Конспект урока "Крымская война"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Конспект урока "Крымская война"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №13

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ

9 КЛАСС

Тема:

«Крымская война

1853-1856гг.»

crimean_war.jpg

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №13 г. Ставрополя

Паршина Марина Викторовна

Ставрополь,

2021-2022

Тема «Крымская война 1853-1856гг.»»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: проблемный урок

Класс: 9

Уровень обучения: базовый

Цель урока: изучить причины, ход и последствия Крымской войны.

Задачи урока:

- изучить причины, ход и последствия Крымской войны;

- показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;

- воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших  условиях осажденного Севастополя;

- развивать навыки работы с документами, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация, компьютер, учебник.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент.

Организовывает деятельность учащихся, проверяет готовность к уроку

Включаются в деловой ритм урока

  1. Повторение пройденного

Повторение домашнего задания

«Историческая разминка»

- правление Александра I (1801-1825)

 - создание министерств (1802)

- указ «о вольных хлебопашцах» (1803)

- русско-шведская война (1808-1809)

- Отечественная война (1812)

- Бородинское сражение (26 августа 1812)

- заграничный поход русской армии (1813-1814)

- Венский конгресс(1814-1815)

- русско-турецкая война в годы правления Александра I (1806-1812)

- восстание декабристов (14 декабря 1825)

- правление Николая I (1825-1855)

- реформа управления государственными крестьянами Киселева (1837-1841)

- русско-турецкая война в годы правления Николая I (1828-1829)

- финансовая реформа Канкрина (1839-1843)

-начало промышленного  переворота в России (30-40 гг. XIX в.)

- учреждение ГосСовета (1810 г.)

- указ об «обязанных» крестьянах

  1. Актуализация знаний

Постановка проблемы

- Фронтальный опрос:

Учитель:  Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

1. Что нового появилось в консервативном движении?

2.  В чем состояли различия  во взглядах западников и славянофилов? Что их объединяло?

3. Чем можно объяснить активизацию революционных настроений в российском обществе?

Ученик: Общественное движение в годы правления Николая I.

  1.  Подача нового материала
  1. Обострение восточного вопроса.

Основная причина войны

Повод к войне

  1. Этапы войны

Начальный этап войны 

Николай I стремился использовать возникший конфликт для решительного наступления на Османскую империю. Он полагал, что войну придется вести с одной ослабевшей империей, надеялся договориться с Англией о разделе «наследства» этого «больного человека».

Николай I рассчитывал на изоляцию Франции, а также на поддержку Австрии за оказанную ей в 1849 г. «услугу» в подавлении революции в Венгрии.

Англия не пошла на соглашение с Россией, т. к. это усиливало положение России на Ближнем Востоке.

В 1853г. между Англией и Францией был заключен секретный договор, направленный против России.

Крымская война началась в обстановке дипломатической изоляции России. Ей предстояла борьба против коалиции наиболее технически развитых капиталистических государств.

Отсталая военная промышленность, которая базировалась в основном на крепостном труде, не могла обеспечить армию новейшим вооружением и снаряжением. Бездарность командования, казнокрадство, устаревшее вооружение и бездорожье сильно снижали боеспособность русской армии.

Вступление в войну Англии и Франции.

В марте 1854 г. Англия и Франция объявили России войну.

Нанесли удары на Россию со всех сторон: на Черном море, на   Балтике, на Баренцевом море, на  Белом море, на Тихом океане- на Петропавловск-Камчатский.

В сентябре 1854 г. армия союзников  высадились в Крыму и начали наступление на Севастополь.

Героическая оборона Севастополя – 1854-1855гг.

Вопрос: Как была вооружена русская армия?

Вопрос: Чем вы можете объяснить  тот дух русских солдат, который проявился в дни севастопольской битвы?

Учитель: У любой войны есть свой герои, которые делали все возможное, чтобы спасти свою страну от врага.

Парижский мир 1856 год.

1. Потери России:

• Южная Бессарабия отходила к Молдавии

• Устье Дуная

• Право иметь крепости и военный флот на Черном море

• Право покровительствовать балканским народам

• г. Карс был возвращен Турции в обмен на Крым и г. Севастополь

2. Черное море объявлялось открытым для судов всех стран

Анализ изученного: каковы причины поражения России в Крымской войне?

Значение войны

  • подорван международный авторитет России
  • поражение в войне ускорило политические преобразования в стране
  • началась освободительная борьба на Балканах

Работа с текстом учебника

Основная причина войны: обострение соперничества держав на Ближнем Востоке и Балканах, вызванное ослаблением Турции.

Повод к войне: вопрос о «святых местах» в Палестине. Россия потребовала признать русского царя покровителем всех православных в Турции.

Работа с картой, анимацией

Анализ текста, выводы.

Анализ документа

Из «Воспоминаний о Севастополе» В. Зарубаева

Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается. Колотили как в кузнице. Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам. Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой.

Из письма Л.Н. Толстого – участника обороны Севастополя. 20 ноября 1854 г.

Дух в войсках выше всякого описания.

Во времена древней Греции  не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!» И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание.

Сообщения учащихся

Корнилов В.А.

Нахимов П.С.

Тотлебен Э.И.

Пирогов Н.И.

Кошка П.М.

Причины поражения России:

  • экономическая отсталость России
  • военно-техническая отсталость
  • устаревшее оружие
  • отсутствие железнодорожного транспорта
  • отсутствие паровых судов
  • плохое снабжение армии
  • рекрутская система набора в армию

  1. Закрепление

Закрепление нового материала

  1. Какова основная причина войны?
  2. Каков повод к войне?
  3. Каковы основные сражения  Крымской войны? Их итоги?
  4. Назовите героев войны?
  5. Каковы итоги войны?
  1. Каковы причины поражения России в войне?
  2. Каково значение войны?

  1. Рефлексия

Я знал…

Я смог узнать…

Я научился…

Теперь я могу…

  1. Домашнее задание

п. 16 учить, работа с контурной картой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.

На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...

Конспект Отечественная война 1812 года

Конспект разработан для урока истории (8 класс)...

конспект урока Война с Ганнибалом

конспект урока к Разделу История Древнего Рима Война с Ганнибалом...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока. Война в творчестве поэтов

Представлен обзор поэзии периода Великой Отечественной войны. Данный материал способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся, помогает воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну...