Урок по теме: Первые государства на Крите. Минойская цивилизация
план-конспект урока по истории (5 класс)

Чокубаева Бекжана Деренченовна

Глава.Древняя Греция. Параграф 28. Тема: Первые государства на Крите. Минойская цивилизация. 5 класс. УМК В.И. Уколова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Первые государства на Крите. Минойская цивилизация

Цель урока:  создание условий для формирование у учащихся знаний о древней цивилизации на о. Крит, об основных событиях , касающихся возникновения, расцвета и гибели Минойского государства, о культурных достижениях цивилизации

Задачи:

1.Предметные:  познакомить учащихся с  основными событиями, связанными с возникновением на о. Крит  государств, расцветом и гибелью Минойского государства , с историческими личностями- царем Миносом, Тесеем и др., с культурными достижениями минойской цивилизации;

2. Метапредметные: развивать умения анализировать информацию, уметь выделять главное, обобщать, делать аргументированные выводы,  вести диалог, развивать картографические умения.

3.Личностные: умение учиться работать в группе, вести бесконфликтный обмен мнениями, учиться давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение ребят. 

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы (с  историческими источниками).

Вид урока:  урок-путешествие в прошлое

Форма урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.

МЕТОДЫ РАБОТЫ: урок с элементами групповой работы, технологий: ИКТ, дифференцированного обучения, продуктивного чтения и здоровьесбережения.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая.

Оборудование: карта «Древняя Греция»,  дидактический материал, презентация.

ПК, проектор, учебник.

Структура и ход урока.

  1. Организационный момент. (1- 2 минуты)

Вступительное слово учителя. Приветствие учащихся.
Хайрете, Пайдей, Калей Кай Агатхой. Я с вами  поздоровалась,  что в переводе это означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные. Как вы думаете, на каком это языке прозвучало? Я рада вас всех видеть! А с каким вы настроением пришли ко мне на урок? Нарисуйте смайлик  и поднимите вверх.

Какую страну  мы с вами начали изучать? (Древняя Греция)

 II. Этап проверки домашнего задания

1.Вступительное слово учителя.

   Сегодня мы продолжаем путешествовать по странам Древней Греции.  Билеты я вам приобрела и во время путешествия вы будете должны выполнить задания, которые написаны в билетах. «Для того, чтобы Вам было легче работать, я вас  разделила на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана.

 Но перед тем как начнем работать скажите пожалуйста какие греческие племена вы знаете? (Ахейцы 1 группа, дорийцы-2 группа, ионийцы-3 группа). В ходе командой игры вы должны проявить чувство товарищества, уважения и поддержки к своим одноклассникам. Иными словами те качества, которые были характерны древним эллинам. Экскурсоводами будете вы сами.

Перед тем как начнем новую  тему мы должны повторить домашнее задания.

-Вы должны отгадать кроссворд.   https://learningapps.org/watch?v=pnoem9zmj22

     

III. Актуализация и постановка проблемы. Мотивация. Выход на тему совместно с учащимися

Греция дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись, Олимпийские игры. Греция маленькая страна, но древние греки создали высокую культуру. В русском языке много слов греческого происхождения. Школа, география, ботаника, арифметика, история, тетрадь, кино и др. Всё это греческие слова! Многие наши имена также пришли к нам из Греции, например: Екатерина, Елена, Галина, Марина, Александр и др.

- А что такое государство? Государство – это организация управления обществом, людьми, которые проживают на какой-то определённой территории

.? Что такое цивилизация?  Цивилизация-это конкретное общество со своей культурой. Цивилизация – культурная общность людей на отдельной земле, который создается в силу общности истории, традиций, обычаев, языка, религиозных верований.

- - Сегодня мы с вами узнаем еще об одной цивилизации страны.

Для того чтобы узнать, как называется эта цивилизация, как называется наша тема вам нужно просмотреть видеофрагмент и ответить на ряд вопросов, ответив на вопросы мы с вами найдем ключевые слова которые нам понадобиться в ходе урока. https://joyteka.com/100120075

Минойская. О. Крит. Г. Кносс. Царь Минос. Дворец в Кноссе

-И таким образом тема сегодняшнего урока:  Первые государства на Крите. Минойская цивилизация.

Посмотрите на тему  нашего урока и попробуйте сформулировать вопросы, на которые мы должны будем ответить в ходе урока

-Что хотели бы узнать сегодня на уроке?

Много лет ученые хотели ответить на вопрос, что скрывается за древнегреческим мифом о царе острова Крита Миносе и о таинственном лабиринте

!!!! Существовал ли на самом деле легендарный царь и  почему минойская цивилизация пало?

На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

Мы сегодня побудем археологами, как Артур Эванс который проводил раскопки на острове Крит. В 1900 г. начал свои исследования на острове Крите английский археолог Артур Эванс (1851-1941), хранитель музея в Оксфорде, сын Джона Эванса, известного археолога и геолога. Результаты раскопок были неожиданны и блестящи. Что не обычного раскопал Артур Эванс сегодня мы с вами узнаем.

