Методическая разработка "Личность Петра I в масштабе страны"
методическая разработка по истории (8 класс)
Цель урока: Создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности; дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I.
Ожидаемый результат: расширение знаний об историческом прошлом России;
Форма работы: групповая , фронтальная
Методы учебной деятельности: практический, фронтальный, проблемный, исследовательский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_petr_1.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс методических разработок и проектов «Учитель – профессия дальнего действия»
Методическая разработка музейного урока
на тему:
«Личность Петр I в масштабе истории страны»
Автор: Мирзоева Вераника Нежмутдиновна -учитель истории и обществознания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Саликская СОШ» с. Салик Дербентский район Республика Дагестан
Контактный телефон: 89640102182
E-mail: mirzoeva.08@bk.ru
Пояснительная записка
Прeдcтaвлeннaя мeтoдичecкaя рaзрaбoткa yчeбнoгo зaнятия пo диcциплинe «История России» пocвящeнa тeмe «Личность Петр I в масштабе истории страны». В 2022 году наша страна будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра I. Пётр Великий (1672 – 1725) – выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721 года, великий реформатор. Его реформы способствовали развитию промышленности, торговли, технического обучения, науки и так далее.
Данная методическая разработка, основанная на материале данной тематики, может стать интересным дополнением к комплексу мероприятий и использоваться как способ освежить базовые знания, посвященных 350-летию со дня рождения Петра I.
Цель: Актуализировать и обобщить знания обучающихся по истории эпохи правления и основных реформах Петра I. Повысить активность учащихся и умение их работать в группе, слушать, анализировать собственный ответ и ответ одноклассника.
В процессе урока я планирую решить следующие задачи:
Образовательные: Расширить кругозор, закрепить знания, пробудить интерес к различным областям науки, техники, искусства, обобщить и систематизировать знания обучающихся,
Развивающие: Развить умение объективно оценивать свои силы и возможности, мышление на основе формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные: Повысить интерес обучающихся к истории России. Воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.
Целевая группа: Урок носит рекомендательный характер для учащихся среднего и старшего школьного возраста, учителей истории а также педагогов - библиотекарей.
Оборудование проекта: Раздаточный материал: маршрутные листы, конверты с заданиями, проектор, презентация Microsoft Power Point, бланки ответов.
Этапы реализации урока:
Подготовительный: Выбрали тему. Определили основные цели и задачи урока. Разработка раздаточного материала: подготовка вопросов, разработка презентации, разработка критериев оценивания в том числе бланков ответов. Определили метапредметные темы, этапы урока. Сделали подборку книг и статей, иллюстраций, цитат, интернет ресурсов.
Основной: Проведение урока «Личность Петр I в масштабе истории страны».
Заключительный: Тестирование в формате ОГЭ, которое позволит оценить значимость данного мероприятия. Корректировка проекта.
Ожидаемые результаты:
Предметные компетенции: расширение знаний об историческом прошлом России;
Метапредметные: развитие умения анализировать информацию, применять навыки логического мышления, умение общаться с равными себе и со взрослыми людьми, работать в команде;
Личностные: повышение интереса детей к самообразованию, самосовершенствованию и личностному росту, развитие чувств гордости за свою страну и в тоже время чувства ответственности за ее будущее;
Коммуникативные: приобретение опыта публичного выступления и опыта работы в команде.
Выcoкaя знaчимocть и нeдocтaтoчнaя прaктичecкaя рaзрaбoтaннocть тeмы, прeдпoлaгaeт пocтoянный yчeт coврeмeнныx ycлoвий и oпрeдeляют нecoмнeннyю нoвизнy дaннoй мeтoдичecкoй рaзрaбoтки.
Мeтoдичecкaя рaзрaбoткa yчeбнoгo зaнятия имeeт прaктичecкyю знaчимocть, мoжeт быть примeнeнa для oргaнизaции oбрaзoвaтeльнoгo прoцecca пo дисциплине «История России» для учащихся 8- х классов.
