Урок. Критическое мышление. Усиление Московского княжества.
план-конспект урока по истории (6 класс)

Урок. Критическое мышление. Усиление Московского княжества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usilenie_moskovskogo_knyazhestva.docx446.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Мухаматуллина В.А.

Учитель истории и обществознания

Тема

Усиление Московского княжества.

Класс

6

Цель урока

Деятельностная: научиться анализировать, структурировать, представлять информацию в виде различных форм, на примере темы: Усиление Московского княжества.

Содержательная: сформировать у учащихся представление о политической ситуации на Руси в начале XIV века и причин возвышения Москвы.

Воспитательная: Создать условия для формирования гражданской позиции учащихся и воспитание чувства уважения к Отечественной истории.

Планируемые результаты урока (предметные и метапредметные)

Предметные: Формирование представлений о усилении Московского княжества, о Возвышении Москвы, политики московских князей.

Метапредметные:

-Познавательные: умение анализировать и систематизировать материал учебника и дополнительный материал, обобщать, выделять главное в тексте, умение строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные: умение планировать и регулировать свою деятельность; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы, умение формулировать свое мнение и позицию.

-Регулятивные: умение анализировать и регулировать свою учебную деятельность

Личностные: формирование учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

В результате урока ученики будут:

Знать: Иметь представления о Усиление Московского княжества, ее причин, политическую систему Северо-Восточной Руси, о политике московских князей.

Уметь: работать с учебником, источником, анализировать и обобщать информацию, выстраивать логические рассуждения и умозаключения.

Владеть: умением развернуто отвечать на поставленные вопросы в виде различных форм.

Критерии оценивания

Отлично: принимал активное участие во всех этапах урока. Грамотно и логично построена речь. Ошибки практически отсутствуют. Четко и правильно дает определения и раскрывает содержание понятий. Обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит необходимые примеры. Ответ самостоятельный, использованы раннее приобретенные знания.

Хорошо: Раскрыто основное содержание материала. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. Ответ самостоятельный. Допущены незначительные нарушения в речи. Допускается 1-2 ошибки, которые сам же исправляет или недочеты. 

Удовлетворительно: Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, непоследовательно. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры. 

Неудовлетворительно: Основное содержание учебного материала не раскрыто. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определении понятий.

Тип урока

Нетрадиционный

Подход, в котором разработан урок

Критическое мышление

Образовательные ресурсы (оборудование урока)

учебник по истории.6 класс, раздаточный материал.

Организационная структура урока (ход урока)

Этапы урока / время

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащихся

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Промежуточные результаты

1.Организационный момент

  1 мин

Здравствуйте!

Присаживайтесь.

Сегодня на уроке нам предстоит новая тема, так же вы будете работать самостоятельно и с учебником.

Приветствие учителя

Актуализация знаний

5мин.

Словесный метод

Постановка проблемного вопроса урока.

 Стадия вызова: На стадии вызова обучающимся предлагается, отрывок и ответить на вопросы:

 Сегодня мы с вами продолжим

изучение истории России. Но, прежде

чем познакомиться с темой нашего

урока, давайте обратимся к отрывку  

 из древнерусской летописи.

Новгородский летописец с

горечью записал: «И раздрася вся

земля Русская».

Теперь ответим на вопросы:

1 О каком периоде российской

истории повествует летописец?

2 Что такое политическая

раздробленность?

3 К какому веку относятся слова

летописца?

4 Какой этап в развитии государства

должен последовать после периода

политической раздробленности?

А мне бы хотелось вернуться к

русской летописи XIV века, в которой

содержится тема нашего урока

«И почему было Москве царством быти? И кто- то знал, что Москве

государством слыти?»

Какова будет тема нашего

урока?

Верно.

Откройте, пожалуйста, тетради и

запишите тему нашего урока.

Как вы думаете, что мы сегодня с

вами на уроке должны будем узнать?

Проблемный вопрос.

Почему Москва стала центром

объединения Русских земель?

Слушают.

 - Отсутствие

единого

политического

центра,

дробление государства на

отдельные княжества

- 12-14 вв.

- объединение государства

-  Каковы предпосылки и

причины возвышения Москвы-усиление Моск.кн-ва.

