Конспект урока всеобщей истории в 5 классе "Государство на берегах Нила"
методическая разработка по истории (5 класс)
Открытый урок для ШМО гуманитарного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvo_na_beregah_nila.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания Кучина Т.П.
МБОУ Гарская ОШ
Раздел 2. Древний Египет. Урок 5. «Государство на берегах Нила».
Цели урока:
1. Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта, познакомиться с основным занятием древних египтян, ввести новое понятие «цивилизация»
2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, с контурной картой, текстом учебника и историческими источниками.
3. Сформировать интерес к изучаемой теме, к истории Древнего Египта.
Оборудование:
политическая карта мира (современная)
карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азии»
фотография бюста Геродота
зеленый карандаш
лента времени
карта Греции
таблица – рисунок с изображением папируса
рисунок египетских пирамид
дельта - цифра греческого алфавита
фотографии из семейного альбома Кругловых
План изучения темы:
1) Возникновение государства.
2) Географическое положение Египта.
3) Разливы Нила.
4) Объединение Египта.
1. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня на урок истории я принесла вам в подарок ромашку. Но я немного поспешила и она у меня рассыпалась на отдельные лепесточки. Помогите мне ее собрать.
- Для этого нужно очень постараться: совершить небольшое путешествие в страну Древнего Востока – Египет, узнать ее месторасположение, познакомиться с тем, чем занимались жители этой страны. - Вы готовы мне помочь?
2. Актуализация ранее усвоенных знаний.
- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытных людей. Посмотрите на доску. - Какими общими словами вы бы назвали данные понятия? - Что здесь перечислено?
На доске: гарпун, палка – копалка, плуг, серп, мотыга.
Ответ: Это орудия труда древнего человека.
- Какое понятие среди данных лишнее и почему?
Ответ: гарпун – это орудие труда рыболовства, остальные орудия труда относятся к земледелию.
- Какие другие занятия первобытного человека вы знаете?
Ответ: собирательство, охота, земледелие, скотоводство и т. д.
- Перечислите данные орудия труда в той последовательности, в какой они появлялись: Ответ: палка – копалка, гарпун, серп и мотыга, плуг.
- Началом какой цепочки является факт изменения и усовершенствование орудий труда?
Ответ: изменение орудий труда приведет к появлению новых занятий – земледелия и скотоводства, что в свою очередь приведет к появлению излишков, неравенства, разделению людей на классы. А все это вместе является причинами образования новой формы организации общества – государства.
- Что такое государство? Дайте определение этому термину.
Ответ: Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, закон, сбор налогов.
- Ребята, с появлением государства древнейшее человечество перешло от первобытности к цивилизации. В исторической науке древнейшими цивилизациями (учитель обращается к определению на доске) -- принято считать такой период развития общества, когда существует государство, города, письменность.
обращение к настенной карте «Древний Восток»:
- Первые древнейшие цивилизации появились на территории Древнего Востока. - Знакомиться с ними, как я уже сказала вначале урока, мы начнем с истории Древнего Египта. Впервые мы будем изучать историю отдельной страны, причем страны существующей и ныне.
обращение к политической карте.
- Что вы помните об этой стране из курса «Естествознания»?
3. Сообщение о достопримечательностях Египта.
- Древние египтяне были «учителями учителей» всех последующих цивилизаций, они создали неповторимую древнюю культуру, исторические памятники которой до сих пор напоминают нам о прошлом Египта. - Известный археолог, нашел вблизи Каира, столицы этой страны фреску, изображающую двух девочек, бьющих ногой мяч. После этого он заявил о Египте как о стране являющейся прародиной футбола.
- На сегодняшний день это единственная страна, где сохранилось одно из семи чудес света – пирамиды. Показ картинки из книги.
- Эту страну посещают многочисленные иностранные туристы, ее посетил и наш земляк, житель села Гари Круглов Алексей Александрович. Показ фотографий семьи Кругловых.
5. Изучение нового материала. Географическое положение Египта.
А) Работа с историческим источником и картой. Беседа по содержанию документа сопровождается параллельной работой с картой.
– И в современное и в древнее время возможность посетить эту удивительную страну привлекала многочисленных путешественников.
- В 1 веке до нашей эры – историю этой страны изучал древнегреческий ученый - Диодор Сицилийский.
- Отрывки из его главного труда «Историческая библиотека», помогут нам определить месторасположение Древнего Египта.
