Разработка урока "Куликовская битва"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Данный материаль можно применить на уроках истории России в 6 классе при изучении раздела "Нашествие монголо-татар на Русь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikovskaya_bitva.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урокапо истории России в 6 классе.

Составил: Чернуха Юлия Михайловна, учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 1         г.Ворсма.

Тема: «Куликовская битва».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. Карта «Борьба с иноземными захватчиками в XII-XIII вв.»;
  2. Картина художника А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»;
  3. Фотографии с изображением Красного холма и памятника Дмитрию Донскому;
  4. Схемы сражения на Куликовом поле-с.152.(ДК)

УМК:

     - Программа по Истории России: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.: «Просвещение», 2008 г. 6 – 9 кл.

     - Учебник по истории России: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.: «Просвещение», 2010 г.

Литература, использованная при подготовке к урока

Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.

Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

Каргалов В.В. На границах Руси стоять крепко! Великая Русь и Дикое поле. Противостояние XIII – XVIIIвв. М., 1998.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства российского. Историко – библиографические очерки. Кн.1. М., 1991.

Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII–XIV вв. 1238 – 1598 гг. (От битвы на р. Сить до покорения Сибири. Справочник. М., 2000 г.

Рыбаков Б. Куликовская битва // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983г.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент:

  • Цель: создание условий для эффективной работы на уроке.
  • Цели и задачи: активизация учащихся при изложении учителем устной информации; подготовка учащихся к последующим этапам урока; постановка общих правил сотрудничества.
  • Диалогический метод.
  • Метод мотивации (стимулирования) учебной активности.
  • Метод – активизации познавательной деятельности.
  • Цели для 1, 2, 3 этапов урока:

- формирование позитивной мотивации и рост интереса к учебной деятельности;

- формирование умения решать проблемные задачи;

- самостоятельно оценивать качество полученных результатов;

- развитие познавательных способностей учащихся, воспитание значимых качеств личности.

Приветствие. Постановка перед обучающимися задачи: сформулировать план урока, ответить на вопросы учителя, сделать вывод и заключение. Активная работа на уроке будет оцениваться по итогам. (Уяснение особенностей урока и своих задач, подготовка к беседе по вопросам, к игре.)

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель:

-  Воспроизведение и закрепление в памяти темы «Нашествие Батыя».

-  Завершение формирования знаний по теме «Возвышение Москвы».

Цели и задачи:

-  Продолжить формирование у учащихся способности анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; способствовать формированию у учащихся умений давать собственную оценку историческим событиям.

-  Развивать чувство эмпатии у детей.

-  Воспитывать активную гражданскую позицию; способствовать личному развитию учащихся в процессе взаимодействия.

  • При решении поставленных целей и задач были использованы методы: беседа, работа с картой, работа со словами(терминами), анализ, игра (самодиагностика знаний в виде правильных-неправильных утверждений (+0+00+), метод проверки знаний исторического материала, как прием мобилизации знаний, активизация познавательнойдеятельности учащихся.

2.Беседа по вопросам:

1) Когда Батыевы полчища вторглись в пределы Руси? (в 1237 г.)

2) Какой город Батый назвал  «злым» городом? (Работа с картой)(Козельск.)

3) Почему Батыю удалось покорить Русь? (Потому что на Руси не было единства.)

4) В чем выражалась зависимость от Золотой Орды? (Работа со словами «дань», «ярлык», «баскаки», «централизация», «феодальная раздробленность».)

5) Каковы последствия монголо-татарского ига? (Уплата дани «выхода», выдача ханом Золотой Орды «ярлыков»- грамот на княжение, исчезновение целых городов(из 74-49 разрушены), исчезновение ремесел, замерло каменное строительство. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.)

6) Почему объединение русских земель шло вокруг Москвы? Охарактеризуйте ее географическое положение.(Находилась на Северо-Востоке Руси, на перекрестке торговых путей. Территория относительно защищена от нападений и  с запада, и с востока густыми лесами и землями других княжеств; выгодная политика московских князей.)

7) При каком князе возвысилась Москва? (При Иване Калите.)

