Методическая разработка по теме "Культовые сооружения"
методическая разработка по истории

Устьянова Галина Владимировна

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Разработка может быть полезна учителям, ведущим курс ОРКСЭ, учителям истории, учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_otkrytyy_urok_kultovye_sooruzheniya.docx44.61 КБ
Файл prilozhenie_no_1.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Священные сооружения»

4 класс, основы религиозных культур и светской этики,

 модуль «Основы мировых религиозных культур»

Устьянова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»,

высшая квалификационная категория

  1. Аннотация

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Разработка может быть полезна учителям, ведущим курс ОРКСЭ, учителям истории, учителям начальных классов.

2.Введение.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения – на уроке.  На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к работе в группе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

3. Основная часть. Сценарий урока.

Тема: Священные сооружения (урок 1).

Цель урока для учителя: создать условия для формирования понятия «священное сооружение» и  понимания их значение в жизни человека через знакомство с культовыми сооружениями мировых религий. 

Цель урока для учащихся – узнать, что такое «священное сооружение» (храм, Синагога, церковь),   особенности и отличия священных сооружений, понять их значение в жизни современного человека.

Задачи:

1.Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога.     2.Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

3.Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур, как  к памятникам мировой культуры.

4.Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

5. Узнать историю священных сооружений в своем городе.

Виды деятельности: 

  • устный рассказ на тему.
  • работа с иллюстративным материалом.
  • заполнение таблиц.
  • работа в группах по выполнению творческих заданий.

Методы обучения:

  • репродуктивный ( рассказ учителя);
  • творческий;
  • наглядный (мультимедийная презентация);
  • практический (заполнение таблиц).

Основные термины и понятия:  Синагога, церковь, алтарь, икона, храм.

Планируемые результаты.

  • личностные: воспитание чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и   отечественной культурой;
  • предметные: узнают основные священные сооружения  (церковь, храм, синагога), их отличительные особенности и значение священных сооружений в жизни человека;
  • метапредметные:  научатся находить и выделять необходимую информацию, структурировать знания; планировать учебное сотрудничество при работе в парах, группах; оценивать правильность выполнения действий, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • развитие умения контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать и осознавать причины возникающих затруднений;
  • оценивать правильность  выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Познавательные УУД:

  • освоение первоначальных знаний о понятия «священное сооружение»,
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • развитие умения слушать и понимать речь других;
  • умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции;
  • умение работать в паре и в группах,  слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения:

  Взаимоконтроль, самоконтроль, взаимооценка.

Тип урока -  урок открытия нового знания.

Структура урока.

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Введение в тему. Постановка проблемы.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление материала. Работа в группах с раздаточным материалом.
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Задание на дом.

Организационная структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

1 минута

 

Приветствие учащихся.

Проверка готовности

к уроку

 

 

Настрой на начало урока, самоконтроль готовности к уроку

 Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные: формирование  умения слушать и слышать.

Постановка цели задачи урока

 

8 минут

- Скажите, где верующие могут молиться?

-Скажите о чем мы узнаем в путешествии?

- Почему эти места называются святыми ?

Цель урока? Что будете знать?

 Наша цель урока – изучить, узнать, как священные  сооружения влияют на человека и его жизнь.

Как будем изучать, с помощью чего?

Чтобы достигнуть эту цель,  мы должны изучить, записать, запомнить!  

Ну, что готовы, отправляемся,  только не забудьте взять с собой главное, свои знания!

- Сегодня нам необходимо познакомится со священными культовыми сооружениями мировых религий. Скажите, какие мировые религии вы знаете и  на каких территориях они распространены?

Ответы учащихся на вопросы.

Отвечают на вопросы – тема урока о священных сооружениях ,

Учащиеся называют тему урока " Священные места, сооружения".  

цель – изучить, узнать, как они влияют на человека.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные: постановка  проблемы;

Личностные:  развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать;

Изучение нового материала

5 минут

 

Первичное закрепление материала

2 минуты

 Объяснение нового материала

7 минут

Физ.минутка.

Закрепление

материала.

8 минут

Итоги урока.

5 минут

Рефлексия.

