Урок истории в 10 классе. Тема урока: "Экономика нэпа"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Разработка урока по истории России по теме "Экономика нэпа" для 10 класса. Урок выстроен в деятельностной технологии. Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_10_klasse.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  истории в 10 классе.

Тема урока: Экономика НЭПа.

Педагогическая цель: создать условия для понимания сущности новой экономической политики и развития умения анализировать  исторические события на основе различных источников.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид: урок смешанного типа.

Ресурсное обеспечение: документальный фильм, учебник.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Деятельность учителя: приветствие, учет отсутствующих.

2. Мотивационный этап.  Постановка цели и задач урока.

Деятельность учителя: просит учеников назвать изученную тему. Исходя из темы предыдущего урока "Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу", ученики формулируют тему урока. Записывают тему.

 Деятельность учителя: просит учеников сформулировать цель урока.

 выявить сущность новой экономической политики.

Деятельность учителя: просит сформулировать задачи урока.

Деятельность учащихся: формулируют задачи урока.

1. Определить хронологические рамки проводимой политики.

2. Назвать причины перехода к НЭПу.

3. Выявить меры НЭПа.

4. Выяснить итоги НЭПа.

5. Сравнить НЭП с политикой "военного коммунизма".

Деятельность учителя: задает вопрос о путях достижения цели.

Деятельность учащихся: предлагают варианты.

3. Этап актуализации знаний.

Деятельность учителя: задает вопрос.

Какую, из поставленных задач, мы уже можем решить?

Деятельность учащихся: отвечают, что уже могут объяснить причины перехода к НЭПу.

Деятельность учителя: задает вопрос о путях решения оставшихся задач.

Деятельность учащихся: предлагают варианты.

4. Этап первичного усвоения новых знаний.

Деятельность учителя: прелагает решить задачи урока на основе документального фильма "НЭП: уроки истории".

Деятельность учителя: дает задание извлечь все факты о НЭПе, зафиксировать их в тетради.

Деятельность учащихся: смотрят фильм, фиксируют факты.

4. Этап первичного усвоения новых знаний.

Деятельность учителя: организует работу по документальному фильму.

Какое впечатление произвел на вас фильм? Что удивило?

Деятельность учащихся:  отмечают  контрасты, на прошлом уроке - фото

изможденных голодом людей периода политики "военного коммунизма"

и через короткое время - изобилие на рынке периода НЭПа.

Деятельность учителя: обращает внимание на поставленные задачи и просит назвать факты о НЭПе, которые ребята узнали их фильма.

Деятельность учащихся: называют хронологические рамки, меры экономической политики.

 Деятельность учителя:  помогает разобраться с новыми терминами (слайды  презентации "Словарь урока").

Деятельность учащихся: записывают в тетрадь термины: продналог, концессия, котировка, кооператив, казначейские билеты, деноминация.

Деятельность учителя: направляет деятельность учащихся, при необходимости помогает формулировать ответы.

Деятельность учителя: дополняет ответы учащихся по вопросу итогов НЭПа.

5. Этап  первичной проверки понимания.

Деятельность учителя: задает вопрос.

Если в столь короткое время, НЭП дал такой существенный результат, почему он был свернут?

Предлагает высказать предположения.

Деятельность учащихся: высказывают предположения, под руководством учителя делают вывод о противоречиях, которые порождал НЭП.

Противоречия в управлении - методы административного контроля сохранялись и приходили в противоречие с появившейся свободой в экономической сфере,  которая хоть и была ограниченной, но была; в управлении - руководители привыкли действовать командными методами времен военного коммунизма, оказались не готовы к новым условиям, необходимости перестраивать работу на новых началах; в экономике - государство сохраняло контроль над крупной и средней промышленностью, внешней торговлей, т.д., не во все сферы пускало частника, что с трудом сочеталось с рыночными элементами хозяйствования; дефицит промышленных товаров, "ножницы цен", в социальной сфере - появление совбуров, нэпманов, нэпачей, безработицы, "лишнего населения" на селе, отсутствие прав у некоторых категорий населения; в духовной сфере - идея постороения коммунизма, в реальности - элементы рыночного капиталистического хозяйства, иностранного участия в экономике.

Кризисы НЭПа стали следствием этих противоречий и как следствие, его свертывание.

6.Этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Изучить § 10, сравнить политику военного коммунизма и НЭП письменно.

7. Этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Деятельность учителя: предлагает ученикам оценить свою работу на уроке по 10 балльной шкале.

Как я усвоил материал?

Усвоил весь материал, все понял - 9-10 баллов.

Усвоил материал частично - 7-8 баллов.

Мало что понял на уроке, необходимо доработать - 4-6 баллов.

Как я работал? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен работой - 9-10 баллов.

Допустил ошибки - 7-8 баллов.

Не справился с заданиями - 4-6и баллов.

Сформулируйте мнение об уроке, свои пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока " Экономика" 8 класс

Тема экономики очень интересна.......

Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...