Технологическая карта урока истории по теме «Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва» с применением метода проблемного изложения
план-конспект урока по истории (8 класс)
Урок разработан для обучающихся 8 класса по теме "Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 387.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа: методическая разработка урока истории
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии»
Технологическая карта урока по теме
«Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва»
с применением метода проблемного изложения
Предмет | История России |
Класс | 8 |
Тема | Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва |
Цели | Предметная: дать характеристику восстания под предводительством Е. Пугачева, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий. Метапредметная: способствовать формированию навыков характеризовать историческую личность на примере лидера народного восстания Е. И. Пугачева; анализировать документы, обобщать и делать выводы, продолжать развивать умения работать с исторической картой; находить связь между прошлым и настоящим Личностная: формировать интерес учащихся к историческому наследию своей страны; воспитывать уважение к прошлому России, богатому на события яркие и неоднозначные, уважения к русскому народу, Отечеству |
Задачи | - установить личность Емельяна Ивановича Пугачёва, хронологические рамки восстания; - выявить основных участников и причины их недовольства, а также, что послужило поводом к восстанию; - изучить основные события восстания и её итоги; - продолжать развитие умения сравнивать, выделяя общее и различное, анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой, с историческими документами; - продолжать формирование чувства любви к Родине, уважения к её прошлому, богатому на события яркие и неоднозначные события, к многонациональному российскому народу, к народным вождям, способным на самопожертвование ради счастья обездоленных. |
УУД | Личностные: формировать полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора. Регулятивные: планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент. Познавательные: овладеть базовыми понятиями, уметь находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; определять основную и второстепенную информацию. Коммуникативные: вести диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивать собеседника, выражают свои взгляды с эмоциональной окраской, уметь организовать общение. |
Результаты | Предметные: развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий; объяснения фактов; выработка умений давать оценку историческим событиям и процесса, деятельности исторических личностей. Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции; уважение к истории и культуре своего и других народов. Метапредметные: способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность; выработка умений работать с учебной информацией; готовность к сотрудничеству с соучениками; формирование умения определят цели своей деятельности и представлять ее результаты; осуществлять самоконтроль и самооценку |
Основные понятия | крестьянская война, предводитель восстания, народные массы, самодержавная власть, работные люди, государственные крестьяне, крепостные крестьяне |
Формы учебной работы | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Технология | Кейс - технология |
Дидактическая структура урока | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | |||
На доске записан эпиграф: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин) Вопросы: - о каком бунте пишет Пушкин А.С. - почему он называет Русский бунт «беспощадным»? | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. Знакомятся с эпиграфом, озвучивают свои предположения. Формулируют тему урока. | Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала. | |
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | |||
Вопрос и задание 1. Как вы думаете, почему Уложенная комиссия так и не завершила свою деятельность: не создала нового Уложения, свода законов Российской империи? 2. Тестовое задание 1 1. Жалованная грамота дворянству была издана: а) в 1767 г. б) в 1775 г. в) в 1785 г. 2. Губернская реформа была проведена: а) в 1773 г. б) в 1775 г. в) в 1783 г. 3. Подготовить свод законов Российской империи должно было: а) Вольное экономическое общество б) Уложенная комиссия в) Верховный тайный совет 4. Политику Екатерины II называют: а) республиканской б) «просвещенным абсолютизмом» в) жалованным абсолютизмом 5. Указ, разрешавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь, был издан: а) в 1765 г. б) в 1775 г. в) в 1785 г. Тестовое задание 2 1. Передача монастырских и церковных земель в государственное управление: а) меркантилизм б) рекрутчина в) секуляризация 2. Запорожская Сечь была ликвидирована: а) в 1775 г. б) в 1783 г. в) в 1887 г. 3. Крепостное право на Украине было введено: а) в 1765 г. б) в 1783 г. в) в 1785 г. 4. Указ, по которому разрешалось свободно открывать типографии, был издан: а) в 1765 г. б) в 1775 г. в) в 1783 г. 5. Автор «Путешествия из Петербурга в Москву», в котором показаны все ужасы крепостной зависимости крестьян: а) А. Н. Радищев б) Н. И. Новиков в) Феофан Прокопович | Слушают учителя, выполняют задания | Познавательные: самостоятельное создание способов решения задания | |
