Методическая разработка "Личность Петра I в масштабе страны"
методическая разработка по истории (8 класс)

Вераника Мирзоева

Цель урока: Создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности; дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I.

Ожидаемый результат: расширение знаний об историческом прошлом России;

 

Форма работы: групповая , фронтальная

 

 Методы учебной деятельности: практический, фронтальный, проблемный, исследовательский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_petr_1.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс методических разработок и проектов «Учитель – профессия дальнего действия»

Методическая разработка музейного урока

на тему:

«Личность Петр I в масштабе истории страны»

Автор:  Мирзоева Вераника Нежмутдиновна -учитель истории и обществознания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Саликская СОШ» с. Салик Дербентский район Республика Дагестан

 Контактный телефон: 89640102182

E-mail: mirzoeva.08@bk.ru 

Пояснительная записка

        Прeдcтaвлeннaя мeтoдичecкaя рaзрaбoткa yчeбнoгo зaнятия пo диcциплинe «История России» пocвящeнa тeмe «Личность Петр I в масштабе истории страны». В 2022 году наша страна будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра I. Пётр Великий (1672 – 1725) – выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721 года, великий реформатор. Его реформы способствовали развитию промышленности, торговли, технического обучения, науки и так далее.

Данная методическая разработка, основанная на материале данной тематики, может стать интересным дополнением к комплексу мероприятий и использоваться как способ освежить базовые знания, посвященных 350-летию со дня рождения Петра I.

Цель: Актуализировать и обобщить знания обучающихся по истории эпохи правления и основных реформах Петра I. Повысить активность учащихся и умение их работать в группе, слушать, анализировать собственный ответ и ответ одноклассника.

         В процессе  урока я  планирую решить следующие задачи:

Образовательные: Расширить кругозор, закрепить знания, пробудить интерес к различным областям науки, техники, искусства, обобщить и систематизировать знания обучающихся,

Развивающие: Развить умение объективно оценивать свои силы и возможности, мышление на основе формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные: Повысить интерес обучающихся к истории России. Воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.

Целевая группа: Урок носит рекомендательный характер для  учащихся среднего  и старшего школьного   возраста, учителей  истории а также  педагогов - библиотекарей.

Оборудование проекта: Раздаточный материал: маршрутные листы, конверты с заданиями, проектор, презентация Microsoft Power Point, бланки ответов.

Этапы реализации урока:

Подготовительный: Выбрали тему. Определили основные цели и задачи урока. Разработка раздаточного материала: подготовка вопросов, разработка презентации, разработка критериев оценивания в том числе бланков ответов. Определили метапредметные темы, этапы урока. Сделали подборку книг и статей, иллюстраций, цитат, интернет ресурсов.

Основной: Проведение урока «Личность Петр I в масштабе истории страны».

Заключительный: Тестирование в формате ОГЭ, которое позволит оценить значимость данного мероприятия. Корректировка проекта.

Ожидаемые результаты:

Предметные компетенции:  расширение знаний об историческом прошлом России;

Метапредметные: развитие умения анализировать информацию, применять навыки логического мышления, умение общаться с равными себе и со взрослыми людьми, работать в команде;

Личностные: повышение интереса детей к самообразованию, самосовершенствованию и личностному росту, развитие чувств гордости за свою страну и в тоже время чувства ответственности за ее будущее;

Коммуникативные: приобретение опыта публичного выступления и опыта работы в команде.

Выcoкaя знaчимocть и нeдocтaтoчнaя прaктичecкaя рaзрaбoтaннocть тeмы, прeдпoлaгaeт пocтoянный yчeт coврeмeнныx ycлoвий и oпрeдeляют нecoмнeннyю нoвизнy дaннoй мeтoдичecкoй рaзрaбoтки.

Мeтoдичecкaя рaзрaбoткa yчeбнoгo зaнятия имeeт прaктичecкyю знaчимocть, мoжeт быть примeнeнa для oргaнизaции oбрaзoвaтeльнoгo прoцecca пo дисциплине «История России» для учащихся 8- х классов.

