Методическая разработка интегрированного урока по истории и обществознанию на тему «В чем социальная значимость политических движений»
план-конспект урока по истории (9 класс)

Закурина Елена Владимировна

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

1.Познавательные (дидактические):

-изучение и первичное закрепление новых знаний о политических и общественных движениях на примере радикального течения второй половины XIX века в России;

-расширение понятийной базы учебных дисциплин истории и обществознания по изучаемой теме;

-оценивание обучающимися роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

2. Развивающие:

-способствовать развитию у обучающихся  умений анализировать, синтезировать и  делать выводы по полученным данным;

-содействовать выработке умений у учеников  применять полученные знания в общественной практике;

- развивать навыки работы с историческими документами.

Воспитательные:

-создать условия для развития у обучающихся активной социальной позиции;

-обеспечить перспективы для формирования толерантного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_integrirovannogo_uroka.docx51.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока

по истории и обществознанию на тему

«В чем социальная значимость политических движений».

Место урока в изучаемой теме:

- урок по истории России «Общественное движение при Александре II и политика правительства» Глава I. Россия в эпоху великих реформ;

-урок по обществознанию «Политические партии и движения»        Глава I. Политика.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

1.Познавательные (дидактические):

-изучение и первичное закрепление новых знаний о политических и общественных движениях на примере радикального течения второй половины XIX века в России;

-расширение понятийной базы учебных дисциплин истории и обществознания по изучаемой теме;

-оценивание обучающимися роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

2. Развивающие:

-способствовать развитию у обучающихся  умений анализировать, синтезировать и  делать выводы по полученным данным;

-содействовать выработке умений у учеников  применять полученные знания в общественной практике;

- развивать навыки работы с историческими документами.

Воспитательные:

-создать условия для развития у обучающихся активной социальной позиции;

-обеспечить перспективы для формирования толерантного мышления.

Задачи урока:

-дать характеристику консервативному, либеральному и радикальному направлениям общественных течений;

-рассмотреть понятие, признаки, типологию, функции политических  партий и движений на примере радикального течения народничества;

-систематизировать правовые и политологические знания обучающихся и интегрировать их в практику общественной жизни.

1. Личностные УУД:

-формирование убеждений, принципов, ценностей.

2. Регулятивные УУД:

- принятие учебной цели;

-выбор способов деятельности;

- саморегуляция (способность мобилизации сил и энергии)

3.Коммуникативные УУД:  

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение интегрироваться в группу.

4.Познавательные УУД:

-умение сравнивать, обобщать исторические факты и обществоведческие понятия;

-умение добывать и перерабатывать информацию;

-умение анализировать, систематизировать материал;

-умение формулировать проблему.

Планируемые результаты.

Личностные:

- сформированность уважительного отношения к иному мнению;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности;

- самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства;

- интеллектуальные способности и умственные операции (умения логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, сравнивать, анализировать и др.).

-умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки (собственные и других людей).

Метапредметные:

-умения организовывать свою деятельность, в том числе учебную, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, способы достижения результата и применять их на практике;

- умение определять общую цель группы или команды и пути ее достижения;

- умение сотрудничать и взаимодействовать в группе для достижения общих целей, рационально оценивать достигнутые результаты;

-умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-владение логическими операциями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных задач;

- умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- способность излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные(предметы история и обществознание):

- понимание причинно-следственных связей и взаимозависимости в поведении людей;

- способность и умение на основе полученных предметных навыков и знаний ориентироваться в сложном процессе общения между людьми, в нравственных, эстетических ценностях;

- умение применять приобретенные умения, навыки и знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления поступков окружающих людей;

- сформированность у учащихся общественной системы ценностей, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество.

Методы и приемы, используемые на уроке:

1.Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс обучающихся.

2.Метод контроля в виде работы с карточками – необходим для выявления степени усвоения материала предыдущих тем, на базе которых осваиваются новые знания, а также важен в процессе работы над новой темой для контроля за усвоением нового материала, понятий.

3.Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.

4.Инструктирование применяется для организации более продуктивной работы учащихся по заданию.

5.Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе воспроизведения нового материала, полученного из презентации.

6.Метод временных ограничений – для мобилизации творческой активности при работе на уроке.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы:

-История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева]; под редакцией А.В. Торкунова – М.: Просвещение, 2016. – 160с.

-Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных  организаций с приложениями на электронном носителе / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 208с.

