Диганостические материалы к программе "Актуальные вопросы изучения истории"
методическая разработка по истории (9 класс)

Яковлева Наталья Валерьевна

Разработка включает в себя диагностические материалы и таблицы фиксации полученных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_i_otsenochnye_materialy.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Список информационных источников

Литература для учащихся:

1. Гевуркова Е.А. ОГЭ 20120. История России. Подготовка к выполнению заданий

2. Клоков В.А. История: тренировочные задания. М.: Эксмо, 2015. –176 с.

3. http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory-Демоверсия, спецификация, кодификатор ОГЭ по истории 2020 г.

4. http://opengia.ru/subjects/history-9/topics/1-Открытый банк заданий ОГЭ по истории.

Литература для учителя:

Основные документы:

1. http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ - Государственные стандарты общего образо-вания

2. http://www.spbappo.ru/institut-obschego-obrazovaniya/kafedra-sotsialnogo-obrazovaniya - Методические рекомендации по истории 2020 по истории

3. http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf - Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.

Литература по трудным вопросам истории и по реализации Историко-культурного стандарта:

1. http://rushistory.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdfКонцепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории (включает в себя Историко-культурный стандарт

2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории. М.: Просвещение, 2015.

3. Горинов М. М., Моруков М. Ю. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Дискуссионные вопросы. М.: Просвещение, 2015.

4. Стефанович П.С.Древнерусское государство. М.: Просвещение, 2015.

5. Хлевнюк О. В. И. В. Сталин: портрет на фоне эпохи. М.: Просвещение, 2015.

6. Шестаков В. А. Великая российская революция 1917 г. Дискуссионные вопросы. М.: Просвещение, 2015.

Интернет – ресурсы

  1. 4ege.ruИсторияИллюстративный материал
  2. hist-oge.sdamgia.ruИстория
  3. uchebnikionline.comistoria…dzhereloznavstvo…osnova.ruPDF/osnova_11_21_6072.pdf

Педагогические методики и технологии: технология проблемного обучения, технология учебно-исследовательской деятельности.

Дидактические материалы:

1. http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory-Демоверсия, спецификация, кодификатор ОГЭ по истории 2020 г.

2. http://opengia.ru/subjects/history-9/topics/1-Открытый банк заданий ОГЭ по истории.

Система контроля результативности обучения ОДОД «Актуальные вопросы изучения истории»

 Контрольно-измерительные материалы

Входящий контроль

Часть А

Выберите правильный ответ, в каждом случае один, запишите в виде цифр и букв…

А1.В битве на реке Калке участвовали:

А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, СбыславЯкунович

Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян

В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,

Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

      Г) Витовт, Ягайло, Темир-Кутлуг, Едигей

А2. О каком событии говорится в отрывке?

«… Когда взошло солнце, не менее пятисот тысяч человек занимали сравнительно небольшое пространство, и проталкиваясь вперед, напирали на сотню растерявшихся казаков… В одну секунду казаки были сметены и толпа бросилась вперед…Все они попадали в ямы, друг на друга, женщины, прижимая к груди детей, мужчины, отбиваясь и ругаясь…»

А) стачка иваново-вознесенских рабочих            Б) бои на Красной Пресне

В) катастрофа на Ходынском поле                       Г) «Кровавое воскресенье»

А3.Понятие «восточный вопрос» в России XIX в. было связано:

А) со стремлением России присоединить территории на Дальнем Востоке

Б) с установлением мира на Ближнем Востоке

В) с борьбой за свободу плавания через Черноморские проливы

Г) с попытками добиться распада Турецкой империи

А4.Основным источником получения средств для индустриализации России в XIX в. правительство избрало (укажите лишнее):

А) внешние займы, привлечение иностранных капиталов

Б) опору на внутренний капитал

В) продажу хлеба за рубеж и приобретение новой техники

Г) выкупные платежи крестьян

А5.Кто возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?

А) И.В.Васильчиков      Б) М.М.Сперанский     В) А.Х.Бенкендорф

 Г) К.В.Нессельроде

А6. Финляндия вошла в состав России в результате войны:

  А) с Турцией           Б) со Швецией               В) с Ираном             Г)  с  Францией

А7.Какое событие объединяет этих людей:

В. Корнилов, П. Нахимов, В. Истомин, Э. Тотлебин?

А8.Что из названного получали дворяне за службу?

  1. пожилое
  2. вотчину
  3. поместье
  4. удел

А9.К какому из указанных событий относятся годы — 1700, 1709, 1721?

