Разработка урока по истории Древнего мира "Города Эллады подчиняются Македонии"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Разработка урока "Города Эллады подчиняются Македонии" с применением заданий по функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
История Древнего мира | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа №59»
Конспект
Мой лучший урок: урок по функциональной грамотности
Тема
«Города Эллады подчиняются Македонии»
учитель истории и обществознания
Демина Ирина Владимировна
Курган 2022
Урок: «Города Эллады подчиняются Македонии»
Цель: формирование функциональной грамотности школьников через выявление причин ослабления Греции и усиления Македонии в IV веке до нашей эры
Задачи:
- создать условия, способствующие формированию знаний о положении Македонии и городов Эллады в IV в. до н.э., о причинах упадка Греции и подчинения её Македонскому царству;
- способствовать развитию навыков работы с учебным и информационным текстом, историческими картами, умений выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся;
- развивать читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции учащихся;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методические приёмы: «мозговой штурм», проблемная ситуация, метод вопросов к учебному тексту, прогнозирование, создание интеллект-карты, синквейн.
Ключевые смыслы: Пелопонесские войны, междоусобная война, фланга, конница, Филипп II, Исократ, Демосфен.
Материалы и оборудование: Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свеницкая И.С. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, карта «Греция в IV в. до н.э.», ватман, цветные карандаши, фломастеры, приложения к уроку.
Технологическая карта занятия
Тема (название) | Города Эллады подчиняются Македонии | |||
Цель | Формирование функциональной грамотности школьников через выявление причин ослабления Греции и усиления Македонии в IV веке до нашей эры | |||
Задачи | Создать условия, способствующие формированию знаний о положении Македонии и городов Эллады в IV в. до н.э., о причинах упадка Греции и подчинения её Македонскому царству; способствовать развитию навыков работы с учебным и информационным текстом, историческими картами, умений выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся, развивать читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции учащихся; формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию. | |||
Ключевые смыслы | Пелопонесские войны, междоусобная война, фланга, конница, Филипп II, Исократ, Демосфен. | |||
Этап и время | Что делает педагог? | Что делают обучающиеся? | Как и какой формируется компонент функциональной грамотности? | Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование |
1.Организационный (3 минуты) | Приветствие, проверка готовности к уроку. Деление учащихся на 5 групп, объяснение правил работы в группах. | Приветствие. Слушают учителя. | ||
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут) | Вступительное слово учителя. На прошлых уроках мы узнали о том, что время пребывания Перикла в должности стратега историки считают золотым веком афинской демократии. Обращается к карте: -Какую информацию даёт нам карта? Запишем в тетрадь дату, тему урока. Побуждает к постановке цели урока: Давайте вспомним, предпринимались ли в 5в. до н.э. попытки подчинить города Эллады, покорить их? Это удалось? (фиксирует на доске «персы – греки, V в. до н.э. - НЕ УДАЛОСЬ») А в IV в. до н.э. кто подчинил Элладу? на доске: «македоняне – греки, 4в. до н.э. – ПОКОРИЛИ») Вас что-то удивило? Где противоречие? Сформулируйте главный вопрос урока. Сформулируйте задачи урока: что нам надо выяснить? -Выскажите свои предположения, почему так произошло? Записывает гипотезы на доске. В ходе нашего урока мы должны проверить эти версии. Каждая группа будет выполнять задания, которые помогут нам сделать вывод. | Определяют, что речь пойдёт о войне Греции и Македонии в 4 в.до н.э. Записывают дату и тему Да, персы Нет Македония Почему же в V в. до н.э. Греция сумела отстоять свою свободу в борьбе с Персидской державой, а в IV в. до н.э. была захвачена Македонией? Используя метод «Мозговой штурм», все группы высказывают гипотезы. | Формируется естественнонаучная грамотность и креативное мышление через работу с картой. Формируется креативное мышление через возможность самостоятельно сформулировать задачи урока. Формируется креативное мышление через использование метода «Мозговой штурм» | Карта «Греция в IV в. до н.э.» |
3.Первичное усвоение новых знаний (12 минут) | Выдает задания группам. -Посмотрите внимательно на задания и, исходя из их тематики, придумайте названия групп. Каждая группа должна выполнить задания, оформив ответы в качестве части интеллект –карты, которая будет сформирована в конце урока. Координация групповой работы | Представители от каждой группы подходят к учителю и выбирают задание, которое будут выполнять их группы. Называют свои группы.