- История России. Поурочные рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2015. – 192с.

Основные понятия: теория общинного социализма, бунтарское, пропагандистское, заговорщическое направление в народничестве, индивидуальный террор.

Основные даты:

4 апреля 1866г. – покушение Д. Каракозова на Александра II.

1874-1875г.г. – «хождение в народ».

1876г. – создание революционной организации «Земля и воля».

2 апреля 1879г. – покушение А.К. Соловьева на Александра II.

1879г. – разделение «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный предел».

Планируемые результаты.

Личностные:

- сформированность уважительного отношения к иному мнению;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности;

- самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства;

- интеллектуальные способности и умственные операции (умения логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, сравнивать, анализировать и др.).

-умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки (собственные и других людей).

Метапредметные:

-умения организовывать свою деятельность, в том числе учебную, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, способы достижения результата и применять их на практике;

- умение определять общую цель группы или команды и пути ее достижения;

- умение сотрудничать и взаимодействовать в группе для достижения общих целей, рационально оценивать достигнутые результаты;

-умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-владение логическими операциями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных задач;

- умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- способность излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные(предметы история и обществознание):

- понимание причинно-следственных связей и взаимозависимости в поведении людей;

- способность и умение на основе полученных предметных навыков и знаний ориентироваться в сложном процессе общения между людьми, в нравственных, эстетических ценностях;

- умение применять приобретенные умения, навыки и знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления поступков окружающих людей;

- сформированность у учащихся общественной системы ценностей, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество.

Ход урока (по модулям).

I Модуль. Мотивационно-целевой.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на уроке. Должна отметить, что сегодняшний урок будет не обычным. А вот почему, на этот вопрос вы мне поможете ответить.(Слайд 1)

Во-первых, для того, чтобы определить тему урока я вам предлагаю выполнить следующее задание. (На слайде даны определения понятий, под ними пустые квадраты. Обучающиеся называют термин, которому соответствует определение и вписывают его в пустой квадрат. После заполнения всех квадратов складывается тема урока).

Социальная значимость – главный стимул деятельности людей как социальных существ. Она означает способность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Любая деятельность, так или иначе влияющая на развитие общества, является социально значимой.

Политическое движение – организация, вовлекающая на добровольных началах значительную часть населения в общественную жизнь для решения социально-политических проблем. (Слайд 2)

Учитель: Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока звучит «В чем социальная значимость политических движений». (Слайд 3)

Учитель: Второй интересный момент урока это то, что он будет посвящен не только изучению вопросов истории, а еще одной школьной дисциплине. При определении темы мы обращались к научным терминам. Как вы думает, на каких уроках они нам встречались? (Обществознание)

Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на задание, которое вы сейчас узнаете, но выполнить его предстоит по окончании урока. (Вопрос: Какие на ваш взгляд идеи различных направлений общественных движений середины XIX века актуальны в современной социально-политической системе нашей страны и мир?» (Слайд 4)

II Модуль. Ориентационный (актуализация/повторения).

Учитель: На уроках обществознания вы уже знакомились с понятиями «либерализм», «консерватизм» и «радикализм». Предлагаю охарактеризовать данные направления государственной политики, выбрав для каждого из трех терминов соответствующее определение. (Слайд 5)

Либерализм  — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и личных свобод человека.

Консерватизм — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

Революционное движение — общее название процесса по созданию и деятельности организаций для смены власти в государстве.

государственная идеология, политика и массовая психология, имеющие целью самоценное наращивание военной мощи государства и захватнические войны как главный инструмент внешней политики.

совокупность идеологических воззрений, в основе которых лежат положения о неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Учитель: Вспомните, в каких условиях развивалось общественное движение пореформенного периода в России в XIX веке? (Ответы обучающихся).

III Модуль. Содержательно-операционный.

Учитель: Таки образом, делаем вывод, что отмена крепостного права и реформы в 60-70-х гг. XIX в. привели к изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны. Переходный характер экономики и социальной структуры этого периода активизировал различные общественные силы России на поиск пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу. В России того периода появляются три общественных течения – консервативное, либеральное, революционное. И я предлагаю пока изучить подробнее консервативное и либеральное течения. Для этого вам предстоит работа в группах.

