Программа работы с одарёнными детьми по истории и обществознанию
рабочая программа по истории (7 класс)
Программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Томмот» МО «АР»
Рассмотрена на заседании НМС: протокол № _____ от «___» _______ | УТВЕРЖДЕНА:_________________________ директор мбоу сош № 8: Т.Н.Казакова Приказ № _______ от «___» ________ |
ПРОГРАММА
работы с одарёнными детьми
учителя истории и обществознания, Казакова Т.Н.
Пояснительная записка
Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей.
Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы.
Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, таят в себе огромный потенциал, который при умелом раскрытии может принести существенную пользу не только себе и своим близким, но и обществу. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в школе в целом и на уроках истории и обществознания в частности. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, необходимо подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех обучающихся. Выявление одаренных детей- процесс сложный и длительный, требующий от учителя больших душевных и физических сил.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие его особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистичные цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относится к детям, стоящим ниже него в интеллектуальном развитии. Он может оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Цель программы: создание системы деятельности учителя истории по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности.
Основные задачи:
1. Создавать оптимальные условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
2. Расширять возможности для самораскрытия обучающихся посредством участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах;
3. Повышать мотивацию к самостоятельной и творческой деятельности;
4. Совершенствовать систему подготовки учителя по данной проблеме;
5. Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;
6. Внедрять в учебно-воспитательный процесс различные виды и формы творческой самореализации; реализовывать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
7. Создать и пополнять банк данных «Одаренные дети».
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми по истории и обществознанию:
- принцип гуманизма;
- принцип индивидуализации;
- принцип дифференциации; -
-принцип гуманитаризации.
Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные обучающиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Этапы работы:
1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся –физических (здоровья), психологических, личностных, познавательных. Для этого используются личные наблюдения, анкетирование, диагностические исследования, беседы с родителями, классными руководителями.
2. Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий.
4. Постоянный контроль за результатами работы обучающихся.
5. Вовлечение их в различные виды внеурочной деятельности по предмету, участие в различных конкурсах, олимпиадах, акциях и т.п.
С целью максимального включения в работу всех групп обучающихся, необходимо использовать различные формы уроков и виды деятельности. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые игры, уроки- практикумы, уроки конференции, круглые столы, уроки- диспуты. Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, творческой направленности. Наиболее результативными видами деятельности являются: участие в дискуссии, работа с источниками информации, решение компетентностно- ориентированных заданий, участие в проектной и исследовательской деятельности.
Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории и обществознания предоставляет дифференциация домашнего задания:
- прием «три уровня домашнего задания»: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней.
Первый уровень - обязательный минимум,
Второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу.
Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.
- прием «особое задание»: продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.
- прием «энциклопедист»: предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала обучающимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок
- прием «молодой учитель»: ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
Внеурочная работа
Основные формы внеурочной образовательной деятельности
Форма | Задачи |
Факультатив |
|
Ученическая конференция |
|
Предметная неделя (декада) |
|
Научное общество учащихся |
|
Кружки, студии, объединения |
|
Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных обучающихся через:
- факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы.
-большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель.
- проведение индивидуальных занятий с высокомотивированными обучающимися, подготовка их к предметным олимпиадам помогает повышать статус ребенка еще и за пределами школьных стен;
Организация работы кружков, факультативов, элективных курсов и курсов по выбору обучающихся позволяет решать следующие задачи:
-Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
- Повышение степени самостоятельности обучающихся.
-Расширение познавательных возможностей обучающихся.
-Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Организация предметных недель позволяет:
-Представлять широкий спектр форм внеурочной деятельности.
-Повышать мотивацию учеников к изучению образовательной области.
-Развивать творческие способности обучающихся.
Организация исследовательской работы учащихся в школе
Подготовительный этап:
| Формы:
|
Творческий этап:
| Формы:
|
Проектно- исследовательская деятельность
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. В связи с этим необходимо широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и метод проектов.
Под проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Обучающимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать различные способы человеческой деятельности.
Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, формирования личностных и коммуникативных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Защищая свой проект на общешкольной конференции, получает очень важный и необходимый опыт.
В процессе работы решаются следующие задачи:
-Формирование, совершенствование навыков научной организации труда.
-Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
-Формирование исследовательских навыков.
-Развитие информационной культуры учащихся.
Участие в конференции позволяет:
-Развивать умения и навыкы самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
-Обобщать и систематизировать знания по учебным предметам.
-Формировать информационную культуру обучающихся.
Применение интерактивных технологий в преподавании истории и обществознании.
Технология интерактивного обучения предполагает, что преподаватель и учащиеся становятся активными участниками учебной деятельности. Школьники осваивают материал, взаимодействуя между собой и с учителем.
Интерактивность позволяет значительно повысить качество обучения, сделать осмысленным процесс получения знаний. Важное преимущество интерактивной технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно в ходе группового взаимодействия.
