Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века (11 класс)
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Программа курса дополнительного образования «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_i_diskussionnye_voprosy_izucheniya_istorii_rossii_xx_veka.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века
(11 класс)
Пояснительная записка
Профильное изучение истории должно отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.
Программа курса дополнительного образования «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Она рассматривает ключевые проблемы по трём важнейшим периодам – Российской империи, Советского государства, Российской Федерации – это проблемы модернизации, войны и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и т.д.)
Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки событий. Знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в нашем сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса: содействие становлению человека как свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Задачи курса:
1. Обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в XX веке;
2. Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
3. Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
- Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
- Рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
- Выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
- Определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Данный курс рассчитан на 32 часа.
Содержание программы
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века (2 часа)
Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Догоняющий» путь развития. «Германский путь» Н.Х. Бунге, И.Л. Вышнеградского, С.Ю. Витте. Попытки внедрения «британской модели» С.Ю. Витте и причины неудачи.
Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала XX века.
Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.
Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции». Отличия процесса модернизации в советской России от её протекания в странах Западной Европы.
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? ( 6 часов)
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 года в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.
Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.
Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.
Оценка событий 25 октября 1917 года.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы ( 4 часа)
Гражданская война – трагедия русского народа…
Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник начала Гражданской войны? «Красный» и «белый» террор. Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.
Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии.
Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система (4 часа)
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.
Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Фельдманом Г.А.
Анализ планов и реальных сроков их выполнения.
Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.
«Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? (4 часа)
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и её последствия. Голод 1923 – 1933 гг.
Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В. Чаянова.
Трактовка решения аграрной проблемы учёного-агрария Н.Д. Кондратьева.
Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939 – 1940 гг.) (2 часа)
Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьёзное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Роль Александры Колонтай в заключении мира. Итоги и значение войны. Цена победы.
Версия Виктора Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «зимней войне»?
Кто проиграл «зимнюю войну»?
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время официальной войны (3 часа)
Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года. Причины поражений в начальный период войны.
Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.
Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция «Гроза».
Версия В. Суворова: «Германский фашизм – это Ледокол Революции». Моделирование превентивного удара по версии В. Суворова. Анализ вероятности подобных сценариев.
Тема 8. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом) (2 часа)
События под Ростом и Таганрогом летом 1942 года.
Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.
Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.
Цена победы.
Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода – главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог Победы.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. (3 часа)
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны».
Истоки «холодной войны». Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность?
Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.
Сегодня мир, а что дальше? Размышления: возможно ли было предотвращение трагических последствий холодной войны.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года (2 часа)
Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачёва о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы…
«Проигрывание» неосуществлённых сценариев августа 1991 года. «Жёсткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий. Теория экономиста В. Леонтьева.
Распад СССР. Суровые 90-е. Альтернативы развития страны в конце XX – начале XXI века.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1-2 | Проблемы модернизации в развитии России начала XX века | 2 |
3 | 1917 год: возможность исторического выбора. | 1 |
4 | Оценки событий 1917 года западными историками. | 1 |
5 | Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР | 1 |
6 | Взгляды на Октябрь современных российских историков. | 1 |
7 | Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. | 1 |
8 | Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков. | 1 |
9 | Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? | 1 |
10 | Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа. | 1 |
11-12 | Альтернативные сценарии «Ледяному» походу Добровольческой армии. «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина». | 2 |
13 | Необходимость, цели, средства и источники индустриализации. Развитие СССР в годы первых пятилеток. | 1 |
14 | Альтернативные варианты проведения индустриализации (план Фельдмана). | 1 |
15 | Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения. Проблема стахановского движения и рабочего самоуправления. | 1 |
16 | «Незначительные жертвы индустриализации». | 1 |
17-18 | Коллективизация. Этапы коллективизации. Её успехи. | 2 |
19 | Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В. Чаянова. | 1 |
20 | Трактовка решения аграрной проблемы учёного-агрария Н.Д. Кондратьева. | 1 |
21 | Советско-финская война. Её итоги и значение. | 1 |
22 | Версия Виктора Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «зимней войне»? Кто проиграл эту войну. | 1 |
23 | Анализ сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года. Было ли нападение внезапным? | 1 |
24 | Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция «Гроза» | 1 |
25 | Версия В. Суворова: «Германский фашизм – это Ледокол революции». | 1 |
26-27 | Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом) | 2 |
28 | Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны». | 1 |
29 | Истоки «холодной войны». Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. | 1 |
30 | Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». | 1 |
31 | Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачёва о причинах и начале путча. | 1 |
32 | 1991 год: взгляд через годы. Неосуществлённые сценарии 1991 года «Жёсткий» сценарий. «Мягкий» сценарий. Теория экономиста В. Леонтьева. | 1 |
Литература и источники
1. Безыменский А.Л., Фалин В.М., Кто развязал «холодную войну»? Страницы истории советского общества. Люди. Проблемы, факты. – М., 1989.