  1. городским восстаниям
  2. Северной войне
  3. Семилетней войне
  4. дворцовым переворотам

А10.Кто из названных лиц принадлежал к современникам царя Алексея Михайловича?

A) Иван Болотников

Б) Михаил Скопин-Шуйский

B) патриарх Никон
Г) протопоп Аввакум
Д) Богдан Хмельницкий
Е) Емельян Пугачев

Укажите верный ответ.

1) АБГ        2) АВГ        3) ВГД        4) БДЕ

А11.Прочтите отрывок из сочинения историка СМ. Соловьева и назовите войну, с которой связаны описанные события.

«В сентябре Карл повернул к Украине; сам царь 28 сентября перехватил спешившего к нему Левенгаупта при деревне Лесной, недалеко от Пропойска, и поразил его наголову, взял всю артиллерию и обоз, на которые так надеялся Карл.

«Сия у нас победа, — по словам Петра, — может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же еще гораздо меньшим число пред неприятелем: тут первая проба солдатская была». Карл вошел в Украину.

Малороссийский гетман Мазепа перешел на его сторону, перешли на его сторону запорожские казаки; но масса народная в Малороссии осталась верна русскому царю».

  1. Ливонская
  2. Смоленская
  3. Северная
  4. Семилетняя

А12.Какую цель преследовал созыв в 1814-1815 гг. Венского конгресса?

  1. Защиту правящих династии и их престолов
  2. пересмотреть условия Парижского договора
  3. заключить мир с Наполеоном
  4. решить восточный вопрос

А13. Кто из перечисленных ниже деятелей культуры принадлежал к художникам-передвижникам?

А) И.Н. Крамской

Б) A.M. Опекушин

В)А.К. Саврасов   ,

Г) К.П. Брюллов

Д) В.М. Васнецов

Е) О.А. Кипренский

Укажите верный ответ.

1) АВД        2) БГЕ        3) АБГ        4) ГДЕ

А14. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем-
1) Ермака Тимофеевича  

2) Семена Дежнева      

3) Степана Разина        

4) Витуса Беринга

А15. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I;    2) Николай I;       3) Александр II;        4) Николай II.
А16. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.
А17. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А18. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве               2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха      4) “Слово о законе и благодати
А19. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников          2) Емельян Пугачёв    3) Кондратий Булавин        4) Степан Разин

А20. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах
Часть В

В1.Укажите утверждения, с которыми Вы согласны.

  1. После смерти Святослава на Руси началась междоусобица между  сыновьями.
  2. В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор в Киеве.
  3. При Владимире Святом создается свод законов «Русская Правда»
  4. В войне с крестоносцами решающей была Невская битва.
  5. Начало возвышения Москвы связано с Дмитрием Донским.
  6. В XII-XIII вв. возникают различные архитектурные школы.
  7. Несвободными людьми на Руси были холопы.        

В2.Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь, когда оно произошло? Объясните, на основании чего вы это определили.

     «Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.

И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских…

    И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами».

    И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»

В3. Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали период дворцовых переворотов?

  1. усиление роли гвардии
  2. династические кризисы
  3. усиление крепостного права
  4. борьба за усиление России в Европе
  5. расширение прав посадского населения
  6. разработка проектов российской Конституции

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов, не более трех цифр).

В4.Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь.

Объясните, на основании чего вы это определили.

«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

В5.Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Когда оно произошло.

      Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил. …Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»

В6.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события.

     Объясните, на основании чего вы это определили.

«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны.

Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия.

В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, чтодела останутся в том же положении».

В7. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера   это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу        2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу          4) Петру Федоровичу

В8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

понятие

определение

1. Местничество

А.Люди, получившие «купу» - заем и обязанные за это работать на господина, предоставившего «купу»

2. Закупы

Б. Назначение на государственную должность в зависимости от знатности происхождения.

3. Кормление

В. Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

4. Феодализм

Г. преобразования в управлении государством, жизни общества .

5.Посадские люди

Д. система устройства общества, основанная на отношениях господина и подданного, поземельной зависимости одних людей от других.

6. Реформа

Е. Ремесленники, торговцы и другие слои населения, жившие на посаде; составляли особое сословие.

7.Опричнина

И. политика Ивана Грозного, направленная на укрепление его самодержавной власти.

В9. По отрывку из стихотворения А. Одоевского определите, о каком историческом событии идет речь?

Вы знаете, сыны мои! Для вас,

Для тишины всей Руси православной,

Был съезд князей, где, потушив раздор

Мы клятвою скрепили договор …

Мы на кресте произнесли обет:

Да будет Русь нам общею отчизной.

