Читательская грамотность на уроках истории
учебно-методический материал по истории (5, 6, 7, 8 класс)

Гордина Инга Викторовна

Читательская грамотность на уроках истории. Тексты по истори для 5-7 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тексты для формирования информационной и читательской грамотности.

1)Озаглавить текст.

2)Определить основную мысль текста.

3)Составить план текста.

5 класс: «Представьте себе, на берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары. Вот великолепные пурпурные ткани, стеклянные бусы и флакончики с благовониями, вот изделия из золота, янтаря и слоновой кости. Вокруг собралась толпа: кто покупает, а кто просто рассматривает красивые и диковинные товары. И ребятишек тут много.

«Ах, какие славные мальчики!» – говорит купец, обращаясь к двум приятелям.

«Вот вам по лепешке на меду. Вы оба мне нравитесь, вы так похожи на моих сыновей. Я подарю вам свой пояс…».

Купец делает вид, что снимает с себя пояс.

«Впрочем, нет, на корабле у меня есть кое-что еще: хотите получить по одному маленькому кинжалу?»

Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат, рвут на себе волосы. Но никогда они не увидят больше своих сыновей».

6 класс: «В 13 веке на территории Прибалтики обосновались духовно-рыцарские ордена крестоносцев, такие как Ливонский, Тевтонский, орден Меченосцев. Они  стремились к обращению  в «истинную»  католическую веру населения  данных территорий, а также  к захвату прибалтийских земель.  Юго-Восточная Прибалтика издавна входила в число земель, подвластных  Древней Руси, поэтому продвижение крестоносцев на  восток привело к столкновениям между западноевропейскими рыцарями и жителями северо-западных русских городов.

Завоевательная активность крестоносцев усилилась после разорения Батыем русских земель.  Задачу обороны новгородской земли блестяще решил Александр Невский, который был на тот момент князем новгородским.

Прозвище «Невский» он получил после победы над шведским рыцарским войском, высадившимся в 1240 году на берегу реки Невы, у устья Ижоры. Значением Невской битвы стала остановка продвижения  крестоносцев на Ладогу и Новгород.

Однако подлинную славу Александру принесла победа, одержанная на льду Чудском озере над рыцарями Ливонского ордена, которое произошло 5 апреля 1242 года.  В данной битве соотношение сил представляло собой до 12 тысяч человек у Ливонского ордена и около 17 тысяч человек новгородцев и их союзников. Большая численность русского войска сводилась к нулю тем, что крестоносцы были профессиональными воинами, а в русском войске было много ополченцев.  Но в победе над крестоносцами сыграл большую роль полководческий талант Александра Невского. В сражении русское войско было разделено на две части: одна встретила прямой удар рыцарской конницы, вторая (засадный полк) нанесла решающий удар, который привел к бегству и поражению крестоносцев.  В последствие  это сражение было названо Ледовым побоищем.

Победа в Ледовом побоище имела огромное историческое значение, она остановила продвижение крестоносцев в новгородские земли, но опасность их агрессии еще оставалась до 1270 года.  Только в 1270 году был заключен договор между Новгородом и Ливонским орденом, который положил конец крестовым войнам  против Северо-Западной Руси».

7 класс: «… Откуда произошли все эти люди? Они являются смешением англичан, шотландцев, ирландцев, французов, датчан, немцев и шведов. Из этой разнородной смеси и произошла раса, называемая теперь американцами…

Я уважаю их за то, что они уже сделали, - за точность и мудрость, с которой они заселили территорию; за приятность их манер; за их раннюю любовь к литературе, за их древний колледж – первый в этом полушарии; за их трудолюбие… В этом великом американском убежище бедняки Европы… встретились вместе. В Европе они были как многие бесполезные растения…они засыхали, они были скошены нуждою, голодом и войной…Раньше они  не числились ни в каких гражданских списках своей страны, за исключением списков бедных. Теперь они считаются гражданами».

8 класс: «Карл не воспользовался своей победой и не пошёл на Москву. Часть голосов в его военном совете высказалась за поход в Россию, но Карл близоруко смотрел на силы Петра, считал его слабым врагом – и отправился на Августа. Но русская армия была расстроена, что выражалось в нехватке солдат и особенно опытных офицеров. Поражение дурно повлияло на настроение духа внутри государства. Рядом с дифирамбами Карлу западноевропейская публицистика разразилась градом насмешек над слабостью России и Петра. Была пущена в обращение медаль, изображавшая с одной стороны осаду Нарвы и Петра, греющегося при пушечном огне, а с другой стороны – Петра и русских, позорно бегущих от Нарвы. Кроме того, у Петра не было больше артиллерии. После поражения под Нарвой положение России было крайне тяжёлым. <…> Пётр деятельно готовил новые войска; рекрутские наборы (со всех сословий) дали ему много людей, страшная энергия помогла ему устроить из них армию».

8 класс: «Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие образа европейца. Всё, что только носило на себе печать русской народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено».

«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы». 

«Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными всё терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путём в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

"Формирование читательской грамотности на уроках истории "

quot;Формирование читательской грамотности на уроках истории "-пояснение к теме...

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».

Данные задания  по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания. Практикум

В материале представлены практические задания для развития читательской грамотности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности...

Формирование читательской грамотности на уроках истории в средней школе

Данная презентация поможет системно учителям истории формировать такой вид функциональной грамотности, как читательская грамотность на уроках истории. Представленные методы и приёмы позволят организов...

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»

Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...