Урок: Куликовская битва. Комбинированный подход
план-конспект урока по истории (6 класс)

Урок: Куликовская битва. Комбинированный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikovskaya_bitva.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Мухаматуллина В.А.

Учитель истории и обществознания

Тема

Куликовская битва

Класс

6

Цель урока

Деятельностная: научиться анализировать информацию на примере темы: Куликовская битва.

Содержательная: Сформировать у учащихся основные знания о роли Куликовской битвы в Мировой истории.

Воспитательная: Создать условия для формирования гражданской позиции учащихся и воспитание чувства гордости за героическое прошлое своей Родины.

Планируемые результаты урока (предметные и метапредметные)

Предметные: Формирование представлений у учащихся о ходе сражений, роли московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей, причинах победы и значение Куликовской битвы в Мировой истории.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с информацией, анализировать, обобщать, умение строить логические рассуждения и делать выводы.  

Коммуникативные: умение формулировать свое мнение и позицию, давать четкий ответ.

Регулятивные: анализировать и регулировать свою учебную деятельность.

Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

В результате урока ученики будут:

знать: о Куликовской битве-политики князей, ходе сражений, причинах победы и значение Куликовской битвы.

уметь: работать с учебником, и анализировать информацию, выстраивать логические рассуждения и умозаключения.

владеть: базовыми историческими знаниями о Куликовской битве.

Критерии оценивания

Отлично: Учащийся принимал активное участие во всех этапах урока. Грамотно и логично построена речь. Ошибки практически отсутствуют. Четко и правильно дает определения и раскрывает содержание понятий. Обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит необходимые примеры. Ответ самостоятельный, использованы раннее приобретенные знания. Хорошо: Раскрыто основное содержание материала. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. Ответ самостоятельный. Допущены незначительные нарушения в речи. Допускается 1-2 ошибки, которые сам же исправляет или недочеты.

Удовлетворительно: Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, непоследовательно. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры.

Неудовлетворительно: Основное содержание учебного материала не раскрыто. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определении понятий.

Тип урока:

Комбинированный

Подход, в котором разработан урок

Традиционный

Образовательные ресурсы (оборудование урока):

Учебник по Истории России 6класс.Рабочая тетрадь.

ИКТ, карта Куликовская битва.

Организационная структура урока (ход урока)

Этапы урока / время

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащихся

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Промежуточные результаты

Орг. Момент

Здравствуйте! Присаживайтесь.

Сегодня на уроке нам предстоит изучить новую тему.

Приветствие учителя.

Слушают.

Проверка знаний и умений

5мин.

На прошлом уроке мы с вами говорили об усилении Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Мы рассмотрели, как политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами, и Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также в духовный центр русских земель. Вспомните:

-Когда выделилось Московское княжество?

-В чем заключалась главная цель московских князей?

-Дайте оценку деятельности Ивана Калиты.

-Итак, обобщим причины возвышения московского княжества

Ожидаемые результаты:

(В 1276 году Московское княжество было выделено младшему сыну Александра Невского – 15 летнему Даниилу Александровичу)

(Московское княжество занимало небольшую территорию, поэтому главной целью московских князей стало расширение своих владений – с. 1594 (показать на карте):

Даниил: у рязанского князя – Коломну и Переяславское княжество;

Юрий: у смоленских князей – Можайск)

(Продолжал политику «собирания земель» вокруг Москвы; использовал для этого Орду. Получил право сбора дани со всех русских земель для Орды, часть оставлял себе. Был покорен, учтив, щедр с ханом, поэтому прекратились разорительные походы Орды на Русь. При Иване Калите происходит восстановление и подъем хозяйства, ему подчинились ростовский, галицкий, белозерский и угличский князья)

- выгодное географическое положение: находилась на перекрестке торговых путей и была защищена от нападений густыми лесами и землями других княжеств;

умелая политика московских князей;

поддержка со стороны Церкви и перенос центра русского православия из Владимира в Москву;

случайные факторы: мало детей; избежала дробления.

Умение выражать свои мысли; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Умение давать четкий ответ.

Изучение новой темы

35мин.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о возвышении Московского княжества и рассмотрим, как Москва, после победы на Куликовом поле превратится в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Запишите число, тему нашего урока: Куликовская битва-8 сентября 1380г.Слайд1.