Учитель: Задача каждой группы проанализировать материал учебника, исторические  документы и сделать вывод по тому или иному течению общественного движения второй половины XIX века. У каждого из группы будет своя роль при выполнении данного задания. Распределите обязанности в вашей группе следующим образом:

- организатор (характеризует течение) – 2 чел.;

-целеполагатель (определяет цели течения) – 2 чел.;

-методист (определяет методы течения) – 2 чел.;

-администратор (делает вывод) – 2 чел.

Учитель: На выполнение задания каждой группе отводится по 10 минут. Первая группа работает над либеральным течением, используя:

-страницы 167-170 учебника;

-текст адреса дворянства, направленного Александру II в 1862 году;

Вторая группа работает над консервативным течением, используя:

-страницы 171-173 учебника;

-текст письма А. И. Кошелева А. И. Герцену 30 августа 1859 года;

-автобиографические данные М.Н.Краткова. (Слайд 6)

Работая в группах (заполнение таблицы)

Название течения

Цели течения

Способы действия

Вывод первой группы: После реформы 1861 года происходил рост либерального движения в России. Руководители этого движения стремились воздействовать на правительство, побуждая его к углублению преобразований. Они выступали за демократизацию страны и за реформы как в области политики так и в области социального строя.

Вывод второй группы: После отмены крепостного права в 1861 году на власть стали оказывать давление консерваторы, которые стремились не допустить коренных перемен в обществе. Консерваторы отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные позиции. Они считали, что самодержавие нужно сохранить, т.к. это тот устой общественной жизни, который придаёт устойчивость существующему режиму в стране.

Учитель: При характеристике общественных движений 1960-1980-х гг. XIX века вы обратили внимание, что мы пока не коснулись особенностей революционных течении. В пореформенный период в России наблюдается подъем революционных настроений.   Вспомните, кто такой революционер? (Ответы детей: революционер - сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем) (Слайд 7)

Учитель: Как вы думаете, с чем был связан рост революционных настроений в 1960-1980-х гг. XIX века? (Ответы обучающихся: недовольство результатами крестьянской реформы. Медлительность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь. Непоследовательность в политике самого Александра II. В целом надежды радикально настроенных представителей общества на ощутимые перемены не оправдались.)

Учитель: Обратите внимания на представленную таблицу «Социальный состав участников революционного движения в России в 70-х годов XIX века» (Слайд 8)

Учитель: Подумайте, почему социальный состав участников революционного движения был именно таким? (Ответ обучающихся: Прежде всего, это образованные люди, знакомые с существованием иных, более демократических государственных устройств, осознававшие необходимость перемен в России. Участие рабочих в революционном движении объясняется, с одной стороны, тяжелыми условиями труда, с другой стороны, их сплоченностью, осознанием общности их интересов. Корпоративизм и сплоченность были характерны и для высших учебных заведений, что способствовало распространению революционных идей среди студенчества.)

Учитель: За период с 1960 по 1970 гг. радикальные общественные движения претерпевают изменения. Их взгляды меняются, и появляется значительное количество различных объединений в рамках движения. Большинство участников революционного движения принадлежало к такой межсословной группе, как разночинцы. Как вы думаете, что означает слово «разночинец» (Ответы обучающихся: это были «люди разного чина и звания», выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды)

Учитель: В одной из статей Н. П. Огарева, опубликованной в журнале «Колокол», крестьянская реформа оценивалась следующим образом (Слайд 9): «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».

Учитель: Как вы понимаете слова Н. П. Огарева? Что подразумевалось под словами «новое крепостное право»? (Ответы обучающихся: Крестьянин фактически не получил обещанной ему свободы: он по прежнему оставался зависимым от помещика, связанной с ним системой отработок, был опутан выкупными платежами, не обладал достаточным количеством земли?).

Идейным вождем революционного движения конца 1850-х - начала 1860-х гг. был Н. Г. Чернышевский. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена о крестьянском социализме. (Слайд 10)

Учитель: В течение 1960-1970г.г. XIX века в радикальном направлении возникает несколько течений. И сейчас вы сможете узнать о них подробнее.

Предлагаю разделиться на три группы. Каждой группе необходимо изучить текст исторических документов по проблеме и выполнить задания. По итогам данной работы один представитель от группы озвучит ответы. Для выполнения задания отводится 10 минут.

Задание для первой группы. «Земля и воля» 1861–1864 г.г. (Лист документов № 5 с заданиями). (Приложение 1)

Задание: Раскройте программу организации «Земля и воля» (1861–1864 г. г. Петербург), ее деятельность, причины роспуска.