  1. Нашествие монголо-татар на Русь.              2. Любеческий съезд                  
  1. Куликовская битва                                     4. Стояние на Угре

В10. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится и её даты.
«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!…

Что стало с нашими морями?…

Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях.

Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»

Текущий контроль

Часть А

Выберите правильный ответ, в каждом случае один, запишите в виде цифр и букв…

А1.Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в:
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

А2. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале правления которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович   2) Александр Павлович   3) Константин Павлович      

 4) Николай Павлович
А3.Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649;                     2) 1645;        3) 1654;                   4) 1613.
А4.Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.;             2) 1856 г.;              3) 1878 г.;               4) 1905 г.

А5.Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества                            2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей                 4) отмена крепостного права.

А6. Кому принадлежат слова: «Придите ко мне, брате, в Москов»?

  1. Владимиру Мономаху                    2.  Юрию Долгорукому                    

  3.  Андрею Боголюбскому

А7.Отходниками в XVIII в. в России называли:

1)  крестьян, уходивших из родных сел на заработки    3) переселенцев в Сибирь

2)  беглых крестьян                                                             4) крестьян, взятых в рекруты

А8.Налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий, в XVIII в. назывался:

1) подворным                      2) подушным                           3) посадским                    

  4)  прямым

А9. Причиной Северной войны явилось стремление России:

1)  присоединить Финляндию                                          

 3) получить выход в Балтийское море

2)  получить выход в Северное море                                

4) восстановить торговый путь «из варяг в греки»  

А10.Кто из перечисленных ниже деятелей культуры принадлежал к художникам-передвижникам?

А) И.Н. Крамской

Б) A.M. Опекушин

В)А.К. Саврасов   ,

Г) К.П. Брюллов

Д) В.М. Васнецов

Е) О.А. Кипренский

Укажите верный ответ.

1) АВД        2) БГЕ        3) АБГ        4) ГДЕ

А11.Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А12.Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита               2) Василий II           3) Василий Темный             4) Иван III
А13. Кого в Средневековой России называли «гостями»?

  1. Иностранцев, находившихся на государственной службе
  2. Купцов, ведущих зарубежную торговлю
  3. Пленных

А14. Кто из деятелей XVIII в.  Петра I прошел путь отденщика  ПетраI до светлейшего князя, генералиссимуса?

1) Б.П. Шереметев           2) Г.А. Потемкин                      3) А.Д. Меншиков                

 4) П.А. Румянцев  

А15. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?

  1. Вотчина
  2. Десятина
  3. Поместье
  4. Кормление
  5. Надел

А16. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.
А17. Какое из названных событий произошло позже всех остальных:

А) битва на Калке

Б) Стояние на Угре

В) Куликовская битва

Г) разорение Москвы Тохтамышем

А18. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве                                  2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха      4) “Слово о законе и благодати
А19. Русь приняла христианство:

А) из Рима

Б) из Литвы

В) из Византии

Г) из Польши

А20. Укажите хронологические рамки Северной войны:

А. 1707-1708         Б. 1700-1721      В. 1718-1720

Часть В

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

понятие

определение

1. Местничество

А.Люди, получившие «купу» - заем и обязанные за это работать на господина, предоставившего «купу»

2. Закупы

Б. Назначение на государственную должность в зависимости от знатности происхождения.

3. Кормление

В. Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

4. Феодализм

Г. преобразования в управлении государством, жизни общества .

5.Посадские люди

Д. система устройства общества, основанная на отношениях господина и подданного, поземельной зависимости одних людей от других.

6. Реформа

Е. Ремесленники, торговцы и другие слои населения, жившие на посаде; составляли особое сословие.

7.Опричнина

И. политика Ивана Грозного, направленная на укрепление его самодержавной власти.

Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв, через запятую.

В2.Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали период дворцовых переворотов?

  1. усиление роли гвардии
  2. династические кризисы
  3. усиление крепостного права
  4. борьба за усиление России в Европе
  5. расширение прав посадского населения
  6. разработка проектов российской Конституции

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов, не более трех цифр).

В3Расположите в хронологической последовательности события

А. Подписание  Ништадтского договора      

Б. Поражение русских войск под Нарвой

В. Морская победа российского флота у острова Гренгам

Г. Сражение у деревни Лесной    

В4. Работа с историческим источником.

Прочитайте предание Повести временных лет, о первой религиозной реформе князя Владимира Святославовича:

«В лето 6488 (980 г) … И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.

