Статья: «Методические основы элективного курса «О чем поведали исторические источники»».
статья по истории (11 класс)
Статья «Методические основы элективного курса «О чем поведали исторические источники» посвящена элективному курсу для 11 класса, который с необычной позиции позволяет мотивировать заинтересованность учащихся в изученииистории на близком к ним уровне - бытовом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_chem_povedali_istoricheskie_istochniki.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Коротин В.С. учитель истории
ГБОУ СОШ № 643 Московского района
Статья: «Методические основы элективного курса «О чем поведали исторические источники»».
Получить информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, можно только опираясь на исторические источники. Произведения, которые создают люди в процессе осознанной целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей. Они же несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда были созданы. Что бы ее получить, необходимо понимать особенности возникновения исторических источников. Однако ее надо не только извлечь, но и критически оценить, правильно интерпретировать.
В курсе истории не так много, как хотелось бы, уделяется внимания изучению исторических источников и работе с ними. Элективный курс «О чем поведали исторические источники», попытается восполнить помочь в этом.
Исторические источники – весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Они подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Например, письменные источники включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписку и другие. Таким образом, если с письменными историческими документами имеют дело, как правило, лишь узкие специалисты, то с другими историческими источниками, вещественными, лингвистическими и т. д. человек сталкивается на протяжении жизни и может научиться их читать.
Для чего необходим данный элективный курс? Изучая фрагменты прошлой реальности, важно уметь делать логические умозаключения о том, что означает сам факт их наличия, уметь воспроизводить на их основании взаимосвязанную картину той культуры, того общества, остатком которой они являются. Эти знания и навыки необходимы не только историкам, но и более широкому кругу специалистов гуманитарных наук, и просто образованному человеку. Человеческий опыт, повседневный образ жизни, отношения между людьми различных поколений, обычаи и нравы, умение существовать в природной среде, желание знать прошлое своего города, села, края, своего народа и этнической группы, рода или семьи заставляют людей обращаться к документам, архивам, старинным предметам, фотографиям.
Празднества и обряды, мифы и сказки, воспитание детей, ремесла и промыслы, торговля и обмен, искусство и верования, запреты и увлечения – все познается в сравнении и рождает новые мысли и суждения.
Одна из проблем учащихся – неумение анализировать источники, работать с ними. Данный элективный курс постарается им помочь в этом. Уделяется внимание именно анализу исторических источников через практические задания.
Отличительной чертой данного курса является то, что уделяется достаточно времени на практику, то есть конкретную работу с историческим источником. Это важно, так как дети почти каждый день соприкасаются с историческими источниками, не замечая этого. А здесь дети возьмут старую газету, бабушкину брошь, монету двадцатилетней давности - и попытаются выяснить, откуда появился данный исторический источник, что интересного можно узнать об этой эпохе и т. д.
В задачи курса входит:
- дать учащимся определения понятий «исторический источник», «источниковедение», «виды источников»;
- осветить взаимодействие исторических источников с наукой;
- охарактеризовать становление источниковедения;
- показать виды исторических источников;
- раскрыть на конкретном материале роль исторических источников в жизни человечества;
- дать возможность провести исследовательскую деятельность.
Курс дает возможность развивать у учащихся:
- умение вступать в полемику и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторические источники;
- историческое мышление.
Важно сказать и о тематическом планировании данного элективного курса.
- Введение. Что такое исторический источник?
Вводный урок посвящен рассмотрению понятия «исторический источник» как продукт материальной или духовной культуры, служащий для получения данных о процессах общественного развития.
Основные понятия: «исторический источник».
- Виды исторических источников.
Данные два урока посвящены рассмотрению семи основных групп исторических источников: письменных, вещественных, этнографических, устных, лингвистических, фотодокументов, фонодокументов.
Основные понятия: «группы исторических источников».
- Что такое источниковедение?
Здесь рассматривается отрасль исторической науки (вспомогательная историческая дисциплина), изучающая исторические источники – источниковедение, определяется, какое место эта дисциплина занимает в исторической науке.
Основные понятия: «источниковедение», «вспомогательные исторические дисциплины».
- Работа с вещественными и письменными источниками.
Два урока уделяются практической работе с вещественными и письменными источниками. Показывается, как нужно анализировать вещественные источники на примере конкретной вещи (монеты, шкатулки). То же самое рассматривается на примере письменного документа (газеты).
Основные понятия: «археология», «нумизматика», «летописи», «законы».
- Работа с этнографическими и лингвистическими источниками.
Данные занятия уделяют время практической работе с этнографическими и лингвистическими источниками. Дается анализ этнографического источника на примере национального костюма, национальной кухни, фольклора. Анализ лингвистического источника дается на примере диалектов разных областей России.
Основные понятия: «этнография», «национальный костюм», «национальная кухня», «фольклор», «лингвистика», «диалект».
10-11. Работа с фото- и фонодокументами.
На данном этапе уделяется время практической работе с фото- и фонодокументами. Используются фотографии разных лет, а также аудио- записи речей выдающихся деятелей.
Основные понятия: «фотодокументы», «фонодокументы».
12-13. Летописание как один из главных письменных исторических источников.
Этот этап занятий уделяет внимание одному из главных письменных исторических источников - летописи (хронике).
Основные понятия: «летопись», «хроника», «нарративный источник».
14-15. Законодательные акты и документы.
Здесь рассматривается второй основной письменный источник - законодательные акты и документы.
Основные понятия: «законодательный акт».
16. Зачет.
И, наконец, на заключительном этапе зачет в форме творческой работы. Творческая работа будет заключаться в следующем: через любой доступный, выбранный самостоятельно исторический источник, через анализ данного источника дать характеристику фрагменту исторической эпохи. Итогом коллективной работы будет издание сборника лучших работ.
Литература для учителя и учащихся.
- Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX в.: история. Историк. Документ. Учебное пособие. – М., 1994.
- Журавлева О. Н. Практикум по истории России с древнейших времен до XIX в. – СПб., 2005.
- Введение в специальные исторические дисциплины, М., 1990.
- Вспомогательные исторические дисциплины. СПб., 2003.
- Данилевский И. Н. и другие. Источниковедение. М., 2004.
- Зварич В. В. Нумизматический словарь, Львов, 1979.
- Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание, Томск, 1973.
- Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней, М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по истории "Вспомогательные исторические дисциплины"
Программа элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" предназначена для учащихся 6 класса, содержит пояснительную записку и планирование. Курс является практикоориентированным....
Авторская методическая разработка элективного курса "Основы подготовки к ГИА"
Авторская методическая разработка элективного курса. Целью которого является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации....
Элективный курс «Новейшая история: от исторического триумфа СССР до суверенной России», 11 класс
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, пр...
Элективный курс «Ак-Баштыг – эколого-историческое наследие тувинцев»
Пояснительная записка Социально-экономическая ситуация современного этапа, напряжения отношения в в системе «человек и природа» делает необходимым поиски дополнительных резервов выживания населения в ...
Методическая разработка Элективный курс по физической культуре «Физиологические основы физических упражнений. Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений» (для учащихся 10-11 классов)
Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происх...
Методическая разработка урока.« Великая Отечественная война в исторических источниках »
Методическая разработка урока.« Великая Отечественная война в исторических источниках »...