8) В чем заключались основные элементы московской политики данного периода? (Поддержание хороших отношений с ордой, в том числе за счет богатых подарков, поддержании «своей» партии в Орде; удержание за собой ярлыка на Великое княжение и права собирать «ордынский выход» - дань для Сарая; накопление средств и приобретение земель.)

 Итак, вы хорошо поработали, а теперь давайте немного поиграем в игру, касающуюся деятельности Ивана Калиты:

Игра «Крестики-нолики»

Условия игры:

- ответить на 9 вопросов по ранее изученному материалу;

- в тетрадях учащиеся чертят схему:

    1          2         3

    4          5         6

    7          8         9

- если учащиеся дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке x, если ответ отрицательный – ставят 0

- подобную схему с правильными ответами учитель чертит на доске, но показать ее можно в конце игры, для проверки правильности выполнения задания учащимися.

Вопросы для игры:

1) Внутренняя политика Ивана Калиты была связана с накоплением средств и собиранием земель (Да)

2) Собирание земель вокруг Москвы способствовало развитию феодальной раздробленности (Нет)

3) При Иване Калите Москва становится духовным центром русских земель, а церковная власть начинает действовать в пользу Московского князя (Да)

4) Иван Калита оказал открытое сопротивление Золотой Орде (Нет)

5) Удержание за собой ярлыка на Великое княжение и право собирать «ордынский выход»-дань для Сарая принадлежала Москве (Да)

6) В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против Золотой Орды, которое поддержал Иван Калита (Нет)

7) Наследники Ивана Калиты – Симеон Гордый и Иван Красный были преемниками политики Ивана Калиты (Да)

8) При Иване Калите был построен каменный кремль (Нет)

9) На поясе князь всегда носил кошель (калиту), откуда и получил прозвище (Да)

Ответ: x         0         x

              0          x         0

        x          0         x

Вывод: При Иване Калите Московское княжество стало сильнейшим на Руси, а также превратилось в духовный центр русских земель.

В начале XIV в. происходит объединение земель вокруг Москвы.

3.

Изучение нового учебного материала.

  • Цель: формирование у обучающихся представления о причинах победы в Куликовской битве и её значении в истории Руси.
  • Задачи урока:

   -  Образовательные: дать более глубокое представление о событиях 1380 г., их предпосылках, этапах.

- Развивающие: самостоятельно определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы; привлечь учащихся к анализу и синтезу изучаемого материала, к решению проблемных задач, поставленных в ходе урока, развивать умение делать выводы из беседы с учителем.

  •  Учебная деятельность развивается по схеме учитель – учащиеся – учитель – учащиеся.

- Воспитательные: отметить мужество и патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой, без которыхневозможна была бы победа.

План:

1. Сбор русских войск.Состояние Руси во второй половине XIV в.

2. Поход к Дону.

3. Куликовская битва.

4. Значение Куликовской битвы.

  • Информационно-сообщающий метод- проблемное изложение (рассказ с элементами беседы);репродуктивный метод(частично-поисковый):

а) осмысление учащимися задания, которое они будут выполнять на уроке;

б) восприятие нового материала, самостоятельная подготовка ответа по заданию.

  • Актуализация знаний (самостоятельная работа); анализ и синтез; метод иллюстрации (фотографии).
  • Учащиеся индивидуально выполняют самостоятельную работу по выявлению причин победы в Куликовской битве и ее значении в истории Руси.
  • определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу происходит с помощью применения приема ассоциаций; постановки проблемного задания и т.д.
  • Метод мотивации (стимулирования) учебной активности - прием ассоциаций(музыка, чтение стихотворения, репродукция картины, проблемные вопросы, вызывающие предположения по теме урока) развитие функций мотивации, активизация интеллектуальных способностей.

Мотивация: Зачитывание стихотворения Олега Евгеньевича Вороничева.

Подумайте, о каком историческом событии идёт речь в стихотворении, дайте своё название стихотворению и определите какова тема нашего урока?

   «Суровых предков властный зов

    Я чутким сердцем слышу снова;

    Сквозь пелену седых веков

    Вновь вижу поле Куликово.

