План – конспект урока «Война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
План - конспект урока литературы в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_konkursnogo_uroka_borisevich.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
План – конспект урока
«Война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"»
Учитель: Борисевич Ирина Игоревна
МКОУ «Нововаршавская гимназия»
Тема урока: Война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".
Цель: ознакомление со стихотворением М.Ю. Лермонтова “Бородино”.
Задачи:
- выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении;
- развивать умения учащихся критически мыслить, сравнивать и сопоставлять полученную информацию;
- узнать, каково историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года;
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за своё Отечество;
- воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение друг к другу.
Место урока в теме: изучение нового материала.
Оборудование: аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В. Зозулина, компьютер, медиапроектор, презентация, видеофрагмент из фильма «Война и мир».
ХОД УРОКА
1. Организация класса.
2. 1 фаза урока – «вызов».
- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
-А бывает ли так, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?
-Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу, показал преданность своей родине, являются предметом гордости всего русского народа. Сейчас мы просмотрим сюжет, в котором запечатлено событие, важное для народа. Постарайтесь вспомнить, о каком именно событии идёт речь. (ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА – 4 мин).
Какое историческое событие запечатлено в видеофрагменте? Что вам о нём известно? Чем знаменателен 2012 год?
Сегодня на уроке мы поговорим об одном памятном историческом событии –
Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”. 2012год-год 200 -летия победы русского народа в войне 1812года. Стихотворение М. Лермонтова «Бородино» рассказывает о самом крупном историческом событии той войны, и благодаря литературным произведениям, произведениям других видов искусства, останется в памяти поколений навсегда.
Перед вами портрет поэта. Вы видите перед собой лицо молодого человека. С творчеством М.Ю. Лермонтова вы уже знакомились в начальных классах, и к сегодняшнему уроку я просила вас прочитать вступительную статью учебника о жизни и творчестве поэта. Предлагаю составить кластер, в котором мы отобразим кратко все известные сведения о поэте.
3. 2 фаза урока – «осмысление»
Из биографии поэта мы узнали, что он получил блестящее военное образование. Ему приходилось встречаться с солдатами - ветеранами войны 1812г., слушать их воспоминания. Так возник замысел создания стихотворения, где поэт очень сожалел о том, что его поколение не участвовало в знаменитом сражении.
Перед прослушиванием стихотворения, я хочу обратить ваше внимание на то, что в нём много слов иноязычного происхождения, в основном военной терминологии, которые в нашей речи уже не употребляются. Давайте выясним, что они обозначают.
(просмотр слайдов, где представлено изображение предмета и дано толкование слова)
После прослушивания стихотворения, вам нужно будет выполнить несколько заданий в группах. Ознакомьтесь с рабочими листами и во время чтения отмечайте карандашом в тексте то, что вам необходимо.
Все слова нам понятны, задания получены, открываем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение "Бородино” в исполнении артиста Виктора Зозулина
Вопросы для анализа стихотворения.
- Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
- В чём особенность построения стихотворения?
- Кто участвует в разговоре?
- Кто рассказчик? Где он находился в момент сражения?
Докажите это словами из текста.
- Почему автор доверил рассказ об историческом сражении старому солдату?
- Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?
- Что представляет собой первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит?
- Кто герои рассказа ветерана войны?
- С какими чувствами старый воин вспоминает о них?
Как он их называет? Прочитайте.
- Какие чувства владеют русскими солдатами во время боя?
Найдите и прочитайте строки из текста.
- Какие строчки стихотворения говорят нам о верности, преданности русского солдата? Прочитайте.
- Как меняется тональность речи старого воина от момента описания отступления до подготовки к бою и при описании самого боя?
- Какими вы увидели участников сражения?
- Какие чувства вызывает у вас рассказ старого воина?
Исследовательская работа по группам
Цель работы для 1 группы – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.
- Соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты. Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Форма таблицы
Цитаты из исторической справки | Цитаты из стихотворения |
После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве | |
3 сентября (22 августа) армия расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И. Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение. | |
В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению. | |
Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. | |
Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек. | |
Развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции. | |
"Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны» | |
Французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми." |
Цель работы для второй группы – найти доказательства, что в тексте есть вымысел, используя вопросы:
1. В чём заключается правда истории в стихотворении?
2. Мы имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где, по-вашему, в стихотворении вымысел?
Мог ли знать Лермонтов о настроении, мыслях, чувствах героев, или мог только догадываться?
3.Как изменилось настроение воинов, когда "нашли большое поле”?
4.С каким настроением бойцы произносят клятву верности?
Цель работы для третьей группы. М.Ю. Лермонтов не даёт описание рассказчика. Выяснить, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой. Заполнить таблицу «Характеристика рассказчика».
Кто он? | |
Возраст | |
Внешний облик | |
Манера держаться | |
Особенности речи | |
Характер |
Цель работы для 4 группы – найти средства художественной выразительности в тексте.
В своём стихотворении М.Ю. Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни. Ваша задача - найти их.
Таблица «Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Средства художественной выразительности | Примеры из текста | Роль в тексте |
Лексические средства | Эти слова помогают передать быстроту происходящего, динамичность и напряженность описываемого боя | |
Метафоры | Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв | |
Сравнения | Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его | |
Ассонанс (повторение гласных звуков) | Создает образ пролетающего ядра | |
Аллитерация (повторение согласных звуков) | Помогает услышать стрельбу из картечи | |
Риторическое восклицание | Ярко передают воспоминания старого солдата о тяжести Бородинского боя, о силе врага; помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью |
4. 3 фаза урока – «рефлексия»
Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?
Составьте синквейн с ключевым словом Бородино.
Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы.
В этом году мы отмечаем 200-летие со дня Бородинского сражения.
Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. В память о подвиге предлагаю возложить цветы на бородинское поле. Выбирайте цветок того цвета, который соответствует вашей самооценке работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока "Война 1812 года в произведениях искусства и литературы".
Интересный урок, который можно использовать в качестве классного часа. Урок сопровождается ранее опубликованными мной материалами презентаций. На уроке много внимания отводится сообщениям учащихся. Уч...
Бинарный урок "Война 1812 года в русской литературе и в судьбах русских писателей"
В работе упоминаются основные события войны 1812 года, произведения русской литературы первой половины 19 века, в которых есть упоминание о войне 1812 года....
Конспект Отечественная война 1812 года
Конспект разработан для урока истории (8 класс)...
план-конспект урока "Война 1812 года"
данный план-конспект будет полезен учителям работающим в паралели 8 классов...
План-конспект урока. Героический 1812 год
План-конспект урока...
План-конспект урока «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Урок разработан на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 21.07.2015 г.), в соответ...
Разработка урока "Война 1812 года"
Разработка урока по Истории России "Война 1812 года" к учебнику История России 9 класс под редакцией Торкунова А.В....