Феодальное общество и средневековый город
план-конспект урока по истории (6 класс)

Галина  Михайловна Лаврова

Конспект урока Феодальное общество и средневековый город

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Феодальное общество и средневековый город»

Предмет: история

Класс: 6 класс

Тема: «Феодальное общество и средневековый город»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Учебно-наглядный комплекс:

  • Компьютер, Медиапроектор
  • Экран
  • Раздаточный материал, лист оценивания

Время реализации занятия: 1 урок (45 минут)

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. Повышение познавательного интереса и мотивации к изучению истории
  2. Повышение эффективности усвоения и закрепления материала
  3. Формирование информационной культуры и компетентности    

    школьников

Цель урока: 

Предоставить обучающимся  возможность в комплексе применить свои знания по теме «Феодальное общество и средневековый город».  

Задачи:

Образовательная: обобщить, повторить и закрепить знания учеников;

Развивающая: развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; развитие у них понятийного мышления;

интенсификация учебно-образовательного процесса;

Воспитательная: формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно,  повышать мотивацию к изучению предмета.

Технологии, методы:

  1. ИКТ
  2. Интеллектуальная игра

Понятия:

Барщина, барбакан, донжон, вассальная пирамида, сеньор, вассал, феод, рыцарский турнир, куртуазность, ратуша, меняла, мэр, коммуна

Карта урока:

Комментарий хода урока

Время

(мин)

№ слайда

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент: приветствие, объявление темы, а также поставленных целей и задач урока. Представление команд.

3

1

Дисциплина,

Аккуратность, организованность

Розыгрыш права первого хода.

4

2,3

Внимание, память

Выполнение ролей,  толерантность, аргументированность, четкость и выразительность речи, логичность

1 раунд «Феодальное общество»

15

4,5, 17-37

Внимание, память, мышление

Выполнение ролей,  толерантность, активность, аргументированность, четкость и выразительность речи, логичность

2 раунд «Средневековый город»

15

6,7, 38-57

Внимание, память, мышление

Выполнение ролей,  толерантность, активность, аргументированность, четкость и выразительность речи, логичность

Финальный раунд

3

8,9

Внимание, память, мышление

Выполнение ролей,  толерантность, активность, аргументированность, четкость и выразительность речи, логичность

Итоги. Награждение.

3

10

Культура эмоций, переживаний  

Рефлексия. Слова благодарности и напутствия.

2

11,12

Внимание, организованность

Рефлексивность

Содержание кадров:

№ слайда

Содержание

1

Титульный лист: «Своя игра»

2-3

Розыгрыш права первого хода

4

Первый раунд

5

Темы первого раунда

17-37

Вопросы первого раунда

6

Второй раунд

7

Темы второго раунда

38-57

Вопросы второго раунда

8

Финальный раунд

9

Вопрос финального раунда

10

Итоги. Награждение.

11

Рефлексия

Схема взаимосвязи кадров урока:

Смена слайдов происходит по щелчку, слайды № 5, 7,  13-57 имеют гиперссылки.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, объявление темы, а также поставленных целей и задач урока. Представление команд. (Слайд № 1)

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Итак, на прошлом уроке мы с вами закончили изучать, наверное, одни из  самых интересных тем курса «Истории средних веков» - «Феодальное общество» и «Средневековый город». И сегодня у вас есть возможность применить полученные на уроках знания. Ведь сегодня у нас не просто урок, а интеллектуальная игра - «Своя игра».

В игре у нас принимают участие  три команды: «Историки», «Знатоки», «Умники и умницы».

В каждой команде есть капитан, задачей которого является общее руководство и приятие решений; есть человек, который отвечает  за подачу сигнала о готовности команды дать ответ. Осуществлять это он будет понятием флажка. А еще позвольте представить, наших экспертов – они будут фиксировать ваши ответы на вопросы, подсчитывать полученные вами баллы.

Право первого хода  разыгрывается в разминке.

2. Розыгрыш права первого хода. (Слайд № 2,3)

  - Я предлагаю вам внимательно прослушать стихотворение Ганса Сакса, родившегося и жившего в Нюрнберге и написавшего в 1530 г. такие строки:

Без счета было в нем домов —

Высоких, низких, новых, старых.