Примeнeны cлeдyющиe фoрмы oбyчeния:

1.фрoнтaльнaя фoрмa и рaбoтa в пaрax бyдyт примeнeны в xoдe oбъяcнeния нoвoгo мaтeриaлa;

2.caмocтoятeльнaя фoрмa рaбoты учащихся бyдeт примeнeнa в xoдe зaкрeплeния мaтeриaлa.

Бyдyт примeнeны cлeдyющиe мeтoды oбyчeния:

1.oбъяcнитeльнo-иллюcтрaтивный – в xoдe oбъяcнeния нoвoгo мaтeриaлa;

2.чacтичнo-пoиcкoвый – в xoдe oбъяcнeния нoвoгo мaтeриaлa учащиеся бyдyт выcтрaивaть cиcтeмy;

3.интeрaктивныe мeтoды oбyчeния – при зaкрeплeнии мaтeриaлa.

В xoдe yчeбнoгo зaнятия бyдyт примeнeны cлeдyющиe пeдaгoгичecкиe тexнoлoгии:

  • в xoдe oбъяcнeния нoвoгo мaтeриaлa мы вocпoльзyeмcя тexнoлoгиeй Кроссенс.
  • в xoдe зaкрeплeния мaтeриaлa мы вocпoльзyeмcя тестами в формате ОГЭ, чтo пoзвoлит oпeрaтивнo прoвeрить, нacкoлькo учащиеся  ycвoили мaтeриaл зaнятия.

бyдyт иcпoльзoвaны инфoрмaциoннo-кoммyникaциoнныe тexнoлoгии (ИКТ).

Технологическая карта урока

Предмет:  История                                                         Класс: 8                                                                                

Автор УМК

1. Учебник. Н.  М. Арсентьев, А.  А. Данилов, И.  В. Курукин, А.  Я. Токарева под ред. А.В. Торкунова «История России XVIII века. 8 класс». В 2 ч. М., Просвещение, 2016г.

2. Атлас «История России. 8 класс». М. «Дрофа», 2011г.

3. Контурные карты «История России. 8 класс». М. «Дрофа», 2016г.

Тема учебного занятия

«Личность Петр I в масштабе истории страны»

Тип, форма учебного занятия

Комбинированный урок

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, Г - групповая

Цель урока

создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности; дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I.

Задачи урока

- активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

- осмыслить значение петровских реформ;

- выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода;

- расширить представления о роли и значении личности в истории.

- продолжить формирование умений работать с учебным текстом, историческими документами,  изучать и систематизировать информацию     устанавливать взаимосвязи причин и следствий;  

- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

- совершенствовать навыки устной речи, умение грамотно, точно выражать свои мысли;

- развивать внимательность, наблюдательность, умение давать  объективную оценку процессов, явлений, фактов.

- содействовать в ходе урока формированию эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;

- формировать умение давать оценочные суждения о Петровских реформах: их своевременности, целесообразности, способах внедрения, результатах.

 -воспитывать на примере жизни и деятельности Петра I чувства патриотизма и гордости за своё Отечество.

Основные вопросы

изучения материала

1.  Характер Петровских реформ.

2. Успехи и неудачи преобразований.  

3. Россия — великая европейская держава.

Элементы технологий    

системно – деятельностного обучения, развивающего, проблемно-диалогового, коммуникативного, здоровьесберегающего обучения.  

Методы и приемы

Объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый,  самостоятельной работы   по осмыслению и усвоению нового материала,  учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, эвристическая беседа, рассказ,   организация работы  с документом и текстом параграфа, обучение решению учебных проблем, кроссенс    

Оборудование урока

Компьютер

Мультимедийный проектор

Презентация «Петр I»

Карточки с заданиями для учащихся.

Видеозапись

Маршрутный лист урока

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Умение  объяснять значение основных понятий и представлений темы;  устанавливать причинно-следственные связи явлений, процессов.

  Научатся определять нравственные и культурные ценности людей прошлого, последствия и значение преобразований в стране.   Характеризовать деятельность исторических персоналий, сравнивать результаты. Раскрывать на примерах последствия исторического процесса.    

Умение ставить учебные цели, задачи; классифицировать, структурировать и систематизировать информацию; работать с разными видами текстов; анализировать объекты с целью выявления общих признаков; структурировать и рефлексировать полученные знания.

 Обладание мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; коммуникативными навыками сотрудничества в  учебной деятельности. Аргументировано оценивать  конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории.

