Разработка урока по истории Древнего мира "Города Эллады подчиняются Македонии"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Демина Ирина Владимировна

Разработка урока "Города Эллады подчиняются Македонии" с применением заданий по функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon История Древнего мира77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа №59»

Конспект

Мой лучший урок: урок по функциональной грамотности

Тема

«Города Эллады подчиняются Македонии»

учитель истории и обществознания

Демина Ирина Владимировна

Курган  2022

Урок: «Города Эллады подчиняются Македонии»

Цель: формирование функциональной грамотности школьников через выявление  причин ослабления Греции и усиления Македонии в IV веке до нашей эры 

Задачи:

  • создать условия, способствующие формированию знаний о положении Македонии и городов Эллады в IV в. до н.э., о причинах упадка Греции  и подчинения её  Македонскому царству;
  • способствовать развитию навыков работы с учебным и информационным текстом, историческими картами, умений выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся;
  • развивать читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции учащихся;
  • формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методические приёмы: «мозговой штурм», проблемная ситуация, метод вопросов к учебному тексту, прогнозирование, создание интеллект-карты, синквейн.

Ключевые смыслы:  Пелопонесские войны, междоусобная война, фланга, конница, Филипп II, Исократ, Демосфен.

Материалы и оборудование: Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свеницкая И.С. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, карта «Греция в IV в. до н.э.», ватман, цветные карандаши, фломастеры, приложения к уроку.

Технологическая карта занятия

Тема (название)

 Города Эллады подчиняются Македонии

Цель

Формирование функциональной грамотности школьников через выявление  причин ослабления Греции и усиления Македонии в IV веке до нашей эры

Задачи

Создать условия, способствующие формированию знаний о положении Македонии и городов Эллады в IV в. до н.э., о причинах упадка Греции  и подчинения её  Македонскому царству; способствовать развитию навыков работы с учебным и информационным текстом, историческими картами, умений выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся, развивать читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции учащихся; формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию.

Ключевые смыслы

Пелопонесские войны, междоусобная война, фланга, конница, Филипп II, Исократ, Демосфен.

Этап и время

Что делает педагог?

Что делают обучающиеся?

Как и какой  формируется компонент функциональной грамотности?

Ресурсное обеспечение,

необходимое оборудование

1.Организационный (3 минуты)

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Деление учащихся на 5 групп, объяснение правил работы в группах.

Приветствие.

Слушают учителя.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут)

Вступительное слово учителя. На прошлых уроках мы узнали о том, что время пребывания Перикла в должности стратега историки считают золотым веком афинской демократии. Обращается к карте:

-Какую информацию даёт нам карта?

Запишем в тетрадь дату, тему урока.

Побуждает к постановке цели урока:

Давайте вспомним, предпринимались ли в 5в. до н.э.  попытки подчинить города Эллады, покорить их?

Это удалось?

(фиксирует на доске «персы – греки, V в. до н.э. -   НЕ УДАЛОСЬ»)

А в IV в. до н.э. кто подчинил Элладу?

на доске:  «македоняне – греки, 4в. до н.э.  – ПОКОРИЛИ»)

Вас что-то удивило?

Где противоречие?

Сформулируйте главный вопрос урока.

Сформулируйте задачи урока: что нам надо выяснить?

-Выскажите свои предположения, почему так произошло?

Записывает гипотезы на доске.

В ходе нашего урока мы должны проверить эти версии. Каждая группа будет выполнять задания, которые помогут нам сделать вывод.

Определяют, что речь пойдёт о войне Греции и Македонии в 4 в.до н.э.

Записывают дату и тему

Да, персы

Нет

Македония

Почему же  в V в. до н.э. Греция сумела отстоять свою свободу в борьбе с Персидской державой, а в IV в. до н.э. была захвачена Македонией?

Используя метод «Мозговой штурм», все группы высказывают гипотезы.

Формируется естественнонаучная грамотность и креативное мышление через работу с картой.

Формируется креативное мышление через возможность самостоятельно сформулировать задачи урока.

Формируется креативное мышление через использование метода «Мозговой штурм»

Карта «Греция в IV в. до н.э.»

3.Первичное усвоение новых знаний (12 минут)

Выдает задания группам.

-Посмотрите внимательно на задания и, исходя из их тематики, придумайте названия групп.

 Каждая группа должна выполнить задания, оформив ответы в качестве части  интеллект –карты, которая будет сформирована в конце урока.

 Координация групповой работы

Представители от каждой группы подходят к учителю и выбирают задание, которое будут выполнять их группы.