Не забывая о пожарах,

Их строили: возведена

Была защитная стена

Меж каждыми двумя домами;

Резьбой затейливой, зубцами

Украсили там щегольски

И скаты крыш, и их коньки.

Смотри, как стройно и красиво

Тут улицы проведены.

Отсюда все они видны.

Их здесь — ни много и ни мало —

Пять с лишком ныне стало.

Колодцы — сто шестнадцать счетом

Полны до верха, а еще там

Фонтанов дюжина водой

Всех оделяет даровой.

 Больших часов у нас шесть штук.

Из них четыре бьют все вдруг.

Двенадцать в городе холмов,

Одиннадцать больших мостов.

(И все из камня, все как есть!),

 Ворот же — ровным счетом шесть,

Десяток рынков для народа.

Прилавки не бывают пусты:

Хоть отбавляй зерна, капусты...

Внимание  вопрос: Сколько в средневековом городе Нюрнберге было улиц, колодцев, фонтанов, часов, мостов, ворот, рынков?

Ответ: «5 с лишком» улиц, 116 колодцев, 12 фонтанов, 6 часов, 11 мостов, 6 ворот, 10 рынков.

Команда, давшая наиболее точный ответ, получает право первого хода.

3. Первый раунд «Феодальное общество» (Слайд №4, 5, 17-37)

Темы первого раунда:

  • Те, кто трудятся
  • В средневековом замке
  • Сеньоры и вассалы
  • Рыцарство

Вопросы и ответы первого раунда.

Те, кто трудятся

50

Перечислите технические новшества,
применяемые в земледелии
в XI -XIII вв.

ПОДКОВЫ, ХОМУТ, ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА, ПЛУГ, ЛОШАДЬ

40

При натуральном хозяйстве все необходимое производилось в самом хозяйстве.
Но кое-что все-таки приходилось покупать.

СОЛЬ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЖЕЛЕЗА

30

Вопрос-аукцион

 «Здесь все не так как в реальной жизни, все наоборот. Лучше всех живет тот, кто меньше всех работает.

Реки текут прекраснейшим вином.

Урожай сам собой созревает четыре раза в год. Праздников здесь очень много.

 А Пасху и Рождество празднуют четырежды в году».

О какой стране идет речь?

СТРАНА КОКАНЬ

20

Крестьяне стремились повысить плодородие почвы за счет:

  • Чередования различных сельскохозяйственных культур
  • Покупки зерна в других странах
  • Проведение общинных собраний

ЧЕРЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, ТРЕХПОЛЬЕ

10

Разгадайте шараду:

Первый слог (небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой бара)

Второй слог (русское национальное блюдо)

Третий слог (предлог)

Целое слово (одна из феодальных повинностей)

БАРЩИНА

В средневековом замке

50

Представьте, что вы живете в средневековую эпоху. К вам пришли гости. Как бы вы накрыли стол.

ХЛЕБ, ПРЯНОСТИ, ПТИЦА, РЫБА, МЯСО, ФРУКТЫ

40

Замок, изображенный на рисунке современного художника принадлежал Ричарду Львиное Сердце, королю Англии, герцогу Нормандии. Как называется этот замок.

ШАТО-ГАЙАР –«ВЕСЕЛЫЙ ЗАМОК»

30

«Кот в мешке»

Как называется замок, описанный в отрывке:

«Ворота его всегда открыты. Нет башен и толстых стен. Он виден лишь тем, кто добр, чист, благоразумен, кто не желает зла никому».

ЗАМОК МОНСАЛЬВАТ

20

Укажите, каким номером на рисунке обозначен донжон.
Дайте определение понятию «донжон».

1, ГЛАВНАЯ БАШНЯ ЗАМКА

10

Разгадайте ребус и дайте определение понятию

БАРБАКАН – выдвинутые за ров и мост укрепления замка

Сеньоры и вассалы

50

«Песнь о Роланде»

Вассал сеньору служит своему,

Он терпит зимний холод и жару,

Кровь за него  не жаль пролить ему.