2  минуты

Домашнее задание

2 минуты

Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях.  Сегодня мы познакомимся только со священными сооружениями - иудаизма и православия.

Я предлагаю посмотреть,  как  они выглядят  и чем отличаются друг от друга.

Уже в далёкой древности  люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и для этих целей  они сооружали определённые строения. Остатки некоторых из них дошли до наших дней.

В середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский храм. Он стал центром  религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет.  Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается  святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы). Синагога - это любое помещение, предназначенное для общественной молитвы иудеев. Синагога не является храмом, а еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей.

-Запомните туристы, как выглядит священное здание иудаистов.

Итак, делаем вывод: 

- Что же характерно для синагоги как архитектурного сооружения?

Мы отправляемся дальше в путь.

        Первые христиане не строили специальных храмов. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились  церкви и храмы . Храмы – это дома Господа в буквальном смысле слова. Это святые места Богослужения, где люди заключают священные заветы с Богом. Они разные, но есть общие черты. Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Православные священники иногда называют купола маковки, но форма купола должна быть единая, она символизирует пламя горящей свечи. 

         Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в  храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. В центре иконостаса находятся Царские врата. Традиционно христианские храмы в плане имеют крест - символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) - символ вечности, квадрат (четверик) - символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) - символ путеводной вифлеемской звезды.         Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток.

Первые православные храмы Киевской Руси строились из кирпича, который потом имел широкое применение на протяжении всех периодов русского храмового строительства Храм- заимствовано из старославянского языка “хором” что означало “ крыша” или “навес” а позднее “дом”. В толковом словаре В.И.Даля определение “храм” следующее; \

здание для общественного богослужения и всякого исповедания. Любой православный храм состоит из 3-х частей - алтарь –храм - притвор .

Итак, делаем вывод: 

- Что же характерно для храма как архитектурного сооружения?

 Молодцы! Я думаю, что вы уже  многое поняли и запомнили. Я предлагаю путешественникам отдохнуть.

- Задание первое будет  выполнять каждый самостоятельно. Заполните таблицу, отвечая только «Да»/»Нет».                    На выполнение -  2 минуты.

Время вышло, поменяйтесь листами с заданиями и давайте проверим. Внимание на доску

 - Выполняя следующее задание, вы будете работать в парах.  Возьмите коробочки  с надписями «Иудаизм», «Православие»  и конверт,  в котором лежат карточки со словами. Нужно прочитать слово и положить его в нужную коробочку,  в зависимости от того к  какой культуре оно относится. Если кто-то затрудняется, то вы можете открыть учебник на странице 30 – 33. На выполнение работы - 3 минуты.

Время вышло, давайте посмотрим и проверим, что у вас получилось.

Ну, а теперь внимание на доску

 - Третье задание посложнее,  поэтому его выполняете в группе:

У вас на столе лежит  лист,  на котором изображены 2 картинки. Они посвящены  нашему  познавательному путешествию, дополните их самыми главными чертами священных сооружений.

Время вышло, давайте посмотрим и проверим, что у вас получилось.

Ну, а теперь внимание на доску

Молодцы, путешественники! Итак, c какими священными сооружениями мы сегодня познакомились?

-  Почему люди  берегут архитектурные сооружения?

- Представьте, все святые сооружения разрушены, какие последствия может это иметь для людей?

У вас на столах лежат листы,  на которых  есть оценочная таблица, заполните её.

Узнайте вместе с родителями историю нашего храма Петра и Павла.

 Совершите семейную экскурсию в православный храм и запишите свои впечатления.

 

Просмотр презентации.

Новые слова учащиеся

записывают в тетрадь

 Учащиеся на основе

 полученных знаний, делают вывод.

Просмотр презентации.

Просмотр презентации.

Учащиеся ,на основе полученных знаний, делают вывод.

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

Работа индивидуальная.

Работа в паре,

 взаимоконтроль.

Работа в парах, по заполнению таблицы

Учащиеся дают ответы, подводят итоги работы .

Работа  в группах

Ответы учащихся, лист вывешиваются на доску.

Учащиеся дают ответы, подводят итоги ,делают выводы .

На листах с таблицами выставляют оценки

Запись домашнего задания  в дневники, задают вопросы.

