дискуссионные вопросы изучения истории
рабочая программа по истории (9 класс) по теме
Рабочая программа для элективного курса по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussionnye_voprosy_izucheniya_istorii.rar | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» городского округа Саранск
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарного образования Руководитель кафедры
_____________. «__»_________2012г.
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Средняя школа №32»
____________ «__»_________2012г
«Утверждено» Директор МОУ «Средняя школа №32»
____________
Рабочая программа
элективного курса «Дискуссионные вопросы изучения истории» в 9 классе
Составитель: Смирнова Елена Андреевна
учитель истории МОУ «СОШ №32»
2012-2013 учебный год
Содержание рабочей программы
Паспорт программы………………………………………………………..…….3
Пояснительная записка…………………………………………………….…….4
Календарно-тематический план курса……………………………..………..…10
Список литературы………………………………………………………………11
Паспорт
рабочей программы элективного курса, предмета
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества образовательных услуг;
- для педагогических работников МОУ СОШ №32 программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МОУ СОШ №32 программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категории обучающихся: учащиеся МОУ СОШ №32 г.о. Саранска
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 16 недель
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 раза в неделю
Форма контроля: текущий контроль (контрольная работа, тест.)
Пояснительная записка
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Программа данного элективного курса по истории России предназначена для 9 класса общеобразовательного учреждения, составлена в соответствии с временными требованиями к обязательному минимуму содержания исторического образования в школе. Курс рассчитан на 17 часа, разработан на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России и всеобщей истории.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в историческом процессе.
Цели курса:
1. Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов об основных этапах важнейших событиях, происходивших в России и мире, о крупных деятелях отечественной и зарубежной истории.
2. Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся
3. Формирование личностного отношения к истории своей страны, потребности самостоятельного поиска и расширения исторических знаний.
4. Подготовка к ГИА
Задачи курса:
- формировать у учащихся чувства гордости, уважения к далёким предкам, сопричастности с судьбами края, толерантности и уважения к различным народам, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- стимулировать интерес к изучению истории, к участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/ понимать:
-основные этапы и ключевые события истории страны и края с древности до наших дней, выдающихся деятелей;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-изученные виды источников;
уметь:
-соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой;
-анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты;
-давать оценку значения событий и деятельности людей в истории;
-работать с различными источниками исторических знаний, историческими документами, общественно-политической литературой, периодической печатью;
-сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников, обосновывать своё отношение к изложенным в них оценкам;
-составлять план и конспект, готовить доклад и реферат; собирать историческую информацию через анкетирование и интервьюирование;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
Элективный курс по истории России играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, творческие работы.
Тематическое планирование по дисциплине «Дискуссионные вопросы изучения истории»
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Из них | |
Теоретич обучение | Самостоятельные работы | |||
1 | Древняя Русь. Период раздробленности | 6 | 5,5 | 0,5 |
2 | Единое русское государство | 4 | 3,5 | 0,5 |
3 | Россия в XVIII веке | 3 | 2,5 | 0,5 |
4 | Россия в XIX века | 3 | 2,5 | 0,5 |
Всего | 16 | 14 | 2 |
Содержание тем элективного курса
Древняя Русь. Период раздробленности
Древняя Русь, восточные славяне. Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян. Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава. Русь во времена Владимира Святославича.
Раздробленность Руси. Монголо - татарское нашествие. Правление Ярослава Мудрого. Русское общество в XI в. Время новых усобиц. Владимир Мономах – великий киевский князь. Политическая раздробленность Руси. Киевское и Чернигово-Северское княжества. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-восточная Русь в XII-начале XIII в. Культура Руси X - начала XIII в. Начало монголо-татарского вторжения. Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский. Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв.
Единое русское государство
Объединение Руси. Возникновение государства Российского. Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.
Единая Россия. Иван III. Образование единого государства – России. Иван III. Культура и быт XIV – XV вв.