Называют свои группы.

 

1 группа: работает по учебнику с. 196 (введение к главе 10) и приложением 1, выполняет задания:

1.Определите причины ослабления Греции.

2.Найдите доказательства начала упадка греческих полисов.

3.Что такое междоусобная война? Сформулируйте определение этого понятия.

4.Используя карту «Греция в IV в. до н.э.», заполните контурную карту: обозначьте территорию Аттики, Спарты, Македонии и Персидского царства. Первыми буквами обозначьте столицы этих государств.

  1. группа: работает по учебнику § 41 п.2 с.198, п.3 и приложением 2, выполняет задания:

1.Дайте характеристику личности Филиппа II. 2.Выделите положительные и отрицательные черты личности.

3.Какая черта личности Филиппа II, на ваш взгляд, способствовала победе македонцев над греками?

4.Как греки относились к действиям Филиппа II? Почему Демосфену после поражения не удалось организовать новую борьбу?

3 группа: работает по учебнику § 41 п.1 и приложением 2, выполняет задания:

  1. 1.Проанализировать государственную деятельность Филиппа II.
  2. 2. Какие изменения произошли при Филиппе?
  3. 3.Определить, какая из реформ была основной. Почему?
  4. 4.Доходы царя Филиппа II обеспечили ему возможность расходовать эти средства на нужды государства. Как вы думаете нужно ли планировать свои доходы и расходы?
  5. Заполните таблицу месячного бюджета семьи Максимовых по предложенному образцу и определите их семейные накопления.

4 группа работает с приложением 4, выполняет задания:

1.Сравните устройство классической(греческой) и македонской фаланги.

2.В чем преимущество македонской фаланги, есть ли  у неё слабые стороны? Заполните таблицу.

3.Сделайте общий вывод о боеспособности армии македонцев.

4.Сохранение мира  - это глобальная проблема современности. Разработайте памятку «Пути выхода из межнациональных конфликтов».

5 группа работает с учебником § 41, пункт 2 с.199, выполняет задания:

1.Составьте хронику расширения территории Македонии.

2.Какая битва предопределила победу Македонии? Что обеспечило эту победу?

3.Обозначьте на ленте времени все выписанные вами даты.

4.Посчитайте, вычисления запишите:

4.1.Сколько лет прошло со времен битвы при Херонее?

4.2Сколько лет было Филиппу II в момент его гибели?

4.3Греки считали года по олимпиадам. В каком году по греческому календарю состоялась битва при Херонее?

Формируется креативное мышление через возможность придумать название группы.

Формируется креативное мышление через составление интеллект-карты.

Формируется читательская грамотность через работу с текстом, естественнонаучная грамотность  - через работу с картой.

Формируется читательская грамотность через работу с текстом.

Формируется читательская грамотность через работу с текстом.

Формируется финансовая  грамотность через работу с заданием на составление бюджета семьи.

Формируется читательская грамотность через работу с текстом.

Формируются глобальные компетенции через разработку памятки «Пути выхода из межнациональных конфликтов».

Формируется читательская грамотность через работу с текстом.

Формируется математическая грамотность через решение хронологических задач

Приложения 1-5.

Приложение 1, карта «Греция в IV в. до н.э.», атласы по истории Древнего мира, контурная карта

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

4. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. (17 минут)

Организует обобщающую беседу:

- Какой же общий ответ мы можем дать: почему македоняне смогли подчинить греков?

- Проблему решили?

Теперь выполните задание в тетради: проранжируйте по степени значимости причины победы Македонии и поражения греков.

Оцените результаты своей работы и работы группы в целом в листах для самооценки.

Каждая группа представляет результат своей работы – часть интеллект-карты и делает вывод о причинах подчинения Греции Македонии.

Делают вывод по проблеме:

1.Ослабление Греции

2.Усиление Македонии

3.Мудрость царя Филиппа

Аргументировано высказывают своё мнение

Выполняют задание в тетради.

Оценивают результаты работы.

Приложение 6. Листы для самооценки

5.Рефлексия (3 минуты)

Составляют синквейн

Составьте синквейн на тему «Филипп II»

Формируется креативное мышление через составление синквейна.

Планируемые результаты:

Предметные: умение работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные, овладевать целостными представлениями об историческом пути Македонского государства, объяснять причины распада Греции, давать образную характеристику личности Филиппа II, использовать ленту времени для обозначения исторических событий.

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, применение правил делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, развитие читательской грамотности через работу с учебными текстами, анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;  формирование функциональной грамотности  учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...