- Используя карту учебника на странице 31, совершим экскурсию в Древний Египет, а вести нас будут экскурсоводы – условные знаки и обозначения легенды карты. Рассмотрите их.
- Прочитаем этот документ вслух.
30. …Египет находится в северо - восточной Африке и простирается в основном с севера на юг… С запада он защищен полной диких зверей пустыней, простирающейся на большое расстояние.., там среди песков изредка встречались островки зелени – оазисы… Из частей страны, обращенных к востоку и югу, он защищен рекой, пустыней и болотистыми местами, поросшими высоким тростником, называемым папирус…
31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани.
32. ...Вступив в Египет, Нил имеет ширину десять или менее стадий и течет не по прямому направлению, а, образует всяческие извивы.. В некоторых местах спокойному течению Нила мешают опасные каменистые преграды - пороги, ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние... Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту…
- Какое государство описывает в своем труде Диодор Сицилийский? Ответ: Египет.
- Где находится Египет? Ответ: в северо – восточной Африке.
- Что находится на востоке и западе страны? Ответ: река, пустыня и болото.
-- Какое растение упоминается в документе? Ответ: – папирус.
Рассмотрите рисунок папируса на странице 33.
- Египтяне использовали папирус, как материал для письма. Они разрезали стебель тростника на длинные узкие полоски, затем сушили их под прессом и получалась ровная основа, на которой можно было писать.
6. Река Нил от истока до устья. Пороги. Дельта Нила.
- Каким морем омывается северная часть страны? Ответ: Средиземным.
- О какой реке идет речь в документе? о реке Нил.
- Куда впадает Нил? Ответ: в Средиземное море.
- В документе упоминается о необычном треугольнике из множества частей реки, на которые она разделяется, впадая в Средиземное море?
Как называет этот треугольник Диодор? Ответ: дельта.
- Дельтой, названной так по сходству с буквой греческого алфавита, считался остров, образованный морем и рукавами реки.
- Используя источник, объясните, что такое пороги?
Ответ: пороги – это опасные каменистые преграды, которые Нил встречал на своем пути. Сколько порогов отмечено на карте в учебнике?
-Найдите на карте 1 порог. Египет располагается на берегах Нила от ее первого порога до Средиземного моря.
- Что такое оазисы? Ответ: островки зелени в пустыне.
- Посмотрите на легенду карты. Каким цветом выделена территория Египта? Что означает зеленый цвет? - Подумайте и скажите, какое занятие могло быть главным у древних египтян, если долина Нила была ровной. Ответ: основным занятием египтян было – земледелие.
Показ картинки двух земледельцев.
7. Закрепление нового материала. Работа с контурной картой.
- А теперь поработаем с контурной картой.
- Мы выполним следующие задания:
1. Надпишите название реки, протекающей через Египет, обозначьте на ней 1 порог.
2. Надпишите названия морей, омывающих Египет.
3. Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте, границы районов обозначены -.-.-.-.-.
7. Изучение нового материала. Разлив Нила. Ил.
А) Работа с отрывком из рассказа Геродота.
Обращение к рисунку:
- Здесь изображены два брата. Старший говорит младшему: «Давай приготовим упряжку быков, потому что пашня вышла из – по воды»…
- Чтобы понять их разговор, послушайте короткий рассказ древнегреческого историка Геродота, жившего в 5 веке до нашей эры. Попробуйте догадаться, что имели ввиду братья.
Учитель читает отрывок.
Египет – дар Нила. Почва здесь черная и рыхлая, потому что состоит из ила. Нет другого народа на свете, кто так легко бы добывал свой хлеб. Каждый год в начале июля Нил разливался. После каждого разлива, когда река, оросив поля, снова входит в свои берега, египтяне засевают свою пашню, а потом выгоняют на нее своих свиней. Когда семена втоптаны свиньями в землю, египтяне ожидают время жатвы. А когда соберут урожай, тех же свиней пускают бегать по колосьям, чтобы таким образом обмолотить зерно. Им останется только засыпать его в амбары. - Что же имел ввиду старший брат, говоря младшему о том, что пашня вышла из – под воды? Ответ: он имел ввиду то, что Нил вернулся назад в свои берега и скоро земля будет готова к началу пахоты.
- Как вы думаете, почему Геродот говорил «Египет – дар Нила?»