И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. «…»

Владимир же посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу…»

  1. Зачем понадобилось князю Владимиру создавать единый пантеон языческих божеств в Киеве?
  2. Как это было связано с задачами укрепления государственного единства Киевской Руси?

В5.Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические  и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».
В6.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив.

Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».

В7. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных».

Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости.

Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

В8. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение           2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов          4) Учреждение министерств
В9. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается и год, когда это событие произошло.
 «Воскресенье, 1 марта мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
— Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в  нашей комнате…

Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
— Государь убит! – крикнул он.

В10. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца событий и напишите название войны, о которой идет речь в приведенном документе и год, когда она произошла.
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».

Итоговый контроль

Часть А

Выберите правильный ответ, в каждом случае один, запишите в виде цифр и букв…

А1.В битве на реке Калке участвовали:

А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, СбыславЯкунович

Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян

В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,

Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

      Г) Витовт, Ягайло, Темир-Кутлуг, Едигей

А2. О каком событии говорится в отрывке?

«… Когда взошло солнце, не менее пятисот тысяч человек занимали сравнительно небольшое пространство, и проталкиваясь вперед, напирали на сотню растерявшихся казаков… В одну секунду казаки были сметены и толпа бросилась вперед…Все они попадали в ямы, друг на друга, женщины, прижимая к груди детей, мужчины, отбиваясь и ругаясь…»

А) стачка иваново-вознесенских рабочих            Б) бои на Красной Пресне

В) катастрофа на Ходынском поле                       Г) «Кровавое воскресенье»

А3.Понятие «восточный вопрос» в России XIX в. было связано:

А) со стремлением России присоединить территории на Дальнем Востоке

Б) с установлением мира на Ближнем Востоке

В) с борьбой за свободу плавания через Черноморские проливы

Г) с попытками добиться распада Турецкой империи

А4.Основным источником получения средств для индустриализации России в XIX в. правительство избрало (укажите лишнее):

А) внешние займы, привлечение иностранных капиталов

Б) опору на внутренний капитал

В) продажу хлеба за рубеж и приобретение новой техники

Г) выкупные платежи крестьян

А5.Кто возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?

А) И.В.Васильчиков      Б) М.М.Сперанский     В) А.Х.Бенкендорф

 Г) К.В.Нессельроде

А6. Финляндия вошла в состав России в результате войны:

  А) с Турцией           Б) со Швецией               В) с Ираном             Г)  с  Францией

А7.Какое событие объединяет этих людей:

В. Корнилов, П. Нахимов, В. Истомин, Э. Тотлебин?

А8.Что из названного получали дворяне за службу?

  1. пожилое
  2. вотчину
  3. поместье
  4. удел

А9.К какому из указанных событий относятся годы — 1700, 1709, 1721?

  1. городским восстаниям
  2. Северной войне
  3. Семилетней войне
  4. дворцовым переворотам

А10.Кто из названных лиц принадлежал к современникам царя Алексея Михайловича?

A) Иван Болотников

Б) Михаил Скопин-Шуйский

B) патриарх Никон
Г) протопоп Аввакум
Д) Богдан Хмельницкий
Е) Емельян Пугачев

Укажите верный ответ.

1) АБГ        2) АВГ        3) ВГД        4) БДЕ

А11.Прочтите отрывок из сочинения историка СМ. Соловьева и назовите войну, с которой связаны описанные события.

«В сентябре Карл повернул к Украине; сам царь 28 сентября перехватил спешившего к нему Левенгаупта при деревне Лесной, недалеко от Пропойска, и поразил его наголову, взял всю артиллерию и обоз, на которые так надеялся Карл.

«Сия у нас победа, — по словам Петра, — может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же еще гораздо меньшим число пред неприятелем: тут первая проба солдатская была». Карл вошел в Украину.

Малороссийский гетман Мазепа перешел на его сторону, перешли на его сторону запорожские казаки; но масса народная в Малороссии осталась верна русскому царю».

  1. Ливонская
  2. Смоленская
  3. Северная
  4. Семилетняя

А12.Какую цель преследовал созыв в 1814-1815 гг. Венского конгресса?

  1. Защиту правящих династии и их престолов
  2. пересмотреть условия Парижского договора
  3. заключить мир с Наполеоном
  4. решить восточный вопрос

А13. Кто из перечисленных ниже деятелей культуры принадлежал к художникам-передвижникам?

А) И.Н. Крамской

Б) A.M. Опекушин

В)А.К. Саврасов   ,

Г) К.П. Брюллов

Д) В.М. Васнецов

Е) О.А. Кипренский

Укажите верный ответ.