… Пускай не скажет обо мне никто,

Что от испуга позабыл я долг.

Не посрамлю я никогда свой род…

В чем видит вассал свой долг?

Что он считает позором для себя и своего рода?

В СЛУЖБЕ СЕНЬОРУ;

ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА

40

Должен ли рыцарь подчиняться не только своему непосредственному сеньору, но и сеньору своего сеньора?

ФРАНЦИЯ:

«ВАССАЛ МОЕГО ВАССАЛА – НЕ МОЙ ВАССАЛ»

АНГЛИЯ:

«ВАССАЛ МОЕГО ВАССАЛА – МОЙ ВАССАЛ»

30

Порядок, при котором в феодальном обществе каждый феодал подчинялся более старшему, получил название . . .  

ВАССАЛЬНАЯ ПИРАМИДА

20

В Европе к X – XI векам утвердился принцип
«Нет земли без сеньора»,
потому что:

  • Так требовал указ короля
  • Церковь заставляла крестьян принять власть феодалов
  • Собственность на землю находилась в руках феодалов
  • Вся земля считалась собственностью папы римского

СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ НАХОДИЛАСЬ В РУКАХ ФЕОДАЛА

10

Установите связь между понятиями:

сеньор, вассал, феод.

СЕНЬОР→ФЕОД→

ВАССАЛ

Сеньор – в отношениях с вассалом лицо, передавшее феод.

Вассал – лицо, получившее феод.

Феод  - земля, дававшаяся на определенных условиях в фактически наследственное пользование.

Рыцарство

50

Воспитание рыцаря

Обычно с ….  Лет мальчик покидал отцовский …..     и служил …….  При дворе знатного … .    Он выполнял различные поручения ……..   и членов его семьи. В 15 лет юноша становился ………  рыцаря. В замке он присматривал за   …..   и собаками,   встречал гостей, в походе вез …. Рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное ….. .   После длительной службы отличившихся  посвящали в …..….  .

Слова:  замок, паж, сеньор, феодал, 7, лошади, доспехи, рыцарь, оружие, оруженосец.

7, ЗАМОК, ПАЖОМ, ФЕОДАЛА, СЕНЬОРА, ОРУЖЕНОСЦЕМ, ЛОШАДЬМИ, ДОСПЕХИ, ОРУЖИЕ, РЫЦАРИ

40

Найдите из перечисленных ниже качеств те два, которые осуждались рыцарской моралью.

  1. Защита христианской веры
  2. Пренебреженье рыцарской честью ради спасения своей жизни
  3. Служение прекрасной даме
  4. Выполнение вассальных обязанностей
  5. Отвага на поле боя
  6. Стремление прослыть бережливым, расчетливым человеком
  7. Покровительство и поддержка слабых, нуждающихся в защите

2, 6

30

«Это мероприятие устраивали феодалы и короли. Оно было запоминающимся зрелищем, им наслаждались и сеньоры, и простонародье. Наряду со схватками отдельных пар устраивались сражения целых отрядов. Иногда это мероприятие оканчивалось получением телесных повреждений участниками».

О чем идет речь?

РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР

20

На рисунке изображен рыцарь XV века в полном боевом облачении. Расскажите, из чего состояло рыцарское снаряжение.

КОПЬЕ, МЕЧ, ЩИТ, ШЛЕМ, ЗАБРАЛО, ЛАТЫ

10

Дайте определение понятию «куртуазность»

Искусство придворного поведения, умение держать себя в обществе дам

Эксперты подводят итоги первого раунда.

4. Второй раунд «Средневековый город» (Слайд № 6,7, 38-57)

Команда, набравшая по итогам первого раунда наибольшее количество баллов, первая выбирает вопрос.

Темы второго раунда:

  • Средневековые города
  • Торговля
  • Борьба городов за свободу
  • Ремесло

Вопросы и ответы второго раунда

Средневековые города

100

Ознакомьтесь с выдержкой из средневекового источника:

 «Приходится ходить на ходулях и в деревянных башмаках; и почти все члены думы ходили в думу в деревянных башмаках. И когда сидели в зале совета, деревянные башмаки стояли за дверью: тут можно было прекрасно сосчитать, сколько человек явилось на заседание».

