Урок истории в 10 классе. Тема урока: "Экономика нэпа"
план-конспект урока по истории (10 класс)
Разработка урока по истории России по теме "Экономика нэпа" для 10 класса. Урок выстроен в деятельностной технологии. Соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_10_klasse.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 10 классе.
Тема урока: Экономика НЭПа.
Педагогическая цель: создать условия для понимания сущности новой экономической политики и развития умения анализировать исторические события на основе различных источников.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид: урок смешанного типа.
Ресурсное обеспечение: документальный фильм, учебник.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Деятельность учителя: приветствие, учет отсутствующих.
2. Мотивационный этап. Постановка цели и задач урока.
Деятельность учителя: просит учеников назвать изученную тему. Исходя из темы предыдущего урока "Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу", ученики формулируют тему урока. Записывают тему.
Деятельность учителя: просит учеников сформулировать цель урока.
выявить сущность новой экономической политики.
Деятельность учителя: просит сформулировать задачи урока.
Деятельность учащихся: формулируют задачи урока.
1. Определить хронологические рамки проводимой политики.
2. Назвать причины перехода к НЭПу.
3. Выявить меры НЭПа.
4. Выяснить итоги НЭПа.
5. Сравнить НЭП с политикой "военного коммунизма".
Деятельность учителя: задает вопрос о путях достижения цели.
Деятельность учащихся: предлагают варианты.
3. Этап актуализации знаний.
Деятельность учителя: задает вопрос.
Какую, из поставленных задач, мы уже можем решить?
Деятельность учащихся: отвечают, что уже могут объяснить причины перехода к НЭПу.
Деятельность учителя: задает вопрос о путях решения оставшихся задач.
Деятельность учащихся: предлагают варианты.
4. Этап первичного усвоения новых знаний.
Деятельность учителя: прелагает решить задачи урока на основе документального фильма "НЭП: уроки истории".
Деятельность учителя: дает задание извлечь все факты о НЭПе, зафиксировать их в тетради.
Деятельность учащихся: смотрят фильм, фиксируют факты.
4. Этап первичного усвоения новых знаний.
Деятельность учителя: организует работу по документальному фильму.
Какое впечатление произвел на вас фильм? Что удивило?
Деятельность учащихся: отмечают контрасты, на прошлом уроке - фото
изможденных голодом людей периода политики "военного коммунизма"
и через короткое время - изобилие на рынке периода НЭПа.
Деятельность учителя: обращает внимание на поставленные задачи и просит назвать факты о НЭПе, которые ребята узнали их фильма.
Деятельность учащихся: называют хронологические рамки, меры экономической политики.
Деятельность учителя: помогает разобраться с новыми терминами (слайды презентации "Словарь урока").
Деятельность учащихся: записывают в тетрадь термины: продналог, концессия, котировка, кооператив, казначейские билеты, деноминация.
Деятельность учителя: направляет деятельность учащихся, при необходимости помогает формулировать ответы.
Деятельность учителя: дополняет ответы учащихся по вопросу итогов НЭПа.
5. Этап первичной проверки понимания.
Деятельность учителя: задает вопрос.
Если в столь короткое время, НЭП дал такой существенный результат, почему он был свернут?
Предлагает высказать предположения.
Деятельность учащихся: высказывают предположения, под руководством учителя делают вывод о противоречиях, которые порождал НЭП.
Противоречия в управлении - методы административного контроля сохранялись и приходили в противоречие с появившейся свободой в экономической сфере, которая хоть и была ограниченной, но была; в управлении - руководители привыкли действовать командными методами времен военного коммунизма, оказались не готовы к новым условиям, необходимости перестраивать работу на новых началах; в экономике - государство сохраняло контроль над крупной и средней промышленностью, внешней торговлей, т.д., не во все сферы пускало частника, что с трудом сочеталось с рыночными элементами хозяйствования; дефицит промышленных товаров, "ножницы цен", в социальной сфере - появление совбуров, нэпманов, нэпачей, безработицы, "лишнего населения" на селе, отсутствие прав у некоторых категорий населения; в духовной сфере - идея постороения коммунизма, в реальности - элементы рыночного капиталистического хозяйства, иностранного участия в экономике.
Кризисы НЭПа стали следствием этих противоречий и как следствие, его свертывание.
6.Этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Изучить § 10, сравнить политику военного коммунизма и НЭП письменно.
7. Этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Деятельность учителя: предлагает ученикам оценить свою работу на уроке по 10 балльной шкале.
Как я усвоил материал?
Усвоил весь материал, все понял - 9-10 баллов.
Усвоил материал частично - 7-8 баллов.
Мало что понял на уроке, необходимо доработать - 4-6 баллов.
Как я работал? Удовлетворен ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен работой - 9-10 баллов.
Допустил ошибки - 7-8 баллов.
Не справился с заданиями - 4-6и баллов.
Сформулируйте мнение об уроке, свои пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока " Экономика" 8 класс
Тема экономики очень интересна.......
Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века
Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...