Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-нач.XX в.
методическая разработка по истории (9 класс)
Методическая разработка урока по теме "Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-нач.XX в."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-нач.XX в.»
Цели и задачи: 1. Актуализировать необходимые знания уч-ся из курса
истории России XIX в.
2. Подвести уч-ся к пониманию особенностей российской
экономики в нач. ХХ в. (Россия- среднеразвитая аграрно-
индустриальная страна).
3. Продолжить формирование умений анализировать ист.
документы, делать выводы, работать по карте, составлять
диаграмму.
Тип урока: изучение нового материала.
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документ.
просмотр презентации.
Основные понятия: модернизация, монополии, инвестиции, картель, синдикат,
трест, индустриализация, община, отработочная система.
Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Российская империя в нач. ХХ в.»,
презентация.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Формирование новых знаний:
После Великих реформ 60-70 гг. XIX в. рос. об-во вступило на путь модернизации всех сторон жизни. Наиболее заметно она затронула социально-экономическую сферу.
Национальный и социальный состав населения.
Численность к 1914 г. – 170 млн чел. (3/4 – в евр. Части, а за Уралом <<.
Быстрый рост городов, след-но, рост городс. жителей - > 14%.
Особенность Рос.империи – национальное многообразие (>100 народов и нац.)
(зачитать с.8)
Россия- многоконфес. гос-во: православие(70%), ислам(11%), иудаизм, буддизм.
Сохранение сословных перегородок, чиновной иерархии, устан. еще Петром I.
Это отражалось на образе жизни, но складывались и новые отношения.
В структуре рос.об-ва нач.ХХв. совр. историки выделяют 5 соц.категорий:
(составляем диаграмму)
- Господствующая элита – 3%
- Средние слои – 8%
- Крестьянство и казачество – 70%
- Пролетарское (неимущее) население – 18,5%
- Социальное дно (люмпенские элементы) – 0,5%
Видно, что около ½ об-ва составляли неимущие или малоимущие слои (пролетарии и сельская беднота), которые были недовольны своим положением.
(разобрать вопрос с.9 о «соц.структуре» и «соц.стратификации»)
Наличие маргиналов (находящихся на краю, на границе разных категорий населения) в рос.об-ве – полукрестьяне-полурабочие, полудворяне-полубуржуа, полуинтеллигенция и т.д. Маргинализация характерна всем странам, вступившим на путь модернизации (сравнить с современностью).
Промышленность и банковская система.
За короткое время с конца XIX в. до нач. войны 1914 г. число пром. предприятий в России удвоилось.
(работа с картой с.12 и на доске)
Железные и др. дороги, связавшие центр с Закавказьем, Ср.Азией, Дал.Востоком
Т.е. Россия вступила в быструю стадию индустриализации:
- появление крупных, хорошо оборудованных предприятий, выгодных гос-ву;
- образование монополий (фабриканты и заводчики договаривались о производстве и ценах на сбываемую продукцию, след-но контроль над рынком, дикт. своих условий потребителям и макс. прибыль). Виды монополий: сначала картели,
синдикаты, потом тресты, концерны. Это вело к зависимости промышленности от банков;
- складывание финансовой олигархии;
- создание в нач. ХХ в. особых государственно-капиталистических органов – Совещание по судостроительству, Съезд по делам прямых сообщений и т.д.
- зависимость пром. производства России от иностранных инвестиций (иностр. капитала);
- начало вывоза капитала из России за рубеж на юг (Иран и Китай), но чем Запад, след-но, и прибыли невелики;
- активное участие России в борьбе за передел мира на сферы полит. и экон. влияния.
Все это свидетельствовало о переходе Рос. капитализма в империализм или монополистический капитализм.
Но процесс модернизации в России шел неравномерно (очень слабо в с/х).
¾ населения страны занято в с/х.
Сельское хозяйство.
Разложение общины и развитие капит. отношений в деревне (использ. наемного труда, с/х техники, приемов землепользования, след-но, выше урожайность).
Появление зажиточных крестьян (кулаков), занимавшихся торгово-ростовщическими операциями среди односельчан, но > часть – беднота, т.к. сохранялись феодальные пережитки.
Крестьянская реформа 1861 г. сохранила за помещиками > часть земель (лучших), след-но, малоземелье у крестьян (рисунок с.18), брали у помещиков хлеб в долг, землю в пользование, след-но, отработочная система, которая изнуряла крестьян, а помещики вели хоз-во по старинке – полукрепостничество.
В условиях углубляющегося разрыва между пром-ю и с/х экономика России была > уязвима, подвержена кризисам и потрясениям, чем экономика Запада.
(работа с ист. документом с.16)
3. Домашнее задание: п.1, вопросы и задания с.16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"
Повторительно-обобщающий тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»
Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и прием...
Практическая работа "Изучение по столбиковым диаграммам социально-экономических особенностей развитых и развивающихся стран мира"
Данная практическая работа способствует развитию у обучающихся практических компетенций анализа данных представленных в виде гистограмм (столбиковых диаграмм), а также позваляет ознакомиться с со...
Динамика развития ситуации выбора профессии под влиянием социально-экономических условий развития общества.
Выбор профессии – важный шаг, обеспечивающий личное счастье человека. Для определения времени реального возникновения в истории культуры профессиональной ориентации необходимо выделить критерий,...
Методическое пособие Сборник тестов по истории «Россия в правление Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-начале XX века.»
Сборник предназначен для проведения текущего, тематического и итогового контроля знаний учащихся 9 классов Предлагаемые тесты направлены на проверку усвоения учащимися знаний и умений в объеме, у...
Элективный курс "Социально-экономические аспекты развития мира"
Социально-экономические аспекты развития мира...
Экономическое развитие страны в конце 19 века
история России...