и превращения Москвы в

центр объединения русских

земель.

С помощью отрывка у учащихся проявится

Интерес к материалу изучения.

Представление собственного

опыта, высказывание

собственных мыслей-аргументация.

Высказывают

свои предположения.

Выдвигают

варианты

формулировок

цели,

участвуют в их обсуждении.

По - разному формулируют

проблему.

Записывают

в тетрадь тему, проблему урока.

умение формулировать свое мнение и позицию.

Делать выводы.

Умение строить логические рассуждения и делать выводы.

Аргументировать ответ.

- умение анализировать, доказывать,

аргументировать свою точку

зрения.

2.Изучение новой темы

24 мин

Этап рефлексии

8мин

Организация домашнего задания.

1мин.

-Что еще нам нужно узнать для

решения проблемы?

-Какие у вас есть версии решения

проблемы?

В диалоге учитель выводит учеников на следующие версии:

Фиксирует на доске.

Версии:

  1. Выгодное географическое положение
  2. торговые пути
  3. политика московских князей

-Что нужно знать, чтобы проверить наши версии и ответить на самый

главный вопрос урока?

- Что нужно вспомнить?

На стадии осмысления, учащимся предлагается выполнить несколько практических заданий.

  1. С помощью учебника на стр. 41 п.1. Составить кластер или схему: Политическая система Северо-Восточной Руси.

Даю на это задание 6мин. Затем обсуждаем и представляем.

И так, теперь рассмотрим пункт-Борьба за Великое княжение.

Прочитав этот пункт вы должны ответить на вопрос-  Москва и Тверь – соперники или союзники?

Запишите цели и средства

князей Москвы и Твери.

Вывод: Москва и Тверь были

соперниками, использовали

различные средства в

политической борьбе. Цель московских князей-расширение территорий.

Какое княжество-набирало силу?

И сейчас поговорим о ПРАВЛЕНИИ Ивана Калиты.

Составить маленькую таблицу.1колонка- имя и годы правления 2- результат его правление и результат значимых итогов для Руси.

Затем обсудим.

На этапе рефлексии учитель организует выполнение учащимися

самостоятельной работы,

самопроверку, самооценку.

Что же способствовало

Москвы?

-Перед вами тексты из произведений великих русских историков, ознакомьтесь с их мнениям, относительно причин возвышения Москвы-Приложение3. И Запишем причины в виде кластера-КРАТКО.

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Подготовиться к тесту по данной теме. Читать параграф 20. Следующий урок начнем с теста.

Называют версии:

Надо узнать:

  1. Политическую ситуацию Северо-Восточной Руси в н

XIV века

  1. Географические и хозяйственно-экономические

особенности Москвы-причины возвышения МОСКВЫ

  1. Политика Московских князей

- Фиксируют в тетрадях

Крупные княжества периода

феодальной раздробленности.

Система взаимоотношений Руси и

Золотой Орды.

Взаимоотношения Руси и

Литвы.

(ПРИЛОЖЕНИЕ1)

-Они соперники в политической борьбе.

-Тверское.-появился каменный храм.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Калита сумел укрепить позиции Московского княжества.

- Причины возвышения Москвы:

1)Московское княжество

имело выгодное

географическое положение.

2) Через Москву проходил

Волжский торговый путь.

3) Москва была хорошо

защищена лесами и соседними

княжествами от

воинственных кочевников.

4)Расширилась территория

княжества за счет скупки

земель Московским князем

Иваном Калитой (1325-1340).

5.В Москве началось

грандиозное строительство,

создание многочисленной

дружины.

6) Установилась прямая

власть над всеми русскими

княжествами.

7) В Москву была перенесена

резиденция митрополита.

8) Московское княжество

было самым спокойным и

безопасным.

9) Москва превратилась в

политический центр Руси

Записывают. Задают вопросы.

 

Необходимо составить кластер или схему: Политическая система Северо-Восточной Руси.

Прочитав пункт учебника.

Необходимо заполнить таблицу.

1колонка- имя и годы правления 2- результат его правление и результат значимых итогов для Руси.

Необходимо записать причины Возвышения Москвы в виде кластера-КРАТКО и представить.