«В 1773 году на одном из постоялых дворов объявился «чудом воскресший» император Петр 3. К «государю» стали прибывать казаки. Первые не поверили в то, что этот человек – царь, но захотели воспользоваться случаем и решить свои казачьи проблемы. Прибывшим позднее «император» показал на теле особые отметины, которые, по народному поверью, должны были быть у всех правителей, - то ли двуглавый орел, то ли царский герб. На вопрос о происхождении отметин «государь» по-царски произнес: «А то, други мои, простым людям ведать не подобает». Не знали доверчивые казаки, что этот «среднего роста , сухощавый, русоволосый человек с черной с проседью бородой и карими глазами» совсем не император Петр III, а донской казак Зимовейской станицы Емельян Пугачев. Поклонившись «государю Петру Фёдоровичу», казаки сделали свой выбор… Так начиналось казацкое восстание, переросшее в длительную и кровавую войну, именую в России «пугачевщиной». Это было четвертое по счету жестокое противостояние народа и власти. Вопросы: -Какие еще проходили восстания? -Какова была причина народных волнений? Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. Размышляют о теме урока, формулируют ее и записывают в тетрадь. Формулируют проблемный вопрос: «Действительно ли восстание под предводительством Пугачева могло быть победоносным или это всего лишь смелые заявления исследователей» | Личностные УУД: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные УУД: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения поставленной задачи. | |
III.Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися новых знаний по теме урока | |||
Предлагаю вам послушать диалог. В.- Откуда вы родом? О. - Из станицы Зимовейской на Дону. В.- Вам приходилось воевать? О.-Да, воевал: в семилетней войне, русско-турецкой. Сражался храбро, за что был повышен в чине хорунжего,в 1771г. дезертировал, был пойман, бежал… В. - Какой нашли выход из своего положения? О.- Объявил себя «чудесно спасшимся» императором Петром 3. В.- Что делали для привлечения на свою сторону? О. -Рассылал «прелестные грамоты» В. -Вы хотели нажиться на чужих страданиях? О. -Нет, я хотел добиться справедливости, чтобы народ не страдал… В.- Пытались вы склонить на свою сторону дворян? О. -да пытался, но у нас были разные интересы… Вопрос: О ком идет речь? Помните ли вы произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? Создавая его, Пушкин много внимания уделил личности Пугачева и событиям, которые тогда происходили в стране. Он тщательно углублялся в историю конфликта и изучал много исторических источников. Давайте узнаем, какую же характеристику он дал нашему сегодняшнему гостю. Вот как описывает Пушкин Е.Пугачёва на стр. «Капитанской дочки» при первой встрече: «лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Волосы были обстрижены в кружок». Сейчас давайте объединимся в группы и приступим к работе с предложенными материалами. Обратите внимание, что для каждой из групп предложен пакет с заданиями. Обратите внимание на памятку по работе в группах (Приложение 1). По окончании проработки материала каждая из групп должна будет представить свой мини-проект – кластер-схему, которую вы составите, выполнив задания. Задание 1. Закрепите за каждым членом группы его роль. Задание 2. Прочитайте предложенный текст и составьте исторический портрет Пугачева.
Задание 4. Рассмотрите карту восстания. Выпишите его причины и последствия с помощью учебника. | Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают гипотезу, варианты и способы. Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Изучают предложенный отрывок и дают ему оценку. Работа в группах с кейсами. Делают записи в тетради. | Личностные УУД: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные УУД: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные УУД: высказывают свои предположения, узнают новый материал. | |
IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся; провести коррекцию | |||
Подведение итогов работы, разбор ошибок в кейсах. Наш сегодняшний урок был насыщенным и интересным, вы узнали много нового. Сейчас вы получите тесты, в них будут вопросы по материалам нашего урока. Тест. 1. Какой титул от рождения имела Екатерина II? а) немецкая принцесса; б) шведская королева; в) русская дворянка 2. За какого правителя выдал себя Емельян Пугачев? а) Петра III; б) Ивана IV; в) Александра I. 3.Как Пугачев привлекал людей на свою сторону? а) рассылал «прелестные грамоты»; б) заставлял силой; в) подкупал. 4.Откуда Пушкин А.С. брал сведения для написания своей повести? а) Он слушал и записывал то, что говорили разные люди; б) из книг; в) пользовался своей фантазией. 5.В какие годы проходило Пугачевское восстание? а) 1773-1775гг. б) 1812-1813гг. в) 1780-1785гг. 6. Определите жанр произведения: а) роман; б) семейно-бытовая хроника; в) историческая повесть 7. Как можно охарактеризовать отношения между Пугачёвым и народом? а) народ верил и доверял лжецарю; б) простой люд не доверял ему; в) обман и ложь царили в стане Пугачёва. 8. Где начинается восстание Пугачёва? а) близ г. Санкт-Петербурга; б) на Урале у городка Яицкого; в) в Симбирске. По окончании работы учащиеся меняются работами для взаимопроверки. | Представляют групповую работу. Выполняют задания. Отвечают на вопросы. | Умение применить полученные знания | Личностные УУД: действие смыслообразования; оценивание усваиваимого содержания; Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, ведение спора. Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание обучающимися результатов своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | |||
Подводя итоги, вернемся с вами к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. «Действительно ли восстание под предводительством Пугачева могло быть победоносным или это всего лишь смелые заявления исследователей». Так ли это? Итак, сейчас обратимся к листам самопроверки. Каждому из вас необходимо будет оценить себя, после чего, лидер группы подведет итог, и поставит вам итоговую оценку. Лидера же будет оценивать вся группа. На это у вас две минуты. | Дают оценку деятельности Пугачева, его характеру и внешнему облику. Оценивают друг друга. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные УУД: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | |
VI. Комментирование домашнего задания. | |||
| Открывают дневники, записывают домашнее задание | Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Памятка.