Как вы можете объяснить такую «моду» средневековых горожан: носить деревянные башмаки и ходить на ходулях?

Жители средневековых городов выливали нечистоты прямо на улицы, мусор выкидывали из окон.

80

Улицы в средневековом городе делались крайне узкими. По правилу они должны быть «не уже длины копья».

Как вы считаете, почему  принимались такие ограничения? Что мешало городу расширять   свою территорию?

Крепостные стены, окружавшие город, не давали возможности городу расти. Дома «лепились» друг к другу.

60

Если бы вы оказались на улице средневекового европейского города, чего бы вы опасались больше всего?

ПОЖАР, БОЛЕЗНИ

40

Если в названии средневекового города присутствует частица –бург, то скорее всего он вырос:

  • Из укрепленного места, крепости
  • Близ переправы через  реку
  • Близ монастыря

ИЗ УКРЕПЛЕННОГО МЕСТА, КРЕПОСТИ

20

Разгадайте шараду:

Первый слог (бог солнца в Египте)

Второй слог (Короткое торжественное музыкальное приветствие)

Третий слог (начальная буква алфавита)

Целое слово (здание городского совета в средневековом городе)

РАТУША

Торговля

100

В XIII в. на Рейне было 44 таможни, где купцы платили пошлины сеньорам. Через 100 лет их стало 64. Около одного лишь города Нюрнберга насчитывалось 24 подобные заставы.

Как влияло это на стоимость товаров?

Стоимость товара увеличивалась

80

С Востока в Европу привозили:

  • Зерно
  • Фарфор
  • Тонкие ткани
  • Драгоценные камни
  • Пряности
  • Соль
  • Вино и масло

ТОНКИЕ ТКАНИ, ФАРФОР, ПРЯНОСТИ, ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

60

Назовите крупнейшие торговые города средневековой Европы:

  • Генуя
  • Венеция
  • Константинополь
  • Москва
  • Иерусалим

ГЕНУЯ, ВЕНЕЦИЯ. КОНСТАНТИНО-ПОЛЬ

40

«Кот в мешке»

Что означает выражение:

«Что с возу упало, то пропало»

Если переворачивалась телега, разбивался у берега корабль – товар становился добычей сеньора, владельца земли

20

Представитель какой средневековой профессии изображен на картине.

МЕНЯЛА – человек,

 занимавшийся в средние века обменом и определением подлинности монет.

Борьба городов за свободу

100

Граф Корнуэльский в апреле 1183 г. подал жалобу в суд города на горожан Ральфа, Жильберта, Журдена и других обвинив их в том, что они, его крепостные, бежали из своих деревень в октябре прошлого года. Поэтому он требует, чтобы им не давали прав свободных граждан. Жильберт напомнил, что он бежал не в октябре, а в феврале прошлого года.

Какое решение должен принять суд в отношении этих беглых крестьян?

Жильберт прожил на территории города уже больше  год, и он получит права свободного гражданина. Ральф и Журден прожили в городе всего 6 месяцев, по отношению к ним нельзя применить принцип «Городской воздух делает человека свободным»

80

Назовите основные средства борьбы горожан, боровшихся за освобождение города от власти сеньора.

ПЕРЕГОВОРЫ, ОРУЖИЕ

60

Объясните значение выражения:

«Городской воздух делает человека свободным»

Любой человек, проживший на городской территории один год и один день, обретал независимость и личную свободу

40

«Кот в мешке»

В средневековой Германии глава городского совета назывался бургомистром, а в Англии и во Франции его называли . . .  .

МЭР

20

Разгадайте шараду:

Первый слог (кусок земли)

Второй слог (мычание коровы)

Третий слог (предлог)

Целое слово (свободный средневековый город)

КОММУНА

Ремесло

100

Из устава цеха парижских ткачей.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем зале …… широких станка и……..узкий. Может иметь не больше …….   ученика, но не меньше чем на ……   года службы. Все сукна должны быть из …..    и так же   хороши в начале, как и в … . Никто из цеха не должен начинать работу раньше  ……   под угрозой….   .