 

Умение анализировать,

Аргументировать и выражать свою точку

зрения.

Проводят коллективное

Исследование-умение слушать друг друга.

Воспринимают ответы

обучающихся.

Участвуют в обсуждении

содержания материала.

Учатся формулировать

собственное мнение и

позицию.

Умение анализировать и систематизировать материал учебника и дополнительный материал, обобщать, выделять главное в тексте

Формирование учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Умение структурировать информацию

И аргументировать ответ.

Умение анализировать и систематизировать материал учебника и дополнительный материал, обобщать, выделять главное в тексте, умение строить логические рассуждения и делать выводы. Умение давать четкий ответ и его аргументация.

Вывод по уроку (систематизация и обобщение новых знаний и умений)1мин.

C какой темой сегодня познакомились?

Верно. И так, сегодня мы рассмотрели политическую систему Северо-Восточной Руси, поговорили о борьбе между Москвой и Тверью, записали причины возвышения Москвы и говорили о правлении Иваны Калиты-составляли схемы и кластеры.

Вывод: Москва победила в этой борьбе.

Спасибо за урок. До свидания.

Усиление Московского княжества.

Дополняют.

В силу определенных причин,

хитрой и продуманной

политики московских князей к

середине XIV века именно

Москва одержала победу над

Тверью и постепенно

превращалась в

государственный и духовный

центр русских земель

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа с историческим документом

Перед вами тексты из произведений великих русских историков, ознакомьтесь с их мнениям,относительно причин

возвышения Москвы.

Карамзин Николай Михайлович считал, что «…таланты московских князей, и содействие бояр и духовенства, и

влияние татарского завоевания» способны были привести Москву к возвышению над всеми другими княжествами.

Владимир Сергеевич Соловьёв …в своей «Истории России» не раз, говоря вообще о важном влиянии

географических условий, отмечает выгодное положение Москвы — на дороге переселенцев с юга, на середине между

Киевской землей — с одной стороны и Владимирской и Суздальской — с другой. По бассейну Москвы-реки

переселенцы, идя с юга, оседали густыми массами и делали Московское княжество одним из самых населенных. Кроме

переселенцев с юга, в Москву шли переселенцы из других областей Руси северной, вследствие отсутствия в Московском

княжестве междоусобиц и бедствий от татар. Население приносило князю доход; давало ему большие средства...

Срединное положение Москвы-реки между Новгородом и востоком (Рязанью) имело также весьма важное значение.

Если мы всмотримся в географическую карту, то увидим, что Москва-река сокращала водный путь между Новгородом и

Окой, следовательно, Москва лежала на торговом пути Новгорода и Рязани. Срединное положение Москвы было важно и для церковного управления. Митрополиты переселились из Владимира в Москву, потому что считали необходимым

находиться в центральном пункте между областями севера и юга Руси. Таким образом, главное условие возвышения

Москвы, по мнению Соловьева, — это срединность ее положения, дававшая политические, торговые и церковные

преимущества.

Николай Иванович Костомаров полагал, что, усилению Москвы помогало духовенство, которому, при владении

большим количеством земли, было выгодно отсутствие междоусобий в Московском княжестве, и сверх того полнота

власти московского князя соответствовала их высоким представлениям об единодержавной власти государя,

вынесенным из Византии. Далее деятельность бояр была направлена также на помощь московским государям.

Дмитрий Иванович Иловайский главной причиной роста Москвы, как политического центра, считает пробуждение

народного инстинкта: народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться…и населения с наиболее

значимыми для них факторами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...

Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....

Урок истории 10 класс "Усиление Московского княжества в ХIV – первой половине V вв."

Одной из сложных и проблемных тем в курсе истории России в 10 классе является тема «Образование Российского централизованного государства». Тема данного урока является основополагающей для понимания п...

Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Педагогические цели:·         образовательная: раскрыть предпосылки и причины объеди­нения русских земель в единое государство, сформировать представление о пол...

Урок по теме: Усиление Московского княжества. Правление Ивана Калиты.

В ходе урока учащиеся раскрывают причины усиления Московского кяжества, характеризуют роль московских князей в объединении русских земель вокруг Москвы, работают с историческим документом, аргументиру...