конспект урока Война с Ганнибалом
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Постникова Диана Ешжановна

конспект урока к Разделу История Древнего Рима Война с Ганнибалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_istorii_drevnego_mira_2.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по истории Древнего мира

Тема: Война с Ганнибалом

Цель урока: изучить причины, ход и итоги Второй Пунической войны

Задачи урока:

Образовательная: 1) выявить причины войны с Ганнибалом; 2) проследить ход военных действий между войсками Рима и Карфагена; 3)показать захватнический характер военных действий; 4) определить причины поражения Карфагена в войне; 5) познакомить с особенностями имен древних римлян.

Развивающая: 1) продолжать развивать умения работы с картой; 2) способствовать дальнейшему развитию умения решать хронологические задачи; 3) способствовать развитию умений сравнивать и делать выводы.

Воспитательная: 1) воспитывать интерес и уважение к истории других стран;

2) воспитывать уважение друг к другу во время ответа; 3) воспитывать патриотизм на основе примеров патриотизма граждан Рима.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование: учебник Михайловского Ф. А. «История Древнего мира», раздаточный материал, карта  «Римская империя в III веке до н.э.»

        Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Приветствие, учет отсутствующих.

Присаживаются.

II

Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.

На дом был задан параграф 41 и задания к нему 5 и 6.

Задания 5 и 6 необходимо выполнить на доске.

Карточки с индивидуальным заданием раздаются 4 учащимся.

Задание остальным: показать на карте следующие географические объекты:

Средиземное море, Средиземноморье, Восточное и западное Средиземноморье, о-ва Корсика, Сицилия, Сардиния, Италию, Рим, Пиренейский п-ов.

Хорошо.

А что же представлял собой Карфаген?

Хорошо.

Расскажите о Первой Пунической войне.

Но у Карфагена появляется талантливый полководец?

Что в это время предпринимают римляне?

Хорошо. Сдаем карточки и проверяем задания на доске.

О войне Карфагена и Рима за Сицилию.

Вызываются 2 ученика к доске. Выполняют задание.

Получают карточку и выполняют задание.

Учащиеся показывают объекты на карте.

Отвечающий показывает Карфаген на карте, говорит, что он располагается в Африке. Это колония финикийского города Тира. Могущественная держава, был сильно укреплен, важный центр торговли (рабы, золото, слоновая кость, олово из Британии и др.) имел владения на побережье Африки, на Пиренейском п-ове, о. Сардиния и Корсика. Обладал прекрасно вооруженной армией и флотом. Но армия состояло из наемников, которым платили деньги.

Название Пуническая происходит от слова «пуны» - так римляне называли жителей Карфагена. Карфаген первый начал завоевание Сицилии, война длилась 23 года. Долго не могли захватить крепости Карфагена, т.к. у римлян не было флота. Поэтому они начинают быстро строить флот. Но не умели им управлять и воевать на нем. Они придумали вороны - перекидные мостики с крючьями на концах для абордажа. Но т.к. за войну карфагенская казна стала пустой, наемники отказались воевать. И Рим захватил Сицилию.

Гамилькар. Но он не смог изменить ход военных действий. Подавив восстание наемников и рабов в Карфагене он начинает завоевательный поход в Испанию. Там он находит много наемников и серебряные рудники, у Карфагена есть теперь новая армия и полная казна. Но он умирает.

Римляне заключают договор с Карфагеном, что вторые не могли переходить реку Эбро, а племена на севере Пиренейского п-ова находились под защитой Рима.

III

А кто такой Ганнибал?

Какое войско было у него?

Верный клятве Ганнибал начинает войну против Италии.

Ганнибал нападает на город, который находится под защитой Рима. Рим объявляет войну Карфагену. Ганнибал начинает движение войк в Италию через Альпы. Переход был очень тяжелый и после у него осталось меньше половины армии и 1 слон. Это было в 218 году до н.э.

В Риме одним из консулов был Гай Фламиний.

Он решает дать сражение Ганнибалу. Но на сторону Ганнибала перешли галлы. И в битве у Тразименского оз. войска  Гая Фламиния были разбиты.

В такой момент избирается диктатор Квинт Фабий Максим Медлитель. Почему Медлитель?

Но в 216 г до нэ избираются 2 консула. Один из них одобрял действия Медлителя, а другой  рвался в бой. И летом 216 года происходит битва при Каннах.

Выясняем соотношение сил.

Объяснение военных действий на доске по схеме.

Так кто выиграл сражение?

Но Ганнибал не мог взять в осаду Рим, т.к. у него не было сил. На его сторону не перешли племена италиков, они остались верны Риму.

В Риме начинается призыв в армию стариков и детей, даже рабам давали свободу. В 202 г до нэ римские войска высаживаются около Карфагена. Ганнибал возвращается на Родину.  И  у г. Зама Ганнибал терпит свое единственное поражение.

201 г до н.э. Карфаген сдался.

Т. О. Вторая пуническая война закончилась победой Рима.

Почему Рим выиграл эту войну?

А вы не задумывались, почему у римлян 2 и более имен?

1 имя-личное

2 имя-родовое, как наша фомили

3- прозвище, передающееся потомкам

4- личное прозвище

Ганнибал – сын Гамилькара, полководец Карфагена.

100 тыс наемников и несколько десятков слонов.

Записывают тему урока «Война с Ганнибалом»

Записывают

218 г. до н.э. – переход Ганнибала через Альпы

Гай Фламиний.

217 г до н.э. – битва у Тразименского оз.

Осторожное ведение боевых действий мелкими стычками.

216 года до н.э. - битва при Каннах

у Рима больше пехоты. А у Ганнибвла конницы.

Ганнибал.

202 г до н.э.- битва у г. Замы

201 г до н.э. - Карфаген сдался.

-на сторону Ганнибала не перешли Италики

-казна опустела и  не было возможности увеличить войско

-усиление римской армии за 5 лет.

Записыают имя - Квинт Фабий Максим Медлитель

Разбирают др римские имена.

IV

Назовите основные места сражений и покажите их на карте.

Решите хронологическую задачу.

Работают с атласом и картой

Решают самостоятельно в тетрадях

V

Итоги урока. Что нового узнали. Выставление оценок.

Подводим итоги

VI

д\з параграф 42, устно ответить на вопросы после параграфа.

Записывают в дневник

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.

На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...

Разработка урока по истории 5 класса "Война с Ганнибалом"

Конспект урока, презентация к уроку, видеофайлы....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока. Война в творчестве поэтов

Представлен обзор поэзии периода Великой Отечественной войны. Данный материал способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся, помогает воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну...

план-конспект урока "Война 1812 года"

данный план-конспект будет полезен учителям работающим в паралели 8 классов...