Конспект открытого урока "Куликовская битва"
план-конспект урока по истории на тему
Конспект открытого урока "Куликовская битва"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока "Куликовская битва" | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством.
Куликовская битва"
Тип урока: урок применения умений и открытия новых знаний.
Цели и задачи урока:
- Организовать продуктивную деятельность обучающихся по созданию представления о личности великого князя Дмитрия Ивановича.
- Знакомство с историческими процессами Руси – объединением земель и героической борьбой народа за независимость.
- Подвести учащихся к пониманию роли Москвы, как центра борьбы с ордынским владычеством.
- Продолжить формирование умения анализировать исторический источник; принимать участие в обсуждении проблемы; выделять главное, делать выводы, работать с исторической картой, схемами, определять ход, последовательность событий, связанных с эпохой борьбы с монголо-татарскими захватчиками.
- Развивать монологическую речь учащихся, формировать умение составлять «Я – высказывание» (высказывать свою точку зрения).
- Развивать умение давать оценку исторических событий, явлений.
- Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданственности и уважения к прошлому своей Родины.
8. Показать роль Русской православной церкви в процессе объединения русских земель под руководством московского князя и в событиях 1380 г.
9. Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов.
Оборудование урока:
Учебник, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки, карта, иллюстрации, документы.
Личности в истории:
Дмитрий Иванович (Донской), Сергий Радонежский, Пересвет, Челубей, Ослябя, Дмитрий Боброк, Владимир Храбрый.
Методический материал для учащихся: раздаточный материал
ЦОР: презентация.
Даты: 1374 г. - отказ платить дань Орде;
1377 г. - битва на реке Пьяне;
1378 г. - битва на реке Воже;
1380 г. - Куликовская битва;
1382 г. - поход Тохтамыша на Русь.
Основные понятия: тактика, манёвр.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Подготовка обучающихся к уроку. Слово учителя: "Добрый день, ребята! Все ли сегодня присутствуют на уроке? Я уверена, что вы настроены на работу и на уроке будете активными. Надеюсь, что результаты работы удовлетворят вас и меня. Сегодня мы с вами перенесёмся в XIV век. Нам предстоит выяснить, почему именно Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством; рассмотреть ход и итоги сражения на Куликовом поле; определить значение и последствия Куликовской битвы.
Но сначала вспомним пройденный материал."
II. Повторение изученного материала. Опрос домашнего задания. (одновременно с устным опросом проводится письменный контроль по датам и определениям: работают 4 человека)
1. Каковы причины и предпосылки создания единого Русского государства?
Ответы учащихся могут иметь подобные варианты:
1) В результате монгольских завоеваний отмечался упадок хозяйства, ремесла, торговли русских земель. Но с XIII в. началось постепенное восстановление хозяйства: возрождение городов, деревень.
2) Развитие ремесла, появление новых видов ремёсел. Вокруг городов складывались местные рынки. Восстанавливались торговые связи северо-восточных земель с Новгородом и Псковом.
3) Появление людей, заинтересованных в ликвидации раздробленности страны.
4) Развитие вотчинного землевладения; заинтересованность бояр в едином государстве, т.к. существовавшие договоры между князьями запрещали покупку боярам из одного княжества земель на территории другого.
5) Несмотря на раздробление страны, в северо-восточных русских землях сохранились общий язык, культура, историческая память народа о былом единстве, православная вера.
6) Внешнеполитический фактор - необходимость избавления от ордынской зависимости; только единое государство могло собрать силы народа для отпора завоевателям.
2. Дайте характеристику политической системы Руси.
Ответы учащихся могут иметь подобные варианты:
Рубеж XIII XIV вв. - время наибольшего раздробления Северо-Восточной Руси. Однако, между князьями существовала чёткая система подчинённости. Главным был великий князь владимирский, который назначался Золотой Ордой из представителей владимирско-суздальской династии. За ним сохранялось и своё собственное княжество. Великие князья владимирские собирали ордынскую дань, были судьями в спорах русских князей. В их распоряжении были богатые и плодородные владимирские земли и право княжения в Новгороде Великом.