Сегодня мы должны рассмотреть:

  1. Русь и Орда накануне столкновения.
  2. Куликовская битва

Набег Тохтамыша.

3. Значение Куликовской битвы.

План урока на слайде2.

-Русь накануне Куликовской битвы.

В 1359 году великим князем московским стал девятилетний Дмитрий Иванович ДонскойСлайд3. Запись в тетрадях: 1359-1389 гг. – правление Дмитрия Донского. Нижегородский князь воспользовался ситуацией и завладел ярлыком на великое владимирское княжение. Митрополит Алексий, от имени 9-летнего Дмитрия управлявший Москвой, при поддержке московских бояр добился возвращения ярлыка в Москву. Это событие произошло в 1362 году. Дмитрий Иванович продолжил политику своего деда Ивана Калиты по собиранию (т.е. объединению) русских земель вокруг Москвы. Что было сделано по объединению русских земель при Дмитрии Ивановиче? То есть его политика.

На стр.48-49 прочитать и зафиксировать себе пункты, относительно политики Донского. На это задание вам 4мин. Затем обсудим.Слайд4.

-Верно. Еще отметим то, что он опирался на помощь церкви – митрополит мог запрещать на территории непокорных княжеств церковную службу: крестить, венчаться, отпевать умерших. Боясь возмущения народа, князья принимали условия Москвы;

Дмитрий – первый из русских князей открыто неповиновался хану, отказавшись передать престол тверскому князю: «К ярлыку не еду, Михаила в столицу не впускаю, а тебе, послу, даю путь свободный». В подобном тоне с Ордой не говорил ни один русский князь.

-А вскоре и весь русский народ, глядя на московского князя, стал готовиться к борьбе за свою свободу.

-  Подумайте, почему именно в это время Русь стала готовиться к борьбе за свою свободу?

Верно.

-В это время Орду продолжали сотрясать внутренние усобицы. Фактическая власть принадлежала темнику (военачальнику) Мамаю. Но он не имел права на престол, т.к. не был потомком Чингисхана. Он обратился за помощью к московскому князю. Получив отказ, Мамай направил на Русь войско, разбитое на реке Воже. Запишите в тетрадях:

11 августа 1378 г. – победа Дмитрия Ивановича над ордынцами на реке Воже.

Слайд5.

Значение сражения Слайд6.

-первое правильное   сражение, выигранное русскими.

-продемонстрировал силу русской рати.

-показало, что Москва от обороны перешла к наступательным действиям.

-Впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении. В довершение всего Дмитрий отказался выплачивать дань Орде. Мамай не мог смириться с поражением, и обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

Перед битвой Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение от Сергия Радонежского- один из признанных духовных лидеров русской церкви, который пользовался в это время на Руси большим авторитетом. Слайд7.

«Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия на битву с Мамаем». Картина слайде.

Следующий пункт урока-Куликовская битва.

Князь Дмитрий Иванович принял смелое решение идти навстречу Мамаевской рати и стал ускоренно продвигаться к Дону. 

Почему Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Руси?

Посмотрите теперь на слайд карта-схема Куликовской битвы. Дмитрий расположил свои войска следующим образом: в центре – большой полк, впереди – передовой полк, по фалангам – полки правой и левой руки, за полком левой руки, в лесу – засадный полк. Сам князь, переодевшись в доспехи простого ратника, встал во главе большого полка.Слайд8-карта.

Его тактика, как и у А.Невского заключалась в

-Хорошее знание боевых приемов противника, использование всех их слабых сторон.

-Быстрота принятия решений, действий.

Но только Д.Донской использовал засадную тактику.

Утром, 8 сентября 1380 года на Куликовом поле началось сражение. Запишите в тетрадях: 8 сентября 1380 года – Куликовская битва. Откройте страницу…учебника, найдите абзац-Куликовская битва Прочитаем, как проходила эта битва. (Чтение вслух). Обратите внимание на иллюстрацию картины «Поединок Пересвета с Челубеем». Слайд9.

