Г. Картер в 1922 г.?
а) Тутмоса | в) Тутанхамона |
б) Рамзеса | г) Хеопса |
9. Какое из животных не считалось священным в Древнем Египте?
а) кошка | в) бык |
б) крот | г) скарабей |
10. Верны ли следующие утверждения?
А. Древние египтяне клали в гробницу вещи, которые могли бы понадобиться умершему в загробной жизни.
Б. Мумии делались только из человеческих тел.
а) верно только А | в) оба верны |
б) верно только Б | г) оба неверны |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
а | ||||||||||
б | ||||||||||
в | ||||||||||
г |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
а | ||||||||||
б | ||||||||||
в | ||||||||||
г |
Предварительный просмотр:
Когда-то царём в Древнем Египте был бог Осирис. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Очень любили люди своего царя. Был у него брат Сет, бог пустыни и песчаных бурь. Сет завидовал своему Осирису и задумал убить его.
И вот однажды явился Сет на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный надписями и рисунками. «Кому этот драгоценный гроб придётся в пору, - заявил Сет, - тому он и достанется!»
Один за другим гости ложились в гроб, но он оказался велик для каждого из них. Подошла очередь Осириса. Но как только бог лёг в гроб, слуги Сета захлопнули крышку и быстро сбросили его в Нил. Осирис умер.
Горько плакала верная супруга Осириса Исида, оставшаяся одна с маленьким сыном Гором. Безустанно искала она гроб с телом мужа в водах Нила. И, наконец, найдя, чудесным образом оживила Осириса.
Бог воскрес, но не пожелал возвращаться в мир живых, стал он править в царстве мёртвых. А Гор, возмужав, отомстил убийце отца: он вступил с Сетом в жестокую схватку и одолел его.
Предварительный просмотр:
Обоснование урока истории «Религия древних египтян» в 5 классе
учителя истории и обществознания МБОУ «Центр образования № 4» Агапкиной Елены Викторовны
Урок «Религия древних египтян» в 5 классе является пятым уроком в разделе «Древний Восток». Его содержание напрямую не связано с предыдущими темами, однако косвенным образом перекликается с ними. Например, на уроке «Жизнь египетского вельможи» учащиеся знакомятся с понятием «гробница», узнают о традиции изображать на стенах гробниц родственников и слуг, но более углублённо рассматривают представления египтян о загробной жизни на данном уроке.
Урок разработан для учащихся 5 класса с учётом их возрастных особенностей и познавательных возможностей на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Среди задач урока особое место занимает формирование у учащихся умения осуществлять поиск исторической информации в материальных памятниках Древнего Египта. На уроке используется презентация, в которую включены изображения произведений древнеегипетского искусства (рисунков на папирусе, фресок, статуй), а также фотографии храма в Карнаке и гробницы фараона Тутанхомона. Презентация, с одной стороны, иллюстрирует содержание новой темы, обеспечивает принцип наглядности, с другой (даже в большей мере) – служит источником извлечения новых исторических знаний. На данном уроке ребята получили возможность попробовать себя в роли историков – анализируя изображение суда в подземном царстве и фотографии предметов, найденных археологами в гробнице фараона, делают выводы о представлениях египтян о загробной жизни.
Весь урок построен в форме беспрерывного диалога учителя и учащихся. Мотивацией к активной работе служит не только интересный материал, но и некоторая состязательность – по ходу урока ребята зарабатывают баллы, собирают пирамидку (целая пирамидка равняется отметке «5» за работу на уроке).
Тип урока – комбинированный, из чего следует его структура. Урок состоит из классических этапов: организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация новых знаний, изучение нового материала, первичное закрепление, подведение уроков, рефлексия.
При проверке домашнего задания был применён принцип вариативности – помимо устного опроса использованы карточки с индивидуальными заданиями разной степени сложности.
На этапе актуализации новых знаний учащиеся отрабатывают умение определять понятия, устанавливать аналогии. Ребята вспоминают значение понятия «религия», изученного на уроках из раздела «Первобытность», устанавливают аналогии между укладом жизни первобытных людей и древних египтян, осознают сходства и различия в них, предполагают, о чём пойдёт речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.
Изучение нового материала на данном уроке строится на принципе деятельности: пятиклассники являются активными участниками образовательных отношений. Работая с изображениями древнеегипетских фресок, статуй, папирусных рисунков и фотографиями монументальных памятников Древнего Египта, ребята сами извлекают новые знания, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. На данном этапе урока учитель выполняет роль дирижёра, дополняет и раскрывает их ответы.
На уроке использованы здоровьесберегающие технологии – принцип психологической комфортности, физкультминутка, которая не просто органично включена в ход урока, но также является источником исторической информации.
Первичное закрепление изученного материала осуществляется в форме тестирования, которое проводится в парах. Таким образом, у пятиклассников помимо закрепления новых знаний формируется умение находить общее решение, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Домашнее задание к следующему уроку основывается на принципе вариативности – учащимся, желающим получить отметку «5», помимо прочтения параграфа, предлагается составить кроссворд по теме «Религия древних египтян», состоящий из 7-10 слов. На следующем уроке некоторые ребята смогут «обменяться» своими кроссвордами и проверить не только свои знания, но и своих товарищей.
Таким образом, данный урок соответствует требованиям ФГОС ООО и основан на принципах системно-деятельностного подхода: деятельность, вариативность, принцип минимакса, творчество, психологическая комфортность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку МХК 10 класс "Памятники культуры Древнего Египта. Архитектура."
В презентации представлены особенности Египетской архитектуры, различные виды пирамид, храмовые комплексы и сооружения не связанные с загробным культом (пилоны и обелиски)...
Разработка урока в 6 классе по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
Данный материал содержит планеруемые цели и задачи по ФГОС,наглядную схему....
Разработка урока ИЗО 6 класс "Священное животное Древнего Египта"
«СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В УКРАШЕНИЯХ И ПРЕДМЕТАХ БЫТА»....
Разработка урока для 5 класса на тему "Древний Рим"
Разработка урока для учащихся 5 класса по теме "Древний Рим"...
разработка урока истории 5 класс. Религия Древних греков.
Урок истории в 5 классе с презентацией....
презентация к уроку истории 5 класс Религия в Древнем Египте
презентация к уроку истории 5 класс Религия в Древнем Египте...
Разработка урока для 5 класса "Путешествие по Древнему миру"
Урок "Путешествие по древнему миру" поможет повторить учебный материал в игровой соревновательной форме...