Кардинально меняются роли преподавателя и обучающихся на уроке. Школьник на занятии перестает быть статичным объектом, а учитель – транслятором знаний.
Каждый эпизод урока включает интерактивные методы обучения, благодаря которым организуется творческая деятельность учеников. Отдается предпочтение проблемным заданиям, которые не имеют одного правильного ответа. Значимость в обучении приобретает не только результат, но и ход рассуждений. В процессе работы в группе формируется критическое мышление. Школьники учатся подбирать аргументы к своему ответу, взаимодействовать в команде.
Этап рефлексии деятельности для учащихся не менее важен, чем этап открытия нового знания.
Роль преподавателя
Преподаватель выбирает оптимальные интерактивные методы в соответствии с поставленными образовательными целями. Продумывает ход урока, выбирает форму рефлексии. На уроке учитель занимает позицию консультанта, наставника и помогает школьникам самостоятельно находить информацию, осваивать новые навыки. Преподаватель организует совместную деятельность учащихся. Выступает в качестве модератора – специалиста, устраняющего конфликты, возникающие при групповом взаимодействии.
Преимущество для учащихся
• Повышается мотивация, связанная с познавательной деятельностью.
• Уровень тревожности у школьников снижается. Ребенок в процессе интерактивного урока приобретает уверенность в своих силах.
• Знания усваиваются более эффективно, благодаря совместной деятельности.
• Эмоциональный климат в детском коллективе улучшается. Преимущество для учителя
• Учебное время используется более эффективно.
• Снижение нагрузки на уроке. Ученики большую часть учебного времени работают самостоятельно. Основные трудности для учащихся
• У учащихся не достаточно знаний и опыта для самостоятельной познавательной деятельности без участия преподавателя.
• В группах возникают конфликты, потому что одни ученики могут присваивать результаты труда других.
• Есть дети, которые не могут работать к команде. Основные трудности для учителя
• Чтобы групповая деятельность была эффективна, необходимо обучить учащихся правилам работы в группе. Для этого необходимо найти время, часто в ущерб другим урокам.
• Для организации групповой деятельности требуются специальные умения.
• В классе всегда найдутся школьники, которые не хотят работать в группе. Преподавателю необходимо включить их в общий учебный процесс
- Проблемное обучение, ТРКМ (технология развития критического мышления), кейс- технология, игровая технология, проектно- исследовательская технология: позволяют развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания, ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Информационно-коммуникационные технологии.
Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
Опыт работы показал, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научноисследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся.
В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
В арсенале учителя много методов интерактивного взаимодействия. Наиболее часто встречаются такие:
• дискуссия и диспут;
• деловая и ролевая игры;
• мозговой штурм;
• исследовательские, информационные и творческие проекты.
Цели использования интерактивного обучения
• Школьник максимально вовлекается в процесс обучения.
• Совершенствуются навыки группового взаимодействия.
• Для обучающегося меняется роль на уроке: от объекта обучения к эффективно действующему субъекту.
• Более качественное усвоение учебного материала.
• Развитие коммуникативных навыков учащихся.
Основные направления реализации программы:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы;
- создание системы диагностики одаренности учащихся начальной школы;
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми: осуществление апробации и внедрения методических разработок в педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми, повышение уровня профессионального мастерства педагогов
- организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций и т.д.;
- осуществление поддержки одаренности через организацию школьного конкурса «Ученик года».
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- НОУ
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
- работа по индивидуальным планам;
- использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);
- создание детских портфолио.
Программа предусматривает работу по трем направлениям
работа на уроке;
внеурочная деятельность;
работа с родителями.
План реализации программы
Этап | Мероприятия программы |
2019-2020 учебный год |
|
2020-2021 учебный год |
|
2021-2022 учебный год |
|
Этапы
2019-2020 учебный год – проектировочный.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися
Задачи:
- Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
- Разработка программы работы с одаренными учащимися.
- Анализ материально-технических условий реализации программы.
2020-2021 учебный год – экспериментальный.
Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
- Диагностика склонностей уч-ся
- Адаптация учебных программ, программ факультативов.
- Повышение квалификации
2021-2022 учебный год – переход в режим функционирования.
Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
- Анализ итогов реализации программы.
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
- Коррекция затруднений в реализации программы.
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
- Создание базы для развития одаренности и таланта учащихся в современных условиях общеобразовательной школы.
- Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми.
- Формирование банка данных «Одаренные дети», включающего в себя сведения о детях с различными типами одаренности.
- Использование систем диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Обобщение и систематизация материалов, пролонгация опыта работы.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми
Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...
Система работы с одарёнными учащимися учителя истории и обществознания Осокиной Н. А.
Опыт работы учителя истории и обществознания по индивидуальным программам с одарёнными учащимися и опыт работы городской школы одарённых детей для учащихся 10-11 классов...
Программа работы с одарёнными детьми
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....
Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"
Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....
Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку
Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...
Программа работы с одарёнными детьми
Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми....
программа работы с одарёнными детьми
прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...