Сейчас каждая группа получат задания, эти задания написаны у нас в билете которой я вам приобрела

Вы любите собирать пазлы? Конкурс I. « Организационный»

Задание 1. «Мозаика»

Учащимся предлагается сложить пазлы с изображением.

Ваша задача собрать из пазлов полноценное изображение и отгадать что это! И вы узнаете свой вопрос,  по которому будете работать Начали!  (1 группа царь Минос 2. Группа лабиринт 3. Дворец в Кноссе)

Какие вы молодцы! Радуете меня своими знаниями!

План урока

1. Царь Минос.
2. Лабиринт и Минотавр
3.Расцвет и  гибель Минойской цивилизации и

Задание 2.

1 группа Ахейцы . Вы отправляетесь в порт на остров  Крит. Должны узнать о  легендарном царе  «столицы» Древнего Крита — Кносса.

2  группа  дорийцы- Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический».

Кроме письменных ученые изучают историю и по вещественным источникам, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит и отправимся в порт «Дворец в Кноссе». Слайд№11.

3 группа ионийцы- -В истории Древней Греции до сих пор есть белые пятна.

В   результате   раскопок   археологи   обнаружила   на острове Крит древние дворцы со множеством помещений. Вокруг дворцов  располагались города, которые в отличии   от   греческих   городов   не   имели оборонительных стен. Представьте, что вы учёные-историки, археологи.      Разгадайте загадки Кносского дворца.

                                      Порт «Дворец в Кноссе».

 (Включен негромко музыкальный фон- национальный греческий танец «Сиртаки»).

 «Время работы в группах истекло, теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал».

Физкультминутка (2 мин)

Выступление групп

Закрепление новых знаний https://learningapps.org/watch?v=pnzw0eb7c22

 Использование приёма «Письмо с дырками» для определения уровня усвоения полученных знаний. Фронтальная работа. Впишите недостающие слова

Самым большим островом в греческой Средиземноморье был  ------------- -1-   . Здесь возникли древнейшие государства, основанные не греками, а народом который учёные условно называют-------------- -2- .  Минойская цивилизация наивысшего расцвета достигла при царе  --------------- -3- . Столицей своего государство стал  город-------------4- . Минос создал большой------------- -5-  из парусных и вёсельных судов.

Афиняне вынуждены платить Миносу страшную дань, которые приносились в жертву безжалостному -------------6-  страшному чудовищу с головой быка. Минотавр обитал ---------------7-    -дворце со множеством запутанных переходов и помещений.

Но однажды на Крит приплыл сын афинского царя герой ---------- -8- . Его полюбила дочь царя Миноса  ---------  -9-  . Она дала нить, смотанную в клубок. Тесей убил Минотавра. Большую часть города Кносса занимал царский дворец. На стенах дворца изображены   ---------- -10-                 фантастические животные.А также  стены дворца украшают------------ -11-, на которых изображены сцены придворной жизни и т. д. В середине ------------- -12-  до н.э. на Крите произошло страшная катастрофа - извержение вулкана на соседнем острове Санторин. Её гибель довершило ахейское завоевание.

  1. века, Ариадна, грифоны, Кносс, Крит, Лабиринте, минойцами, Минос, Минотавру, Тесей, флот  фрески)

VII. Итог урока и домашнее задание. Оценивание.

- А теперь вернемся к нашему вопросу

!!!! Существовал ли на самом деле легендарный царь и  почему минойская цивилизация пало?

Как вы думаете?

Итак, ребята, подведем итоги, справились ли мы с поставленными задачами.

Похвалить тех, кто активно и правильно поработал.

Рефлексия – метод «Заверши фразу»

Если я бы мог, я бы посетил Древнюю Грецию потому что ……….

ДЗ . Параграф 28, пересказ, творческая задание: Нарисовать рисунок к Мифу о Тесее и Минотавре

До свидания. Я благодарю Вас! Хороших вам результатов в изучении истории!

Миф о Тесее и Минотавре.

В глубокой древности на острове Крит существовала могучая морская держава. Царь Минос подчинил своей власти острова в Эгейском море и многие греческие города.

     У царя был громадный дворец с бесчисленным количеством комнат и коридоров - Лабиринт. Заблудившийся в Лабиринте неизбежно попадал в центральный зал, где жил Минотавр- чудовище с человеческим телом и головой быка. Греческий город Афины (в Средней Греции) должен был ежегодно отправлять на съедение чудовищу семь юношей и семь девушек.

Афины охвачены горем. Рыдают женщины, отчаяние на лицах мужчин. Сам царь Афин седой Эгей надел темные одежды. Зловещий слух подтвердился: прибыл корабль с острова Крит. Посол царя Миноса, могущественного владыки Крита, сошел на берег.

     - Настал условленный срок,- обратился к Эгею посол.- Готов ли ты к уплате дани, царь Афин?

     - О, посол, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть тебя вновь!- воскликнул Эгей.

     - Афиняне!- обратился он к жителям города.- царь Минос в третий раз требует семерых девушек и семерых юношей на съедение чудовищному Минотавру. Решайте жребием, кому из вас суждено погибнуть!