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Учебные задачи

(ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса  

Основные виды деятельности учащихся

(на уровне учебных действий:

регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)  

Ориентировочно-мотивационный этап

Организационный этап

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Опережающее задание

1.Проверка готовности к уроку. Приветствие. Добрый день, ребята!  Какой сегодня прекрасный день. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Желаю вам активной работы в течение всего нашего урока. Я вам предлагаю начать необычно наш урок. Обратите внимание на слайд. Что на нем изображено? Как вы думаете о ком мы будем говорить сегодня на уроке? СЛАЙД 1 (Технология кроссенс)

2. Возьмите маршрутный лист урока. Работая с маршрутным листом, вы должны определить тему урока, проблему.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(А.С.Пушкин)

Наш урок   будет посвящен 350-летию со дня рождения Петра I. За годы своего правления Петр I провел глобальные реформы, целью которых было поднять отсталую Россию до уровня передовых западных стран. Сегодня наш урок истории необычный. Музейный урок проходит в гостеприимном музейном комплексе «Дом Петра I в Дербенте». Музей был открыт на том месте, где первый русский император останавливался о время кампании Персидского похода летом 1722года.В этом году исполнилось 300 лет со дня прибытия Петра I в Дербент. Учитель дает опережающее задание ученику составить короткий рассказ о Персидском походе Петра I.

Какова проблема нашего урока? (Определить, какую роль сыграл Петр в истории России, какие итоги имела его деятельность[a])

Настраиваются на восприятие материала и знакомятся с требованиями к уроку.

Актуализация

Вопросы:

- Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом.

Давайте вспомним, в каких областях Петр I совершил преобразования?

- Не раз мы слышали, о том, что преобразования Петра I называют «культурной революцией». Давайте, еще раз подумаем, почему возникло данное крылатое выражение.( Верно, происходили коренные изменения и в повседневной жизни людей.)

Беседа.

Актуализируют предметные знания.  

Опрос

- Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог совершить преобразования во всех серах жизнедеятельности?

Работа с классом.  

1. Устный опрос.  Вопросы к § 11 стр. 72-75 

- Какое сословие потерпело наиболее значительных преобразований и почему?

- В чем они заключались?

- Изменился ли быт у крестьян и горожан?

- Какой образ жизни он пытался сформировать?

     

   А теперь посмотрите на экран. Перед вами представлены высказывания русских историков конца XIX начала XX века. (Приложение 1) 

- Каково отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.? 

- В чем суть позиции И.С. Аксакова?.

- Как оценивает В.О. Ключевский   личность и деятельность Петра I? 

- Что привлекает историков в личности Петра I?

- Их оценка деятельности Петра является однозначной или вызывает некий спор?

Проблемный вопрос: почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывают яростные споры историков?

 Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы.

Инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; построение логической цепи рассуждений.

 Высказывают свою точку зрения.

  Формирование мотива действий (целеполагание,  постановка проблемы урока)

Построение учебной задачи.

- Я хочу пригласить вас в путешествие по морю Знаний. Нас будет ждать нелегкий путь: бурное течение, скалистые берега и сложные задания. Но наш сплоченный экипаж обязательно преодолеет трудности. А поплывем мы на известном корабле «Полтава».

- Кто знает, чем известен данный корабль?.

- А что может нам помочь в преодолении трудностей?

       

И так, у каждого есть маршрутный лист, заполнение которого позволит нам успешно совершить плавание.

 

Беседа. Устанавливают причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозируют их последствия.

  Участвуют в диалоге, посредством ранее полученных знаний определяют тему урока.

Погружаются в тему урока.

Определяют цель и задачи урока.

Формулируют   проблему урока посредством учебной ситуации. Планируют дальнейшую деятельность по решению учебной задачи.  

Операционно-исполнительский этап

Основная часть занятия.

Решение учебной задачи

      Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по виртуальному морю. С собой разрешается взять только знания. Свистать всех наверх! В добрый путь!

 Наш корабль причалил в порту. Порт «Понятий».

Давайте сойдем на берег и выполним задание. (Задание 1. Приложение 3)

  Экипаж, нам пора отправляться дальше. Поднять якорь! Полный вперед! Впереди мы видим очень бурное течение. Осторожно, можем наскочить на рифы!