Ответ: Нил оживил пустыню, дал людям и стране возможность здесь жить. Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян — земледелие, а это основа будущей цивилизации. Не было бы реки, не было бы и страны.
- Древние египтяне боготворили реку за дар жизни. Они поклонялись ей как Богу, они посвящали ей многочисленные праздники и обряды, они воспевали ее в своих песнях.
В) Работа с источниками учебника. Индивидуальное задание ученицы.
- Прочитайте про себя 2 часть этой песни на странице 34.
8. Возникновение государства в Египте. Рельеф на камне.
А) Работа с рисунками.
- Как вы думаете, можно ли одеть на голову одновременно 2 шапки или, например, короны?
- На территории Египта, которую мы с вами только что выделили, в 5 тысячелетии до нашей эры возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет, царь этого царства носил белую корону и Южный Египет, царь этого царства носил красную корону, имеющею возвышение сзади. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война, о чем сохранились специальные свидетельства.
- Посмотрите на египетский рельеф, с. 34 учебника.
- Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Отметим эту дату на «ленте времени». Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей нового единого государства стал город Мемфис.
Б) Индивидуальное задание.
- Внимательно рассмотрите изображение, его содержание нам разъяснит – Алеша Лакин.
9. Закрепление нового материала.
- Мы закончили наше путешествие, однако у нас остался один нерешенный вопрос. Это ромашка, лепестки которой я рассыпала, идя в школу. Давайте все вместе соберем цветок, выполнив небольшие задания, записанные в виде предложений на каждом лепестке. Лепестки пронумерованы, отвечать мы будем по порядку. Помогаем друг другу.
- О чем же вы сегодня узнали на уроке? (Дети читают предложения, должен получиться общий текст:
1. Страна Египет находится в северо – восточной части Африки.
2. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек мира.
3. падая в Средиземное море река разделяется на несколько рукавов, образующих один большой треугольник называемый – дельта
4. Течение Нила встречает на своем пути опасные каменистые преграды – пороги.
5. Египет – дар Нила. Где вода, там и жизнь.
6. Ежегодно Нил разливается, а когда он возвращается в свои берега, ан полях остается плодородный ил.
7. Основным занятием египтян было – земледелие.
8. За три тысячи лет до нашей эры произошло объединение Северного и Южного царств в единое государство, столицей которого стал город Мемфис.
9. Повелителя всего Египта называли фараон.
10. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- Что нам помогало изучать историю этой страны?
Ответ: Вещественные и письменные источники.
- Что из оборудования урока относится к письменным источникам, а что к вещественным? Ответ: Труды Геродота и Диодора сицилийского относятся к письменным источникам, а плитка фараона Нормира – к вещественным.
1. Внимательно прочитать § 6 учебника Вигасина. 2. Подготовить ответ на вопрос «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?».
Запись на доске:
Тема урока: «Государство на берегах Нила»
Гарпун, палка – копалка, плуг, серп, мотыга.
Словарные слова: Цивилизация – такой период развития общества, когда существует государство, города¸ письменность.
Геродот
Диодор Сицилийский «Историческая библиотека».
Папирус
Пороги
Дельта
Оазисы
Верхний (Северный) Египет
Нижний (Южный) Египет
3 тыс. лет до н. э.
Фараон
Город Мемфис
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « Древний Восток. Египет- государство на берегах Нила»
Конспект урока истории по ФГОС в 5 классе....
Урок в 5 классе "Государство на берегах Нила"
Урок в 5 классе с использованием электронной презентации по теме "Государство на берегах Нила"....
Конспект урока всеобщей истории 9 класс "Причины второй мировой войны"
Материал позволяет рассмотреть особенности международных отношений в 30-е гг.20 века, выяснить причины второй мировой войны....
Конспект урока по истории 5 кл . Тема урока "Образование государства на берегах Нила"
Цель урока Цель урока: создать условия для формирования представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положен...
План-конспект урока всеобщей истории в 6 классе с использованием Метода проектов «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»
План-конспект урока всеобщей истории в 6 классе с использованием Метода проектовПредмет: Всеобщая историяКласс: 6Тема: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»Цель урока: сф...
Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».
Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...
План-конспект урока по истории Древнего Мира "Государство на берегах Нила"
Цели для ученика1. Научиться работать с контурной картой;2. Развивать навыки работы с текстом параграфа и дополнительного источника (Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу);3. Закрепление навыков самоо...