Разработка урока по истории древнего мира 5 класса
методическая разработка по истории (5 класс)

Монгуш Шончалай Артуровна

Разработка урока по истории древнего мира 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paragraf_23.docx27.82 КБ
Файл paragraf_23_pervyy_vlastelin_edinogo_kitaya.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории Древнего мира, 5 класс

Тема: Первый властелин единого Китая.

Цель: развивать умения характеризовать особенности внутренней и внешней политики императора Цинь Шихуан, давать оценку деятельности первого императора, анализировать причины народных восстаний

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический,

системно-деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная

Задачи: образовательные: создать представление о Цинь Шихуане - первом императоре Китая, его политике; научить определять причины народных восстаний в Китае и их последствия; уметь выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи;

развивающие: совершенствовать навыки работы с картой; осуществлять поиск необходимой информации в рассказе учителя; обобщать материал, подводить итоги; оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

воспитательные: воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому; воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в коллективе; воспитание интереса к истории как науке.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные: развитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни населения Древнего Китая, положение представителей различных слоев.

Основные понятия и термины: империя Цинь, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена.

Оборудование: учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер История Древнего мира, 5 класс, М.: «Просвещение», 2014; рабочие листы, презентация, конспект урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.

-Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбкой можно творить чудеса. Именно улыбка, хорошее настроение поможет вам, ребята, справиться со всеми заданиями. Я желаю вам удачи!

II.Актуализация опорных знаний

-И перед тем как нам отправится в путешествие, давайте вспомним какую тему мы изучали на прошлом уроке? Для этого посмотрите на слайд и прочитайте, что там написано?

Задание №1. (Слайд)

- Кто такой Конфуций? (Китайский мудрец, философ.)

- Где находится государство Китай? (Восточная Азия)
- Где расселились китайцы в первом тысячелетии до н. э.? (Великой Китайской равнине)

- Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы)

- Кого почитали китайцы? (Конфуция)

- Что в Китае считалось высшей добродетелью? (уважение к старшим)

- Назовите моря, которые омывают границы территории Китая? (Желтое, Южно- Китайское, Восточно-Китайское)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

III. Изучение нового материала.

- В  1974 г. китайский крестьянин Янь джи ван решил выкопать на своем участке колодец. На глубине 5 метров Янь Джи ван наткнулся на статую древнего воина в полный рост.  (Слайд «Находка крестьян»)

- В результате археологических раскопок на белый свет появились тысячи фигур. 

- Фигуры сделаны из желтой или красной глины.

-Действительно, это была армия, захороненная рядом с императором Цинь Шихуан, которая должна была биться за него в сражениях Царства Смерти. Цинь Шихуан, то есть «Первый властелин Цинь» (Слайд с Цинь Шихуаном и армией)

-Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке? (примерные ответы детей: с правлением Цинь Шихуана)

- Запишите тему урока - «Первый властелин единого Китая». (Слайд с темой урока)

Попробуйте сформулировать цели нашего урока. (примерные ответы детей: Кто такой Цинь Шихуан, что он сделал для Китая).

- Правильно. В течении урока мы должны познакомиться правлением Цинь Шихуана, объединением Китая, узнаем для чего была построена Великая Китайская стена, и почему произошло восстание народа. (Слайд с планом урока)

- В течении урока мы должны выяснить почему объединение Китая завершилось восстанием народа? (Слайд с проблемой урока)

Объединение Китая.

-Изучив 1 пункт нашего учебника. Выполним задание №2. Необходимо прочитать 1 пункт и заполнить пропуски в тексте. (Слайд 7)

Текст задания с ответами:

Одно из китайских государств называлось ____(Цинь). В ______ (221 г. До н. э.) его правитель объединил весь Китай под своей властью. Его звали _______ (Цинь Шихуан), что означало «Первый властелин Цинь». _____________(Цинь Шихуан) провозгласил, что теперь мир будет длиться ______ (вечно).

- Столицей Китая стал город Сяньян. (Слайд с картой)

- В целях укрепления единого государства император принял целый ряд крупных реформ: ввел единые законы, единую денежную единицу, единые меры веса и длины, провел перепись населения. Однако, прекратив войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.

Завоевательные войны.

- Давайте с Вами подумаем, для чего Цинь Шихуан стал совершать походы? (Слайд «Подумаем») (Примерные ответы детей: увеличить территорию, завоевать богатства, взять людей в плен)

А теперь прочитаем текст исторического источника и сверим наши ответы.

«Объединив всю территорию Китая под своей властью, Цинь Шихуан стал совершать завоевательные походы против соседних стран. На юге привлекали его земли, где выращивали много риса, водились павлины и другие диковинные птицы. Обработанную землю китайцы отбирали для своих воинов, создавая военные поселения.»