Слова:   солнце, один, четыре, штраф, шерсть, два, середина, восход, один

2, 1, 1, 4, ШЕРСТИ, СЕРЕДИНЕ, ВОСХОДА СОЛНЦА, ШТРАФА

80

В XIII  в. в Париже было около 100 цехов,

а в конце XIV в. – до 350; в Лондоне число цехов возросло с 50 до 100.

Почему число цехов росло?
О чем это свидетельствует?

Появляется специализация среди профессий

60

Объясните значение выражения:

«Вечный подмастерье»

Повышалась плата за обучение, росли требования к шедевру и т. д. В результате подмастерье не мог преодолеть эти преграды и стать мастером.

40

Соотнеси термин и определение.

Термины: цех, шедевр, мастерская

Определения:

  1. Производственное подразделение фабрики / завода.
  2. Гениальное произведение искусства.
  3. Мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде.
  4. Объединение ремесленников одной специальности.
  5. Образцовое изделие для экзамена на звание мастера.
  6. Производственное помещение.

Цех: 1, 4

Шедевр: 2, 5

Мастерская: 3, 6

20

Перед вами гербы ремесленных цехов. Назовите специальности ремесленников.

КАНАТЧИКИ. ОРУЖЕЙНИКИ. РЫБАКИ

Эксперты подводят итоги первого раунда.

4. Финальный раунд (Слайд № 8,9)

Команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам двух раундов получает задание на финал.

Задание: Это выражение пошло со времени средневекового рыцарства.

      Рыцарь делал это для того чтобы вызвать противника  на поединок.

      Сейчас это выражение обозначает вызвать на спор, состязание.

Ответ: «Бросить перчатку»

5. Итоги. Награждение. (Слайд № 10)

6. Рефлексия. Слова благодарности и напутствия. (Слайд № 11, 12)

Рефлексия проходит в форме Цветодневника настроений. Ребята отмечают, с каким настроением они пришли на урок, с каким настроением уходят с урока.

Всем спасибо за урок!  До свидания!  Удачи и успехов!

Личные педагогические наблюдения:

Любая проверочная работа – это стресс для ученика и результаты ее не всегда могут соответствовать реальному уровню знаний ребенка. Проверочная работа скорее нужна для самооценки учителя, поэтому иногда целесообразно применять такие формы работы, которые не допустят возникновения стрессовой ситуации, но позволят составить представление об уровне усвоения материала учениками.

Форма проведения - интеллектуальная игра (по типу «Своей игры») обучающимися была принята с интересом. Работали активно, увлеченно, стремление к победе сочеталось с доброжелательностью к соперникам.

Все получили удовольствие от проведенного урока. В результате анализа листов рефлексии у 82 % обучающихся настроение улучшилось.

Дифференцированные задания позволяют организовать  работу с обучающимися разного уровня знаний.

Использование ИКТ позволяет с большой экономией времени, с большей наглядностью, образностью отработать фактологический и понятийный  компонент. Задания компетентностного характера (например, задача городские вольности, пир в средневековом замке) позволяют  применить знания в нестандартных ситуациях. Мотивация и интерес к предмету благодаря таким урокам несомненно возрастает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа Феодальное общество

Проверочная работа по Истории Среднеих веков  включает в себя 2 варианта...

Проверочная работа Феодальное общество

Проверочная работа по истории средних веков 6 класс...

Феодальное общество

Разработка урока...

"Феодальное общество"

Тема урока "Феодальное общество" для 6 класса. Урок предполагает использование электронных ресурсов.  В план-конспекте есть живые ссылки, которые позволят быстро и легко найти в сети данные ресур...

Конспект урока истории "Феодальное общество в период рассвета Средневековья"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, основан на применении приемов технологии критического мышления, дидактической технологии, использован метод краткосрочного проекта....

Термины по теме "Феодальное общество"

Термины по теме "Феодальное общество" по истории Средних веков для 6 класса...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...