Урок-логического мышления по теме "Восстание Спартака". История 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс)

Титоренко Надежда Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanie_spartaka.docx73.89 КБ
Office presentation icon spartak.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:

I. Микромодуль Интригующего образа.

Мотивация.

Учитель: Ребята, а что такое история? (ответы детей) А что является историей? Наверно то, что было. Скажите, а вчера это история? А 10 лет? А 1000? (ответы детей) Таким образом, история – наука, изучающая прошлое. Мы с вами являемся частью истории. Скажи, а почему ты можешь быть частью истории? Сегодняшнее занятие завтра уже будет историей. Скажите, а мы можем стать участниками исторических событий прошлого? Конечно, нет, но мы можем иметь своё собственное отношение к ним.

Интрига.

Сейчас я хочу, чтобы вы высказала своё отношение к тому, что у меня в руках. Коробка, в которой есть сюрприз. Этот сюрприз относится к каждому из вас. Как вы думаете, что может лежать в коробке?

II. Микромодуль воспоминания.

1.Фронтальный опрос:

Учитель: Сейчас каждый из группы получит свой кусочек пазла, ответив на вопросы мы с вами соберём картинку, какую именно очень скоро узнаем.

Вопросы на пазлах:

Кто по легенде являлся основателем Рима? (Ромул и Рем)

Какое животное является символом Рима? (волчица)

Назовите имя бога войны в Древнем Риме (Марс)

Сколько царей по легендам правило Римом? (7)

Как называли полноправных граждан Рима? (патриции)

Как назывались те, у кого не было земля? (плебеи)

Ежегодно выбираемые представителя плебеев – это? (народные трибуны)

Что означает слово «вето»? (запрет)

Кто по легенде спас Рим? (гуси)

2. Индивидуальные задания

Соотнесите понятия:

1. Рея Сильвия

Р) Последний из 7 царей

2. Тарквиний Гордый

А) Ромул и Рем

3. Сенатор

М) Член сената

4. Нумитор

Я) Спасители Рима

5. Гуси

И) Царь племени латинов

1

2

3

4

5

а

р

м

и

я

3. Творческое задание

Прочтите стихотворение. Вставьте пропущенные слова. Подготовьтесь читать с выражением.

Ксюша Батаева

ПРО РАБОВ.
Без отдыха трудится
раб
Устал он и очень ослаб.
-Доволен ты жизнью такой?-
спросил у него
раб другой.

Тебе тоже лучше молчать.
Он может нас всех наказать.
Страдать за тебя не хочу.
Молчи и я тоже молчу.

Жаль нет среди нас Спартака.
Терпеть нам придётся пока.
Ждать буду я хоть до седин.
Что сделать могу я один?

И трудятся дальше
рабы.
А мысли у них лишь одни.

После воспоминаний необходимо обратить внимание на появившиеся ключевые понятия.

- Ребята, посмотрите какие ключевые понятия у нас появились: КАРТА ИТАЛИИ, АРМИЯ, РАБЫ.

- Сегодня мы не раз к ним обратимся.

Интрига: То, что лежит в коробке очень ценное. Каждый хочет владеть такой вещью.

III. Микромодуль нового знания.

Ребята, мы очень хорошо с вами поработали и теперь я хочу назвать ваши группы:

Концентр – «живая карта»

Первая группа – рабы, соратники Спартака

Вторая группа – сенат

Третья группа – войны Красса

Логические части:

1.Спартак. Армия. Победа

- Наше первое ключевое слово-изображение – это КАРТА ИТАЛИИ, которая сейчас лежит на ваших столах и сейчас появится перед вами.

Совсем недавно вы познакомились с бесправным и угнетающим положением рабов, которые не могли больше терпеть унижений.

И вот крупнейшее в древности восстание рабов произошло в Италии в 74-71 годах до н.э.

Ребята, возьмите ваши личные карты, вы синей ручкой должны будете писать всё, что будет происходить перед вами.

