Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток" в форме игры по станциям для обучающихся пятых классов
методическая разработка по истории (5 класс)
Вниманию предлагается технологическая карта повторительно-обобщающего урока истории в 5 классе по теме "Древний Восток". Повторение проходит в форме игры-соревнования команд из пяти 5-х классов (по 6-7 человек). Остальные обучающиеся участвуют в роли болельщиков, им дается возможность помогать своим командам. Команды поочередно проходят пять станций соответственно полученному маршрутному листу. На каждой станции они выполняют задания, которые систематизируют и обобщают их знания по разделу истории Древнего мира. В конце игры происходит подсчет баллов и выявление победителей. В проведении игры на всех пяти станциях и в работе жюри задействованы обучающиеся 10 педагогического класса. Такой вариант урока будет интересен для коллег-педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno-oboshchayushchiy_urok_drevniy_vostok_.docx | 56.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта повторительно-обобщающего урока по теме «Древний Восток».
Педагогические | 1. Повторить основные понятия и закономерности в истории стран Древнего Востока (особенности географической среды, земледелие и скотоводство как главные занятия населения, возникновение неравенства, государства), развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; 2. Подчеркнуть особый вклад народов Древнего Востока в развитие хозяйства и культуры всего мира |
Тип и вид урока | Повторительно-обобщающий урок в виде игры-соревнования по станциям команд пяти 5-х классов |
Планируемые | Обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока, осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира. Развивать интерес и уважение к истории и культуре народов Древнего Востока. |
Личностные | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Стремление больше узнать, развивать образовательные интересы. Развивать память, мышление, монологическую речь. |
Метапредметные | Продолжать учиться работать в команде, поддерживать своих товарищей, овладевать практикой совместных действий. Уметь организовать и регулировать свою деятельность, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований игры по станциям, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Древние цивилизации Месопотамии. Древний Вавилон. Древний Египет. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия. Палестина. Израильское царство. Ассирия. Древняя Индия. Древний Китай. Условия жизни и занятия населения. Образование государств. Культурные достижения народов Древнего Востока, их вклад в мировую культуру. Использование достижений древних народов в современной жизни. |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карты: «Древние государства мира», «Древний Восток», «Индия и Китай в древности». Презентация «Культурное наследие Древнего Востока», подготовленная к данному уроку. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся 5-х классов, организованных в пять команд. Остальные обучающиеся пятых классов будут болельщиками, которые могут помогать своим командам
| Команды выступают с кратким приветствием | Быстрая организация и включение в деловой ритм | За приветствие начисляются баллы |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. | Сообщает тему игры по станциям, сообщает обучающимся правила игры, выдает маршрутные листы. | Слушают учителя, усваивают правила. | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированную под руководством учителя | Ответы на уточняющие вопросы |
III. Контроль, оценивание и коррекция знаний. Древний Восток. Образование государств. Культура Древнего Востока | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой | В заданиях, предлагаемых по станциям, идет рассмотрение вопросов: – Как древневосточные государства возникли и какова их сущность? – Каков вклад народов Древнего Востока в мировую культуру? | Отвечают по вопросам, работают с картой, выполняют задания, отгадывают кроссворды. Называют и показывают на карте Месопотамию, Древний Вавилон, Древний Египет, Финикию, Палестину, Израильское царство, Ассирию, Древнюю Индию, Древний Китай; главные реки. Раскрывают сущность государства, даты образования государств. Перечисляют культурные | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, помогают товарищам по команде, принимают совместные решения | |
Станция «Исторические загадки» | Командная деятельность. Практический. Карточки с загадками | Учитель-руководитель станции и обучающиеся 10 класса предлагают пятиклассникам шуточные исторические загадки, каждый правильный ответ оценивается 1 баллом | Работают с тестами карточек, принимают командное решение | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Карточки, накопительная балльная система |