    Там между княжеских дружин,

    Тревожно всматриваясь в лица,

    Скакун без всадника один

    Призывно ржет и горячится…

Учащиеся дают свое название стихотворению и определяют тему урока.

Введение в тему :

 Русь во все времена подвергалась нашествию врагов. Первым серьёзным испытанием Руси была Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 г. Это незабываемое событие в истории нашей Родины: русское войско под предводительством Дмитрия Ивановича наголову разбило огромное войско Мамая.

Именно этой битве посвящен наш урок. (постановка проблемного задания о причинах победы русского народа)

Целью нашего урока является выяснение причин победы русского народа в Куликовской битве и её значение. (Письменное самостоятельное выполнение.)

- В чем необычность политической ситуации, сложившейся на Руси накануне Куликовской битвы? (Необычность в том, что впервые Русь смогла объединить почти все свои силы для борьбы с Ордой. Однако Орда смогла выйти из периода смут и объединить свои силы.)

Изучение нового материала.

Сбор войска.Состояние Руси во второй половине XIV в.

Мы уже знаем, что в первой половине XIV в. усилилось Московское княжество и вокруг него началось объединение русских земель. А чем же примечательна вторая половина XIVв.?

В северо-восточных землях росли города и села, быстро увеличивалось население и успешно развивалось хозяйство. Во время княжения Дмитрия Ивановича продолжалось объединение земель. Территория Московского княжества увеличилась. (Показ на карте).

Тверские и рязанские князья пробовали бороться с Москвой за первенство и даже вступили в союз с Литвою. Однако в этой борьбе  Москва победила.

А в Золотой Орде усилилось феодальное раздробление. С 1360 по 1380 г. в Золотой Орде сменилось более 20 ханов. В 1378г. на р. Воже московские полки наголову разбили монгольские войска.

Тогда темник (военачальник: от тумен – «тьма», воинское формирование численностью 10000 человек) Мамай, захвативший власть в Золотой Орде, решил повторить поход Батыя. Мамай собрал все силы: войско его исчислялось 200-250 тыс. человек. Кроме того, Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло. Страшная опасность нависла над нашей Родиной. И огромная ответственность легла на плечи московского князя. Великая заслуга князя Дмитрия перед Родиной в том, что он поднял знамя открытой борьбы против Золотой Орды.

По всем городам и весям зазвучали призывы московского князя собираться в войско:

   «Не довольно ль, братцы, даром

    Отдавать добро татарам?

    Сбросить иго не пора ли?

    Сколько лет нас обирали!

    Ой вы, силы молодые,

    Выше копья поднимай!

    Возомнил себя Батыем

    Злой татарин, хан Мамай.

    Он путем Батыя старым

    Всей Ордой пошёл на Русь,

    Надо дать отпор татарам,

    Я вас в бой вести берусь!»

                           (Н.Кончаловская)

Звонили колокола по всей земле русской…(звучит запись колокольного звона)

И шёл в полки люд ремесленный, гончары, кузнецы и кровельщики. Собирались в Москву полки русские.

Обнял князь своих жену, детушек – сыновей своих Василия с Георгием. Жены плакали, отдавали последнее целование. Шли на смерть полки, на бой с Мамаем лютым. Опустела Москва, обезлюдела… Замерла Москва, закручинилась. Собралось невиданное до того времени войско(100-150 тыс. человек).

- Подумайте, почему Русь поднялась на открытую борьбу против Мамая?

- Почему в 1380 г. Русь смогла собрать большое и хорошо вооруженное войско?

Вывод: Объединение русских земель позволило объединить свои силы, а успешное развитие хозяйства, быстрый рост населения позволили собрать большое и хорошо вооруженное войско.

Поход русских войск к Дону.

Летопись сообщает, что перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь. Великий молитвенник, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря предсказал князю победу, но предупредил, что одержана она будет ценой многих жизней. Слова старца окажутся пророческими. Сергий благословил войска на битву и послал в бой двух монахов-богатырей Пересвета и Ослябю.

Из Москвы была выслана разведка. Русские полководцы знали о силах, расположении и планах неприятеля. Мамай хотел соединиться с войсками князей литовского (Ягайло) и рязанского (Олега).