Примeнeны cлeдyющиe фoрмы oбyчeния:
1.фрoнтaльнaя фoрмa и рaбoтa в пaрax бyдyт примeнeны в xoдe oбъяcнeния нoвoгo мaтeриaлa;
2.caмocтoятeльнaя фoрмa рaбoты учащихся бyдeт примeнeнa в xoдe зaкрeплeния мaтeриaлa.
Бyдyт примeнeны cлeдyющиe мeтoды oбyчeния:
1.oбъяcнитeльнo-иллюcтрaтивный – в xoдe oбъяcнeния нoвoгo мaтeриaлa;
2.чacтичнo-пoиcкoвый – в xoдe oбъяcнeния нoвoгo мaтeриaлa учащиеся бyдyт выcтрaивaть cиcтeмy;
3.интeрaктивныe мeтoды oбyчeния – при зaкрeплeнии мaтeриaлa.
В xoдe yчeбнoгo зaнятия бyдyт примeнeны cлeдyющиe пeдaгoгичecкиe тexнoлoгии:
- в xoдe oбъяcнeния нoвoгo мaтeриaлa мы вocпoльзyeмcя тexнoлoгиeй Кроссенс.
- в xoдe зaкрeплeния мaтeриaлa мы вocпoльзyeмcя тестами в формате ОГЭ, чтo пoзвoлит oпeрaтивнo прoвeрить, нacкoлькo учащиеся ycвoили мaтeриaл зaнятия.
бyдyт иcпoльзoвaны инфoрмaциoннo-кoммyникaциoнныe тexнoлoгии (ИКТ).
Технологическая карта урока
Предмет: История Класс: 8 | ||||
Автор УМК | 1. Учебник. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева под ред. А.В. Торкунова «История России XVIII века. 8 класс». В 2 ч. М., Просвещение, 2016г. 2. Атлас «История России. 8 класс». М. «Дрофа», 2011г. 3. Контурные карты «История России. 8 класс». М. «Дрофа», 2016г. | |||
Тема учебного занятия | «Личность Петр I в масштабе истории страны» | |||
Тип, форма учебного занятия | Комбинированный урок Ф - фронтальная, И - индивидуальная, Г - групповая | |||
Цель урока | создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности; дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I. | |||
Задачи урока | - активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся; - осмыслить значение петровских реформ; - выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода; - расширить представления о роли и значении личности в истории. - продолжить формирование умений работать с учебным текстом, историческими документами, изучать и систематизировать информацию устанавливать взаимосвязи причин и следствий; - применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; - совершенствовать навыки устной речи, умение грамотно, точно выражать свои мысли; - развивать внимательность, наблюдательность, умение давать объективную оценку процессов, явлений, фактов. - содействовать в ходе урока формированию эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому; - формировать умение давать оценочные суждения о Петровских реформах: их своевременности, целесообразности, способах внедрения, результатах. -воспитывать на примере жизни и деятельности Петра I чувства патриотизма и гордости за своё Отечество. | |||
Основные вопросы изучения материала | 1. Характер Петровских реформ. 2. Успехи и неудачи преобразований. 3. Россия — великая европейская держава. | |||
Элементы технологий | системно – деятельностного обучения, развивающего, проблемно-диалогового, коммуникативного, здоровьесберегающего обучения. | |||
Методы и приемы | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала, учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, эвристическая беседа, рассказ, организация работы с документом и текстом параграфа, обучение решению учебных проблем, кроссенс | |||
Оборудование урока | Компьютер Мультимедийный проектор Презентация «Петр I» Карточки с заданиями для учащихся. Видеозапись Маршрутный лист урока | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Умение объяснять значение основных понятий и представлений темы; устанавливать причинно-следственные связи явлений, процессов. Научатся определять нравственные и культурные ценности людей прошлого, последствия и значение преобразований в стране. Характеризовать деятельность исторических персоналий, сравнивать результаты. Раскрывать на примерах последствия исторического процесса. | Умение ставить учебные цели, задачи; классифицировать, структурировать и систематизировать информацию; работать с разными видами текстов; анализировать объекты с целью выявления общих признаков; структурировать и рефлексировать полученные знания. | Обладание мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; коммуникативными навыками сотрудничества в учебной деятельности. Аргументировано оценивать конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории.