В гладиаторской школе города Капуи (слайд) возник заговор. Во главе его стоял Спартак (подойти к Ярику Л.), родом из Фракии. (подхожу к одному мальчику из первой группы и обозначаю его Спартаком, вывожу на карту.) Спартак отличался отвагой, физической силой и выдающимся умом. (всё демонстрирую на мальчике.) Он подговорил рабов бежать. (показываю на первую группу.) но сделать это было трудно.

- Спартак, почему было трудно бежать рабам? (ответы Спартака.)

Для рабов всегда затворены ворота, надёжно спрятано оружие. И всё же 70 смельчаков, завладев кухонными ножами, напали на охрану и вырвались на свободу. Беглецы покинули Капую, лагерь устроили на вершине вулкана Везувий (на карте появляется Везувий), предводителем выбрали Спартака. Для борьбы с восставшими рабами сенат (выбираю из второй группы Сенат) послал трёхтысячное войско. Взобраться на Везувий можно было лишь по узкой тропинке, которую и днём и ночью стерегли войны сената.

- Спартак, ты и восставшие рабы в ловушке, со всех сторон отвесные скалы, тропинка охраняется. Что же делать? (отвечает Спартак, ему могут помогать «рабы»)

Спартак осуществляет неслыханный, дерзкий план – вместе с восставшими рабами они плетут из виноградных лоз лестницы, по которым и спускаются с отвесных скал вниз, обходят римлян с тыла и обращают их в бегство.

После победы восставшие освобождают рабов. Под началом Спартака оказываются и галлы и германцы. Из всей этой говорящей на разных языках массы людей нужно создать боеспособную армию.

- Спартак, что в первую очередь может понадобиться воинам? (ответы Спартака)

Конечно это оружие, и умение применять оружие - овладение военным искусством.

Вопрос: Призывая к борьбе за свободу и к уходу из Италии, Спартак говорил: «Там мы найдем свободу, вы слышите это чудное слово - свобода! Мы построим свое небывалое государство свободных, равных, счастливых людей».

Какую цель ставил Спартак перед восставшими?

2. Походы. Ловушка

- Сенат, неужели вы будете бездействовать? (ответы группы 2 и сената)

Сенат отправляет на борьбу с восставшими сразу двух консулов. (Денис, Маша Мирошниченко) (встреча Спартака и 2 консулов.) 

- Спартак и рабы, что же делать?

Спартак понимал, что ему не сломить могущество римлян, он повёл своё войско к Альпам (на карте появляются Альпы), рассчитывая перейти через горы и дать каждому возможность вернуться домой.

- Рабы, вы все согласны с решением Спартака? (нет)

Часть рабов осталась в Италии. Римляне напали и уничтожили тринадцатитысячный отряд рабов.

Но Спартак двигался к Альпам. (Спартак идёт по карте)

Один из консулов опередил его и встал на пути (Денис опережает Спартака), а другой догонял сзади (Маша Мирошниченко). Тогда рабы внезапно повернул назад и первыми нанесли удар. Затем Спартак устремился вперёд и заставил бежать другое консульское войско.

Ещё одна победа в долине реки По. Путь через Альпы был открыт.

- Спартак, вы идёте вперёд? (да)

До сих пор то, что произошло дальше, никак не могут понять и объяснить историки. Спартак изменил планы и повернул обратно на юг. Войска Спартака пересекли Италию и подошли к проливу, отделяющему её от Сицилии. Спартак хотел поднять на борьбу и сицилийских рабов. В проливе Спартак увидел пиратов. За золото они готовы были предоставить суда для переправы на Сицилию.

- теперь вопрос к вам, Сенат, как вы оцените действия Спартака? Помогут ли пираты?

3. Последняя битва

Тем временем с севера подошёл с большим войском римский полководец Красс. (Игнат) (ребёнок становится Крассом.) Он запирает Спартака в южной оконечности полуострова, роют рвы, наполняют их водой. Между тем пираты обманывают рабов:  взяв плату, уплывают прочь.

- Спартак, твой ход. Что делать дальше? Отходить некуда и на Сицилию путь практически закрыт.