- Какая главная задача стояла перед Дмитрием? (Не дать соединиться вражеским силам).

- Каким образом этого можно достичь? (Быстрым продвижением войск и хорошим маневром.)

Объяснение новых терминов учащимся. (маневр-передвижение войск)

В августе 1380 г. русские выступили из Москвы и, обойдя рязанские земли, подошли к берегам Дона. За ним стояли полчища Мамая, а литовский князь был ещё в 140 км. Дмитрий приказал переправляться. Разведка сообщила, что по ту сторону Дона находится очень удобное для расположения войск Куликово поле.

Работа с картой-схемой (на партах) с. 152. учебника(ДК.)

- Глядя на схему местности определите, чем удобно Куликово поле? (Ширина равнины, удобной для действия конницы равна 4-5км. Русские перекрыли это расстояние своими войсками. Ордынцы должны были атаковать только  «в лоб».

- Подумайте, какие действия полководцев во время похода подготовили победу над врагом? (1) хорошо подготовленная разведка;2)быстрое продвижение войск;3)правильный выбор места.)

Что это? Причина победы? Признак воинского искусства?

Вывод: Умелое руководство во время похода подготовило победу над врагом.

Куликовская битва.

Обратите внимание на картину А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

Работа над картиной по вопросам:

1.Из каких слоев населения состоит войско?

2.Люди какого возраста вышли на бой?

3.Каково вооружение русских воинов?

4.Можно ли прочесть мысли воинов по выражению лиц?

5.Какие настроения передает художник?

6.Отвечает ли картина на вопрос: кто победит?

Слева на картине под большим стягом могучий всадник. Это Дмитрий. Властно и спокойно он показывает вперед, на врага. А за ним уходят вдаль стяги и копья, обнаруживая многочисленность русской рати. Сам Мамай был удивлён численностью русского войска.

Поутру Мамай в шатре

     Глянул в щелку узкую

     И увидел на заре

     В поле силу русскую.

   - Ай, ай, ай! – подумал хан. –

   Что за наваждение!

    Может, так шалит шайтан?

    Может, сновидение?

    Хан опять глаза протер,

    Закричал сердито.

    Трепеща, к нему в шатер

    Прибежала свита…

( Н.Кончаловская)

Куликовская битва началась 8 сентября.

Сообщение учащегося о битве по плану:

  1. Расположение войск.(В центре Дмитрий поставил большой полк, впереди-передовой полк, по флангам-полки правой и левой руки, а за полком левой руки, в лесу,-засадный полк. Онрешил упорной обороной передового и большого полков измотать основные силы врага, а затем ударами полков правой и левой руки и засадного полка завершить разгром ордынцев.)
  2. Поединок Челубея с Пересветом. (Разогнав коней, с копьями наперевес всадники сшиблись в смертельной схватке и оба упали замертво.)
  3. Битва.(В начале монгольская конница потеснила передовой полк, наступила очередь сражаться большому полку, который сумел устоять. Тогда Мамай перенес удар на полк левой руки, и ценой больших потерь ордынцам удалось потеснить его. Усиливая натиск, они стали обходить большой полк, словно подставляя свой фланг в тыл засадному полку. Выбрав удачный момент, засадный полк обрушился на врага. Ордынцы, не ожидавшие появления свежих русских сил, стали поспешно отступать. Вскоре и остальные полки Дмитрия перешли в наступление и ускорили разгром полчищ Мамая. Мамай бежал, русская конница преследовала остатки ордынцев на протяжении 50 верст.)
  4. Итоги. (Была одержана победа над ордынцами.В честь этой победы народ прозвал князя Дмитрия Донским.)

- Подумайте, почему русское войско одержало победу в битве? (1.Правильное расположение. 2.Своевременный удар засадного полка. 3.Умелое руководство войсками.)

- Без каких качеств русского народа, русских воинов нельзя было победить врага? (Патриотизм, мужество, смелость, героизм, умелое владение оружием.)