| ||
Организационная структура урока | ||||
Этапы урока | Деятельность преподавателя Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) | ||
Ориентировочно-мотивационный этап | ||||
Организационный этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Опережающее задание | 1.Проверка готовности к уроку. Приветствие. Добрый день, ребята! Какой сегодня прекрасный день. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Желаю вам активной работы в течение всего нашего урока. Я вам предлагаю начать необычно наш урок. Обратите внимание на слайд. Что на нем изображено? Как вы думаете о ком мы будем говорить сегодня на уроке? СЛАЙД 1 (Технология кроссенс) 2. Возьмите маршрутный лист урока. Работая с маршрутным листом, вы должны определить тему урока, проблему. То академик, то герой, Наш урок будет посвящен 350-летию со дня рождения Петра I. За годы своего правления Петр I провел глобальные реформы, целью которых было поднять отсталую Россию до уровня передовых западных стран. Сегодня наш урок истории необычный. Музейный урок проходит в гостеприимном музейном комплексе «Дом Петра I в Дербенте». Музей был открыт на том месте, где первый русский император останавливался о время кампании Персидского похода летом 1722года.В этом году исполнилось 300 лет со дня прибытия Петра I в Дербент. Учитель дает опережающее задание ученику составить короткий рассказ о Персидском походе Петра I. Какова проблема нашего урока? (Определить, какую роль сыграл Петр в истории России, какие итоги имела его деятельность[a]) | Настраиваются на восприятие материала и знакомятся с требованиями к уроку. | ||
Актуализация | Вопросы: - Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом. Давайте вспомним, в каких областях Петр I совершил преобразования? - Не раз мы слышали, о том, что преобразования Петра I называют «культурной революцией». Давайте, еще раз подумаем, почему возникло данное крылатое выражение.( Верно, происходили коренные изменения и в повседневной жизни людей.) | Беседа. Актуализируют предметные знания. | ||
Опрос | - Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог совершить преобразования во всех серах жизнедеятельности? Работа с классом. 1. Устный опрос. Вопросы к § 11 стр. 72-75 - Какое сословие потерпело наиболее значительных преобразований и почему? - В чем они заключались? - Изменился ли быт у крестьян и горожан? - Какой образ жизни он пытался сформировать?
А теперь посмотрите на экран. Перед вами представлены высказывания русских историков конца XIX начала XX века. (Приложение 1) - Каково отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.? - В чем суть позиции И.С. Аксакова?. - Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I? - Что привлекает историков в личности Петра I? - Их оценка деятельности Петра является однозначной или вызывает некий спор? Проблемный вопрос: почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывают яростные споры историков? | Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы. Инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; построение логической цепи рассуждений. Высказывают свою точку зрения. | ||
Формирование мотива действий (целеполагание, постановка проблемы урока) Построение учебной задачи. | - Я хочу пригласить вас в путешествие по морю Знаний. Нас будет ждать нелегкий путь: бурное течение, скалистые берега и сложные задания. Но наш сплоченный экипаж обязательно преодолеет трудности. А поплывем мы на известном корабле «Полтава». - Кто знает, чем известен данный корабль?. - А что может нам помочь в преодолении трудностей?
И так, у каждого есть маршрутный лист, заполнение которого позволит нам успешно совершить плавание.