        

Познавательные:

 проявлять внимание, желание узнать больше.

освоение первоначальных знаний о понятия «священное сооружение»,

Регулятивные:

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения материалаРегулятивные:

построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки ;

Познавательные:

делать выводы                   в результате совместной работы класса и учит 

Коммуникативные :

умение работать в паре и в группах,  слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Коммуникативные: умение работать в паре, делегировать полномочия, распределять роли,

управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

Регулятивные:

оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

 осуществлять итоговый контроль

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности,

инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.проявлять активность в деятельности

4. Заключение

Поставленные цели (для учителя и учащихся) были достигнуты, запланированные учебные задачи решены. Стоит обратить внимание, что учитель на данном уроке не делал акцента на изучение всех видов культовых сооружений. Учителю было важно создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по формированию логического мышления, умению устанавливать связи, сравнивать, делать выводы,  формированию понятия «священное сооружение», пониманию данного социального явления для  жизни человека и  общества в целом. Полученные на уроке  знания имеют важное воспитательное и образовательное значение.

5. Список использованных источников.

Список дополнительной литературы для учителя

1. Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.

2. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.

3. История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.

4. Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.

5. Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.

6. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003.

7. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.

8. Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.

9. Введение в буддизм. – СПб., 1999.

10. Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.

11. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.

12. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.

13. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.

14. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.

15. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.

16. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.

17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.

18. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.

6. Приложения

Приложение 1 Презентация

https://docs.google.com/presentation/d/1STJKzI0X5qKvCnkfpzE4BZ4jJ6EvbpDz/edit?usp=share_link&ouid=107997275044565490393&rtpof=true&sd=true (если ссылка не доступна напрямую, скопируйте ее в адресную строку браузера и нажмите enter)

Приложение 2 Листы для групповой работы

Приложение 3. Физкультминутка для глаз

https://docs.google.com/presentation/d/1k06V15KBUD4qA0N4VDFjBtPZhXL1tyX1/edit?usp=share_link&ouid=107997275044565490393&rtpof=true&sd=true

(если ссылка не доступна напрямую, скопируйте ее в адресную строку браузера и нажмите enter)

 



Предварительный просмотр:

Приложение № 1.

Задание № 1.

Ф.И.

Утверждение

Да или нет?

1

 Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры?

2

В древности в качестве места для молитв использовались переносные шатры.

3

В древности священными сооружениями считались камни, расположенные в определённом порядке.

4

У иудеев храм был разрушен, поэтому у них священных сооружений нет.

5

Мужчины и женщины-иудеи молятся вместе.

6

У христиан священные сооружения – это храмы (церкви).

7

У православного храма много куполов?

8

В православном храме мы увидим иконы

 

Задание № 2.

Возьмите коробки  с надписями «Иудаизм», «Православие» и конверт,  в котором лежат карточки со словами. Нужно прочитать слово и положить его в нужную коробочку,  в зависимости от того к  какой культуре оно относится.

Библия

Коран

Православие

Церковь

Алтарь

Икона

фреска

Синагога

Менора

Семь фитилей

Храм

Фреска

кипа

Задание № 3.

У вас на столе лежит  лист, на котором изображены 2 картинки.  Они посвящёны теме нашего урока. Но на рисунках не хватает некоторых деталей. Рассмотрите, обсудите и  дополните изображения самыми главными чертами священных сооружений.

Рис .№ 1.

Получается Храм и Синагога.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

РЕФЛЕКСИЯ.

Ф.И.

Продолжите предложения:

Я оценил себя и моё настроение.

Хочу поставить оценку моим  одноклассникам

( указать Ф.И. оценка)

Оценка учителя

Сегодня я узнал…

1

Меня очень заинтересовало…

2

Мне сложно понять…

3

Было неинтересно…

4

Я бы хотел…

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» Тема: «Достопримечательности Лондона» для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» Тема: «Достопримечательности Лондона» для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация...

Методическая разработка урока по ОРК по теме "Священные сооружения"

Методическая разработка урока по ОРК по теме "Священные сооружения" содержит аннотацию, подробный конспект, где представлена как деятельность учащихся, так и деятельность учителя, метод...