Задания для второй группы. Организация Ишутина, Худякова. 1863–1866 г. (Приложение 2)

Задание: Используя документы, ответьте на вопрос.

Как изменилась тактика борьбы революционных народников и почему?

Каковы были общественно – политические последствия первого покушения на Александра II?

Задания для третьей группы. Общество «Народная расправа» 1869 г. (Приложение 3)

Задание. Ответьте на вопросы, используя документы.

Вопросы:

После суда над «нечаевцами» большинство революционеров осудило «нечаевщину». Идеи С. Нечаева поддержал только П.Н. Ткачев, который в 1868 г. был сподвижником С. Нечаева.

В чем состояли методы С. Нечаева?

В чем сходились позиции Нечаева и Ткачева?

Дайте нравственную оценку содержания документа №4

Как общественность, революционеры отнеслись к поступку нечаевцевцев – убийству Иванова?

Учитель: Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ».

1874 – 1875 гг. – «хождение в народ» (Слайд 12)

В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873 – 1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.

Предположите, насколько результативна была подобная тактика? (Ответы обучающихся: тактика не была результативной) А можете назвать причины отрицательного результата (Ответы обучающихся: крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар»; в деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием; речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось с ироническими усмешками; хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам).

Учитель: Обратимся к воспоминаниям П.А. Кропоткина  и убедимся в правильности ваших выводов. (Слайд 13)

«Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стеганул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой. Но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отстаивали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье». (Сергей Кравчинский. Из воспоминаний П.А. Кропоткина)

Учитель: Неудача «хождения в народ» заставила народников задуматься о пересмотре своей тактики. Возникла мысль о создании централизованной, законспирированной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой.

Учитель: Появляется общественное движение «Земля и воля» 70-х гг. (Слайд 14, 15)

«Земля и воля» 1860-х гг.

«Земля и воля» 70-х гг.

Годы сущ.

1861 – 1864 гг.

1876 – 1879 гг.

Участники

Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.А. Обручев.

М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М.Кравчинский

Цели

1)созыв народного собрания, свободные выборы в него

2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления

3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам

4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

1)переход всей власти в руки трудового крестьянства

2)организация жизни обществ анна принципах общинного самоуправления

3)введение демократических свобод

4)отказ от захвата политической власти и политической борьбы

Методы

1)издание и распространение революционной литературы

2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным

3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания

1)пропаганда среди крестьян и рабочих

2)зарождение тактики индивидуального террора

Общее

Преемственность в названии. Передача земли крестьянам. Введение демократических свобод. Распространение принципов общинного самоуправления

Различие

«Земля и воля» 70-х гг. отказалось от захвата политической власти и политической борьбы; зарождается тактика индивидуального террора

Учитель: Разногласия среди членов «земли и воли» по вопросам тактики привели к ее расколу. Одни были убежденными сторонниками террористической борьбы. Другие осуждали тактику террора и видели в нем политическую борьбу, которая противоречила изначальным программным установкам, указывали на неэффективность подобной тактики (убитый государь будет замене новым).

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на «Народная воля» и «Черный предел».(Слайд 16)

«Народная воля» (1879 – 1883 гг.)

«Черный передел» (1879 – 1881 гг.)

Представители

А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, В.Н. Фигнер, 

С.Л. Перовская, Н.А. Морозов

Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч, 

В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод

Цели

Установление социализма, всеобщего равенства.

Политический переворот для передачи власти народу.

Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования.

Установление социализма.

Свободное общинное самоуправление.

Методы

1)деятельность пропагандистская и агитационная;

2)деятельность разрушительная и террористическая;

3)организация тайных обществ;

4)приобретение связей в администрации, войске;

5)организация и совершение переворота.

1)противники тактики заговора и террора;

2)пропаганда среди рабочих, агитация за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, демократические свободы

Учитель: Что общего было в программах и методах борьбы у «Народной воли» и «Черного предела»? (Ответы обучающихся: Установление социализма, общества всеобщего равенства и справедливости; пропагандистская и агитационная деятельность.)

Что вы можете сказать на основании данной таблицы о тенденциях революционного развития?

(Процесс раскола революционного движения и его радикализация.)

Как вы думаете, почему революционеры обратились к тактике террора?

(Все предыдущие методы борьбы не приносили ощутимого результата. Тактика террора оказывала очень сильный психологический эффект на общество; казалось, что она может устранить правительство, дезорганизовать его. Правительство станет слабым и с ним будет легко бороться.)

