КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСТКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-Е ГГ
методическая разработка по истории (10 класс)
В 1930-е гг. усилился идеологический контроль над всеми сферами духовной жизни советского общества, были уничтожены существовавшие ранее относительная свобода и разномыслие в искусстве. Однако, несмотря на все негативные последствия ужесточения идеологической цензуры, 1930-е гг. стали временем больших успехов советской науки, в этот период были созданы многие выдающиеся художественные произведения. На сегодняшнем уроке мы подробно поговорим о духовной жизни нашей страны в эту сложную и противоречивую эпоху.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnoe_prostranstvo_sovetstkogo_obshchestva_v_1930-e_gg.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
§ 18. КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-е гг.
Цель: сформировать представление о культуре и быте советского общества в 1930-е гг.
Планируемые результаты: предметные: показать изменения в политике советского руководства в области культуры и образования в 1930-е гг. и раскрыть их причины; характеризовать культурную революцию и описывать влияние идеологии на развитие науки и культуры; познакомить с основными достижениями советской культуры и науки, а также культуры и науки русского зарубежья в этот период; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника; личностные УУД: формировать интерес к культурному наследию своего народа.
Оборудование: учебник; портреты писателей, композиторов, ученых 1930-х гг.; таблицы и дополнительный материал к уроку.
Тип урока: урок рефлексии.
Ход урока
Мотивационно-целевой этап
В 1930-е гг. усилился идеологический контроль над всеми сферами духовной жизни советского общества, были уничтожены существовавшие ранее относительная свобода и разномыслие в искусстве. Однако, несмотря на все негативные последствия ужесточения идеологической цензуры, 1930-е гг. стали временем больших успехов советской науки, в этот период были созданы многие выдающиеся художественные произведения. На сегодняшнем уроке мы подробно поговорим о духовной жизни нашейстраны в эту сложную и противоречивую эпоху.
Видеоурок: https://www.youtube.com
- Понятия:
- «новый человек»
- интернационализм
- культ героев
- культурная революция
- массовая культура
- МХАТ
- Магнитка
- Уралмаш
- Челябинский тракторный завод
- Днепрогэс
- Коммунальная квартира (для визуализации посмотрите отрывок из фильма «Музыкальная история» https://yandex.ru/video/preview/
- Торгсины
- «образцовые универмаги»
- Год «поворота к человеку»
- Общественницы
- «парад физкультурников» - посмотрите на парад 1939 года https://yandex.ru/video/preview
- НКВД
- «Мира искусства»
- Личности:
|
|
- Когда утверждено звание «Герой Советского Союза»?
- Назовите, кто и за что первым был удостоен звания Героя Советского Союза 20 апреля 1934 г.
- Когда утверждено звание «Герой Труда»? Кто стал самым известным его носителем?
- Смотрели ли вы фильм «Весёлые ребята»? Знаете ли вы, кто был режиссёром, исполнил главную женскую и главную мужскую роли? Знакомы ли вам песни из этого фильма?
- Когда в СССР начался переход ко всеобщему обязательному четырёхлетнему начальному обучению?
- Когда в СССР обязательным стало семилетнее обучение?
- До какого года в школах СССР не преподавали географию и историю? В чём причина такого отношения к этим наукам в СССР?
- Что из себя представляла историческая наука до начала 1930-х годов?
- Какую роль сыграл И. В. Сталин в развитии исторической науки в СССР в 1930-е годы?
- Оцените успехи советской системы борьбы с безграмотностью, школьного и профессионального образования к концу 1930-х годов.
- В чём вы видите причины изменений в системе образования?
- Какая наука и почему была объявлена в СССР «буржуазной наукой»? Выясните суть расхождений между двумя группами советских биологов (это задание учебника!). Каковы были последствия этого шага?
- Достижения отечественной науки в 1930-е гг.
Научная отрасль (например, гуманитарные науки) | Наука | Учёный | Достижение |
- «… из всех искусств для нас важнейшим является кино». В. И. Ленин (воспоминания Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года) https://ru.wikipedia.org
Год выхода фильма | Название фильма | Режиссёр, исполнители главных ролей | Смотрели ли вы фильм? |
- Знакомы ли вам следующие имена деятелей искусства СССР 1930-х годов:
- С. С. Прокофьев,
- Д. Д. Шостакович,
- А. И. Хачатурян,
- Т. Н. Хренников,
- Д. Б. Кабалевский,
- И. О. Дунаевский?
Знакомы ли вы с какими-либо их произведениями?
- Какие сюжеты осуждались в советской живописи? Перечислите знаменитых советских художников и их произведения (см. текст параграфа). Знакомы ли вы с творчеством кого-либо из них?
- Перечислите знаменитых советских писателей и их произведения (см. текст параграфа). Знакомы ли вы с творчеством кого-либо из них?
- Перечислите знаменитых советских театральных деятелей (см. текст параграфа). Знакомы ли вы с творчеством кого-либо из них?
- Каким образом повлияли индустриализация и коллективизация на ухудшение жилищно-бытовых условий городских жителей в СССР?
- Можно ли сказать, что бескультурное поведение (например, скандалы в магазинах) современных россиян в магазинах и других общественных местах (естественно не всех россиян) имеет исторические корни?
- Когда и в связи с чем в СССР была возобновлена карточная система на продукты питания? На какие продукты?
- Полагалось ли обеспечение карточками крестьянам?
- Когда в СССР карточная система распространилась на промышленные товары первой необходимости? Как она изменилась через год?
- Для чего в СССР практически одновременно с введением карточек стали открывать государственные коммерческие магазины?
- Когда и с какой целью в СССР были открыты магазины Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами — Торгсины? Что вы о них узнали из п.18?
- Аргументируйте точку зрения авторов учебника: «1935 год стал годом «поворота к человеку».
- Как вы понимаете слова И. В. Сталина, сказанные им в ноябре 1935 г. в ходе выступления на I Всесоюзном совещании стахановцев: «...жить стало лучше... Жить стало веселее»?
- Какие имена стали популярны у молодых родителей в 1930-е годы в СССР?
- Когда в Москве был открыт Парк культуры и отдыха? Когда и какое имя ему присвоили? Существует ли этот парк в настоящее время?
- Что такое «парад физкультурников»? Чем знаменит такой парад 1935 года?
- Культура русского зарубежья
Отрасль культуры (например, литература, наука, театр и т.д.) | Автор | Произведение, достижение | Характеристика, особенности |
- Используя факты из данного параграфа, докажите, что в СССР в 1930-е годы формируется тоталитарное общество.
- Были ли в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурное пространство российской повседневности
В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...
Культурное пространство российской повседневности
В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.
О культуре советского общества...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-е гг."
Наглядно показать изменения в политике советского руководства в области культуры и образования в 1930-е гг....
Презентация к интегрированному уроку истории и литературы в 10 классе "Культурное пространство советского общества 1920-х годов в зеркале эпохи"
Культурное пространство советского общества 1920-х годов в зеркале эпохи...