| Беседа. Устанавливают причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозируют их последствия. Участвуют в диалоге, посредством ранее полученных знаний определяют тему урока. Погружаются в тему урока. Определяют цель и задачи урока. Формулируют проблему урока посредством учебной ситуации. Планируют дальнейшую деятельность по решению учебной задачи. | ||
Операционно-исполнительский этап | ||||
Основная часть занятия. Решение учебной задачи | Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по виртуальному морю. С собой разрешается взять только знания. Свистать всех наверх! В добрый путь! Наш корабль причалил в порту. Порт «Понятий». Давайте сойдем на берег и выполним задание. (Задание 1. Приложение 3) Экипаж, нам пора отправляться дальше. Поднять якорь! Полный вперед! Впереди мы видим очень бурное течение. Осторожно, можем наскочить на рифы! Течение «Таблиц» (Задание 2 Приложение 3) Достижения: А,Б,Е,З,И Неудачи: В,Г,Д,Ж,К | Выделяют признаки и формулируют понятие. Анализ объектов с целью выделения признаков; поиск и выделение необходимой информации, её систематизация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий. | ||
Релакс | «Люблю тебя, Петра творенье…» Говорить об эпохе Петра I невозможно без упоминания города Санкт-Петербурга, его «парадиза» (с французского «рай»). на виртуальную прогулку в Санкт-Петербург XXI век (просмотр виртуальной прогулки). | Смена деятельности. Физическая и эмоциональная разгрузка. | ||
Решение учебной задачи. Применение нового знания. | Вы справились с заданием, теперь можно отправляться дальше. Держитесь крепче, перед нами скалистый берег. Бросаем якоря! Высадиться на берег! Берег «Схем» (Задание 3. Приложение 3) Молодцы, экипаж, вы справились и с этим заданием. Пора вновь на борт. Продолжим путешествие. Что это мы видим впереди? Красивые места! Ярко-голубое море, песчаный берег и бурная растительность. Где мы? А это залив «Вопросов». Давайте остановимся ненадолго. Отдать якоря! Залив «Железная логика» (Задание 4. Приложение 3) Наше путешествие подходит к концу. Уже виден берег моря, на котором нас ожидает Петр I. Так как мы для него являемся гостями из будущего времени, давайте попробуем рассказать о значениях его преобразований. Ребята, теперь посмотрим фрагмент фильма «Пётр I». | Устанавливают причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия. Систематизируют информацию в виде схемы. Работают с текстом учебника, историческим источником. Анализируют информацию, отвечают на вопросы.
| ||
Рефлексивно-оценочный этап | ||||
Закрепление (смысловая, личностно-значимая, эмоциональная рефлексия) Перенос знаний в иную ситуацию (ОГЭ) | Задания для закрепления 1. Письменный опрос. Задания на карточках. Тест. 2. При Петре стали впервые использовать уже знакомый вам флаг – наш триколор, попрошу вас выбрать один из цветов: Белый -Осталось много вопросов Синий - Были сомнения, но в целом справился Красный - Все было понятно и интересно, пригодится в будущем 3. Вывод: Какие выводы мы можем сделать по итогам проведенного урока? Справедливо ли мнение что Пётр Великий своими реформами исказил исторический путь развития России? (Ответы обучающихся): |
Отвечают на вопросы. Выявляют особенности деятельности исторической личности. Дают оценку последствиям исторического события, процесса. Конкретизируют суждение примерами. Выполнение задания в формате ОГЭ. чувства, ощущения, возникшие во время работы. | ||
Задание на самоподготовку | Составить кроссворд на тему «Реформы Петра I» | Знакомятся заданием на самоподготовку. Задают уточняющие вопросы. |
Литература
1. Учебник. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева под ред. А.В. Торкунова «История России XVIII века. 8 класс». В 2 ч. М.,- 2016г.
2.. А. Н.Сахаров. История России, т.2., М.,- 1997
3.B.О. Ключевский. Исторические портреты М.,- 1991
4.А. С. Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М., - 1999
5. И. В. Курукин «Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735)». М., -2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса
Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...
Методическая разработка "Игра-эстафета "Путешествие в страну здоровья""
Цель "Игры-эстафеты "Путешествие в страну здоровья": выявить представление детей о понятии «Что такое хорошо и что такое плохо», создать ситуации выбора ме...
Методический урок: "Петр I и его время"
Цели:1. Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра Великог...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Знаний на планету " Ботаническая"»
Цель: формирование интереса к изучению растительного мира, расширение кругозора, развитие у учащихся умений работать в команде....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в страну знаний"
Предлагается методическая разработка для проведения экономической игры во внеурочное время по экономическим дисциплинам спеццикла....
Методическая разработка квест – игры «Путешествие в страну знаний»
для 5 класса по нескольким предметам, проводится в конце учебного году....
Методическая разработка урока на тему: "Параллели стран и судеб: Россия-США и Александр II-Авраам Линкольн" (8 класс)
Разработка урока с использованием программного обеспечения SMART Notebook...