Станция «Картография» | Командная деятельность. Практический. | Учитель-руководитель станции и обучающиеся 10 класса предлагают пятиклассникам на условии слепого выбора задания по настенной исторической карте и контурной карте. Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами. | Работают с заданиями по настенной и контурной картам. Принимают командное решение | Познавательные: Показывают умения работать с настенной и контурной картам, читать ее легенду, использовать правила заполнения контурной карты. Используют знаково-символические средства Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Карточки, накопительная балльная система |
Станция «Кто и что? Изобретения древних». | Командная деятельность. Практический | Учитель-руководитель станции и обучающиеся 10 класса предлагают пятиклассникам на условии слепого выбора выбрать одну страну Древнего Востока и из предлагаемых карточек взять те, на которых указаны изобретения и достижения народов этой страны. За каждый правильный ответ получают по 1 баллу. | Работают с тестами карточек, принимают командное решение | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Карточки, накопительная балльная система |
Станция «Кроссворд» | Командная деятельность. Практический | Учитель-руководитель станции и обучающиеся 10 класса предлагают пятиклассникам на условии слепого выбора выбрать один кроссворд с понятиями, именами, событиями одной древневосточной страны. За каждый правильный ответ в кроссворде получают по 1 баллу. | Работают с заданиями кроссворда, принимают командное решение | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Карточки, накопительная балльная система |
Станция «Культурное наследие Древнего Востока» | Командная деятельность. Практический | Учитель-руководитель станции и обучающиеся 10 класса предлагают пятиклассникам видеотест в подготовленной презентации «Культурное наследие Древнего Востока». За каждый правильно названный объект культуры и правильное соотнесение его со страной даётся два балла | Работают со слайдами презентации, принимают командное решение | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; работают с визуальной информацией Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Карточки, накопительная балльная система |
IV. Заключительный этап игры-соревнования. Подведение итогов. | Сообщение учителя об итогах деятельности команд, подведенных жюри из обучающихся 10 класса. | Называются командные места в игре-соревновании, происходит награждение победителей. | Оценочная | Регулятивные: обучающиеся оценивают свою деятельность, определяют, что им помогало, что вызывало трудности. |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Путевой лист игры по станциям «Знаешь ли ты историю и культуру Древнего Востока?»
1.КОМАНДА________________________________________
КЛАСС
№ | Название станции | Кабинет | Баллы | Подпись руководителя станции |
Представление команды (название, девиз) | Рекреация 4 этажа | |||
1 | Исторические загадки | №41 | ||
2 | Кто и что? Великие изобретения древних | №42 | ||
3 | Картография | №44 | ||
4 | Кроссворд | Рекреация 4 этажа | ||
5. | Культурное наследие Древнего Востока | №43 | ||
ИТОГО: |
Приложение 2
Станция «ЗАГАДКИ» Команды отвечают на исторические загадки, правильный ответ – 1 балл. Баллы суммируются и выставляются в путевой лист команды.
ОТВЕТЫ На восточном побережье
Называли даром Нила, Много лет назад то было. Фараоны и гробницы. Мемфис той страны столица. (Египет)
Здесь писали на табличках Хаммурапи правил лично, Законы строгие он ввел, Этим славу приобрел. Этот город вам знаком Его имя (Вавилон) | Земледельцы и брахманы, Слуги, воины, цари. И слоны, и обезьяны Славу той стране несли. (Индия) Чтобы страну обезопасить И гуннов племена изгнать, Построить там решили стену, Толпу туда пришлось пригнать! (Китай) В древнем царстве-государстве Между двух великих рек Был царем один жестокий И тщеславный человек И это вовсе не обман Правил там……….. (Цинь Шихуан) Много, много лет назад В той стране, где Небо чтят, Жил мудрец из мудрецов. Не любил он подлецов, Не платил он контрибуций, Звали все его………… (Конфуций). |
Приложение 3
Станция КАРТОГРАФИЯ.
Команда на условии слепого выбора берут:
- одну карточку «Моря» (синяя карточка)
- одну карточку «Реки» (красная карточка)
- одну карточку «Города» (белая карточка)
- одну карточку «Горы» (желтая карточка)
Эти объекты показывает на карте, причем соблюдая правила (город – точкой, море – обведение акватории, реку – по течению, от истока к устью).