Рабы пытаются переправиться на самодельных плотах и глиняных бочках. Тщетно!

Восставшие попали в западню.

Они пытались сражаться с войнами Красса до последнего, но всё было напрасно.

(слайд) Восстание было жестоко подавлено. Более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства.

Интрига: Как вы думаете, а кому достанется этот сюрприз?

IV. Действенное закрепление

  1. Из букв сложите слово, самостоятельно постройтесь в линию у доски и объясните, что обозначает это слово.
  2. Расположите картинки в хронологическом порядке. Объясните, почему именно такой прядок.
  3. Объясните, как эти предметы относятся к теме урока.

V. Раскрытие интриги

Каждый из вас достоин получить мой сюрприз. Это первая отгадка. И что же может быть в моей коробке? Каждый из воинов хотел получить свою награду. И я хочу наградить вас.

Группу «    » как самых логичных. Самые образные. Самые творческие.

Хочу сказать, что сегодня у меня был настоящий урок истории. Вы молодцы и все являетесь для меня победителями!

Соотнесите понятия:

1. Рея Сильвия

Р) Последний из 7 царей

2. Тарквиний Гордый

А) Ромул и Рем

3. Сенатор

М) Член сената

4. Нумитор

Я) Спасители Рима

5. Гуси

И) Царь племени латинов

1

2

3

4

5

Прочтите стихотворение. Вставьте пропущенные слова. Подготовьтесь читать с выражением.

«ПРО ……………….»
Без отдыха трудится …………..
Устал он и очень ослаб.
-Доволен ты жизнью такой?-
спросил у него
…………. другой.

Тебе тоже лучше молчать.
Он может нас всех наказать.
Страдать за тебя не хочу.
Молчи и я тоже молчу.

Жаль, нет среди нас Спартака.
Терпеть нам придётся пока.
Ждать буду я хоть до седин.
Что сделать могу я один?

И трудятся дальше
……………..
А мысли у них лишь одни.

D:\!НАДЯ\ШКОЛА 2012-2013\конкурс 2\Областной конкурс\Урок\картинки\0_35149_4b55f5f2_L.jpg

  1. Из букв сложите слово, самостоятельно постройтесь в линию у доски и объясните, что обозначает это слово.

  1. Расположите картинки в хронологическом порядке. Объясните, почему именно такой прядок.

  1. Объясните, как эти предметы относятся к теме урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восстание Спартака Девятое апреля

Слайд 2

1. Рея Сильвия Р) Последний из 7 царей 2. Тарквиний Гордый А) Ромул и Рем 3. Сенатор М) Член сената 4. Нумитор Я) Спасители Рима 5. Гуси И) Царь племени латинов 1 2 3 4 5

Слайд 3

армия рабы

Слайд 4

Капуя – город, в котором возник заговор рабов

Слайд 6

«Там мы найдем свободу, вы слышите это чудное слово – свобода! Мы построим свое небывалое государство свободных, равных, счастливых Людей» Какую цель ставил Спартак перед восставшими?

Слайд 7

Восстание Спартака было жестоко подавлено Более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок логического мышления «Принципиальные и монтажные электрические схемы».

Для опытного учителя урок логического мышления сразу же напоминает когда-то популярный комбинированный урок (орг. момент, проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание). Бе...

Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"

Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...

Урок логического мышления на Тему "Рабство в Древнем Риме" 5 класс

Урок логическогомышления,разработан на основе методики В.В.Шогана....

Урок логического мышления. Полисы Древней Греции. Афины

Територия Афинского полиса.Аттика.Занятость населения:разведение оливок и винограда.Законы Драконта....

Методическая разработка: Урок логического мышления «Принципиальные и монтажные электрические схемы».

Для опытного учителя урок логического мышления сразу же напоминает когда-то популярный комбинированный урок (орг. момент, проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание). Бе...

Карточка по теме "Восстание Спартака" история 5 класс

Текущий контроль знаний и умений. Работа по карточке. Установить последовательность событий....