1) АВД        2) БГЕ        3) АБГ        4) ГДЕ

А14. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем-
1) Ермака Тимофеевича  

2) Семена Дежнева      

3) Степана Разина        

4) Витуса Беринга

А15. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I;    2) Николай I;       3) Александр II;        4) Николай II.
А16. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.
А17. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А18. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве               2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха      4) “Слово о законе и благодати
А19. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников          2) Емельян Пугачёв    3) Кондратий Булавин        4) Степан Разин

А20. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах
Часть В

В1.Укажите утверждения, с которыми Вы согласны.

  1. После смерти Святослава на Руси началась междоусобица между  сыновьями.
  2. В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор в Киеве.
  3. При Владимире Святом создается свод законов «Русская Правда»
  4. В войне с крестоносцами решающей была Невская битва.
  5. Начало возвышения Москвы связано с Дмитрием Донским.
  6. В XII-XIII вв. возникают различные архитектурные школы.
  7. Несвободными людьми на Руси были холопы.        

В2.Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь, когда оно произошло? Объясните, на основании чего вы это определили.

     «Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.

И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских…

    И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами».

    И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»

В3. Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали период дворцовых переворотов?

  1. усиление роли гвардии
  2. династические кризисы
  3. усиление крепостного права
  4. борьба за усиление России в Европе
  5. расширение прав посадского населения
  6. разработка проектов российской Конституции

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов, не более трех цифр).

В4.Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь.

Объясните, на основании чего вы это определили.

«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

В5.Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Когда оно произошло.

      Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил. …Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»

В6.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события.

     Объясните, на основании чего вы это определили.

«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны.

Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия.

В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, чтодела останутся в том же положении».

В7. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера   это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу        2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу          4) Петру Федоровичу

В8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

понятие

определение

1. Местничество

А.Люди, получившие «купу» - заем и обязанные за это работать на господина, предоставившего «купу»

2. Закупы

Б. Назначение на государственную должность в зависимости от знатности происхождения.

3. Кормление

В. Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

4. Феодализм

Г. преобразования в управлении государством, жизни общества .

5.Посадские люди

Д. система устройства общества, основанная на отношениях господина и подданного, поземельной зависимости одних людей от других.

6. Реформа

Е. Ремесленники, торговцы и другие слои населения, жившие на посаде; составляли особое сословие.

7.Опричнина

И. политика Ивана Грозного, направленная на укрепление его самодержавной власти.

В9. По отрывку из стихотворения А. Одоевского определите, о каком историческом событии идет речь?

Вы знаете, сыны мои! Для вас,

Для тишины всей Руси православной,

Был съезд князей, где, потушив раздор

Мы клятвою скрепили договор …

Мы на кресте произнесли обет:

Да будет Русь нам общею отчизной.

  1. Нашествие монголо-татар на Русь.              2. Любеческий съезд                  
  1. Куликовская битва                                     4. Стояние на Угре

В10. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится и её даты.

«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!…

Что стало с нашими морями?…

Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях.

Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»

Критерии оценивания

За каждый правильный ответ в части 1  начисляется 1 балл.  Итого 20 баллов. Задания части 2: 2 балла без ошибок, 1 балл – 1 ошибка, 0 баллов – 2 ошибки и более. Итого 20 баллов. Общая сумма баллов – 40 баллов.

Таблица перевода баллов в уровни

Высокий

Средний

Низкий

36-40 баллов

21-35 баллов

0 – 20 баллов

Результаты входящей диагностики

№ п/п

ФИ обучающегося

класс

баллы

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Результаты промежуточной   диагностики

№ п/п

ФИ обучающегося

класс

баллы

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Результаты итоговой  диагностики

№ п/п

ФИ обучающегося

класс

баллы

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Сравнение результативности обучения

Количество человек

Входящий контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века (11 класс)

Программа курса дополнительного образования «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными ...

Дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа элективного курса "Дискуссионные вопрсы изучения истории"...

дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа для элективного курса по истории...

дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа для элективного курса по истории...

подготовка к ЕГЭ. Спец.курс по истории "Актуальные вопросы изучения истории"

рабочая программа по спец.курсу "Актуальные вопросы изучения истории" 11 класс....

«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»

Рабочая программа элективного курса«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века»предназначена для обучающихся 11 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС О...

Рабочая программа ОДОД "Актуальные вопросы изучения истории"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актуальные вопросы изучения истории" предназначена для обучающихся 9-х классов. Цель дополнительной общеобразовательной про...