Самые сильные княжества - Московское, Тверское, Рязанское и Суздальско-Нижегородское именовались великими, а их князья носили титул великих князей вне зависимости от того, занимали они владимирский престол или нет. Крупными центрами были Новгород и Псков, где утвердились республиканские порядки.
Взаимоотношения между князьями регулировались особыми договорами: если князья договаривались как равноправные стороны, они называли себя "братьями"; если один князь признавал другого сильнейшим или принимал его покровительство, он называл сильнейшего "отцом" или "братом старейшим", а себя - "молодшим братом".
В каждом великом княжестве существовали удельные княжества, которые выделялись сыновьям великого князя. Они должны были действовать заодно с великим князем во внешней политике, но в своих землях действовали сомостоятельно.
3. Дайте оценку поведению Ивана Калиты в период Тверского восстания 1327 г.
Ответы учащихся могут иметь подобные варианты:
В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против насилий, чинимых баскаком Щелканом. Иван Калита воспользовался данной ситуацией. Он отправился в Золотую Орду к хану Узбеку и вернулся на Русь с ордынской ратью, с которой обрушился на Тверь. Восстание было подавлено, а Калита получил ярлык на владимирское княжение и право сбора дани для Орды со всех русских земель. Иван часто ездил в Сарай и подолгу гостил там, щедро одаривал хана, его жен и придворную знать. Калита сохранял покорность и учтивость, исправно платил дань и не давал ордынцам повода для походов на русские земли. Он, как главный сборщик дани, утаивал некоторую часть её и вскоре стал самым богатым человеком на Руси. Русские земли получили необходимую передышку для восстановления и дальнейшего подъёма хозяйства.
4. Каковы причины возвышения Москвы?
Ответы учащихся могут иметь подобные варианты:
Возможности Московского и Тверского княжеств в борьбе за первенство в Северо-Восточной Руси были примерно равными. И Москва, и Тверь находились на перекрёстке торговых путей. Территории обоих княжеств были защищены от нападений с запада и с востока густыми лесами и землями других княжеств. Но московские князья оказались более ловкими политиками. Они сумели наладить хорошие отношения с ордынскими ханами. С 1293 г., на протяжении почти 100 лет, Москва не знала ордынских нашествий. Московские князья являлись в Орду с туго набитыми кошельками, не стеснялись подкупов, обмана, насилия, для того, чтобы увеличить свои владения и получить великокняжеский ярлык. К богатому и щедрому московскому князю потянулись бояре и население из других княжеств.
Большую поддержку московским князьям оказывала и Русская православная церковь. Иван Калита уговорил митрополита Петра переехать в Москву из Владимира. Церковь освятила молодую Москву своим авторитетом.
Слово учителя. И сегодня на уроке мы поговорим с вами о дальнейшем усилении Москвы, о превращении её в центр объединения русских земель в борьбе с Ордой.
III. План изучения нового материала: (презентация: слад 2)
1. Борьба Москвы за политическое первенство.
2. Русь и Орда накануне решающего столкновения.
3. Битва на поле Куликовом.
4. Набег Тохтамыша.
5. Значение Куликовской битвы.
Перед изучением нового материала учитель ставит проблемный вопрос: Что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (презентация: слад 3)
1. Борьба Москвы за политическое первенство. Слово учителя (сопровождается показом презентации: слайды 5-6)
В 1359 г. на московском престоле оказался 9-летний внук Ивана Калиты, Дмитрий Иванович. Этим был недоволен суздальско-нижегородский князь, который отправился в Орду и получил ярлык на великое княжение владимирское. Но московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в 1362 г. ярлыка для Дмитрия.
Основным противником Москвы в борьбе за великое княжение оставался тверской князь Михаил Александрович. Он заключил союз с литовским князем Ольгердом, с помощью богатых даров смог склонить на свою сторону Орду. В 1371 г. Михаил получил владимирский ярлык. Но жители Владимира не пустили тверского князя в город, да и Дмитрий Иванович не подчинился ханской воле. Дмитрий осадил Тверь, Михаил вынужден был признать своё поражение и объявил себя "малодшим братом" Дмитрия.