- Оправдались наши предположения? (примерные ответы детей: да)

ФИЗМИНУТКА

А теперь сделаем с вами небольшую разминку.

В древнем Китае появилось искусство Цигун (ци — энергия, гунн — умение) - это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.

Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина.

- Немного отдохнули? Продолжаем пополнять свои знания.

3) Защита от нападений

- Цинь Шихуан во время своих походов вел войны на севере с кочевыми племенами гуннов. Воевать с кочевниками было сложно. Они своими набегами постоянно беспокоили жителей Китая и разоряли города.

- В это время в городах строились красивые здания и крепостные стены.

- Но крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены. (Слайд «Великая Китайская стена»)

- А теперь давайте послушаем сообщение о Великой Китайской стене.

1. С какой целью была построена Великая Китайская стена?

2. Из чего построили Великую Китайскую стену?

3. Какова высота Великой Китайской стены?

3. При помощи чего китайские воины передавали сигнал об опасности днём и ночью?

(на каждый ответ слайд с картинкой)

Примерные ответы детей:

1. Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

2. Из каменных глыб, кирпичей и утрамбованной земли.

3. Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу.

4. Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.

- Т.о. главное назначение стены в том, чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов.

Возмущение народа.

И несмотря на все положительные преобразования, народ Китая из-за этого стал роптать от власти Цинь Шихуана.

- Теперь вернемся к проблеме нашего урока: Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

На основании фактов, которые написаны в Ваших рабочих листах, определите причины недовольства народа

Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь. (Слайд «Факт 1»)

Причина 1: огромные налоги и поборы.

Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили, или наказывали всю семью (Слайд «Факт 2»)

Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.

Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско завоевывало территорию какого-либо князя, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя. (Слайд «Факт 3»)

Причина 3: исполнение всех прихотей, неограниченная власть правителя.

Таким образом, массовое недовольство вызвали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей. Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение. (Слайд «Вывод»)

V. Закрепление. Прием «Использование таблицы»

Подведем итоги правления Цинь Шихуана..

События

Причины

Строительство Великой китайской страны

Защита от нападений гуннов-кочевников

Захват побережья Южно-Китайского моря

Расширение территории, богатства

Восстание народа

Сбор налогов,

Тяжелое положение народа

Недовольство правителем

VI.Рефлексия «Незаконченное предложение»

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно….

Для меня самым трудным было…

Мне было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Понравился ли вам урок ребята?

Выбираем смайлики на столе и покажите друг другу.

VII. Домашнее задание: п. 23 прочитать, устно ответить на вопросы на странице 114.

VIII. Оценивание за работу на уроке.

Необходимо прочитать 1 пункт Обьединение Китая на стр. 109 и заполнить пропуски в тексте. 

Одно из китайских государств называлось ____. В ______  г. до н. э. его правитель объединил весь Китай под своей властью. Его звали _______ , что означало «Первый властелин Цинь». _____________ провозгласил, что теперь «мир будет длиться ______».

Необходимо прочитать 1 пункт Обьединение Китая на стр. 109 и заполнить пропуски в тексте. 

Одно из китайских государств называлось ____. В ______  г. до н. э. его правитель объединил весь Китай под своей властью. Его звали _______ , что означало «Первый властелин Цинь». _____________ провозгласил, что теперь «мир будет длиться ______».

Необходимо прочитать 1 пункт Обьединение Китая на стр. 109 и заполнить пропуски в тексте. 

Одно из китайских государств называлось ____. В ______  г. до н. э. его правитель объединил весь Китай под своей властью. Его звали _______ , что означало «Первый властелин Цинь». _____________ провозгласил, что теперь «мир будет длиться ______».

Необходимо прочитать 1 пункт Обьединение Китая на стр. 109 и заполнить пропуски в тексте. 

Одно из китайских государств называлось ____. В ______  г. до н. э. его правитель объединил весь Китай под своей властью. Его звали _______ , что означало «Первый властелин Цинь». _____________ провозгласил, что теперь «мир будет длиться ______».

Необходимо прочитать 1 пункт Обьединение Китая на стр. 109 и заполнить пропуски в тексте. 

Одно из китайских государств называлось ____. В ______  г. до н. э. его правитель объединил весь Китай под своей властью. Его звали _______ , что означало «Первый властелин Цинь». _____________ провозгласил, что теперь «мир будет длиться ______».

- На основании фактов, которые написаны в Ваших рабочих листах, определите причины недовольства народа

Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь. 