Храбро бились сыны русские, секли злых врагов, точно лес рубили. Да и сами полегли на этом поле. На поле, заваленном трупами, с трудом нашли Дмитрия. Доспехи на нем были иссечены, но он был жив. Русские люди спасли отчизну. Но победу они купили дорогой ценой. Меньше половины воинов осталось в русском войске.

К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему? (Потому что победа далась дорогой ценой, ценой многих жизней.)

Это так, восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненных. И плач был великий…

  В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает речка Непрядва, раскинулось «поле чисто и велико». Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: «Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство.» (Демонстрируются фотографии с изображением Красного холма и памятника.)

4.

Закрепление учебного материала

Цель: Осмысление изложенного материала, углубление и расширение знаний учащихся.

  • Цели и задачи: систематизация и закрепление знаний, полученных на уроке; способствовать формированию у учащихся умений давать собственную оценку историческим событиям; развитие у учащихся умений под руководством учителя самостоятельно рассуждать, разрешать проблемные ситуации, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Диалогический метод – беседа( побуждение к рассуждению, к анализу, самостоятельному формулированию выводов и обобщений.); методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.
  • Выставляются, объявляются и комментируются оценки за работу на уроке при изучении и закреплении нового материала, а также за работу по материалам предыдущих тем.
  • Сделать выводы по изученному материалу. В случае, если выводы звучат недостаточно четко, учитель повторяет их еще раз (коллективно делают выводы); задает вопросы для закрепления.

Обсуждение записей в тетрадях о причинах победы в Куликовской битве

  Ответы, к которым предполагалось подвести учащихся:

- успешное развитие хозяйства, быстрый рост населения способствовали сбору большого и хорошо вооруженного войска;

- объединение русских земель позволило объединить силы;

- русское войско возглавляли опытные и храбрые полководцы, умело руководившие походом и битвой;

- патриотизм и мужество русских людей.

Обобщение нового материала:

- Как вы думаете, в чем заслуга Дмитрия Донского в победе на Куликовом поле?

Подведите итог и сделайте выводы.

(При Дмитрии Донском Московское княжество укрепило свои позиции в Северо-Восточной части Руси. Победа на Куликовом поле не уничтожила монголо-татарское иго на Руси, но она способствовала росту освободительного движения русского народа. Она принесла и политические плоды: татары теперь не могли свободно вмешиваться в дела Руси. Мысль о необходимости окончательного свержения ига стала одной из главных идей развивавшегося самосознания русских.

Вывод:На Куликовом поле произошло больше, чем сражение: на нем родилась русская нация. Ключевский: «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты.»

   Вопросы для закрепления:

1.В каком году произошла Куликовская битва?

2.За что Дмитрий получил почетное имя Донской?

3.Каково значение Куликовской битвы?

5.

Задание на дом, включающее:

  • Цель: Размышления над признаками воинского искусства.
  • Цели: определение роли личности Дмитрия Донского в истории Руси, проявление его таланта как полководца.
  • Для успешного выполнения домашнего задания целесообразно воспользоваться дополнительной информацией: книги, энциклопедии, документы и т.д.

Составить рассказ-размышление «В чём проявился полководческий талант Дмитрия Донского?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

разработка внеклассного мероприятия к 70 Битвы под Москвой

Литературно-музыкальная композиция для 8-10 классов...

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы.

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы. Историческая справка.Жанры солдатских песен. Строевые(походные) песни. Можно использовать на классных часах по теме....

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы.

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы. Историческая справка.Жанры солдатских песен. Строевые(походные) песни. Можно использовать на классных часах по теме....

Методическая разработка занятия "Битва при Кадеше"

В ходе занятия воспитанники должны самостоятельно, проверяя свои выводы при помощи анимированной карты битвы при Кадеше ( 1274 г. до н.э.), оценить стратегию и тактику ведения сражений в Древнем Египт...

Разработка упрка "Битва под Москвой"

Приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка ежедневно докладывала о планах Гитлера. Сообщалось о перебросках немецких войск и о сроках нападения (Рихард Зорге). Но Сталин был уверен, что Гит...

Разработка мероприятия "Битва за Сталинград"

Разработка мероприятия "Битва за Сталинград"...