2. Русь и Орда накануне решающего столкновения. а) Слово учителя (презентация: слайд 7)
С конца 50-х гг. XIV в. в Орде начались усобицы. За 20 лет там сменилось 25 ханов. В результате Золотая Орда раскололась на 2 части - западную и восточную. В западной части власть захватил военачальник Мамай. Он не имел права на ханский престол, т.к. не был потомком Чингисхана. Чтобы укрепить своё влияние, ему необходимо было восстановить прежнее господство над Русью.
Дмитрий Иванович, высказав открытое неподчинение Орде, также стал готовиться к решающему сражению. Он увеличил свою дружину, заключил военные соглашения с другими князьями, послал сторожей разузнать намерения ордынцев, местонахождение их главных сил, возможные пути передвижения их на Русь. (презентация: слайд 10)
Даты для изучения материала: 1374 г. - отказ платить дань Орде;
1377 г. - битва на реке Пьяне;
1378 г. - битва на реке Воже;
Учитель: Разгром ордынцев на реке Воже был своеобразным реваншем за неудачу русских войск на реке Пьяне. Дмитрий отказался выплачивать дань Орде. Мамай не смог смириться с поражением. В короткий срок Мамай собрал огромное войско. В него вошли не только ордынские рати, но и полки подчинённых Орде народов Поволжья и Кавказа, а также наёмники из Западной Европы. По разным данным, войско насчитывало от 100 до 150 тысяч человек. Союзниками Мамая стали Великое княжество Литовское и рязанское княжество. Рязанский князь Олег не спешил отправлять свою дружину к Мамаю и постоянно сообщал Дмитрию о передвижении ордынцев; Олег вынужден был стать союзником врага, т.к. его земля граничила с Ордой и первой могла подвергнуться нашествию.
Немалые силы собрал и московский князь Дмитрий. (презентация: слайды 8, 10). Под его руководством объединились княжеские дружины большинства русских земель. Ядро русского войска составляли москвичи. По свидетельствам летописцев, силы русских не уступали Мамаевой рати.
б) Сообщение ученика о вооружении русского дружинника времён Куликовской битвы.
(презентация: слайды 11-12)
Вопрос для размышления: Какие причины сделали неизбежным открытое военное столкновение Москвы и Орды?
Проведение физкультминутки (учащиеся готовят и проводят её сами)
3. Битва на поле Куликовом. Рассказ учителя сопровождается показом презентации, работой по карте.
а) Слово учителя. Благодаря сторожам Дмитрий хорошо знал о действиях Мамая и его союзниках. Дмитрий ускорил своё продвижение к Дону, навстречу Мамаю, стараясь не допустить соединения рязанских и ордынских полков с ордынским войском. На военном совете было решено переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле, у впадения в него реки Непрядвы. Отступать за Дон было нельзя: позади Русь. (презентация: слайд 13).
Велика была поддержка Русской православной церкви. По преданию, накануне решающей битвы Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь. Он получил благословение на борьбу с захватчиками основателя монастыря Сергия Радонежского. Он же отправил вместе с московским князем монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения Родины свято даже для иноков, давших клятву не брать в руки оружия.
б) Сообщение ученика о жизни и деятельности Сергия Радонежского. (рассказ сопровождается показом презентации: слайд 9).
в) Рассказ учителя
Утром 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле развернулось ожесточённое сражение, которое началось поединком богатырей - ордынского Челубея и русского Пересвета. Поединок закончился гибелью обоих воинов. После этого монгольское войско пошло вперёд. (презентация: слайд 14).
Учитель подробно знакомит обучающихся с этапами Куликовской битвы: изучение слайдов 15-16 презентации (расстановка сил русских полков).
Дмитрий расположил свои войска в следующем порядке: в центре - большой полк, впереди - передовой полк, по флангам - полки правой и левой руки, а за полком левой руки, в дубраве, - засадный полк (свежие силы русских воинов), во главе которого стоял двоюродный брат Дмитрия князь Владимир Андреевич, помогал ему опытный воевода Дмитрий Боброк Волынский. Такое расположение русских войск затрудняло манёвр конницы Мамая. Стойко бились воины передового полка , но превосходство врага было подавляющим. Наступила очередь сражаться большому полку. Он устоял под ударами монголов. Мамай перенёс удар на полк левой руки, ордынцам удалось потеснить его. Ордынцы стали обходить большой полк, подставляя свой фланг и тыл засадному полку.