Иван Грозный, внутренняя и внешняя политика. Смутное время. Реформы Ивана Грозного. Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство. В преддверии Смуты. Культура и быт конца XV-XVI в. Смутное время. Первые Романовы. «Священство» и «Царство». Культура и быт в XVII в.
«Бунташный век». Народные восстания. Внешняя политика России в XVII в. Присоединение Сибири. Нерусские народы России. Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.
Церковный раскол, культура и быт. Хозяйство и сословия.
Россия в XVIII веке
Эпоха Петра Великого. Начало славных дел Петра. Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования. Продолжение Северной войны. Реформы Петра Великого. Продолжение Северной войны. Реформы Петра Великого.
Эпоха Екатерины Великой. «Золотой век» Екатерины II». Внешняя политика России в второй половине XVIII в. Великие русские полководцы и флотоводцы. Русская церковь в XVIII в. Хозяйственное развитие России.
Народные движения. Сословия и социальные группы. Народы России. От Булавина до Пугачева. Культура, духовная жизнь и быт в XVIII.
Россия в XIX века
Правление Александра I. Правление Николая I. Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I. Начало Отечественной войны 1812 г. Завершение Отечественной войны 1812 г. Освободительные походы русской армии. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов. Начало правления Николая I. Попытки укрепить империю. Общественная жизнь России при Николае 1. Крымская война. Образование и наука в первой половине XIX в. Золотой век русской культуры. Русская православная церковь в первой половине XIX в.
Правление Александра II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. Государственные преобразования 60-70-х гг. XIX в. Внешняя политика России в 60-70-х гг. XIX в. Русско-Турецкая война 1877-1878 гг. Промышленность и транспорт в пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Внутреннее положение России после Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг.
Общественное движение в XIX веке. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители. Разночинцы. «Земля и воля» 60-х гг. XIX в. Н. Г. Чернышевский. Прокламацион-пая кампания. Нигилизм. Ишутинцы. «Нечаевщина». Истоки народничества, его основные идеи. Три течения в народничестве. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации, их состав, способы и формы борьбы: «хождение в народ» и его результаты. Террор и его последствия. «Земля и воля» 70-х гг. XIX в. «Народная воля». Правление Александра III.
Литература
- Учебник «История России XX- начало XXI в.» 9 кл., авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.В.Пыжиков. Москва «Просвещение», 2009.
- Тесты по истории «Россия и мир» (9-11 классы), 4-е издание, стереотипное. М.: «Дрофа», 2009 .
- История России: В 2 т. Т.1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахоров, Л.Е. Морозова и др. – М.: ЩЩЩ «Издательство АСТ», 2003.
4. Карамзин Н.М. История Государства Российского/ Н.М.Карамзин . – М: «Эксмо», 2007.
5.Терещенко А.В. История культуры русского народа./ А.В.Терещенко. – М.: «Эксмо», 2011.
6. Ушакова О.Д. Великие полководцы. Справочник школьника. С.-Пб.: «Литера», 2005.
7. Ушакова О.Д. Великие битвы. Справочник школьника. Санкт-Петербург.: «Литера». 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века (11 класс)
Программа курса дополнительного образования «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными ...
Дискуссионные вопросы изучения истории
Рабочая программа элективного курса "Дискуссионные вопрсы изучения истории"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Дискуссионные вопросы отечественной истории» 10-11 кл.
В содержании курса уделяется внимание изучению дискуссионных вопросов отечественной истории в период с 9-н.21 в. для уч-ся 10-11 кл....
дискуссионные вопросы изучения истории
Рабочая программа для элективного курса по истории...
подготовка к ЕГЭ. Спец.курс по истории "Актуальные вопросы изучения истории"
рабочая программа по спец.курсу "Актуальные вопросы изучения истории" 11 класс....
«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»
Рабочая программа элективного курса«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века»предназначена для обучающихся 11 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС О...
Рабочая программа ОДОД "Актуальные вопросы изучения истории"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актуальные вопросы изучения истории" предназначена для обучающихся 9-х классов. Цель дополнительной общеобразовательной про...