1 группа: работает по учебнику с. 196 (введение к главе 10) и приложением 1, выполняет задания: 1.Определите причины ослабления Греции. 2.Найдите доказательства начала упадка греческих полисов. 3.Что такое междоусобная война? Сформулируйте определение этого понятия. 4.Используя карту «Греция в IV в. до н.э.», заполните контурную карту: обозначьте территорию Аттики, Спарты, Македонии и Персидского царства. Первыми буквами обозначьте столицы этих государств.
1.Дайте характеристику личности Филиппа II. 2.Выделите положительные и отрицательные черты личности. 3.Какая черта личности Филиппа II, на ваш взгляд, способствовала победе македонцев над греками? 4.Как греки относились к действиям Филиппа II? Почему Демосфену после поражения не удалось организовать новую борьбу? 3 группа: работает по учебнику § 41 п.1 и приложением 2, выполняет задания:
4 группа работает с приложением 4, выполняет задания: 1.Сравните устройство классической(греческой) и македонской фаланги. 2.В чем преимущество македонской фаланги, есть ли у неё слабые стороны? Заполните таблицу. 3.Сделайте общий вывод о боеспособности армии македонцев. 4.Сохранение мира - это глобальная проблема современности. Разработайте памятку «Пути выхода из межнациональных конфликтов». 5 группа работает с учебником § 41, пункт 2 с.199, выполняет задания: 1.Составьте хронику расширения территории Македонии. 2.Какая битва предопределила победу Македонии? Что обеспечило эту победу? 3.Обозначьте на ленте времени все выписанные вами даты. 4.Посчитайте, вычисления запишите: 4.1.Сколько лет прошло со времен битвы при Херонее? 4.2Сколько лет было Филиппу II в момент его гибели? 4.3Греки считали года по олимпиадам. В каком году по греческому календарю состоялась битва при Херонее? | Формируется креативное мышление через возможность придумать название группы. Формируется креативное мышление через составление интеллект-карты. Формируется читательская грамотность через работу с текстом, естественнонаучная грамотность - через работу с картой. Формируется читательская грамотность через работу с текстом. Формируется читательская грамотность через работу с текстом. Формируется финансовая грамотность через работу с заданием на составление бюджета семьи. Формируется читательская грамотность через работу с текстом. Формируются глобальные компетенции через разработку памятки «Пути выхода из межнациональных конфликтов». Формируется читательская грамотность через работу с текстом. Формируется математическая грамотность через решение хронологических задач | Приложения 1-5. Приложение 1, карта «Греция в IV в. до н.э.», атласы по истории Древнего мира, контурная карта Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 |
4. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. (17 минут) | Организует обобщающую беседу: - Какой же общий ответ мы можем дать: почему македоняне смогли подчинить греков? - Проблему решили? Теперь выполните задание в тетради: проранжируйте по степени значимости причины победы Македонии и поражения греков. Оцените результаты своей работы и работы группы в целом в листах для самооценки. | Каждая группа представляет результат своей работы – часть интеллект-карты и делает вывод о причинах подчинения Греции Македонии. Делают вывод по проблеме: 1.Ослабление Греции 2.Усиление Македонии 3.Мудрость царя Филиппа Аргументировано высказывают своё мнение Выполняют задание в тетради. Оценивают результаты работы. | Приложение 6. Листы для самооценки | |
5.Рефлексия (3 минуты) | Составляют синквейн | Составьте синквейн на тему «Филипп II» | Формируется креативное мышление через составление синквейна. | |
Планируемые результаты: Предметные: умение работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные, овладевать целостными представлениями об историческом пути Македонского государства, объяснять причины распада Греции, давать образную характеристику личности Филиппа II, использовать ленту времени для обозначения исторических событий. Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, применение правил делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, развитие читательской грамотности через работу с учебными текстами, анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; формирование функциональной грамотности учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"
Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"
Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...
Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....
Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется игровая технология (урок-путешест...