За правильный показ объекта – 2 балла. (Максимум – 6 баллов)
Приложение 4
Станция «КРОССВОРД»
Междуречье | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
3 | 4 |
| |||||||||||
|
|
| |||||||||||
2 |
| 5 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| ||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| ||||||||||
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||
1. Древний народ Междуречья | |||||||||||||
2. Богиня плодородия и любви в древнем Междуречье | |||||||||||||
3. Царь, издавший законы в древнем Междуречье | |||||||||||||
4. Название реки в древнем Междуречье | |||||||||||||
5. Столица государства в древнем Междуречье | |||||||||||||
6. Система письма в древнем Междуречье | |||||||||||||
7. Воинственное государство, которое первым стало использовать железо |
Передняя Азия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
| 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 7 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Город в Финикии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Знак финикийского алфавита | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Самая крупная финикийская колония | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Что основывали финикийцы на захваченных территориях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Город в Финикии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Главный строительный материал в Двуречье | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Город в Финикии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Египет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
|
| 5 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Название правителя Египта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Богиня неба в виде коровы с телом, усыпанном звездами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Знак-рисунок египетского письма | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Служитель богов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Богиня весны и природы, жена бога Осириса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Мелкий предмет, защищающий от злых духов и несчастий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Приспособление для полива полей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
4 | 5 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
|
| 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Название касты, в которую входили крестьяне и ремесленники | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Имя царевича, который обрел мудрость и стал называться Будда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Горы на севере Индии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Кем становился в старости брахман? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Игра для царей в Индии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Царь, объединивший Индию и принявший буддизм |
Китай | |||||||||||
5 | |||||||||||
| |||||||||||
| 6 | 7 | |||||||||
|
|
| |||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4 |
|
|
| ||||||||
|
| ||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
| ||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
| |||||
1.Китайский мудрец | |||||||||||
2. Значок-рисунок китайского письма | |||||||||||
3. Крылатый змей в китайских поверьях | |||||||||||
4. Ткань, изготовление которой изобрели китайцы | |||||||||||
5. Кочевники, угрожавшие с севера китайцам | |||||||||||
6. Материал для письма, изобретенный в Китае | |||||||||||
7. Главная зерновая культура Китая |
Приложение 5
Станция «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»
Команда садится, смотрит презентацию и называет правильно памятник культуры и его местонахождение (показываем по одному слайду).
Оценивание: 2 балла за правильное название + 1 балл за название страны
ОТВЕТЫ:
№ иллюстрации | Название памятника культуры | Страна |
1 | Большой Сфинкс и пирамида Хефрена | Египет |
2 | Храм в Карнаке | Египет |
3 | Рельеф «Охота на львов» | Ассирия |
4 | Рельеф «Финикийский корабль» | Финикия |
5 | Вавилон (реконструкция) | Вавилонское царство |
6 | Колонна царя Ашоки | Индия |
7 | Бронзовая статуэтка Ганеша | Индия |
8 | Великая китайская стена | Китай |
9 | Воины императора в гробнице Цин Шихуана | Китай |
Приложение 5
СТАНЦИЯ «Кто и что? Великие изобретения древних».
Команда ВСЛЕПУЮ БЕРЕТ карточку со страной и выбирает из карточек те изобретения, которые сделаны в данной стране. За каждую правильную карточку 2 балла, ошибочная карточка – минус 1 балл. (Максимум 6 баллов)
ЕГИПЕТ | ДВУРЕЧЬЕ | АССИРИЯ | ФИНИКИЯ | КИТАЙ | ИНДИЯ |
КАЛЕНДАРЬ, ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ, ДРОТИКИ | КИРПИЧ, КЛИНОПИСЬ, СВЯЩЕННОЕ ЧИСЛО 60 | БИБЛИОТЕКА ГЛИНЯНЫХ КНИГ, ТАРАН, ЖЕЛЕЗО | ПРОЗРАЧНОЕ СТЕКЛО, ПУРПУРНАЯ КРАСКА, ПЕРВЫЙ АЛФАВИТ | БАМБУКОВАЯ КНИГА, КОМПАС, ЧАЙ | ЦИФРЫ, ШАХМАТЫ, САХАР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"
Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....
Повторительно-обобщающий урок по теме «Does Your Health Depend on You?» 6 класс
Обобщающий урок по теме "Здоровье. Зависит ли оно от нас?" (к УМК Кузовлева В.П. 6 класс) способствует закреплению усвоенной лексики по теме "Здоровье", развивает мыслительную деятельность учащихся, ф...
Компьютерная мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме: «Десятичные дроби» МАТЕМАТИКА 5 класс.
Компьютерная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме : "Десятичные дроби", математика 5 класс...
Статья в сборнике НПК "ДИАЛЕКТИКА ФОРМ ТРУДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПЯТЫХ КЛАССАХ"
При диалектическом подходе в организации учебного процесса на уроках математики возникает потребность наряду с индив...
«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов
Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...
Игра по станциям для обучающихся начальной школы "Мой город- Ленинград!"
Это не оригинальная идея. Однако в соавторстве с моими учениками, мы постарались привнести в нее новое.Игра по станциям поможет детям, которые выросли уже вне СССР понять некоторые аспекты жизни людей...
Методическая разработка заданий по английскому языку для проведения станции Лирическая на Дне смотра знаний (День Гимназиста, игра по станциям) для 7-9 классов
Данная разработка включает в себя весь пакет для проведения станции на Дне смотра знаний (задания, тексты стихов, критерии оценки)...