Толпа заволновалась.

     -Мы шлём на смерть наших детей, а собственный сын Эгея избавлен от жеребьёвки! Вот он стоит, глухой к чужим бедам: скажи, Тесей, не в насмешку ли тебя прозвали бесстрашным?

Тесей не мог дольше оставаться безучастным.

     -Снаряжайте корабль. Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне Боги одолеть это чудовище Минотавра

      Вместе с теми, кому выпал жребий, Тесей взошел на корабль. Эгей напутствовал сына:

     - Если останешься жив, замени чёрный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.

     Через несколько дней афинский корабль вошёл в главную гавань Крита. Чужеземцев провели во дворец Миноса. Красота Тесея тронула сердце царской дочери Ариадны. Неужели он будет растерзан кровожадным Минотавром или заблудится в лабиринте, откуда никто ещё не нашёл выхода? Как Ариадне спасти Тесея?

       Девушка обратилась за помощью к строителю лабиринта знаменитому мастеру Дедалу, который был родом из Афин. По его совету Ариадна тайно принесла Тесею меч и клубок ниток.

     - Привяжи нить у входа, - сказала она Тесею,- и, углубляясь в лабиринт, разматывай клубок. По этой  нити найдёшь обратный путь.

     Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта. Страх охватил и Тесея: смертельная опасность ждала за каждым поворотом.

     Вдруг с грозным ревом явилось чудовище, имевшее туловище человека и голову быка. Громадными острыми рогами готовилось оно пронзить Тесея. Внезапно Минотавр прыгнул, и вопль ужаса огласил своды лабиринта. Казалось, Тесей погиб. Но герой не был даже ранен. Одной рукой он схватил Минотавра за рог, другой нанес ему удар мечом прямо в сердце. Мертвое чудовище рухнуло к его ногам.

     По нити Ариадны вывел Тесей своих спутников из лабиринта. У входа ждала их Ариадна.

     - Бежим скорее на корабль, пока отец мой ничего не знает!

На обратном пути греки ликовали и радовались своему спасению, и Тесей так и не вспомнил просьбу старого отца. А между тем Эгей подолгу стоял на крутом берегу, вглядываясь в морские дали. И вот показался корабль.

     - Афиняне!- закричал он.- Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса.- Мужайся, царь,- был ответ,- парус остался черным.

     Решив, что сын погиб, Эгей бросился с обрыва в бурлящие волны и разбился насмерть. С тех пор это море называют Эгейским…

Дорожная карта для работы в группе № 1

!!! Критский царь Минос – миф или реальность?

  • Как звали финикийскую царевну мать -Миноса?
  • Кто из персонажей  древнегреческой мифологий было отцом Миноса?
  • Каким образом  Минос унаследовал трон?
  • Составить рассказ о царе Миносе и о его правление

Можно составить мини-проекты по теме урока.

Дорожная карта для работы в группе № 2

-  прочитайте миф о Тесее и Минотавре; Ответьте на вопросы

!!! Что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре? Что могло соответствовать исторической действительности?

1.Что сказано в мифе о Тесее и Минотавре?

2.Как вы оцениваете поступок Тесея?

 3.Как Тесей убил Минотавра?

4.Зачем Тесей убил Минотавра?

 5.Как Тесею удалось покинуть лабиринт?

6. Как вы думаете, справилась бы Тесей  с Минотавром ,если бы не помощь Ариадны?

7.Чему учит миф о Тесее и Минотавре?

Дайте краткую характеристику героев мифа о Тесее и минотавре:

 Минотавр – _______________________________________________________

Ариадна – _________________________________________________________ 

Эгей – ____________________________________________________________

   Дорожная карта для работы в группе № 3 группа:

1. Что представлял собой дворец в Кноссе?

2. Раскройте тайну города-дворца в Кноссе?

3. - В чём смысл  грифонов, фресок Кносского дворца?

4. Какова судьба минойской цивилизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"

Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...

Разработка урока по теме: Русское государство в конце IX начале XVII века"

Разработка обобщающе - повторительного урока по истории России 6 класс в форме игры "Звездный час". Игровая технология позволяет повторить важные факты из курса истории России за 6 классна эмоциональн...

Разработка урока по теме :"Правовое государство и гражданское общество" 10 класс Обществознание.

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.Планируемые результаты (предметные): сформированность  понимание того, что такое правовое государство, основные принципы формирования гражданск...

Технологическая карта урока по теме "Роль государства в экономике"

Технологическая карта разработана для урока обществознания в 8 классе. На уроке ученики получат возможность через решение экономической задачи увидеть проблемную ситуацию, формируется представление о ...

Конспект к уроку по теме "Первая помощь пострадавшим" популярные заблуждения при оказании первой помощи

Конспект к уроку по теме "Первая помощь пострадавшим" популярные заблуждения при оказании первой помощи...

Презентация по теме: Первые государства на Крите. Минойская цивилизация

Презентация по теме: Первые государства на Крите. Минойская цивилизация. 5 класс. История Древнего мира. УМК. В.И. Уколова...