Посмотрите на слайд. Причины победы и значение. Откройте рабочую тетрадь на стр.92 зад.6

Задание: Отметьте красным цветом причины победы русских войск в Кул.битве, синим-значение победы русских войск в Куликовской битве.

Слайд 9.

Запись в тетрадь. 1382г-поход Тохтамыша на Моску-слайд10.

- «Была на Руси радость великая – говорится в летописи, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону». Восемь дней хоронили погибших воинов, русское войско понесло огромные потери, поэтому Дмитрий оказался не в состоянии освободить Русь от ига ордынцев. Через два года (в 1382 году) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области. Москва, Владимир и другие города подверглись разорению. Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную войну с Ордой, пошел на уступки: снова возобновил выплату дани.

.

-продолжил политику Калиты

-взял под контроль главных соперников суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей;

-отразил похода литовского князя-отбил три похода литовцев

Построил каменные стены Кремля

-Со времен Ивана Калиты прекратились нашествия и опустошения Руси, народ стал отвыкать от страха перед ордынцами; платить дань и подчиняться ханским распоряжениям стало казаться унизительным.

Произошел перлом в сознании народа, люди стали понимать, что, только объединившись, смогут избавиться от ненавистного владычества. Свои надежды связывали с московским князем, который проводил политику объединения.

Москва теперь могла опираться на военную мощь зависимых от нее земель.

Записывают.

-предупредить грозящее Руси нашествие, разорение)

Изучают карту Куликовской битвы. Расположения войск

Дополняют, задают вопросы

Записывают.

Читают.

Выполняют задание.

Необходимо самостоятельно в тетради выделить главное в тексте учебника, относительно политики Дмитрия Донского

Необходимо с помощью учебника выяснить, как проходило сражение-ход сражения.

Необходимо в рабочей тетради выявить причины победы и значение Куликовской битвы.

Умение анализировать и систематизировать информацию, давать четкий ответ и его аргументация.

умение строить логические рассуждения и делать выводы.

умение строить логические рассуждения и делать выводы.  Давать четкий ответ.

формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России

Умение анализировать информацию

умение работать с информацией, анализировать, обобщать, умение строить логические рассуждения и делать выводы. Давать четкий ответ.

Первичное закрепление

Материала

2 мин

Ребята, подводя итоги урока, дополните…

МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Сегодня я узнал многое о Куликовской битве, а именно:

Отвечают, дополняют.

Делают выводы, обобщают свои знания. Применяют их.

Умение делать выводы, отвечать на вопросы, формулировать ответ

Организация д/з

2 мин

Открываем свои дневники и записываем домашнее задание.

Составить кроссворд по теме: Куликовская битва –в тетради.

Открывают дневники и записывают д/з.  Задают вопросы

Вывод по уроку

(систематизация и

обобщение новых

знаний и умений)

1 мин

Словесный метод.

С какой темой мы с вами сегодня познакомились?

-Верно. Московское княжество при Дмитрии Донском еще более укрепило свои позиции в Северо-Восточной Руси. Победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Отныне русские могли помнить о своих победах над монголами, они знали, что победить их вполне возможно. Отныне мысль о необходимости окончательного свержения ига стала одной из главных идей развивающегося самосознания русских.

Всем спасибо. До свидания!

Куликовская битва.

Дополняют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. Тема урока: «Куликовская битва»

Данный урок посвящён Куликовской битве 1380 года. Он ставит основной целью развтие творческого подхода студентов к выполнению заданий, умения рассуждать, формирование интереса к самостоятельной поиско...

К уроку "Куликовская битва" (заполнить пропуски)

К уроку "Куликовская битва" задание для самостоятельной работы "Заполнить пропуски"...

Конспект открытого урока "Куликовская битва"

Конспект открытого урока "Куликовская битва"...

Методическая разработка урока " Куликовская битва" 6 класс

Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств личности школьника....

Разработка урока "Куликовская битва"

Данный материаль можно применить на уроках истории России в 6 классе при изучении раздела "Нашествие монголо-татар на Русь"....

Открытый урок. "Куликовская битва".

Открытый урок по теме "Куликовская битва" (6 класс). Презентация разделена на 3 части, которые рекомендуется собрать в единую....

Презентация к уроку "Куликовская битва"

Презентация к уроку "Куликовская битва"...