«Правила работы в группе»
- Слушай, что говорят другие.
- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
- Говори спокойно ясно, только по делу.
- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
- Помогай товарищам, если они об этом просят.
- Точно выполняй возложенную на тебя роль.
«Групповые должности»
Четко распределите следующие роли и обязанности:
1.Выбрать капитана группы.
2. Выбрать хранителя времени ( Задача хранителя времени: напоминать об оставшемся времени.)
3.Выбрать двух писарей (писарь-лицо, профессионально занимающееся перепиской чего-либо) требование к писарю: аккуратность, грамотность.
4. Выбрать искателей информации.
Задания.
Задание 1. Закрепите за каждым членом группы его роль.
Задание 2. Прочитайте предложенный текст и составьте исторический портрет Пугачева.
Задание 3. Ответьте на вопросы:
- Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей?
- Можно ли сказать, что Пугачев – лидер?
- Какие таланты Пугачева раскрылись во время восстания?
- Могли ли восставшие одержать победу под руководством такого предводителя?
Задание 4. Рассмотрите карту восстания. Выпишите его причины и последствия с помощью учебника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
С первым описанием внешности Пугачева мы знакомимся во второй главе. Попавший в буран Гринев натыкается то ли на волка, то ли на человека. Это сравнение с хищным зверем символично: появившийся герой — вожак разбойничьей стаи.
Следующая встреча героев происходит в главе "Приступ". Сначала Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: "Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость". И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями.
В третий раз описание героя дано во время казни. Одежда и поведение Пугачева свидетельствуют о том, какое представление о царе-батюшке сложилось у народа, перед нами оживает практически лубочная картинка, на фоне которой противоестественно выглядит пролитая настоящая кровь: "Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза". Во время вынесения смертных приговоров Пушкин намеренно не показал выражение лица и глаз Пугачева, он обрисовал лишь отрывистые жесты и резкие фразы: "Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком.. ."Вешать его! " — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня".
В главе "Незваный гость" один за другим идут сразу три портрета Пугачева. Сначала попадья Акулина Памфиловна говорит о "ястребиных", хищнических глазах Пугачева, затем Гри неву предоставляется возможность самому разглядеть вожатого в его новом обличье. Попав на военный совет, Гринев внимательно смотрит на страшных знакомых: "...Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами... С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого"
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Лист оценки ученика
Критерии | Моя оценка (+ или -) | Оценка других (+ или -) |
Я слушал, что говорят другие… | ||
Я делал выводы и задавал вопросы… | ||
Я говорил спокойно, только по делу… | ||
Я выполнил работу без недостатков… | ||
Я помогал другим… | ||
Я точно выполнял свою роль… | ||
Итоговая оценка |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Тест.
1. Какой титул от рождения имела Екатерина II?
а) немецкая принцесса; б) шведская королева; в) русская дворянка
2. За какого правителя выдал себя Емельян Пугачев?
а) Петра III; б) Ивана IV; в) Александра I.
3.Как Пугачев привлекал людей на свою сторону?
а) рассылал «прелестные грамоты»; б) заставлял силой; в) подкупал.
4.Откуда Пушкин А.С. брал сведения для написания своей повести?
а) Он слушал и записывал то, что говорили разные люди;
б) из книг;
в) пользовался своей фантазией.
5.В какие годы проходило Пугачевское восстание?
а) 1773-1775гг. б) 1812-1813гг. в) 1780-1785гг.
6.Определите жанр произведения:
а) роман; б) семейно-бытовая хроника; в) историческая повесть
7. Как можно охарактеризовать отношения между Пугачёвым и народом?
а) народ верил и доверял лжецарю;
б) простой люд не доверял ему;
в) обман и ложь царили в стане Пугачёва.
8. Где начинается восстание Пугачёва?
а) близ г.Санкт-Петербурга; б) на Урале у городка Яицкого; в) в Симбирске.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Таблица «Восстание под предводительством Е. Пугачева»
Дата | Хроника восстания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории по теме: "Восстание декабристов"
Цели урока: выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. развивать навыки работы в группе, учиться выделять гла...
технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейшая Греция" в технологии проблемно-развивающего обучения
паспорт урока раскрывает программные требования ФГОСа, технология проблемно-развивающего обучения на материале истории Древней Греции позволяет выстроить основные этапы урока по современным стандартам...
Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления
Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....
Презентация к уроку истории на тему "Восстание Спартака"
Презентация к уроку истории на тему "Восстание Спартака"...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Презентация к уроку истории на тему "Восстание декабристов" 8 или 10 класс
Презентация подойдет к уроку на тему Воссстание декабристов как для 8, так и для 10 классов...
Конспект урока истории на тему: "Восстание декабристов"
Тема урока: Восстание декабристовЦельДать представление о восстании, которое произошло в Петербурге 14 декабре...