Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-нач.XX в.
методическая разработка по истории (9 класс)

Конько Татьяна Владимировна

Методическая разработка урока по теме "Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-нач.XX в."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-нач.XX в.»

Цели и задачи: 1. Актуализировать необходимые знания уч-ся из курса  

                        истории России XIX в.

                      2. Подвести уч-ся к пониманию особенностей российской

                        экономики в нач. ХХ в. (Россия- среднеразвитая аграрно-

                        индустриальная страна).

                      3. Продолжить формирование умений анализировать ист.

                        документы, делать выводы, работать по карте, составлять

                        диаграмму.

Тип урока:        изучение нового материала.

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы:              беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документ.

                      просмотр презентации.

Основные понятия: модернизация, монополии, инвестиции, картель, синдикат,

                            трест, индустриализация, община, отработочная система.

Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Российская империя в нач. ХХ в.»,

                       презентация.

                                        Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Формирование новых знаний:

        После Великих реформ 60-70 гг. XIX в. рос. об-во вступило на путь модернизации всех сторон жизни. Наиболее заметно она затронула социально-экономическую сферу.

Национальный и социальный состав населения.

        Численность к 1914 г. – 170 млн чел. (3/4 – в евр. Части, а за Уралом <<.

        Быстрый рост городов, след-но, рост городс. жителей - > 14%.

Особенность Рос.империи – национальное многообразие (>100 народов и нац.)

(зачитать с.8)

Россия- многоконфес. гос-во: православие(70%), ислам(11%), иудаизм, буддизм.

Сохранение сословных перегородок, чиновной иерархии, устан. еще Петром I.

Это отражалось на образе жизни, но складывались и новые отношения.

        В структуре рос.об-ва нач.ХХв. совр. историки выделяют 5 соц.категорий:

(составляем диаграмму)

  1. Господствующая элита – 3%
  2. Средние слои – 8%  
  3. Крестьянство и казачество – 70%
  4. Пролетарское (неимущее) население – 18,5%
  5. Социальное дно (люмпенские элементы) – 0,5%

 Видно, что около ½ об-ва составляли неимущие или малоимущие слои (пролетарии и сельская беднота), которые были недовольны своим положением.

(разобрать вопрос с.9 о «соц.структуре» и «соц.стратификации»)

Наличие маргиналов (находящихся на краю, на границе разных категорий населения) в рос.об-ве – полукрестьяне-полурабочие, полудворяне-полубуржуа, полуинтеллигенция и т.д. Маргинализация характерна всем странам, вступившим на путь модернизации (сравнить с современностью).

Промышленность и банковская система.

        За короткое время с конца XIX в. до нач. войны 1914 г. число пром. предприятий в России удвоилось.

(работа с картой с.12 и на доске)

Железные и др. дороги, связавшие центр с Закавказьем, Ср.Азией, Дал.Востоком

Т.е. Россия вступила в быструю стадию индустриализации:

- появление крупных, хорошо оборудованных предприятий, выгодных гос-ву;

- образование монополий (фабриканты и заводчики договаривались о производстве и ценах на сбываемую продукцию, след-но контроль над рынком, дикт. своих условий потребителям и макс. прибыль). Виды монополий: сначала картели,

синдикаты, потом тресты, концерны. Это вело к зависимости промышленности от банков;

- складывание финансовой олигархии;

- создание в нач. ХХ в. особых государственно-капиталистических органов – Совещание по судостроительству, Съезд по делам прямых сообщений и т.д.

- зависимость пром. производства России от иностранных инвестиций (иностр. капитала);

- начало вывоза капитала из России за рубеж на юг (Иран и Китай), но чем Запад, след-но, и прибыли невелики;

- активное участие России в борьбе за передел мира на сферы полит. и экон. влияния.

        Все это свидетельствовало о переходе Рос. капитализма в империализм или монополистический капитализм.

        Но процесс модернизации в России шел неравномерно (очень слабо в с/х).

¾ населения страны занято в с/х.

Сельское хозяйство.

Разложение общины и развитие капит. отношений в деревне (использ. наемного труда, с/х техники, приемов землепользования, след-но, выше урожайность).

        Появление зажиточных крестьян (кулаков), занимавшихся торгово-ростовщическими операциями среди односельчан, но > часть – беднота, т.к. сохранялись феодальные пережитки.

        Крестьянская реформа 1861 г. сохранила за помещиками > часть земель (лучших), след-но, малоземелье у крестьян (рисунок с.18), брали у помещиков хлеб в долг, землю в пользование, след-но, отработочная система, которая изнуряла крестьян, а помещики вели хоз-во по старинке – полукрепостничество.

В условиях углубляющегося разрыва между пром-ю и с/х экономика России была > уязвима, подвержена кризисам и потрясениям, чем экономика Запада.

(работа с ист. документом с.16)

3. Домашнее задание: п.1, вопросы и задания с.16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"

Повторительно-обобщающий тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»

Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и прием...

Практическая работа "Изучение по столбиковым диаграммам социально-экономических особенностей развитых и развивающихся стран мира"

Данная практическая работа способствует развитию у обучающихся практических компетенций анализа данных представленных в виде гистограмм (столбиковых диаграмм), а также позваляет ознакомиться с со...

Динамика развития ситуации выбора профессии под влиянием социально-экономических условий развития общества.

Выбор профессии – важный шаг, обеспечивающий личное счастье человека. Для определения времени реального возникновения в истории культуры профессиональной ориентации необходимо выделить критерий,...

Методическое пособие Сборник тестов по истории «Россия в правление Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-начале XX века.»

Сборник предназначен для проведения текущего, тематического и итогового контроля знаний учащихся 9 классов Предлагаемые тесты направлены на проверку усвоения учащимися знаний и умений в объеме, у...

Элективный курс "Социально-экономические аспекты развития мира"

Социально-экономические аспекты развития мира...