Течение «Таблиц» (Задание 2 Приложение 3)

Достижения: А,Б,Е,З,И

Неудачи: В,Г,Д,Ж,К  

Выделяют признаки и формулируют понятие.

Анализ объектов с целью выделения признаков;

поиск и выделение необходимой информации,  её систематизация;   управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

Релакс

«Люблю тебя, Петра творенье…» Говорить об эпохе Петра I невозможно без упоминания города Санкт-Петербурга, его «парадиза» (с французского «рай»). на виртуальную прогулку в Санкт-Петербург XXI век (просмотр виртуальной прогулки).

Смена деятельности. Физическая и эмоциональная разгрузка.

Решение учебной задачи.

Применение нового знания.

Вы справились с заданием, теперь можно отправляться дальше. Держитесь крепче, перед нами скалистый берег. Бросаем якоря! Высадиться на берег!

Берег «Схем» (Задание 3. Приложение 3)

Молодцы, экипаж, вы справились и с этим заданием. Пора вновь на борт. Продолжим путешествие. Что это мы видим впереди? Красивые места! Ярко-голубое море, песчаный берег и бурная растительность. Где мы? А это залив «Вопросов». Давайте остановимся ненадолго. Отдать якоря!

Залив «Железная логика» (Задание 4. Приложение 3)

Наше путешествие подходит к концу. Уже виден берег моря, на котором нас ожидает Петр I.

Так как мы для него являемся гостями из будущего времени, давайте попробуем рассказать о значениях его преобразований.

Ребята, теперь посмотрим фрагмент фильма «Пётр I».

Устанавливают причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия.

Систематизируют информацию в виде схемы.

Работают с текстом учебника, историческим источником.

Анализируют информацию, отвечают на вопросы.

 

Рефлексивно-оценочный этап

 

Закрепление

(смысловая, личностно-значимая, эмоциональная рефлексия) Перенос знаний в иную ситуацию (ОГЭ)

  Задания для закрепления

1. Письменный опрос. Задания на карточках. Тест.

2. При Петре стали впервые использовать уже знакомый вам флаг – наш триколор, попрошу вас выбрать один из цветов:

Белый -Осталось много вопросов

Синий - Были сомнения, но в целом справился

Красный - Все было понятно и интересно, пригодится в будущем

3. Вывод: Какие выводы мы можем сделать по итогам проведенного урока? Справедливо ли мнение что Пётр Великий своими реформами исказил исторический путь развития России?  (Ответы обучающихся):

 

Отвечают на вопросы. Выявляют особенности деятельности исторической личности.    Дают оценку последствиям исторического события, процесса. Конкретизируют суждение примерами.  Выполнение задания в формате ОГЭ.

чувства, ощущения, возникшие во время работы.

Задание на самоподготовку

  Составить кроссворд на тему «Реформы Петра I»

Знакомятся заданием на самоподготовку. Задают уточняющие вопросы.

Литература

1. Учебник. Н.  М. Арсентьев, А.  А. Данилов, И.  В. Курукин, А.  Я. Токарева под ред. А.В. Торкунова «История России XVIII века. 8 класс». В 2 ч. М.,- 2016г.

2.. А. Н.Сахаров. История России, т.2., М.,- 1997

3.B.О. Ключевский. Исторические портреты М.,- 1991

4.А. С. Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М., - 1999

5. И. В. Курукин «Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735)». М., -2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

Методическая разработка "Игра-эстафета "Путешествие в страну здоровья""

Цель "Игры-эстафеты "Путешествие в страну здоровья": выявить представление детей о понятии  «Что такое хорошо и что такое плохо», создать   ситуации выбора ме...

Методический урок: "Петр I и его время"

     Цели:1.     Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра Великог...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Знаний на планету " Ботаническая"»

Цель: формирование интереса к изучению растительного мира, расширение кругозора, развитие у учащихся умений работать в команде....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в страну знаний"

Предлагается методическая разработка для проведения экономической игры во внеурочное время по экономическим дисциплинам спеццикла....

Методическая разработка квест – игры «Путешествие в страну знаний»

для 5 класса по нескольким предметам, проводится в конце учебного году....