2. Бетлов А.Ю. Россия в начале века. – М., 1999.
3. Бердяев Н.А., Самопознание. – М., 1991.
4. Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению//Вопросы истории. – 1996. - №5-6.
5. Гайда Ф.А., Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия//вопросы истории. – 1996. № 5-6.
6. Геддис Дж. Л., Ржевский О.А. Два взгляда на одну проблему Страницы истории советского общества. Люди, проблемы, факты. – М., 1989.
7. Гранер Б.Не все кошки серы. Страницы советской истории. Люди, проблемы, факты. – М., 1989.
8. Грант Н., Конфликты XX века. Иллюстрированная история. – М., 1995.
9. Горбачёв М.С., Августовский путч (причины и следствия). – М., 1991.
10. Головатенко А., История России: спорные проблемы. – М., 1994.
11. Деникин А.И., Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917 г. – апрель 1918 г. – М.. 1991.
12. Историки спорят. Тридцать бесед. – М.,1989.
13. Козлов В.А., История Отечества: люди, идеи, решения, очерки истории Советского государства. – М., 1991.
14. Коротаев В.И., Революция 1917 г.: авантюра или закономерность?//Россия 1917 г.: взгляд сквозь годы. – Архангельск, 1998 г.
15. Кондратьев Н.Д., Основные проблемы экономической статистики и динамики. – М., 1991.
16. Пятецкий Л.М., История России XX в. – М.: Московский лицей, 1999.
17. Суворов В., Ледокол. День.//Новое время. – 1992.
18. Суворов В., Последняя республика. Почему Советский Союз проиграл Вторую мировую войну? – М., 1998.
19. Сталинградская эпопея. – М.: Звонница –МГ, 2000.
20.Лошников В.Т., Сазонов В.В, Нужно ли было идти от Февраля к Октябрю?//Диалог. – 1991. – № 2.
21. Лельчук Л.В., Индустриализация СССР: История, опыт, проблемы. – М., 1984.
22. Хавин А.Ф., Краткий очерк истории индустриализации СССР, М., 1962.
23. Чаянов А.В., Крестьянское хозяйство. – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискуссионные вопросы изучения истории
Рабочая программа элективного курса "Дискуссионные вопрсы изучения истории"...
дискуссионные вопросы изучения истории
Рабочая программа для элективного курса по истории...
дискуссионные вопросы изучения истории
Рабочая программа для элективного курса по истории...
Вопросы по истории России XIX века
Вопросы по внутренней и внешней политике России XIX - начала XX века...
Вопросы по истории России XX века
Некоторые вопросы по истории России 20 века...
«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»
Рабочая программа элективного курса«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века»предназначена для обучающихся 11 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС О...
Работа ученика по изучению истории России 10 века
Презентация ученика посвящена одному из значимых периодов правления регента - княгини Ольги на русском престоле. Она смогла не только удержать доставшееся в управление государство, но и укрепила ...