Статья : " Формы и методы оценки учебных достижений обучающихся"
статья по истории

Владимир Исяевич Горяев

Формы и методы оценки учебных достижений обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 21.92 КБ

Предварительный просмотр:

 

Межрегиональная конференция

« Единая система оценки качества общего образования как фактор построения региональной модели »

Сборник статей

 Калм. РИПКРО, 2018 год

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ  УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Горяев Владимир Исяевич, учитель истории и обществознания

МКОУ «Кевюдовская СОШ» Ики-Бурульского района

      Современное российское образование переживает переходный период, когда действует старая пятибалльная система оценок и начинает активно вводиться «новая» система, которую условно называют «тестово-балльной». Сложилась следующая ситуация – действует прежняя система оценивания, а основные документы по ФГОС требуют новых форм и методов оценивания достижений детей. ЕГЭ по истории и обществознанию выпускников определяет уровень достижений в баллах, которые затем переводятся в отметку. Поэтому переход к новой системе оценивания представляется абсолютно логичным.

    Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования. Если основным направлением системы оценки первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов, в частности, овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом. Исходя из этого, актуальной является проблема совершенствования системы оценивания достижений школьников. Иными словами, приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования.

      Одной из главных целей новой системы оценивания обучения является стремление  сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.  Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ и подразумевают распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками процесса. Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных образовательных программ. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Оценка достижений требований стандартов сводится к оценке достижения планируемых результатов. Основным критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

      Концепция и требования стандартов указывают, что к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе научных знаний, учебно-познавательных, исследовательских, коммуникационных и информационных умений. Такая переориентация не только отвечает потребностям образовательного процесса, но и меняет роль и место системы оценки. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательной программы, но и как средство повышения эффективности преподавания и учения; фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования, регулятор программы обучения. Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих принципов:

1. Оценивание является постоянным процессом, используется диагностическое (входное, текущее) и срезовое оценивание (тематическое, рубежное, итоговое).

2. Использование учителем различных методов оценивания. Вместе с тем ни один метод не может адекватно оценит все разнообразие способностей учащихся, тем более что невозможно использовать все методы (время и ресурсы). Запрещается использовать методы давления на учащихся в целях обеспечения их личной психологической безопасности.

      Многие учителя используют рейтинговую систему в целях того, чтобы накопляемость оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система обычно понимается как «накопленная оценка» и представляется как некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной системе и характеризующая успеваемость и уровень знаний обучающегося в течение определенного периода обучения. Данную систему рекомендуют применять как накопление оценок. Для этого в первую очередь нужно заинтересовать учащихся в накоплении баллов. Засчитываются любые формы работы обучающихся: чтение текста, ответы на вопросы, высказывания обучающихся и т.д. В зависимости от качества ответа ученик может получить один, два, три, четыре или пять баллов. В случае активности ученика на каждом уроке сумма баллов может увеличиться до трех баллов.     Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала.

      Большое значение уделяется самоконтролю и самооценке – одним из важных видов учебной деятельности. Необходимо научить детей оценивать свои действия, их результаты, свое продвижение вперед. Способность контролировать и оценивать свои действия создает мотивацию для самостоятельного совершенствования своих действий. Если полностью передать оценочный компонент учителю, то это может вызвать неверие ученика в свои силы, а то и состояние постоянной тревожности. Если научить детей разным способам самооценки и самоконтроля, то возрастет познавательная активность и как следствие качество образования, достигаются личностные, предметные, метапредметные результаты. Отдельные действия, прежде всего, успешные, достойны оценки (словесные характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенном смысле). Привычная форма контроля в виде зачетов, тестов, контрольных работ дополняется новыми формами контроля результатов такими как :

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);

- самооценка ученика по принятым формам;

- результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учащихся;

- результаты учебных проектов.

      Рассмотрим подробнее некоторые из этих форм контроля.

      Наблюдение учащихся может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после фиксации учитель может давать словесную характеристику действий.

       Самооценка. Может ли ученик адекватно оценить свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник. На уроках истории и обществознания можно применять следующие способы для формирования данного умения - ведение дневника успешности, где учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем. Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвитие, способы достижения прогресса. Использование взаимоконтроля при проверке выполненных работ – индивидуальный и групповой. При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки. Для включения учащихся в действие взаимоконтроля взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определенной схеме, включающей критерии оценивания определенного вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает адекватно научиться воспринимать критику и корректно высказывать замечания. Используются также групповые социологические опросы, размещение на «лестнице успеха» и т.д.

      Мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей. Поэтому мы должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся. А для облегчения перехода от традиционного способа оценивания к более конструктивному подходу, нужно использовать стимулирующие функции при оценивании результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания.

Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании в РФ»

2. Федеральный государственный стандарт ООО и СОО по истории;

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

4. Антонова, Брагина –История России. 6 класс Метод. пособие

5.Сайт «Социальная сеть работников образования»

4. Сайт «Фестиваль открытых идей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология оценки учебных достижений обучающихся"

Данная статья основана на материалах книги Горбуновой Т.С.  «Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся»  г. Омск, 2008 г. Одной из основных задач, которые стоят перед сист...

Новые подходы к оценке учебных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС

В данной работе рассмотена система оценивания учебных достижений, разработанная группой учителей кафедры естественно-математических дисциплин МБОУ "Гимназия" города Абакана.  Система состоит из с...

«Современные методы оценки учебных достижений учащихся»

Современные учебные формы - проектные, творческие и исследовательские работы, элективные курсы, профильное обучение, практические занятия - на данный момент не имеют инструменты для оценивания результ...

«Новые подходы в оценке учебных достижений обучающихся»

Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений учащихся....

Оценка учебных достижений обучающихся в рамках ФГОС.

Как должны помочь себе ученик и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний?Учителю важно при построении образовательного процесса...

Активные формы и методы контроля образовательных достижений обучающихся. Метод «ПИЛА». (Из опыта работы)

Активные формы и методы контроля образовательных достижений обучающихся.Метод «ПИЛА».(Из опыта работы)...