рабочая программа по истории
рабочая программа по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по истории для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт);
- Авторской программы курса всеобщей истории А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина - М.: Просвещение, 2019 г;
- Авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (7 класса).
- Данная программа ориентирована на УМК по истории:
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – М.: «Просвещение», 2020
Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс.
П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс
А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 7 класс
Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В.Торкунова. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016
Данилов А.А., Лукунин А.В. , Артасов И.А. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: «Просвещение», 2016.
Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. М.:. «Просвещение», 2016.
Цели и задачи:
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История"
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".
Планируемые результаты изучения Истории Нового времени[1]
Выпускник научится:
• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономичесое и политическое развитие России и других стран в Новое время;
• используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Новое время
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
п/п 7 «А» | ф/п 7 «А» | п/п 7 «Б» | ф/п 7 «Б» | |||
1 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 | 05.09 | 05.09 | ||
2 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 1 | 08.09 | 08.09 | ||
3 | Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе. | 1 | 12.09 | 12.09 | ||
4 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | 15.09 | 15.09 | ||
5 | Европейское общество в раннее Новое время | 1 | 19.09 | 19.09 | ||
6-7 | Повседневная жизнь | 2 | 22.09; 26.09 | 22.09; 26.09 | ||
8-9 | Великие гуманисты Европы | 2 | 29.09; 03.10 | 29.09; 03.10 | ||
10-11 | Мир художественной культуры Возрождения | 2 | 06.10; 10.10 | 06.10; 10.10 | ||
12 | Контрольный тест «Мир в начале Нового времени» | 1 | 13.10 | 13.10 | ||
13 | Работа над ошибками Ошибками. Рождение новой европейской науки | 1 | 17.10 | 17.10 | ||
14 | Рождение новой европейской науки | 1 | 20.10 | 20.10 | ||
15-16-17 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 3 | 24.10; 27.10; 07.11 | 24.10; 27.10; 07.11 | ||
18 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | 1 | 10.11 | 10.11 | ||
19 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | 14.11 | 14.11 | ||
20 | Мир вначале Новой истории | 1 | 17.11 | 17.11 | ||
21 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций | 1 | 21.11 | 21.11 | ||
22 | Контрольная работа «Первые революции Нового времени» | 1 | 24.11 | 24.11 | ||
23-24 | Работа над ошибками. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | 2 | 28.11; 01.12 | 28.11; 01.12 | ||
25-26 | Международные отношения в XVI-XVIIIвв | 2 | 05.12; 08.12 | 05.12; 08.12 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. История России.
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
п/п 7 «А» | ф/п 7 «А» | п/п 7 «Б» | п/п 7 «Б» | |||
1-2 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 2 | 12.12; 15.12 | 12.12; 15.12 | ||
3 | Территория, население и хозяйство России в начале XVIв | 1 | 19.12 | 19.12 | ||
4 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | 22.12 | 22.12 | ||
5 | Российское государство в первой трети XVIв | 1 | 26.12 | 26.12 | ||
6-7 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVIв | 2 | 29.12; 09.01 | 29.12; 09.01 | ||
8 | Контрольная работа «Россия в XVIв.» | 1 | 12.01 | 12.01 | ||
9-10 | Работа над ошибками. Начало правления Ивана IV.: Реформы Избранной рады. | 2 | 16.01; 19.01 | 16.01; 19.01 | ||
11 | Государство Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVIв. | 1 | 23.01 | 23.01 | ||
12 | Внешняя политика России во второй половине XVIв | 1 | 26.01 | 26.01 | ||
13 | Российское общество XVIв.: «служилые» и «тяглые». | 1 | 30.01 | 30.01 | ||
14 | Народы России во второй половине XVIв | 1 | 02.02 | 02.02 | ||
15-16 | Опричнина | 2 | 06.02; 09.02 | 06.02; 09.02 | ||
17 | Россия в конце XVIв | 1 | 13.02 | 13.02 | ||
18 | Церковь и государство в XVIв | 1 | 16.02 | 16.02 | ||
19 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVIв | 1 | 20.02 | 20.02 | ||
20 | Контрольная работа «Начало правления Ивана IV» | 1 | 27.02 | 27.02 | ||
21 | Работа над ошибкми. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI- начале XVIIв | 1 | 02.03 | 02.03 | ||
22-23 | Смута в Российском государстве | 2 | 06.03; 09.03 | 06.03; 09.03 | ||
24-25 | Окончание Смутного времени | 2 | 13.03; 16.03 | 13.03; 16.03 | ||
26 | Экономическое развитие России вXVIIв. | 1 | 20.03 | 20.03 | ||
27-28 | Россия при первых Романовых.: перемены в государственном устройстве | 2 | 23.03; 27.03 | 23.03; 27.03 | ||
29 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | 30.03 | 30.03 | ||
30 | Народные движения вXVII в. | 1 | 03.04 | 03.04 | ||
31 | Россия в системе международных отношений | 1 | 06.04 | 06.04 | ||
32 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | 10.04 | 10.04 | ||
33 | Русская православная церковь в XVIIв. Реформы патриарха Никона и Раскол | 1 | 13.04 | 13.04 | ||
34 | Контрольная работа «Смута в Российском государстве». | 1 | 17.04 | 17.04 | ||
35 | Работа над ошибками. Народы России в XVIIв. | 1 | 20.04 | 20.04 | ||
36 | Русские путешественники и первопроходцы XVIIв. | 1 | 24.04 | 24.04 | ||
37 | Культура народов России в XVII | 1 | 27.04 | 27.04 | ||
38-39 | Сословный быт и картина мира русского человека в XVIIв | 2 | 04.05; 08.05 | 04.05; 08.05 | ||
40-41 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVIIв. | 2 | 11.05; 15.05 | 11.05; 15.05 | ||
42 | Повторительно-обобщающий урок. Россия при первых Романовых. | 1 | 18.05 | 18.05 |
Содержание учебного предмета
№ | Тема урока | Количество часов | Кол-во контрольных работ |
1. | Всеобщая история. История Нового времени. | 24 ч | 2ч |
2. | История России. | 39 ч | 3ч |
Всего: 68 ч. | 63ч | 5ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...