Главной задачей «Народной воли» становится подготовка покушения на императора Александра II.

Попытки покушений предпринимались еще с 1866 года, когда Д.В. Каракозов стрелял в Александра II во время прогулки императора в Летнем саду. (Слайд 17) Пуля пролетела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его.

В июле 1878 г. в Липецке активные члены группы «Земля и воля» вынесли смертный приговор Александру II. Они были искренне убеждены в том, что удачное покушение на царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Народовольцами было решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Первая группа –              М. Фроленко и Т. Лебедева – устроились на работу в качестве железнодорожных сторожей близ Одессы. Поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Вторая группа во главе с А. Желябовым заложила бомбу при прохождении царского поезда, но бомба не взорвалась. Третья группа во главе с С. Перовской подготовила подкоп железнодорожного полотна в семи километрах от Москвы, но был взорван не тот поезд. (Слайд 18)

Зимой 1879-1980 гг. народовольцы начали подготовку нового покушения – взрыва в Зимнем дворце. С. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Взрыв был назначен на день, когда вся императорская семья должна была собраться на обед. Начало обеда перенесли на позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: убито 10 человек, ранено – 53.

Новый взрыв запланировали на дороге, по которой следовала карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец. Готовил операцию            А. Желябов. За Александром установили ежедневное наблюдение, выясняли маршруты его поездок. В конце февраля 1881 г. Желябов был арестован.

1 марта 1881 года Александр II направился на развод войск в Михайловский замок. На всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва царь скончался. (Слайд 19)

Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

Цареубийство не стало началом крестьянской революции. Народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

IV Модуль. Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный).

 Учитель: Предлагаю вам заполнить сопоставить взгляды и факты общественному течению.

Течение

Взгляды

  1. Либералы  

А) Занимались самообразованием, изучением социалистической литературы, пропагандой среди крестьян и рабочих, инициировали «хождения в народ».

2.  Консерваторы  

Б) В процессе революции сильное централизованное государство проводит замену старых общественных институтов новыми – революционными. Народ еще не готов к революции, но и пропаганда не даст ничего. Революция начинается с захвата власти законспирированной революционной организацией.

3.  Чайковцы  

В) Главная задача – углубление либеральных реформ; добиться введения в России Конституции, гражданских и политических свобод. Эволюционное развитие России.

4.  Бакунин  

Г) Полное самоотречение ради дела революции, строжайшая дисциплина, слепое подчинение вождю, строго законспирированная организация.

5.  Нечаевцы  

Д) Либеральные реформы вредны для России, они разрушают русский народ. Самодержавная монархия – единственная форма власти, приемлемая для России.

6.  Ишутинцы  

Е) Дворянство и интеллигенция находятся в неоплатном долгу перед народом. Народ еще не готов к революции, ее нужно готовить длительной пропагандой.

7.  Последователи Лаврова  

Ж) Московское отделение «Земли и воли», подготовка крестьянской революции. Один из членов организации осуществил первое покушение на Александра II.

8.  Последователи Ткачева  

З) Государство должно быть уничтожено в результате стихийного бунта масс. Русский крестьянин – прирожденный бунтарь, интеллигенция должна разбудить его и подтолкнуть к восстанию.    

Ответы: 1 - в    2 - д    3 -  а    4 -  з    5 -  г     6 - ж      7 - е     8 -   б    

Учитель: Вспомните, какой вопрос в начале урока был поставлен.  (Ответы обучающихся: «Какие на ваш взгляд идеи различных направлений общественных движений середины XIX века актуальны в современной социально-политической системе нашей страны и мир?»)

Учитель: Попробуйте сейчас ответить на него. (Ответы обучающихся)

Домашнее задание: Представьте, что вам поручили быть редакторами и издателями органа одной из организации любого направления. Попробуйте подготовить редакционные статьи для этих газет, ориентируясь на общую позицию и программные установки членов  выбранного вами движения на любую тему. (Слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

методическая разработка интегрированного урока по истории и английскому языку"Путешествие в Древнюю Грецию"

Методическая разработка интегрированного урока в соответствии с ФГОС по истории и английскому языку в 5 классе....

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

методическая разработка интегрированного урока по истории и МХК в 10 классе с элементами подготовки к ЕГЭ

методическая разработка интегрированного  урока по истории и МХК в 10 классе с элементами подготовки к ЕГЭ...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...