Причина 1: 

- На основании фактов, которые написаны в Ваших рабочих листах, определите причины недовольства народа

Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили, или наказывали всю семью.

Причина 2: 

- На основании фактов, которые написаны в Ваших рабочих листах, определите причины недовольства народа

Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско завоевывало территорию какого-либо князя, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя. 

Причина 3: 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Тот, кто повторяя старое, узнаёт новое, может быть наставником». Конфуций.

Слайд 3

В 1974 г. китайский крестьянин Янь джи ван решил выкопать на своем участке колодец. На глубине 5 метров Янь Дживан наткнулся на статую древнего воина в полный рост.

Слайд 4

« Первый властелин единого Китая» История Древнего мира

Слайд 5

Объединение Китая. Правление Цинь Шихуана. Великая Китайская стена. Возмущение народа. Работаем по плану:

Слайд 6

Цинь Шихуан Объединение Китая: Одно из Китайских государств называлось Цинь. В 221 г. до н.э. его правитель, разбив соперников поодиночке, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан ( Первый властелин Цинь)

Слайд 7

В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом третий – и так десятки тысяч его наследников. Столицей Китая стал город Саньян Наследникам не удалось править десятки тысяч поколений, после смерти императора вспыхнуло восстание. Объединение Китая:

Слайд 8

Проблема Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

Слайд 9

Прочитайте текс. С левой стороны запишите фрагменты текста, которые произвели на вас положительное впечатление. С правой стороны запишите то, что озадачило вас или вызвало в душе резкий протест . Правление Цинь Шихуана Положительные аспекты Отрицательные аспекты

Слайд 10

Правление Цишь Шихуана Положительные аспекты Отрицательные аспекты Проведена денежная реформа. Были уничтожены все книги исторического и философского характера. Упрощена иероглифическая письменность. Запрещено конфуцианство. Создана система дорог Закрыты частные школы, обучение велось под пристальным наблюдением специального человека. Введены единые законы. Увеличились налоги. Проведена реформа армии. Жестокие наказания за малейшие проступки.

Слайд 11

Завоевательные войны. Объединив всю территорию Китая под своей властью, Цинь Шихуан стал совершать завоевательные походы против соседних стран. На юге привлекали его земли, где выращивали много риса, водились павлины и другие диковинные птицы. Обработанную землю китайцы отбирали для своих воинов, создавая военные поселения.

Слайд 12

Динамическая пауза. В древнем Китае появилось искусство Цигун (Ци — энергия, Гун — умение) — это искусство применения энергии Ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье.

Слайд 13

Китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк. В городах строились красивые здания и крепостные стены. Но крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены. Великая Китайская стена :

Слайд 14

Протяженность – 5000 км Высота – 7 м Ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки. Великая Китайская стена :

Слайд 15

Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу. Великая Китайская стена :

Слайд 16

Великая Китайская стена была построена для того чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов. Великая Китайская стена :

Слайд 17

На основании фактов, определите недовольства народа. Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь. Причина??? Возмущение народа

Слайд 18

На основании фактов, определите недовольства народа. Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью. Сын Цинь Шихуана начал своё правление с казней своих братьев и знаменитых полководцев. Причина??? Возмущение народа

Слайд 19

На основании фактов, определите недовольства народа. Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя. Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли. Причина??? Возмущение народа

Слайд 20

Возмущение народа: Причины восстания. 1. Огромные налоги и поборы. 2. Недовольство населения своим тяжелым положением. 3. Неограниченная власть правителя.

Слайд 21

Возмущение народа: Массовое недовольство вызывали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей. Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить положение людей.

Слайд 22

Китай, Цинь, государство. Заголовок- тема урока, ключевое слово. Два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом. Три глагола - по тому же принципу. Фраза- состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи. Вывод. Синквейн

Слайд 23

Цинь Могущественный, сильный Изобретает, строит, воюет. Китай - страна великих изобретений. Единое государство Синквейн

Слайд 24

Оцените свою работу Знания и умения Да 1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая. 2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая. 3. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи. 4.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя. 5.Могу рассказать о Великой Китайской стене. 6. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана. Если ты поставил 5-6 галочек – карточка красного цвета. Если ты поставил 3-4 галочки – карточка синего цвета. Если ты поставил 1-2 галочки – карточка зелёного цвета.

Слайд 25

Что дал Китай миру? Древние китайцы были очень талантливы. Целый ряд изобретений они сделали на 1000 лет раньше чем в Европе : бумага, книгопечатание, шелк, порох, компас, огнестрельное оружие, металлические монеты и фарфор. Домашнее задание: Параграф 23, ответить устно на вопросы на странице 114, подготовить сообщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...