Выбрав удачный момент, засадный полк обрушился на врага. Ордынцы, не ожидавшие появления русских войск, стали поспешно отступать. Русская конница преследовала и добивала остатки войск Мамая на протяжении 50 вёрст от Куликова поля.
Мамай бежал с поля боя, а Дмитрий, прозванный в честь победы Донским, одетый в доспехи простого воина, был найден тяжело раненым.
г) Выступление ученика с краеведческим материалом: сообщение "Родной край в период Куликовской битвы".
д) Слово учителя. Причины победы русских войск в Куликовской битве:(презентация: слайд 17)
1) Москва объединила русские княжества для борьбы с врагом.
2) Быстрый сбор народного ополчения и княжеских дружин.
3) Умелые действия разведки русского войска.
4) Правильный выбор места битвы.
5)Умелое построение русского войска.
6) Стойкость русских воинов.
7) Своевременный удар засадного полка.
8) Русское войско сражалось за свою Родину.
Вопрос для беседы: Согласны ли вы с указанными причинами победы русских войск в Куликовской битве? Аргументируйте свой ответ.
4. Набег Тохтамыша. Работа с материалом параграфа.
5. Значение Куликовской битвы.
а) Слово учителя. Дмитрий Донской вынужден был возобновить выплату дани Орде, чтобы не ввязываться в новую войну и дать возможность Руси собраться с силами. Но и Орда признала Москву политическим центром Руси и право московской династии на великое княжение, передаваемое по наследству. И хотя победа на поле Куликовом ещё не привела к полному избавлению Руси от ордынского владычества, она имела большое значение.
б) Вопрос для размышления: В чём заключалось историческое значение битвы на поле Куликовом?
Учащиеся высказывают свою точку зрения, для сравнения учитель открывает слайд 18 презентации:
Значение Куликовской битвы:
1) Москва стала центром объединения русских земель.
2) Московские князья получили право на великое княжение.
3) Впервые одержана победа над главными силами орды.
4) Русские поняли, что сила – в объединении.
5) Битва ускорила распад Орды.
IV. Закрепление изученного материала. Учитель предлагает ребятам вернуться к проблемному вопросу, поставленному ранее:
Что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (учащиеся высказывают и отстаивают свою точку зрения)
Слово учителя.
Итак, ребята, мы с вами выяснили, что Московское княжество при Дмитрии Донском ещё более укрепило свои позиции в Северо-Восточной Руси. А победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества.
V. Подведение итогов урока. Ребята, вам понравился урок? Что вам более всего запомнилось? Что вас удивило, заинтересовало в новом материале?
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: 1) вопросы и задания к материалу параграфа 18; 2) на выбор: эссе "На поле Куликовом..."; исследовательская работа "Куликовская битва".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока истории в 11 классе с региональным компонентом на тему "Битва за Кавказ"
gry online marketing webК данному уроку можно использовать презентацию или фильм "Битва за Кавказ"...
Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"
Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"...
план конспект урока "Московская битва"
урок разработан с учётом требований ФГОСов. Класс делится на группы. группы получают бланк-задание, изучая разные источники (карту, документы, текст учебника) отвечают на поставленные вопросы....
Открытый урок Битва за Москву
Методическая разработка урока в 11 классе «Битва за Москву»...
Конспект урока "Сталинградская битва"
Материал предназначен для коррекционных школ....
план-конспект урока "Сталинградская битва"
План-конспект открытого урока истории в 11 классе муниципального этапа конкурса "Учитель года"...
Конспект открытого занятия: «Виртуальная экскурсия в музей-панораму «Сталинградская битва»
Цель занятия: Расширение знаний детей об истории города-героя Волгограда (Сталинграда) в период Великой Отечественной войны.Задачи:Обучающие:– способствовать формированию представлений...